Презентация на тему: Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её

Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её формирования
Характеристика учебной деятельности (Д.Б. Эльконин,В.В. Давыдов)
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Игра
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
ВЫВОД
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Любовь, уважение и принятие
Три пути передачи ребёнку средств и способов деятельности
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми:
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её
1/72
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 41)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (714 Кб)
1

Первый слайд презентации: Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её формирования

Изображение слайда
2

Слайд 2: Характеристика учебной деятельности (Д.Б. Эльконин,В.В. Давыдов)

1. Определение учебной деятельности 2. Структура учебной деятельности

Изображение слайда
3

Слайд 3

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, мотивы собственного интеллектуального роста, собственного совершенствования

Изображение слайда
4

Слайд 4

Учебная деятельность может рассматриваться соответственно как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение и включает: учебную задачу; учебные действия; контроль и оценку.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебная задача - это цель, сущность которой заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций

Изображение слайда
8

Слайд 8

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Контроль предполагает наличие трех компонентов: 1) модели, образа потребного, желаемого результата действия; 2) процесса сличения этого образа и реального результата 3) принятия решения о продолжении или коррекции действия.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Оценка - определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия ее формирования

Изображение слайда
12

Слайд 12

«Ребенок дошкольного возраста развивается в деятельности. Ведущим видом деятельности для ребенка является игра» - аксиома, особо не требующая доказательства, так как основана на закономерностях психического развития дошкольника.

Изображение слайда
13

Слайд 13

На этапе от 2 до 3 лет - необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности На этапе от 3 до 4 лет - учить освоению различных способов деятельности

Изображение слайда
14

Слайд 14

После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат

Изображение слайда
15

Слайд 15: В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности

умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Изображение слайда
16

Слайд 16

умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога Ребёнок не реагирует на оценку отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт) снижает возможности его обучения.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается

Изображение слайда
19

Слайд 19

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка :"интересно", "хочу знать (уметь) Внешняя мотивация вызвана не познавательными (внешними) мотивами

Изображение слайда
20

Слайд 20

Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Планируемая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это интерес, желание. Мотивация практическая – научиться сделать. Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов ) Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут птицы в лесу?…). и т.д

Изображение слайда
22

Слайд 22: Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Изображение слайда
23

Слайд 23

В общих психологических концепциях развития ребенка (Д.Б. Эльконин, А.Н. Лернтьев, Э. Эриксон и др.) выделяется игровое отношение дошкольника к действительности как ведущее.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Постепенно из процессуальной игры вычленяются так называемые «детские деятельности», которые в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) тесно сопряжены с ней: процессуальные игра-рисование, игра-конструирование, игра-исследование (Л.С. Выгодский, Е.А. Флерина, А.Н. Подъяков и др.).

Изображение слайда
25

Слайд 25

В рамках деятельностного подхода деятельность, наравне с обучением, рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

0 – 1 г. Общение 1г.- 3г. Предмет.манип.деят-ть 3г. – 7г. Игра 7г.- 9г. Уч. деят-ть 9л. – 15 л. Общение 15 – 22г. Проф. ориетация 22 – 55 л. Проф. деятельность 55- …Общение

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29

Не дав ребенку времени прожить этот необходимый этап трансформации игрового отношения к миру, то есть, задав извне требования узкой целенаправленности через жесткую внешнюю «учебную» организацию деятельности, мы ограничиваем возможности самореализации дошкольника и освоения им мира в его многообразии

Изображение слайда
30

Слайд 30

Практическая дошкольная педагогика и разработчика образовательных программ, как правило, исходят из резкого разделения : игра (сфера свободы ребенка) – жестко регламентированные учебные занятия (сфера господства взрослого), причем последние занимают основное место в образовательном процессе по объему отведенного для них времени.

Изображение слайда
31

Слайд 31

При таком подходе игра как специфическая развивающая деятельность дошкольника выпадает из образовательного пространства, превращаясь в «чистый» досуг.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Опираясь на изложенные выше психологические основания, необходимо заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра - учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру:

Изображение слайда
33

Слайд 33

игра и родственные ей виды деятельности.

Изображение слайда
34

Слайд 34

«Ребенок дошкольного возраста развивается в деятельности. Ведущим видом деятельности для ребенка является игра» - аксиома, особо не требующая доказательства, так как основана на закономерностях психического развития дошкольника.

Изображение слайда
35

Слайд 35

В игре формируются: -универсальные генетические предпосылки учебной деятельности ; - произвольное и волевое развитие ребенка, произвольное поведение; -воспитание воли; - развитие произвольных психических функций; - речевое развитие детей; помогает ребенку учиться сочувствию

Изображение слайда
36

Слайд 36: Игра

Развиваются эмоции, Коммуникации нравств. качества Форм-ся навыки морального поведения(воля ) Познавательное Терапевтический Развитие характер Сублемация – уход в игру, творческую деятельность Магизм – удовлетворение в воображении неудовлетворённой потребности Проигрывание альтернативных ролей

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38: ВЫВОД

Фактически игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка.

Изображение слайда
39

Слайд 39

В дошкольном возрасте помимо игры необходимо развитие всех специфически детских видов деятельности (принцип амплификации развития): познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (включая трудовую), чтение детям художественной и научно-популярной литературы, полноценное общение со взрослыми, сверстниками, природой.

Изображение слайда
40

Слайд 40

В психологии хорошо известно, что важно обеспечить ребенку такое образование, чтобы он сам был субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка и его личности.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Концепция Э. Эриксона данный период детства характеризует как становление инициативности (или субъектной активности - Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов), а также процессы «подтверждения» на новом жизненном материале психологических завоеваний предыдущих возрастов – базисного доверия и самостоятельности. Причем успешное протекание этих процессов задает благоприятный психологический фон жизнедеятельности ребенка и выступает существенным условием нормального разрешения возрастной задачи.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Инициатива (или субъектная активность) Базисное доверие и самостоятельность Успешность Независимость, свобода, ответственность. Творчество, развитие Реализация принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Любовь, уважение и принятие

Изображение слайда
44

Слайд 44: Три пути передачи ребёнку средств и способов деятельности

- через наблюдение за старшими (взрослыми), являющихся носителями культурных образцов ; -через непосредственное включение в деятельность старших (взрослых); - через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.

Изображение слайда
45

Слайд 45

2 первых пути можно обозначить как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого), третий путь – как прямое обучение (учительская позиция взрослого).

Изображение слайда
46

Слайд 46

субъектность воспитателя = субъектности ребенка ( совместная деятельность взрослого и ребенка ) ; субъектность воспитателя < субъектности ребенка ( самостоятельная деятельность ребенка).

Изображение слайда
47

Слайд 47

Субъектность воспитателя > субъектности ребенка ( прямое обучение )

Изображение слайда
48

Слайд 48

В исследованиях Л.Н. Перелыгиной доказывается, что достижения результата в развитии личности ребенка, необходимо изменение последовательности предъявления взрослым своей субъектности ребенку.

Изображение слайда
49

Слайд 49

1)От 1-го варианта, где субъектность воспитателя = субъектности ребенка. 2) 2-му, где субъектность воспитателя < субъектности ребенка,

Изображение слайда
50

Слайд 50

включая 3-тий вариант, где субъектность воспитателя > субъектности ребенка лишь при необходимости (!), частично в первый, частично во второй варианты взаимодействия.

Изображение слайда
51

Слайд 51

При этом ребенок приобщается к смыслу всей деятельности. Такая последовательность предъявления субъектности лежит в основе партнерского взаимодействия, которое позволяет избежать привития ребенку позиции «ведомый», обеспечить мотивированное, следовательно, и более эффективное вхождение в мир предметных и социальных отношений, то есть при введении в социум максимально развить индивидуальный потенциал, творческую активность и желание этой активности.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Партнерское взаимодействие как функциональная единица позволяет построить оптимальную модель образовательного процесса, удовлетворяющую требованиям развития личности.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним (при этом ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста переходит во внеситуативно-познавательное с широким использованием речевых форм).

Изображение слайда
54

Слайд 54

Также Ж.Пиаже в своих работах утверждал, что развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Дошкольный возраст – время спонтанно-реактивных программ (сочетание собственного интереса ребенка и педагогических задач взрослого).

Изображение слайда
56

Слайд 56

В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Изображение слайда
57

Слайд 57

В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Структурную дифференциацию образовательного процесса ( Н.А. Короткова) позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в совместную деятельность; и как организатора развивающей предметной среды, обеспечивающей самостоятельную деятельность детей.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Соответственно, образовательный процесс будет включать два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Изображение слайда
60

Слайд 60

Совместная деятельность общая мотивация; общая цель; единое пространство взаимодействия участников; разделение единого процесса на связанные действия; взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости); последовательность действий в соответствии с целью; необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность); наличие единого результата.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми:

становление инициативы детей во всех сферах деятельности детей; - развитие общих познавательных способностей, формирование культуры чувств и переживаний; - развитие способности к планированию собственной деятельности произвольному усилию, направленному на достижение результата; - освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).

Изображение слайда
62

Слайд 62

Блок самостоятельной деятельности детей наполняется содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.

Изображение слайда
63

Слайд 63

« 2 ) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей ( эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Изображение слайда
64

Слайд 64

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!); Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;

Изображение слайда
65

Слайд 65

Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.

Изображение слайда
66

Слайд 66

По мнению автора, эта модель должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3-7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

Изображение слайда
67

Слайд 67

Н.Я. Михайленко и Н.А Короткова предлагают выделять три вида организации образовательного процесса: Учебная модель Комплексно – тематическая модель Предметно-средовая модель: - принцип автодидактизма; - принцип зонирования

Изображение слайда
68

Слайд 68

Формы организации детской жизнедеятельности: занятия; нерегламентированные виды детской деятельности; свободное время

Изображение слайда
69

Слайд 69

В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триединую структуру, т.е. условно разделен на три блока: - специально организованное обучение в форме занятий; - совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринужденной и необязательной форме; - самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе само­ценных для него видов деятельности.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Педагогический процесс может быть эффективным при условии научно- обоснованного планирования. В современных дошкольных учреждениях применяются годовой и календарный планы учебно-воспитательной работы.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Благодарю за внимание!

Изображение слайда
72

Последний слайд презентации: Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия её

До встречи

Изображение слайда