Презентация на тему: Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров урок-практикум

Реклама. Продолжение ниже
Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров урок-практикум
Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров урок-практикум
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется
На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять:
Задание: определите стихотворные размеры
Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из равностопных стихов.
Окончания стихотворной строки. Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин –
Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом.
Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1.Каким метром написано стихотворение; 2.Каким размером;
Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения
Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить
1/11
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 89)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (342 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров урок-практикум №1 интерпритация стихотворного текста

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
2

Слайд 2

В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему. Русский народный стих – тонический Ранний литературный стих ( xvii – нач. xviii в.) – силлабический или виршевый Классический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к. xix в) –силлабо-тонический В стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стих Современная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем немного истории

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/7
3

Слайд 3: Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения

Силлабическое стихосложение (от гр. «слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii – н. xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира. В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе: «Расколы и ере си / науки суть де ти; Больше врет, кому да ло сь / больше разу ме ти; Приходит в безбожие, кто / над книгой та ет»,- Критон с четками в рук ах / ворчит и взды ха ет. А. Кантемир « К уму своему» Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг. В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов - метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными: Бу ря мг лою не бо кро ет … А.С. Пушкин трехсложные – один ударный и два безударных: В по лном раз га ре стра да дере ве нская… Н. Некрасов. Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина): Вы пос то йте-тко за ве ру, за о те чество, Вы пос то йте-тко за с ла вный-стольный Ки ев – град, Вы пос то йте-тко за це рквы ты за Бо жии, Вы побере ги те –тко к ня зя Вла ди мира И со той Оп ра ксой коро ле вичной! «Илья Муромец и Калин-царь»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4: На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять:

Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __ /__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Хорей: Горные вершины Спят во тьме ночной… М. Лермонтов Ямб: Люби, Адель, Мою свирель. А.Пушкин Дактиль: Кубок янтарный Полон давно… А. Пушкин Амфибрахий: О, буйные ветры, Скорее, скорей! Ф. Тютчев Анапест: Так и рвется душа Из груди молодой! А. Кольцов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Задание: определите стихотворные размеры

Мой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету… (Я. Полонский) хорей К чему бесплотной тени Две розы, две слезы? (К. Павлова) ямб Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М. Лермонтов) хорей Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал… (Н. Некрасов) дактиль Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною… (М. Лермонтов) дактиль Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов) анапест Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __ /__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Он у каменной башни стоял под стеной; И я помню, на нем был кафтан дорогой… (Я. Полонский) анапест Средь шумного бала, случайно, В тревогах мирской суеты… (А. Толстой) амфибрахий Слыхали ль вы за рощей в час ночной Певца любви, певца своей печали? (А. Пушкин) ямб

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из равностопных стихов

Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно. Например: Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки – баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. М. Лермонтов (разностопный-трех и четырех –стопный хорей) Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи. Например: Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное Зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая!...» И. Крылов ( В этом примере первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным, третий – четырехстопный, четвертый – трехстопным ямбом)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Окончания стихотворной строки. Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин – КЛАУЗУЛА. Созвучие клаузул в стихотворении называется РИФМОЙ. Их четыре типа:

МУЖСКАЯ – с ударением на последний слог в стихе (обозначается – аа-): Он возвратился и по пал, Как Чацкий, с корабля на бал … А. Пушкин ЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается – АА-): Оставил он свое се ле нье, Лесов и нив уеди не нье… А. Пушкин ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем от конца стиха слоге (обозначается – А,А,-): Клятвы, днем глубоко зат ае нные, И еще,-еще глаза влюбл е нные… В. Брюсов ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге ( обозначается –А,,А,,-): Ветки, темным балдахином све шивающиеся, Шумы речки, с дальней песней сме шивающиеся В. Брюсов 18.02.2019 7

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом

ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) – рифмуются две соседние строки:аа Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда… А. Пушкин ПЕРЕКРЕСТНАЯ – стихи рифмуются через строчку: АбАб Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог… А. Пушкин КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) – смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Над морем город основался А. Пушкин основные виды рифмовок:

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1.Каким метром написано стихотворение; 2.Каким размером; 3.Тип рифмы; 4. Особенности рифмовки

Определим особенности построения стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии…»: На хо лмах Г ру зии леж ит ночн ая мг ла ; Шу ми т А ра гва предо м но ю. Мне г рус тно и лег ко ; пе ча ль м оя свет ла ; Пе ча ль м оя пол на тоб ою … СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ : аБаБ __ __/__ __/__ __ __ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/ __ __ __ __/ __ __ __/__ __ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ Стихотворение написано разностопным ямбом. 1 и 3 строка соединены мужской рифмой, 2 и 4 – женской. Рифмовка перекрестная. Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц зеркальный»: Ме сяц зер ка льный плы ве т по ла зу рной пус ты не, Т ра вы степ ны е у ни заны в ла гой ве че рней, Ре чи от ры вистей, се рдце о пя ть суе ве рней, Д ли нные те ни вда ли пото нул и в лож би не. СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ : АББА __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ Стихотворение написано пятистопным дактилем. Все рифмы женские. Опоясывающая рифмовка.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф

1-й вариант В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» 2-й вариант Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» 3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе»

Изображение слайда
1/1
11

Последний слайд презентации: Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров урок-практикум: Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф

1-й вариант В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямб Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей 2-й вариант Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямб Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб 3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже