Первый слайд презентации: Особенности работы педагога-психолога с детьми с РДА»
Выполнили: Голод Т. Вяткина Н. Клименченко И. Андреева Т. Зинченко Л. гр. 29ППО138- Преподаватель: к. биол. н. доцент Ларькина Н.Ю.
Слайд 2: Актуальность
Ранний детский аутизм выделен и изучается специалистами различных областей во всем мире на протяжении более полувека. Несмотря на большие расхождения во взглядах на причины возникновения данного нарушения, механизмы появления отклонений в развитии детей с аутизмом, пути и способы их лечения и реабилитации, ясно одно: в практике специалиста, подошедшего к проблемам конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, положительный результат в большинстве случаев более вероятен. Необходимость системного подхода к лечению и обучению таких детей доказана бесчисленными исследованиями в этой области, а также непосредственной практикой зарубежных и отечественных психиатров, дефектологов, педагогов, психологов.
Слайд 3: Понятие РДА
Ранний детский аутизм (РДА) - ϶ᴛᴏ неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения. Впервые введено E. Bleuler в 1920г. и рассматривалось как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений»: уход от действительной жизни в мир внутренних переживаний, сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли. В.П. Осипов рассматривал аутизм как "разобщенность больных с внешним миром". В. А. Гиляровский говорил об аутизме как "своеобразном нарушении сознания самого "Я" и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему", при этом подчеркивая, что такие больные замкнуты и отчуждены от всего остального. 40-е годы аутизм – клинический синдром с характерным нарушением развития психики, основной чертой которого является психическое одиночество, которое игнорирует все, что происходит извне.( Л. Каннер )
Слайд 4: Диагностика РДА
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма (для исследования ребенка первого и второго года жизни, фиксирует особенности развития всех неврологических сфер ребенка) Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей (Цель: выявление риска наличия аутизма, создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС) у детей в возрасте от 16 до 30 (48) месяцев) Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. (способствует оценке аутистического поведения ребенка) М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста (направлен на выявление детей, которые нуждаеются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма) ADOS Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений (для оценки и диагностики аутизма и общего ( первазивного ) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.
Слайд 5: Программы коррекционной работы
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия цель : предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он мог бы почувствовать реализацию своих возможностей, создание паттерна диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Холдинг терапия «Форсированная поддержка» цель: коррекция эмоциональных расстройств (аутизм, психопатия, синдром гиперактивности и т.д.). Коррекционная работа с аутичным ребенком( О.С.Рудик )
Слайд 6: Методы работы с детьми-аутистами
Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр) Дельфинотерапия, иппотерапия Сказкотерапия Сенсорная интеграция Песочная терапия Игротерапия Психогимнастика
Слайд 7: Погружение ребенка- аутиста в цвет
Слайд 8: Создание предметной среды
Слайд 9: Подборка видеоматериалов
Что такое аутизм? Обучение детей с аутизмом Страхи аутистов Поведение ребенка с аутизмом: стереотипия, агрессия, истерика Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом
Слайд 10: Список литературы
Кревелен В.К. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия.- СПб, 1997 Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема.- М.: НИИ дефектологии РАО, 1992, 125 с. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция. – М., 1988, 236 с. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985, 124 с. 5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992, 222 с. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, 234 с. Мнухин С.С., Зеленская А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у детей // Журнал психиатрии им. С.С,Корсакова.- 1967. - №10, с.56-78. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. № 1-6, с.12-67. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. – 2004.- №3 Никольская О.С. Особенности коррекции детей страдающих ранним детским аутизмом: Авторефер. Канд. Дис. – М., 1985, 84 с. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.- 1995.- № 1,2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф. 200 Ремшмидт Х. Аутизм. Клиническое проявление, причины и лечения. - М.: Медицина, 2003 Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития.- 2004.- № 3 Кавасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. – Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2003
Последний слайд презентации: Особенности работы педагога-психолога с детьми с РДА»: Перечень интернет-ресурсов
https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/test-u-detej.html http://www.tiensmed.ru/news/autizm-diagnostika-korrekciya1.html https://infourok.ru/metodika-raboti-ranniy-detskiy-autizm-720489.html http://studbooks.net/549937/psihologiya/teoreticheskoe_obosnovanie_problemy_rannego_detskogo_autizma http://studopedia.ru/4_104684_istoriya-izucheniya-problemi-rannego-detskogo-autizma.html http://gigabaza.ru/doc/74474.html http://studopedia.ru/11_98144_metodiki-raboti-pri-rda.html http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/infantile-autism http://stopautism.ru/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA/ http://baragozik.ru/4-6-let/kak-vyyavit-autizm-u-detej-do-6-let-priznaki-testy.html http://medinfa.ru/illnlist/01/autizm/