Презентация на тему: Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4

«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
Другие виды деятельности в дошкольном возрасте
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
Анатомо-физиологическое созревание организма:
.
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
Учебная задача решается на основе следующих учебных действий:
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4
1/41
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 54)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (492 Кб)
1

Первый слайд презентации: Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4

Изображение слайда
2

Слайд 2

Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра Дошкольное детство

Изображение слайда
3

Слайд 3

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Ребёнок – взрослый (обобщённый, общественный) Обобщённый взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. В конце раннего детства возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Игра – это особая форма освоения социальной действительности путём её воспроизведения Содержание игры – это то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности. Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста

Изображение слайда
5

Слайд 5

Главные линии влияния игры на развитие психики Развитие мотивационно-потребностной сферы. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях к мышлению в плане представлений, к умственному действию. Преодоление познавательного эгоцентризма ребёнка. Развитие чувства, эмоциональной саморегуляции поведения. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности ( рисование, конструирование, учебная деятельность). Развитие речи, игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Другие виды деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) Учебная и трудовая деятельность До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов. В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых. В возрасте 5-6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола, места проживания, общественной ситуации. В дошкольном возрасте важно сформировать мотивационную основу учения – развитие познавательных интересов. Становлению собственно познавательной, учебной деятельности способствует особая форма игры – дидактическая игра. Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции

Изображение слайда
7

Слайд 7

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память Память носит непроизвольный характер. К концу дошкольного Возраста начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание Мышление В дошкольном возрасте формируется наглядно- действенное мышление. К концу дошкольного возраста складывается логическое мышление. Воображение выполняет аффективно-защитную и познавательную функцию В 3-4 года у детей Аффективное воображение . Оно позволяет защищаться от различных страхов. В 4-5 лет воображение включается в процесс планирования. К 6-7 годам возникает творческое воображени е. Внимание, восприятие и память становятся высшими психическими Функциями, приобретают опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребёнок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны. наглядные модели, представления и схемы. Интеллект Основное интеллектуальное достижение возраста – ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Познавательное развитие дошкольника

Изображение слайда
8

Слайд 8

Основные психологические новообразования. Личностное развитие в дошкольном возрасте Соподчинение мотивов ( выделение главных и второстепенных мотивов). Иерархия мотивов означает появление волевого поведения. Самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Первичные этические инстанции ( усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми) Произвольность поведения ( подчинение поступков ориентирующему образцу). Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека. Систематическая картина мира, природы и общества. Ребёнок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении

Изображение слайда
9

Слайд 9

Манерничанье: ребёнок что-то из себя строит, что-то уже скрывает (уже душа закрыта) Симптом «горькой конфеты»: ребёнку плохо. Но он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания: ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым Другие поведенческие характеристики: возникновение паузы между обращением к ребёнку и его ответной реакцией; появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её выполнения; непослушание как отказ от выполнения привычных дел и обязанностей; хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме; демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры; обострённое внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький. Позитивные проявления: Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем. Самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению. Рассудительность. Кризис семи лет Потеря детской непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это будет иметь для самого ребёнка

Изображение слайда
10

Слайд 10

Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы Наличие познавательных интересов. Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять важную оцениваемую деятельность – быть школьником. «Внутренняя позиция школьника» - сплав познавательной потребности и потребности занять взрослую социальную позицию. Развитие познавательной сферы: произвольного внимания. произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерени ю. Двигательная готовность. Мелкая моторика. Крупные движения (рук, ног, всего тела) Уровень развития предпосылок учебной деятельности : умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы. Интеллектуальная готовность. Ориентировка в окружающем мире, запас знаний. Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления. Развитие речевой сферы. Психологическая готовность к обучению в школе

Изображение слайда
11

Слайд 11

Вершина детства. ( от 6-7 до 10-11 лет). Младший школьный возраст

Изображение слайда
12

Слайд 12: Анатомо-физиологическое созревание организма:

Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95% веса мозга взрослого в 10 лет). Усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий (целенаправленного произвольного поведения, планирования). К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов и наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Развивается костно-мышечная система. Но развитие крупных мышц опережает развитие мелких.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Социальная ситуация развития младшего школьника ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего обязательного неполного и полного среднего образования. Ученик. Новые права и обязанности. Ведущий тип деятельности учебная деятельность Сфера социальных отношений. У младшего школьника Выделяется особый тип социальных отношений, опосредованных задачей: Ребенок-взрослый-задача; Учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Учебная деятельность - вид деятельности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков. В. В Давыдов и Д.Б. Эльконин выделяют в структуре учебной деятельности следующие компоненты: Учебная мотивация - это то, что побуждает ученика к учебной деятельности Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. Учебные действия – это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета. Контроль – действие, с помощью которого проводится проверка соответствия между сделанным и образцом. Оценка – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Характеристики оценки и отметки Оценка Имеет два значения: положительное и отрицательное фиксирует факт усвоения или неусвоения материала; дает содержательное и качественное описание; показывает причины усвоения или неусвоения ; направляет ученика на устранение недостатков; побуждает к работе до получения положительной оценки. Отметка Имеет 5 или более рангов. Определяет результат учебного процесса. Носит обобщенный характер. Отражает усердие ученика. Неверное оценивание учителем ведет к формированию неуверенности ученика в собственных знаниях и действиях. Ученик освобождается от собственной оценочной активности.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Учебная задача решается на основе следующих учебных действий:

Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы. Моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме. Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде». Выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом. Контроль за выполнением предыдущих действий. Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Изображение слайда
17

Слайд 17

лень ; рассеянность ; неуправляемость ; хронические неудачи; уход от деятельности; развитие ребенка по игровому типу; развитие ребенка по негативистской демонстративности. Основные причины трудностей в обучении

Изображение слайда
18

Слайд 18

Внимание и восприятие Объем внимания 2-3 объекта. Распределение слабое. Переключение затруднено. Устойчивость низкая. Легко отвлекаемое внимание. Причины отвлечения: новизна обстановки, особенности наглядных пособий, однообразие деятельности, утомление. Условия развития Произвольного внимания учебная деятельность; изучение доступного материала; изучение эмоционально насыщенного материала; творческая деятельность. Восприятие Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета ( младшие школьники замечают не главное, а то, что бросается в глаза); Слабая дифференцированность восприятия; Ситуативность восприятия (они узнают только привычные предметы); Большая эмоциональность восприятия.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Память Преобладает непроизвольное запоминание. На быстроту и прочность запоминания оказывают влияние эмоции и чувства. Способы формирования приемов запоминания. Многократное прочитывание; Чередование прочитывания с воспроизведением; Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания; Мысленное припоминание прочитанного; Сопоставление развернутого и свернутого плана; Выделение смысловых единиц; Переход от одних элементов текста к другим и их сопоставление; Оформление результатов группировки в виде письменного плана.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Этапы синтеза. Простой, суммирующий – перечисляются признаки. Широкий и сложный – выделяются новые знания о действительности Ступени усвоения отношений. 1 ступень – рассматривается отдельно каждый случай выражения понятий; 2 ступень – делаются обобщения, которое относится к рассматриваемым случаям; 3 ступень – полученное обобщение применяется к разным случаям. Ступени овладения понятиями: Усвоение единичных и общих представлений ( выделяются функциональные признаки предмета); Перечисление известных признаков и свойств, не отличая существенные от несущественнного ; Выделение общих и существенных признаков у ряда единичных предметов. Этапы анализа. Частичный – анализируют отдельные части предмета. Комплексный – анализируют все части предмета. Системный – анализируют части и свойства предмета в определенной системе. Мышление

Изображение слайда
21

Слайд 21

Развитие речи Задачи развития речи: Обеспечение для учащихся хорошей языковой среды; Создание на уроке ситуации общения; Обеспечение правильного усвоения учениками достаточного лексического запаса, грамматических структур; Проведение специальной работы по развитию речи на различных уровнях (произношение, словарный запас, синтаксис) Развитие желания у учеников говорить правильно; Развитие не только говорения, но и аудирования. Овладение речью идет по разным линиям: Развитие звукоритмической и интонационной стороны речи; Овладение грамматическим строем предложения; Развитие лексики

Изображение слайда
22

Слайд 22

Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте. Произвольность Внутренний план действий Рефлексия Этапы формирования произвольности. Выполнение задания в соответствии со словесными указаниями учителя; Самостоятельное выполнение учеником в соответствии с собственными интересами и потребностями. Этапы формирования внутреннего плана действий. Внешнее практическое действие с реальными предметами; Выполнение действия с заместителями предметов (изображениями); Выполнение действия в плане «громкой речи»; Выполнение действия в умственном плане. Этапы формирования рефлексии: Временная остановка предметной деятельности для анализа алгоритма действий; Восстановление последовательности выполненных действий; Изучение последовательности действий с точки зрения эффективности, соответствия поставленной задаче; Формирование результатов рефлексии, гипотезы о предстоящей деятельности; Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Эмоционально-волевая сфера младших школьников Первоклассники эмоционально возбудимые, отзывчивые и не могут понять эмоциональное состояние по выражению лица. В младшем школьном возрасте формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства) Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учёбе. При отрицательном отношении к учителю у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости. У младших школьников развивается, произвольность и самоконтроль. Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах. Улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Особенности взаимоотношений младшего школьника. В 3-4 классе происходит перестройка межличностных отношений. Дети начинают острее переживать публичные замечания. Второклассники оценивают по успеваемости-неуспеваемости, привлекательности-неряшливости, физическая сила (для мальчиков) и плаксивость. Ябедничество (для девочек). Первоклассники оценивают сверстников по внешним качествам: опрятность-неопрятность, активность-пассивность, готовность поделиться – жадность, усидчивость-драчливость.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Самооценка младшего школьника Основные особенности личности младшего школьника Неадекватная и неустойчивая Число осознаваемых качеств относительно невелико Трудности в анализе поступков Повышенная реактивность и готовность к действию Не задумывается о трудностях и сложностях Большая подражательность Доверие к учителю

Изображение слайда
26

Слайд 26

от 11-12 до 15-16 лет Промежуточный переход между детством и взрослостью, возраст совмещает характеристики того и другого возраста Подростковый возраст

Изображение слайда
27

Слайд 27

Основная характеристика подросткового возраста ̶ его противоречивость. Особенности возраста: Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости. Подростничество является одновременно возрастом с оциализации и индивидуализации

Изображение слайда
28

Слайд 28

Подростковый возраст называют пубертатным (полового созревания) Подростковый возраст как период «бури и натиска», обусловленный разрывом между наступлением социальной и сексуальной зрелости (С. Холл). Противоречия: По З.Фрейду, возраст 12-15 лет - период полового созревания, для которого характерна влюблённость, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям. чрезмерная активность может привести к изнурению ; безумная весёлость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями; страсть к общению сменяется замкнутостью; высокая чувствительность переходит в апатию ; живая любознательность в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству – в любовь к рутине; увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Подростковый возраст - это период кардинальной перестройки организма Рывок роста – тело ребенка «взрослеет» Изменяется мышечная система, но она отстает в развитии от костной Наблюдаются диспропорции в работе сердечно- сосудистой системы Нарушение зависимости между силой раздражителя и ответа на него в связи с повышением возбудимости нервной системы

Изображение слайда
30

Слайд 30

Центральной задачей развития подросткового возраста является самоопределение в системе ценностей общения и отношений между людьми. (Р. Хевигхерст ). Направления развития: Освоение «новой телесности ». Развитие абстрактного мышления. Приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников. Становление новых отношений в семье. Подготовка задач будущего в области карьеры и образования. Подготовка к семейной жизни.

Изображение слайда
31

Слайд 31

По мнению Д.Б. Эльконина, ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Динамика мотивов общения со сверстниками: Желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определённое место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д.И. Фельдштейн считал, что ведущим типом деятельности детей подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая неоплачиваемая деятельность ( просоциальная деятельность ) Главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества, структура задаётся целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно-полезной деятельности подростка –быть лично ответственным самостоятельным. В 9-10 лет у детей появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых, в 10—11 лет – стремление получить оценку своих возможностей у других людей, в 12-13 лет – признание прав, в 14-15 лет – стремление занять определённую социальную позицию, потребность в самоопределении.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Развитие в подростковом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно полезной деятельности: производственно- трудовой, художественной, спортивной, учебной и т.д. Самое основное в развитии личности подростка ̶ особенность переходить из одного вида деятельности к другому. Эта способность предполагает, что подросток владеет общими способностями организации своей деятельности в любой форме ̶ умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Изображение слайда
33

Слайд 33

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста « Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохого?» (Начало самоопределения человека). На основе суждений взрослых (смотрит на себя как бы глазами окружающих) На основе сравнения с идеалом (оценивает себя)

Изображение слайда
34

Слайд 34

механизм саморегуляции самосознание самооценка самовоспитание

Изображение слайда
35

Слайд 35

Субъективная (чувство взрослости): появление у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основные показатели: проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Объективная: в интеллектуальной сфере – самостоятельность в усвоении знаний, стремлении к самообразованию; в социально-моральной сфере – в помощи взрослым и их поддержке, в отстаивании собственной точки зрения, соответствии морально-этических представлений реальному поведению подростка; в романтических отношениях со сверстниками противоположного пола; во внешнем облике – в следовании моде в одежде, в поведении, в речи. Объективная и субъективная взрослость (по Эльконину )

Изображение слайда
36

Слайд 36

Чувство взрослости – это стремление : Быть похожим на взрослых внешне Приобщиться к их жизни и деятельности Приобрести качества и умения взрослых Приобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ!!! А ответственность… П озже!!!

Изображение слайда
37

Слайд 37

Основные тенденции в личностном развитии подростков: Осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность. Увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать во все включиться лично. Расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых. Усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания. Активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества. Появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса

Предпосылки подросткового кризиса Внешние Внутренние Биологические Психологические Изменение характера учебной деятельности. Отсутствие единства требований. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение. Появление новых требований в семье. Изменение положения ребёнка в семье. Расширение социальных связей подростка. Процессы физического роста и биологического созревания организма. Физиологические изменения в кровеносной, костно-мышечной системах. Гормональная перестройка организма, половое созревание. Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Формирование системы интересов: «эгоцентрическая доминанта», « доминанта дали», «доминанта усилия», «доминанта романтики».

Изображение слайда
39

Слайд 39

Кризис 13 лет Симптомы кризиса попытки понять самого себя и свои возможности изменение Я - концепции становление самосознания половое влечение импульсивность повышенная возбудимость негативизм снижение продуктивности

Изображение слайда
40

Слайд 40

Специфические особенности психики и поведения подростка Поведенческие реакции: - Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения; - Реакция оппозиции, протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому; - Реакция имитации проявляется в подражании родным и близким; - Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свои недостатки в одной области успехами в другой; - Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность. Собственно подростковые поведенческие реакции: - Реакция эмансипации отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых; - Реакция «отрицательной имитации» проявляется в контрастном поведении по отношению к членам семьи; - Реакция группирования имитации проявляется в стремлении к спонтанному образованию подростковых групп; - Реакция увлечения (хобби-реакции) Связана с увлечением спортом, коллекционированием, азартными играми и т.д.; - Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес Я к сексуальным проблемам и т. д.)

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4

Интеллектуальное развитие подростка Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач (важнейшее приобретение в анализе действительности) Интеллектуализация процессов восприятия и памяти Всё чаще подростки обращаются к творчеству Развивается логическая память, развитие умений логической обработки материала у подростков должно быть специальной задачей учителя

Изображение слайда