Презентация на тему: Особенности литературного психологизма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Особенности литературного психологизма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Содержание
История создания повести
Особенности психологизма «Бедной Лизы»
Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
Психологизм Лизы
Психологизм Эраста
Сопоставление героев
Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла
Монолог как средство раскрытия психологизма героев
Особенности литературного психологизма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Источники
1/14
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6546 Кб)
1

Первый слайд презентации: Особенности литературного психологизма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Выполнила студентка 1 курса ИРЯиС ФЛ-РЛБ-12 Федотова Кристина.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание

История создания повести Особенности психологизма «Бедной Лизы» Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей Психологизм Лизы Психологизм Эраста Сопоставление героев Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла Монолог как средство раскрытия психологизма героев Источники

Изображение слайда
3

Слайд 3: История создания повести

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. «Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Особенности психологизма «Бедной Лизы»

«Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентиментализма. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Важное значение имело художественное открытие Карамзина – создание особой эмоциональной атмосферы,. В связи с этой повестью уже можно говорить о более или менее сложившихся принципах психологизма Карамзина, которые в дальнейшем он будет развивать и усложнять. Однако следует отметить, что наше представление о них недостаточно конкретизировано. Исследователи, как правило, ограничиваются самыми общими указаниями на наличие психологизма в «Бедной Лизе, не ставя вопроса о его специфике. Как правило, предлагается анализ отдельных приемов раскрытия внутренней жизни персонажей.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей

Н. Г. Пурыскина особое внимание уделяет поэтике жеста: «Богата палитра эмоциональных оттенков, присущих душевному миру персонажей «Бедной Лизы »: огорчение, грусть, отчаяние, любовь и т.д. Достигается это благодаря мастерству языка жестов, т.к. жест – самый чуткий и искренний вестник душевных движений человека, который далеко не всегда может словами поведать о своих чувствах » В. Н. Топоров особое внимание уделяет пейзажу как средству раскрытия внутреннего мира героев. Так, например, когда в жизнь героини входит любовь, то разлад ее с природой образует знак выделенности Лизы из прежнего согласия с нею. Одна из заслуг Карамзина, по мнению исследователя, состоит именно в том, что он смог создать « антропоцентричный » пейзаж, открыть его потенциал как стилевого приема, позволяющего проникнуть в мир человеческой души. .

Изображение слайда
6

Слайд 6: Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей

С. М. Аюпов отмечает особую роль часто встречающегося в повести оборота «может быть»: «В русской прозе эстетический (и психологический) потенциал оборота «может быть» был впервые раскрыт Карамзиным в повести “Бедная Лиза” где является основным средством « психологизации повествования». В. С. Соловьева отмечает особую роль перифраз, в частности метонимических перифраз со значением сердце и душа: «Подобные метонимии передают чувства, страдания влюбленных как в повествовании автора, так и в речи героев ». Таким образом, данные принципы изображения внутренней жизни человека не сведены в систему. А поэтому в целом понимание сущности открытий, сделанных Карамзиным в «Бедной Лизе», остается неполным. На наш взгляд, все способы изображения психологизма в повести представляют собой именно систему, целостность которой определяется тем открытием, которое Карамзин сделал в своих ранних произведениях, а именно, его переходом от рассуждения о человеческих чувствах к полнокровному, эмоционально окрашенному их изображению.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей

Как известно, очень важную роль в раскрытии переживаний героев играет здесь образ автора, форма выражения писательской позиции, получившая в литературе сентиментализма широкое распространение: «Тема – личность человеческая - для него (Карамзина) выражается, прежде всего, в теме личности самого автора… Авторское отношение к изображаемому пронизывает всё изложение произведений Карамзина. В сущности, это отношение и является самым главным в них ». Создавая произведение, писатель, опирается в ходе творческого процесса на свою жизненную, общественно-эстетическую позицию, «которая обычно выражается в его речах, письмах, дневниках, статьях, беседах».

Изображение слайда
8

Слайд 8: Психологизм Лизы

Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. В произведении Лиза оказывается жертвой чувств. Центральной чертой характера Лизы является чувствительность – так определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Лиза доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят ее к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Психологизм Эраста

Образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Автор показывает его, как хозяина чувств. При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу. Первый раз он дает денег лизиной маме, когда не хочет больше видеться с девушкой; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе. Эраст нашел в Лизе то, что сердце его так долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря любимой, а чувство вины.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сопоставление героев

Изображение слайда
11

Слайд 11: Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла

На первый взгляд кажется, что Лиза и Эраст – это как день и ночь или добро и зло. Х арактеристика Лизы и характеристика Эраста умышленно противопоставлены автором повести, но это не совсем так. Если образ Лизы – это добро, то такое добро не нужно ни миру, ни людям. Оно просто нежизнеспособно. Характеристика Лизы, которая может ее исчерпывающе определить, – это наивность, доходящая до глупости. Эраст тоже не есть зло в чистом виде. Для зла нужна сила характера, а ею молодой дворянин не наделен. Эраст – просто инфантильный мальчик, бегущий от ответственности. Он совершенно пуст и бессодержателен. Его поведение омерзительно, но злым его назвать трудно, а уж тем более воплощением зла.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Монолог как средство раскрытия психологизма героев

Одним из главных приёмов раскрытия внутренней жизни персонажей является у Карамзина внутренний монолог, который обладает рядом особенностей: Во-первых, они представляют собой уже некий итог цепочки переживаний и мыслей и выражают чувство определившееся, которое обрело законченную форму ; Во-вторых, даже в мыслях герои словно смотрят на себя со стороны. Например : «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок ! Куда гонишь ты стадо своё ?...» Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…Мечта!» В этом монологе нет прямого выражения чувства, а только воображение. Таким образом, персонажам трудно прямо определить свое состояние. Они намекают слушателю на суть происходящего в их душе, то есть фактически стремятся изобразить свою внутреннюю жизнь в конкретных живых образах.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: Особенности литературного психологизма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: Источники

https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index/html https :// www.bibliofond.ru/view.aspx?id=18310 http:// elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5917/1/uch00146.pdf http://resoch.ru/xarakteristika-lizy-i-erasta-v-tablice-po-povesti-bednaya-liza / http:// fb.ru/article/190157/harakteristika-lizyi-iz-povesti-bednaya-liza-psihologicheskiy-analiz-harakterov-glavnyih-geroev-v-sochinenii-n-m-karamzina

Изображение слайда