Презентация на тему: Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами

Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами с нарушениями речи и в социальной адаптации
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами
1/31
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 26)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (88 Кб)
1

Первый слайд презентации: Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами с нарушениями речи и в социальной адаптации

Работу выполнила студентка 31 группы Баженова Елизавета

Изображение слайда
2

Слайд 2

Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Психолого-педагогическая Классификация Р.Е.Левиной

Изображение слайда
4

Слайд 4

Психолого-педагогическая классификация  группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

Изображение слайда
5

Слайд 5

1)  Нарушение средств общения : ·      ФФНР ( фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в  ФНР  (фонетическое недоразвитие речи). ·     ОНР ( общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом,  СНР  (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в  ЛГНР ( лексико-грамматическое недоразвитие речи).

Изображение слайда
6

Слайд 6

2) Нарушение в применении средств общения : Заикание  – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР. проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Клинико-педагогическая классификация

Изображение слайда
9

Слайд 9

Клинико-педагогическая классификация  нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы:

Изображение слайда
10

Слайд 10

1)нарушения устной речи   определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений: Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: -   афония, дисфония  – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата -   брадилалия  (или брадифразия ) – патологически замедленный темп речи -   тахилалия  (или тахифразия ) - патологически ускоренный темп речи -   заикание  ( логоневроз ) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата -   дислалия  (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата -   ринолалия  (гнусавость, палатолалия ) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата -   дизартрия  – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: -  алалия  – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет) -   афазия

Изображение слайда
11

Слайд 11

2)нарушения письменной речи -     дисграфия (аграфия)  - частичное (полное) нарушение письма -     дислексия (алексия)  – частичное (полное) нарушение чтения. Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды

Изображение слайда
13

Слайд 13

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: социальная адаптация как разновидность социального отношения; социальная адаптация как социальный процесс; социальная адаптация как социальная деятельность; социальная адаптация как институциональная форма.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др. Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Получение детьми с речевыми нарушениями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Учитывая важность влияния семьи оказываемого на процесс социализации ребенка, реализуемого в ее социальных (обеспечение дохода, домоводство и забота о здоровье, рекреационная, социализирующая, самоидентификации, развитие способности к воспитанию, образовательная, профессиональная) и социетальных (отношение к ребенку с нарушениями развития, его воспитание, обучение, умение вовремя организовать и оказать помощь, адаптировать к жизни в обществе) функциях, рассмотрим механизмы семейной социализации.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Во взаимоотношения со сверстниками ребенок начинает вступать еще в раннем детстве. Дошкольник проявляет интерес к окружающим, ис­пытывает потребность в эмоциональном общении. В возрасте от 1,5 до 3 лет появляется деловое и игровое общение. В старшем дошкольном воз­расте основным становится сюжетно-ролевое общение в процессе сюжетно-ролевых игр со сверстниками, через которые ребенок усваивает модели человеческих отношений. К школьному возрасту у ребенка развивается деловое и личностное общение, включенное в деятельность.

Изображение слайда
21

Слайд 21

К подростковому возрасту на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками, важным становится отношение другого к собственной личности подростка. Таким образом, все поведение подростка подчинено его самооценке, которая, в свою очередь, формируется в процессе общения с окружающими людьми. В зависимости от отношения ребенка с особенностями речевого развития к себе, к своей собственной речи, умения и готовности общаться (особенности речи как препятствие в общении, ориентирование в ситуации общения, эмоциональное переживание особенностей своей речи), можно определить два основных типа самооценки речевой деятельности: 1. Коммуникабельный; 2. Некоммуникабельный.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Следующие особенности необходимо учитывать при организации коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи:

Изображение слайда
23

Слайд 23

1. Дети, имеющие высокий уровень проявления коммуникативности, острее переживают свой речевой дефект, стараются скрыть потребность в общении и желание общаться. У меня много знакомых. Я чувствую, что они стараются не замечать особенностей моей речи и общаются со мной на равных. Я испытываю потребность и легкость в общении с такими людьми, но все же, когда я вспоминаю о недостатках своей речи, невольно пытаюсь уйти от общения.

Изображение слайда
24

Слайд 24

2. Из опыта общения с детьми, имеющими нарушения речи, можно сделать вывод, о том, что компенсации недостатка коммуникативных умений не возникает. Осознание дефекта влияет на выбор будущей профессии. Несмотря на удачные результаты посещений логопеда, я все же организовал свой стиль общения от которого, как ни стараюсь, не могу отойти. Мне кажется, что люди, которые общаются со мной, воспринимают меня именно так, и им легче разговаривать со мной в привычном для меня и для них стиле. При общении с новыми людьми я иногда испытываю некоторый дискомфорт и пытаюсь искусственно соответствовать речевым нормативам, что затрудняет общение. В плане установления личных отношений выбираю партнера, который не обращает внимания на особенности моей речи, и не считает это главным в отношениях. В профессиональном самоопределении все же считаю, что работа, предполагающая приоритет речи - не для меня.

Изображение слайда
25

Слайд 25

3. У детей с речевыми нарушениями сложился стереотип отношения к своей речи. Даже слыша вокруг себя вполне нормальную речь и стараясь соответствовать нормативам, не испытывая дискомфорта в общении, все равно в определенных ситуациях задумываешься, что говоришь не «как все» (хотя другие могут воспринимать твою речь как вполне правильную). Возникает чувство понимания и осознания, что окружающие оценивают мою речь, проигрываешь варианты их отношения ко мне и к моей речи. Думаю, в дальнейшем я смогу преодолеть эти трудности. Конечно же, не без помощи близких людей и хороших специалистов..

Изображение слайда
26

Слайд 26

Таким образом, осознание особенностей своей речи, может привести к ограничению круга общения подростка. Поэтому, большое внимание нужно уделять психологической помощи такой категории подростков. Важным условием успешной коррекции речевых нарушений является и активная позиция самих подростков.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Развитие коммуникативных способностей позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня самосознания подростка, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопределения.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Характерно, что дети с выраженными нарушениями речи (алалией, афазией, дизартрией) редко обращаются с вопросами к экспериментатору, чаще всего не ищут его поддержки при оценке результатов своей деятельности. Закончив решение задач, не сличают результат с условием, а сразу же спешат заявить о том, что задание выполнено. У школьников с моторной алалией выявлены значительные нарушения произвольного внимания, памяти. В большей степени нарушены устойчивость, концентрация и активность внимания.

Изображение слайда
29

Слайд 29

У заикающихся детей наиболее выражены нарушения концентрации и активности внимания. В связи с этим заикающиеся дети проявляют импульсивность, торопливость, несдержанность. Выслушав инструкцию, они сразу включаются в деятельность, но не могут сосредоточиться на выполнении заданий. Им требуется разъяснение задания, а для самоорганизации их психической деятельности. У детей с заиканием и дизартрическими проявлениями нередко имеет место неловкость, они долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации. У них, как правило, преобладает обилие синкинезий, дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Таким образом, общим для познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями является то, что у всех недостаточно сформировано произвольное внимание, в частности таких его свойств, как концентрация, активность, переключаемость, устойчивость. Имеются расстройства памяти -слуховой, зрительной, вербально-логической. Общим является то, что нарушения оказывают влияние на протекание других психических процессов: восприятие, мышление, на самоорганизацию целенаправленной деятельности, усугубляет процесс речевой деятельности. Нарушения внимания, памяти оказывают существенное воздействие на личностно-характеологические структуры ребенка, «расшатывая» конституционально-биологическую предпозицию конкретного личностного психотипа.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Особенности лиц с нарушениями речи: проявления, трудности, испытываемые лицами

Спасибо за внимание!!!

Изображение слайда