Презентация на тему: Особенности культуры первобытной эпохи

Особенности культуры первобытной эпохи
Памятники Всемирного культурного наследия, связанные в первобытной эпохой
Периодизация истории первобытного общества
Периодизация эпохи палеолита
Появление и эволюция
Становление научных исследований первобытного общества
Основные этапы эволюции древнего человека
Особенности культуры первобытной эпохи
Виды архантропа
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Культурные достижения кроманьонцев
неандертальцы
кроманьонцы
Особенности первобытного искусства
Зарождение первобытного искусства
Особенности первобытного искусства
Основные виды первобытного искусства
Последовательность появления жанров первобытного искусства
Первобытные орудия труда
Стоянка древнего человека
Первобытная скульптура
Леопарды, наскальный рельеф из Феццане (Ливия), неолит
Первобытная скульптура
Венера из Виллендорфа (Австрия, верхний палеолит, возраст – 25 тыс. лет)
Петроглифы
Петроглифы
Наскальная живопись
Наскальная живопись. «Звериный стиль»
керамика
Основные типы мегалитических построек
Дольмены
Дольмен
Менгиры
менгир
Кромлехи
кромлех
Виды орнамента
Памятники культурного наследия
Пещера Ляско – «сикстинская капелла наскального искусства»
Особенности культуры первобытной эпохи
Охрана пещеры Ляско
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
План пещеры Ляско
Изображение быков из пещеры Ляско
Изображение человека и быка из пещеры Ляско
Изображение лошади из пещеры Ляско
Петроглифы Валь - Камоники
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Пещера Альтамира – «столица пещерной живописи»
Особенности культуры первобытной эпохи
Охрана пещеры Альтамира
Бизон из пещеры Альтамира
Сцена охоты из Альтамиры
Стоунхэндж
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Особенности культуры первобытной эпохи
Эйвбери
Особенности культуры первобытной эпохи
Кромлех в Эйвбери
Синантроп
История находки
Особенности культуры первобытной эпохи
Пещера Чжоукоудянь и реконструкция образа синантропа
Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп
Особенности культуры первобытной эпохи
Костёнки – наследие первобытного искусства в России
Особенности культуры первобытной эпохи
Изображение животных из Костенок
Обитаталь Костенок
«Венера» из Костенок
Музей в Костенках
Мамонт. Костенки
1/79
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1556 Кб)
1

Первый слайд презентации: Особенности культуры первобытной эпохи

Культурное наследие первобытного общества

Изображение слайда
2

Слайд 2: Памятники Всемирного культурного наследия, связанные в первобытной эпохой

Пещера Ляско, Франция, 1979 г. (критерии i, iii) Петроглифы в Валь-Камонике, Италия, 1979 г. (критерии iii, vi) Пещера Альтамира, Испания, 1985 г. (критерии i, iii) Мегалитические сооружения Стоунхендж и Эйвбери, Англия, 1986 г. (критерии i, ii, iii) Стоянка синантропа, Китай, 1987 г. (критерии iii, vi ) Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп, расположены на территории нескольких стран: Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Словения, 2011г. (критерии ii, iv).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Периодизация истории первобытного общества

Палеолит (каменный век): -Нижний (древний) – 1,5 - 1 млн лет. до н.э. -Средний - 100 - 40 тыс. лет до н.э. -Верхний - 40 - 12 тыс. лет до н.э. Мезолит (средний каменный век) - 12 - 6 тыс. лет до н.э. Неолит (новый каменный век) - 7 - 4 тыс. лет до н.э. Энеолит - 5 - 3 тыс. лет до н.э. Бронзовый век - 3 - 1 тыс. лет Железный век - 1 тыс. лет до н.э.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Периодизация эпохи палеолита

ранний, или нижний, палеолит (олдувай, шель, ашель, мустье) поздний, или верхний, палеолит (ориньяк, солютре, мадлен, костенково-борщевская культура и др.культуры). иногда выделяют средний палеолит (премустье, мустье). Данная периодизация основана на главных культурных достижениях древнего человека, в первую очередь, особенностями орудий труда

Изображение слайда
5

Слайд 5: Появление и эволюция

древнейшего человека

Изображение слайда
6

Слайд 6: Становление научных исследований первобытного общества

1856 г. близ Дюссельдорфа найден скелет неандертальца ( h omo neanderthalensis) вт. пол. XIX в. – многочисленные находки останков древнего человека 1871 г. - исследование Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» 1896 г. - Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Происходит оформление нового научного направления палеоантропологии, т.е. науки, изучающей древнего человека и его происхождение.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные этапы эволюции древнего человека

Австралопитек, или протантроп, — предки рода homo (люди), род ископаемых высших приматов, фрагменты костей которых впервые были обнаружены в Южной Африке Человек умелый ( h omo habilis) — высокоразвитый австралопитек, первый представитель рода h omo. Его останки были обнаружены в 1960 г. в Танзании в пещере Олдувай. Первым начал изготавливать орудия труда.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Человек прямоходящий ( h omo erectus) ископаемый вид людей, живших 1,5 млн — 400 тыс. лет назад. Развивался параллельно с h omo habilis, но не был предком современного человека. Человек разумный ( h omo sapiens ) - вид рода h omo ( люди ), обладал довольно высокой степенью развития материальной и нематериальной культуры, изготавливал орудия труда, обладал способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Время существования – 45 тыс. лет назад – до настоящего времени Архантроп - обобщенное название ископаемых людей, которые привели к появлению следующего этапа эволюции — палеоантропов.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Виды архантропа

питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и др. Останки архантропов найдены в Азии, Африке и Европе. Абсолютный возраст архантропов - от 1,9 млн лет до 60 тыс. лет. Архантропы охотой, собирательством, изготовляли грубые каменные орудия труд, умели разводить огонь, жили «первобытным человеческим стадом», обладали зачатками речи

Изображение слайда
10

Слайд 10

Палеоантроп - следующий этап эволюции человека, которые рассматриваются как переходный этап от человека прямоходящего ( homo erectus ) к человеку современного типа, человеку разумному ( homo sapiens ). Неандерталец ( h omo neanderthalensis) - ископаемый вид людей, представитель палеоантропов. Жил в Европе, Азии и Африке 200 — 28 (27) тыс. лет назад

Изображение слайда
11

Слайд 11

Неандертальцы ( h omo sapiens neanderthalensis ): владели речью, имели культ и ритуалы (погребения) средний рост – 155 – 165 см. продолжительность жизни от 23 до 79 лет Однако ученые спорят, являются ли они предками современного человека

Изображение слайда
12

Слайд 12

Неоантроп   — обобщённое название людей современного вида, ископаемых и ныне живущих. Кроманьонец – считается предком современного человека (Homo sapiens современного типа). Останки были найдены в пещере Кро-Маньон, Франция, в 1868 г. Кроманьонец появился около 100 тыс. лет назад в Восточной Африке. Он заселил Европу 30 — 40 тыс. лет назад и вытеснил неандертальца. С кроманьонцем связана эпоха среднего палеолита с культурой мустье и культура верхнего палеолита.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Культурные достижения кроманьонцев

селились общинами, охотились, строили жилища из звериных шкур, изготавливали орудия труда из кости и рога, украшали стены своих пещер рисунками, изображающими людей, животных, сцены охоты, знали гончарное ремесло, умели изготавливать украшения, выполняли погребальные обряды: умерших соплеменников хоронили в согнутом положении, клали в могилы украшения и предметы быта.

Изображение слайда
14

Слайд 14: неандертальцы

Изображение слайда
15

Слайд 15: кроманьонцы

Изображение слайда
16

Слайд 16: Особенности первобытного искусства

Изображение слайда
17

Слайд 17: Зарождение первобытного искусства

Зарождение искусства относят к позднему палеолиту ок. 33 тыс. лет до н. э. Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). Распространение - от Сибири до Западной Европы Древнейшие в мире из известных наскальных рисунков находятся в пещере Нерха в Испании (возраст - примерно 43,5 — 42,3 тыс. лет ) «Классические образцы» первобытного искусства относятся к эпохе мадлен ( 10—15 тыс. лет тому назад ), например, пещера Ляско

Изображение слайда
18

Слайд 18: Особенности первобытного искусства

Отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников Тесно связано с первобытными мифологическими воззрениями, Основано на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тотемизме (культе животного - прародителя рода); было элементом магических обрядов. Характерной чертой палеолитического искусства является яркий, стихийный реализм

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные виды первобытного искусства

Петроглифы Наскальная живопись Первобытная мегалитическая архитектура Первобытная скульптура

Изображение слайда
20

Слайд 20: Последовательность появления жанров первобытного искусства

орудия труда; примитивные жилища из костей, стоянки; каменная скульптура; наскальная живопись («звериный стиль» ); керамика, глиняная посуда; общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; искусство орнамента.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Первобытные орудия труда

Изображение слайда
22

Слайд 22: Стоянка древнего человека

Изображение слайда
23

Слайд 23: Первобытная скульптура

Рельефы Круглая скульптура Наиболее распространенный тип скульптуры – изображение женщины, так называемые « палеолитические венеры » Основной материал – камень, реже – кость Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм

Изображение слайда
24

Слайд 24: Леопарды, наскальный рельеф из Феццане (Ливия), неолит

Изображение слайда
25

Слайд 25: Первобытная скульптура

Изображение слайда
26

Слайд 26: Венера из Виллендорфа (Австрия, верхний палеолит, возраст – 25 тыс. лет)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Петроглифы

Рисунки, надписи и другие изображения, высеченные на камне Это доалфавитный, рисуночный способ письма, основанный на наборе определенных знаков.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Петроглифы

Изображение слайда
29

Слайд 29: Наскальная живопись

Первые наскальные рисунки относятся к эпохе палеолита Расположены преимущественно в пещерах. Использовались краски из органических красителей (растения, кровь), древесный уголь, минералы Как правило, рисунки выполнялись с учётом объёма, перспективы, цвета скальной поверхности Вся первобытная живопись создавалась в соответствии с культами. Основные сюжеты – сцены охоты, изображение животных, человека Преобладающие цвета – черный, красный, коричневый, желтый В конце бронзового и начале железного века появляется так называемый « звериный стиль »

Изображение слайда
30

Слайд 30: Наскальная живопись. «Звериный стиль»

Изображение слайда
31

Слайд 31: керамика

Изображение слайда
32

Слайд 32: Основные типы мегалитических построек

Дольмены Менгиры Кромлехи

Изображение слайда
33

Слайд 33: Дольмены

Обычно представляют собой составленные из каменных плит четырехугольные сооружения, к которым присоединятся иногда длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и предметов (керамика, украшения, топоры). Могут являться как отдельно стоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций. Распространены в Западной Европе, на юге России, северо-востоке Кавказа, в северной Африке, Иране и Индии.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Дольмен

Изображение слайда
35

Слайд 35: Менгиры

Представляют собой вертикально врытый в землю каменный столб. Высота варьируется от 0,80 до 20 метров. Их функции не вполне ясны Ученые полагают, что они не являлись надгробиями, а, возможно, были разновидностью святилищ Наиболее известна аллея менгиров у Карнака в Бретани, во Франции, состоящая из 3000 камней

Изображение слайда
36

Слайд 36: менгир

Изображение слайда
37

Слайд 37: Кромлехи

Так называют ансамбли менгиров, стоящих обычно кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху Иногда встречаются менгиры, собранные в прямоугольник

Изображение слайда
38

Слайд 38: кромлех

Изображение слайда
39

Слайд 39: Виды орнамента

Изображение слайда
40

Слайд 40: Памятники культурного наследия

первобытной эпохи

Изображение слайда
41

Слайд 41: Пещера Ляско – «сикстинская капелла наскального искусства»

Расположена в департаменте Дордонь на юге Франции, в долине р. Везер (Аквитания, Ю-В Франции) Стены пещеры покрывают живописные и гравированные рисунки Точная датировка затруднена, ориентировочно XVIII—XV тыс. до н. э. Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками С 1948 г. открыта для туристских посещений Внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 г. (критерии i, iii)

Изображение слайда
42

Слайд 42

Длина пещеры ок. 250 м при средней высоте в 30 м. Пещера состоит из нескольких залов: «ротонда»,«зал быков», «кошачий лаз», «апсида», «колодец» и др. Изображение бизонов, быков, зубров, лошадей, хищных животных, оленей, есть изображения человека Использована полихромная техника живописи (минеральные краски)

Изображение слайда
43

Слайд 43: Охрана пещеры Ляско

Пещера была случайно обнаружена 12 сентября 1940 года четырьмя подростками, сообщившими о своей находке учителю В 1948 г. пещера открыта для посещения туристов В 1955 г. были замечены первые признаки повреждения изображений В 1957 г. в Ласко установили первую систему для восстановления атмосферы и стабилизации температуры и влажности

Изображение слайда
44

Слайд 44

1960 г. из-за избытка углекислого газа, высокой температуры и искусственного освещения появились повреждения («зеленая болезнь») В 1963 г. Андре Мальро, министр по делам культуры Франции, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики. С 1965 по 1967 гг. процесс восстановления прежних климатических условий в пещере С 1970-х годов началось создание репродукции части пещеры. В 1983 г. для посещения была открыта пещера Ласко II с копиями рисунков.

Изображение слайда
45

Слайд 45

В 2002 г. министерство культуры Франции создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен следить за сохранностью пещеры. Реставрация пещеры частично финансировался государством (Франция) и департаментом Дордонь.

Изображение слайда
46

Слайд 46: План пещеры Ляско

Изображение слайда
47

Слайд 47: Изображение быков из пещеры Ляско

Изображение слайда
48

Слайд 48: Изображение человека и быка из пещеры Ляско

Изображение слайда
49

Слайд 49: Изображение лошади из пещеры Ляско

Изображение слайда
50

Слайд 50: Петроглифы Валь - Камоники

Долина Валь-Камоника расположена в южноальпийских регионах провинции Ломбардия между провинициями Брешия и Бергамо (Италия). Здесь находится крупнейшее собрание петроглифов в Европе — всего около 300 тысяч. Наиболее ранние рисунки относятся к периоду от верхнего палеолита (6000 г. до н. э.) В конце 1950-х гг. сообщение о петроглифах опубликовал археолог Эммануэль Анати, проводивший здесь раскопки.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Петроглифы Валь-Камоники украшают стены пещер и отдельные песчаниковые глыбы на протяжении нескольких десятков километров Это наиболее богатая коллекция петроглифов в мире Общее число обнаруженных здесь петроглифов достигает 170 тысяч Самые древние из здешних петроглифов были высечены, по-видимому, 8000 лет назад. Самые «молодые» петроглифы выполнены в римский период, I в. н.э. Изображают преимущественно сцены охоты В 1979 г. петроглифы Валь-Камоники были включены в Список ЮНЕСКО (критерии iii, vi).

Изображение слайда
52

Слайд 52

Изображение слайда
53

Слайд 53

Изображение слайда
54

Слайд 54

Изображение слайда
55

Слайд 55: Пещера Альтамира – «столица пещерной живописи»

Пещера в Кантабрийских горах (Испания), где найдены образцы наскальной живописи эпохи позднего палеолита (эпоха Мадлен, XV-X тыс. до н.э.) Обнаружена в 1868 г. Первые исследования провел испанский археолог Марселино де Саутуола в 1875 г. Включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 г. (критерии i, iii)

Изображение слайда
56

Слайд 56

Пещера Альтамира тянется под землёй почти на 380 м Основные изображения расположены в «главном зале» недалеко от входа Изображения быков, лошадей, кабанов, оленей, горных козлов и бизонов Росписи исполнены яркими минеральными красками (охра, марганец и др.),которые смешивались с водой или животным жиром и были нанесены на естественные неровности стен Высокая степень достоверности изображенных животных

Изображение слайда
57

Слайд 57: Охрана пещеры Альтамира

В 1977 г. пещера была закрыта на реставрацию из-за угрозы разрушения рисунков В 1982 г. пещера вновь открыта для посещения, но был ограничен вход (до ~20 чел. в день). В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, рядом с пещерой, были открыты копии панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры (Альтамира II ). Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Бизон из пещеры Альтамира

Изображение слайда
59

Слайд 59: Сцена охоты из Альтамиры

Изображение слайда
60

Слайд 60: Стоунхэндж

Каменное мегалитическое сооружение типа кромлех Включает 82 мегалита весом по 5 т., диаметр – 90 м. Расположен в Англии, в 130 км от Лондона, в графстве Уилтшир Был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери (критерии i, ii, iii) Время создания около 3020-2910 гг. до н. э.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Изображение слайда
62

Слайд 62

Изображение слайда
63

Слайд 63

Изображение слайда
64

Слайд 64: Эйвбери

археологический комплекс, относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы Культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святилищ. Находится в графстве Уилтшир (ок. 130 км от Лондона)

Изображение слайда
65

Слайд 65

Время создания с 2100 по 1650 гг. до н. э. Состоит из огромного кромлеха площадью в 11,5 га диаметром более 350 м Окружён рвом и валом Включает ок. 100 каменных столбов, каждый весом до 50 тонн. Имел 3 входа

Изображение слайда
66

Слайд 66: Кромлех в Эйвбери

Изображение слайда
67

Слайд 67: Синантроп

Синантроп («китайский, или пекинский человек») - форма (вид или подвид) рода Homo, близкая к питекантропу, однако более поздняя и развитая. Был обнаружен в Китае ( China), в провинции Шаньдунь, отсюда и название Жил около 600 - 400 тыс. лет назад, в период оледенения. Стоянка синантропа включена в Список ЮНЕСКО в 1987 г. (критерии III, VI)

Изображение слайда
68

Слайд 68: История находки

Первый череп синантропа был обнаружен в гротах Чжоукоудяня близ Пекина Время находки - 1923 г. Раскопки проводили немецкие археологи при финансировании Рокфеллера В ходе которых было найдены останки 40 особей, около 100 тыс. каменных орудий. Весь обнаруженный материал исчез во время Второй мировой войны при пересылке в США. Сейчас в музее синантропа представлен только 1 череп Примерный возраст синантропа из Чжоукоудяня — 770 тыс. лет (±80 тыс. лет)

Изображение слайда
69

Слайд 69

Изображение слайда
70

Слайд 70: Пещера Чжоукоудянь и реконструкция образа синантропа

Изображение слайда
71

Слайд 71: Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп

Возраст построек - V — I тыс. до н. э. Расположены на территории нескольких стран: Швейцария (в 15 кантонах), Франция, Италия, Австрия и Словения. Время существования с 5000 до 500 гг. до н.э. Особенность расположения - большинство жилищ в настоящее время скрыты под водой, некоторые расположены на берегах озер и рек, в болотистых местностях. Всего во время раскопок было найдено 56 построек, относящихся к 30 различным культурам эпохи неолита, бронзового и начала железного века В 2011 г. 111 доисторических свайных поселений в окрестностях Альп были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (критерии ii, i v ).

Изображение слайда
72

Слайд 72

Изображение слайда
73

Слайд 73: Костёнки – наследие первобытного искусства в России

Костёнки – село в Воронежской обл. 1696 г. – донесение Петру I о находке большого количества костей под Воронежем 1717 г. Петр I «повелел в Костёнску и в других городах и уездах губернии… приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». 1979 г. – в Костёнках открыт музей 1991 г. Костёнковский музей получил статус «музей-заповедник»

Изображение слайда
74

Слайд 74

На территории Костёнок обнаружено около 80 первобытных стоянок Возраст – от 50 до 15 тыс. лет тому назад Жилища из костей мамонта, многочисленные произведения искусства (росписи), женские статуэтки («палеолитические венеры»), утварь, орудия, украшения, оружие.

Изображение слайда
75

Слайд 75: Изображение животных из Костенок

Изображение слайда
76

Слайд 76: Обитаталь Костенок

Изображение слайда
77

Слайд 77: Венера» из Костенок

Изображение слайда
78

Слайд 78: Музей в Костенках

Изображение слайда
79

Последний слайд презентации: Особенности культуры первобытной эпохи: Мамонт. Костенки

Изображение слайда