Презентация на тему: Особенности консультирования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей

Реклама. Продолжение ниже
Особенности консультирования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Направленность психологического консультирования ребенка с ОВЗ, инвалидностью
Типология психологических портретов родителей
Психологический портрет авторитарного родителя
Психологический портрет родителя невротичного типа
Психологический портрет родителя психосоматичного типа
Особенности поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью
Структура проблемной семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, инвалидностью, УО (по К. Теркельсону )
Организационная форма консультирования
Особенности консультирования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей
1/11
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (331 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Особенности консультирования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей

Вдовина Елена Григорьевна, заместитель директора КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи, р.т. 8 (3852) 50 04 71, эл. почта: info@ppms22.ru

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ

Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми; Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей; Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, замедление процесса формирования понятий; Особенности в развитии движений, приводящие к замедлению темпов формирования двигательных навыков и / или появлению стереотипно повторяющихся движений

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Направленность психологического консультирования ребенка с ОВЗ, инвалидностью

Выявление психологических проблем ребенка (трудности в адаптации, коммуникативные и когнитивные проблемы, эмоциональные переживания); Оценка антивитальной направленности (особенности самооценки, отношение к миру и окружающим его людям, способность к целеполаганию и планированию своей жизни); Определение внутренних ресурсов ребенка и семьи; Профконсультирование.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Типология психологических портретов родителей

Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с инвалидностью или ОВЗ, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье особого ребенка. 1 группа – психосоматичные родители со смешанным типом реагирования. Им свойственна предрасположенность к высокой нормативности поведения и сдержанность в проявлении эмоций. Внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание своей проблемы сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний. 2 группа – невротичные родители с повышенной тревожностью, страхами, депрессией. Проявляется в виде пед. некомпетентности, воспитательской неумелости, а в отдельных случаях наблюдается отторжение ребенка, вызывающего стресс. 3 группа – авторитарные родители с тенденцией к ассоциальным формам взаимодействия

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Психологический портрет авторитарного родителя

+ Активная жизненная позиция; + Стремление руководствоваться собственными убеждениями вопреки уговорам и советам со стороны родственников или специалистов; + Характерен феномен вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка; + Стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Именно такие родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Они упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом; - Склонность к противопоставлению себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним») или проявляют тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка («Ну не всем же быть учеными»); - Неумение сдерживать свой гнев и раздражение в общении с ребенком, использование жестких форм наказаний ( окрик, подавление личности, избиение).

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Психологический портрет родителя невротичного типа

- Фиксация на отсутствии выхода из ситуации («Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет !»); - Оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать : «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали !»; - Во взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность и строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, « заласкивают » его. Межличностные связи «родитель — ребенок» приобретают симбиотический характер; - Часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Психологический портрет родителя психосоматичного типа

- Свойственна частая смена настроения (то радость, то депрессия). У некоторых из них проявляется тенденция к доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто; - В поведении проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний; - Характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Особенности поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Структура проблемной семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, инвалидностью, УО (по К. Теркельсону )

Две группы задач, которые должны решаться педагогом-психологом при консультировании родителей 1. Повышение мотивационной готовности родителей по восприятию информации об особенностях развития их ребенка, готовности к длительной работе по его коррекции и воспитанию. 2. Освобождение родителей от чувства вины и преодоление их стрессового состояния.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Организационная форма консультирования

1 этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания; 2 этап : определение проблем семьи со слов родителей: трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка; неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение); негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестры, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его недостатки ; обижают, не хотят с ним дружить, называют глупым и др.); неадекватные межличностные отношения близких родственников с ребенком (в одних случаях родственники его жалеют, гиперопекают и « заласкивают », в других - не поддерживают отношения ; со стороны ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким); заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивает возможности их ребенка, в домашних условиях ребенок показывает лучшие результаты успеваемости); нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка; эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка, в том числе отказ от его материального обеспечения; сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с ОВЗ, инвалидностью и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Изображение слайда
1/1
11

Последний слайд презентации: Особенности консультирования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей

3 этап:   психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка (при отсутствии обследования для ПМПк ). 4 этап :   определение модели воспитания в семье и диагностика личностных свойств родителей: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера ; «Изменение родительских установок и реакций» Т.В. Нещерет ; «Экспресс-диагностика семейного состояния» Р.В. Овчаровой и др. 5 этап:   формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье Задача психолога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы приводит к компромиссному решению и дает возможность родителям оценить предлагаемый способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его в течение определенного времени. 6 этап:   определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Специалист дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из предложенных способов и методов воспитания; предупреждает о возможности существования отсроченного решения проблем; убеждает в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться. 7 этап:   подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже