Презентация на тему: Основное содержание познавательной деятельности

Основное содержание познавательной деятельности
СОЗНАНИЕ – ЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ
Нефилософские методы познания
Философское познание
Основное содержание познавательной деятельности
Основное содержание познавательной деятельности
Основной вопрос философии гносеологическая сторона
Скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий)
Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию)
Основное содержание познавательной деятельности
Конвенционализм
Объективные идеалисты о познании
Основное содержание познавательной деятельности
Основное содержание познавательной деятельности
Теория иероглифов
Инструментализм и операционализм
Точка зрения материалистов
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
Домашнее задание
Основное содержание познавательной деятельности
Разделите философов на 2 группы
Сопоставьте философские течения и их представителей
ИСТИНА
ИСТИНА
ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ
ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ
1/26
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 48)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1208 Кб)
1

Первый слайд презентации: Основное содержание познавательной деятельности

П л а н Проблема познаваемости мира. Познание как процесс отображения реальной действительности, его основные виды. Истина и ее критерии. Роль практики в процессе познания. Особенности научного познания.

Изображение слайда
2

Слайд 2: СОЗНАНИЕ – ЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ

Материя отражение Познание человек Сознание – осознанное бытие. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Материя Целью всякого познания является достижение истины, достоверного, правильного знания. Знание – результат познания.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Нефилософские методы познания

обыденно-эмпирическое познание мифолого-религиозное познание художественно-эстетическое познание

Изображение слайда
4

Слайд 4: Философское познание

Философское познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Философия обобщает научные способы и формулирует свои методы познания. Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

Субъект и объект Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа). Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основной вопрос философии гносеологическая сторона

Гносеологический оптимизм : мир познаваем Гносеологический пессимизм (скептицизм, агностицизм, конвенционализм) : мир непознаваем Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?

Изображение слайда
8

Слайд 8: Скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий)

философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следует воздерживаться от суждений о них. Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания. Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию)

понятие ввел в научный оборот в 1869 г. английский зоолог-дарвинист Томас Гексли. учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Агностицизм в европейской философии ведет свое начало от учения одного из основателей школы софистов Протагора, который утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Согласно Протагору всякое знание «как оно кажется, так оно и есть», отсюда делает вывод о невозможности достоверного знания окружающих явлений и вещей. Протагор (480–410 до н.э.)

Изображение слайда
10

Слайд 10

Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения. И. Кант Мир вещей в себе непознаваем, мы можем познавать лишь отражение вещей в себе в нашем сознании, то есть вещи для нас.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Конвенционализм

Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре. Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые учеными ради удобства. Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной. Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей». Анри Пуанкаре (1854 – 1912)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Объективные идеалисты о познании

Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен. Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции. Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма) Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)

Изображение слайда
14

Слайд 14

Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма). Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма) Согласно Д. Локку, душа младенца подобна чистой доске – tabula rasa. Всё, существующее в разуме, прошло через чувства.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Теория иероглифов

Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету». Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности. Герман Гельмгольц ( 1821 – 1894)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Инструментализм и операционализм

Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания. Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие о пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными. Джон Дьюи (1859 - 1952) Уильям Бриджмен (1882 - 1961)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Точка зрения материалистов

Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта. Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно

Изображение слайда
18

Слайд 18: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Основные формы познания Чувственное познание Рациональное познание Ощущение Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы Восприятие Отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы Представление Возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал Понятие – умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного; – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках Суждение Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях Умозаключение Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение Иррациональные формы познания (интуиция и т.д.)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Домашнее задание

Истина и ее критерии. Роль практики в процессе познания. Литература Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособ. для студентов сред. проф. учеб. заведений. – с. 185-195 Кохановский В.А. Основы философии: учеб. пособ. для студентов сред. спец. учеб. заведений. – с. 167-186

Изображение слайда
20

Слайд 20

Дайте определение терминам Онтология Диалектика Гносеология Эпистемология Логика Субъект Объект

Изображение слайда
21

Слайд 21: Разделите философов на 2 группы

1.Гносеологический пессимизм 2.Гносеологический оптимизм Платон Пиррон Протагор М.Монтень Д.Локк Г.Гельмгольц У.Бриджмен Д.Юм И.Кант А.Пуанкаре Аврелий Августин Р.Декарт Д.Дьюи К.Маркс

Изображение слайда
22

Слайд 22: Сопоставьте философские течения и их представителей

Агностицизм Диалектический материализм Иллюминативизм Иннативизм Инструментализм Конвенционализм Нативизм Объективный идеализм Операционализм Сенсуализм Скептицизм Теория иероглифов Д.Юм И.Кант А.Пуанкаре Аврелий Р.Декарт Д.Дьюи К.Маркс Лейбниц Платон Пиррон Протагор М.Монтень Д.Локк Г.Гельмгольц У.Бриджмен Ф.Энгельс

Изображение слайда
23

Слайд 23: ИСТИНА

З н а н и е П р е д м е т истина – соответствие заблуждение – несоответствие

Изображение слайда
24

Слайд 24: ИСТИНА

ИСТИНА Характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Абсолютная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира Объективная истина – объективное содержание знаний Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира Принцип конкретности истины Ошибка Результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами Заблуждение – несоответствие знания его предмету; – расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; – абсолютизация относительной истины Абсолютная истина Относительная истина

Изображение слайда
25

Слайд 25: ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Производственная деятельность Деятельность по изменению общественных отношений Практика – это материальная деятельность людей ПРАКТИКА Эксперимент Исходный продукт познания Движущая сила и цель познания Критерий истины Роль практики в познании

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Основное содержание познавательной деятельности: ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ

Относительный характер практики как критерия познания 1. Практика абсолютна как процесс 2. Доказанное практикой является объективной истиной 3. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения 1. Практика относительна как отдельный акт 2. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения 3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют Абсолютного Относительного П р о я в л я е т с я в е д и н с т в е

Изображение слайда