Презентация на тему: Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Истоки русского символизма
Литературные манифесты
Особенность поэтики
Символ
Особенность мировосприятия
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Акмеизм возник в России в 1910-х гг. как протест против символизма
Литературный манифест
Особенности поэтики
Мировосприятие
Представители
Кризис символизма.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Истоки русского футуризма
Литературные манифесты
Пощечина общественному вкусу
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Эстетические принципы футуризма
Поэтика футуризма
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Мировосприятие
Основные особенности:
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
« Центрифуга»
Эгофутуризм
Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Марина Ивановна Цветаева
1/38
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 63)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2095 Кб)
1

Первый слайд презентации: Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Символизм Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, 1870-1920-е гг. От гр. symbolon - знак, символ.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Истоки русского символизма

Франция 1860-70-е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
6

Слайд 6: Литературные манифесты

1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация «расширение художественной впечатлительности» 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7: Особенность поэтики

Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный. Возрождение сонета, рондо, терцины… Особенность поэтики Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир… белый – идеал, женственность, любовь, мечта… жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение… чёрный – тайна, двойственность… красный – кровь, катастрофа…

Изображение слайда
1/1
8

Слайд 8: Символ

образ, имеющий безграничное количество значений « Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Особенность мировосприятия

Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не « высшую реальность » (область « абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев. Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями » (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10

Старшие символисты 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. Брюсов К. Бальмонт Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/6
11

Слайд 11

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) Н. Гумилёв А. Ахматова О. Мандельштам

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Акмеизм возник в России в 1910-х гг. как протест против символизма

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
13

Слайд 13: Литературный манифест

Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма» 1913 год. Статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» Статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
14

Слайд 14: Особенности поэтики

Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») Отточенность деталей, создающих конкретную картину Не «зыбкие слова», а слова «с более устойчивым содержанием» Жанр- мадригал Культ «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими. Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.

Изображение слайда
1/1
15

Слайд 15: Мировосприятие

Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов. Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров К.М. Рерих «Заморские гости». 1901 « У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё» (С. Городецкий)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Представители

«Цех поэтов» Н. Гумилёв А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий Акмеизм выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
17

Слайд 17: Кризис символизма

1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма» 1911 год. Появляется самое радикальное направление, отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин. 1911 – 1920- е годы В Хлебников В. Маяковский И. Северянин

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
18

Слайд 18

Футуризм (от лат. futurum – будущее) В.Маяковский В.Хлебников И.Северянин 1912-1916 годы

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Истоки русского футуризма

Италия. 1909 год Ф. Маринетти «Манифест футуризма»: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы «До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон, мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака». «Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...» смелость, дерзость, бунт «Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…» литературные эксперименты

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Литературные манифесты

Отвергают литературную традицию Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 1912 год. «Пощечина общественному вкусу» «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности». Создают искусство заново

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
22

Слайд 22: Пощечина общественному вкусу

Ч итающим наше Новое Первое Неожиданное. Т олько мы –  лицо нашего  Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. П рошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Б росить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. К то не забудет своей первой любви, не узнает последней. К то же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? К то же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? В ымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. В сем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва. 1912. Декабрь

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Эстетические принципы футуризма

Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. Отношение к реальности: революционное преображение. Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. Близкий род искусства: живопись. 6. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
25

Слайд 25: Поэтика футуризма

Эксперименты со структурой языка «заумь» Магический смысл звуков: [ ч ] – «оболочка чего-либо» - чулок, чашка, череп, чемодан… Конструирование новых слов (окказионализмы). Слова превращались в визуальные знаки

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26

Мы дали образец иного звука и словосочетания: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27

Велемир Хлебников

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
28

Слайд 28: Мировосприятие

Мир будущего («будетляне») Воспевание технологического прогресса, индустриального города Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией Поэт – творец мира, языка. К. Малевич. Точильщик

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
29

Слайд 29: Основные особенности:

Отрицание ценности классической литературы. Культ техники, индустриализации. Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности. Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30

В. Маяковский Кубофутуризм В. Каменский Д. Бурлюк В. Хлебников В.Брюсов: «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
31

Слайд 31: Центрифуга»

Б. Пастернак « Центрифуга» Н. Асеев М.Горький: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни». К.Малевич «Супрематизм»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
32

Слайд 32: Эгофутуризм

И. Северянин Эгофутуризм Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости, отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
34

Слайд 34

С. Есенин А. Мариенгоф Имажинизм от англ. и фр. image – образ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35

Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации искусства. Используется свободный стих. Имажинизм В. Шершеневич С. Есенин А. Мариенгоф

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
36

Слайд 36

Литературные манифесты Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении « Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации « Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек » стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники « Трерядица», « Радуница», « Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма « Пугачев» (1922).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

Николай Алексеевич Клюев 1884-1937гг. Орешин Пётр Васильевич 1887-1938гг. Есенин Сергей Александрович 1895-1925гг. Мы предутренние тучи, зори росные весны Н. Гумилёв Неокрестьянские поэты

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
38

Последний слайд презентации: Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века: Марина Ивановна Цветаева

26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. Вне литературных стилей и направлений

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2