Презентация: Основы работы школьного музея

Основы работы школьного музея Содержание курса Что такое музей? Определения Виды музеев Информация к размышлению Музейная педагогика Музей как культурно-образовательная среда ( модели реализации задач музейной педагогики ) Основы работы школьного музея Основы работы школьного музея Основы работы школьного музея Цитата Основы работы школьного музея Работа со школьниками в музее: содержание и формы Русский музей Основы работы школьного музея Основы работы школьного музея Музейная педагогика (Свердловская область) Атлас музеев (Свердловская область) ЛабиринтУм ( Санкт-Петербург ) Музейно-педагогическая деятельность Школьный музей сегодня: фонды, профили, нормативная документация Школьный музей Из истории школьных музеев Школьный музей Информация к размышлению Условия создания и деятельности школьного музея Функции школьных музеев Информация к размышлению Основы работы школьного музея Основы работы школьного музея Жанр школьного музея Определения Основы работы школьного музея Основы работы школьного музея Научно-вспомогательный фонд Комплектование фондов Комплектование фондов: критерии Требования к нормативной документации Паспортизация музеев образовательных организаций Учетная карточка школьного музея Школьный музей: единство формального и неформального образования Определения НАВЫКИ XXI века: критическое мышление готовность к коммуникации творческий подход Основы работы школьного музея Типы учебных проектов Социокультурные проекты Музейная коммуникация Культура участия Социальное партнерство Школьный музей: виртуальные проекты Виртуальные музеи Виртуальный музей Этапы создания виртуального музея Виртуальный школьный музей «Казачья слава» Связаться с автором
1/56
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 84)
Скачать (12331 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации: Основы работы школьного музея

Мурзина Ирина Яковлевна 15 -16.05.2019 Основы работы школьного музея

2

Слайд 2: Содержание курса

Виртуальный школьный музей как новое дидактическое средство 0 6 Школьный музей: единство формального и неформального образования 05 Школьный музей сегодня: фонды, профили, нормативная документация 04 Работа со школьниками в музее: содержание и формы 0 3 Музейная педагогика как направление деятельности и образовательная практика 0 2 Музей: понятие и социальные функции 01 Цель курса : обобщить представления о феномене школьного музея и выявить перспективные практики. Содержание курса ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3

Слайд 3: Что такое музей?

Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей. Устав международного совета музеев. – М. : [б. и.], 1996, ст. 3. Что такое музей?

4

Слайд 4: Определения

Музей - культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. Музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. Культурные ценности - движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение

5

Слайд 5: Виды музеев

по воздействию на социокультур-ную среду по характеру музеефици-рованных пространств по ориентации на определен-ную аудиторию по характеру представлен-ных артефактов и музеефици-рованных предметов по принадлеж-ности Музеи различаются: Виды музеев

6

Слайд 6: Информация к размышлению

В настоящее время Свердловская область занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации по количеству музеев. По данным Министерства культуры Свердловской области, в музейную сеть Свердловской области входят 842 музея всех видов собственности и подчиненности, в том числе 29 государственных и 82 муниципальных музея. Крупнейшим музейным объединением области является государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Свердловский областной краеведческий музей», который имеет в своем составе 6 профильных отделов в Екатеринбурге и 8 филиалов в Екатеринбурге и Свердловской области. Его история началась в 1870 году с коллекции Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). В настоящее время основной фонд музейного объединения насчитывает 492 538 предметов, что составляет более 30% от всего музейного фонда Свердловской области. В состав «Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"» входят 10 музеев, расположенных в Нижнем Тагиле и Горнозаводском городском округе. Основной фонд музея-заповедника насчитывает 308 659 единиц хранения, что составляет почти 20% от всего музейного фонда Свердловской области. Сеть государственных и муниципальных музеев в Свердловской области охватывает 57 муниципальных образований из 94 существующих в регионе. “ Информация к размышлению

7

Слайд 7: Музейная педагогика

рассматривается как интеграционная научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты музейной коммуникации и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея: составная часть науки об обучении и воспитании (педагогики); особый вид культурно-образовательной деятельности, основанный на активном взаимодействии посетителя с музейным пространством и его предметной средой; собственно формы и методы работы с посетителями различного возраста по приобщению к ценностям культуры. Музейная педагогика

8

Слайд 8: Музей как культурно-образовательная среда ( модели реализации задач музейной педагогики )

Конец XIX – начало ХХ вв. связана с появлением первых музеев учебных заведений образовательная Вторая половина XVIII в. Музей как культурно-образовательная среда ( модели реализации задач музейной педагогики ) связана с основным назначением музея – выполнять научно-просветительскую миссию просветительная

9

Слайд 9

Работа с посетителями носит идейно-воспитательный характер, при этом посетитель рассматривается как некий пассивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию. информативная 1960 – середина 1980-х гг. социально-политическая Музей как общественный институт, осуществляющий посредством своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культурно-идеологической среды 20–50-е гг. ХХ в.

10

Слайд 10

путь от изоляции и замкнутости как ведомственного учреждения культуры, связанные с функцией «хранения» наследия и культурной памяти, – к «открытию» музея обществу через реализацию социально-культурных проектов Развитие музеев: Посетитель как активный участник культурного диалога, строящегося на партнерских отношениях. коммуникативная Конец 1980-х – 2000-е гг.

11

Слайд 11

12

Слайд 12: Цитата

Мотина В.В. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Том 195. С. 308. «Сегодня музей предъявляет посетителю событие, реализует акт вхождения в символическую, фиктивную, мифологизированную реальность. Современный музей совершает переход от слова к событию, превращая зрителя в действующее лицо, в героя-адресата, заинтересованного и непременного участника. Иными словами, именно в музее совершается образовательное действо, происходит сближение функции ранее разрозненных компонентов культуры: музей становится театром, библиотекой и, что особенно важно, школой». Цитата “

13

Слайд 13

14

Слайд 14: Работа со школьниками в музее: содержание и формы

15

Слайд 15: Русский музей

В Русском музее создан отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества». Русский музей

16

Слайд 16

17

Слайд 17

18

Слайд 18: Музейная педагогика (Свердловская область)

Центр развития детей «Кристаллик» и Детский клуб любителей камня «Орлец» Выставка Музея камня Культурно-просветительские программы Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян Работает музейный класс СОКМ Музейная педагогика (Свердловская область)

19

Слайд 19: Атлас музеев (Свердловская область)

20

Слайд 20: ЛабиринтУм ( Санкт-Петербург )

21

Слайд 21: Музейно-педагогическая деятельность

немузейные формы работы (проведение концертов и спектаклей, дискуссий на общественно-значимые темы) 0 3 синтетические формы работы (творческие мастерские, кружки, студии); 0 2 исторически сложившиеся формы работы (экскурсии, лекции, консультации, научные чтения); 01 Музейно-педагогическая деятельность Каждое из направлений направлено на расширение аудитории, отвечает на вызов времени: как музею стать центром социокультурного развития.

22

Слайд 22: Школьный музей сегодня: фонды, профили, нормативная документация

23

Слайд 23: Школьный музей

– это некоммерческое, негосударственное учреждение культуры и образования, созданное, как правило, на общественных началах для решения задач обучения и воспитания по сохранению и трансляции социальной памяти. “ Школьный музей

24

Слайд 24: Из истории школьных музеев

1990-е гг. Появились первые школьные музеи – музеи наглядных материалов для обучения Конец XIX в. – 1920-е гг. Из истории школьных музеев 1930-1950-е гг. Массовое создание школьных музеев историко-бытовой и краеведческой направленности 1960-1980-е гг. Появление новых типов школьных музеев (литературных, геологических и пр.) Кризис и модификация школьных музеев 2000-е гг. Возрождение школьных музеев

25

Слайд 25: Школьный музей

Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он – музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 “ Школьный музей

26

Слайд 26: Информация к размышлению

К 2004 г. в Интернете можно было найти упоминания о 683 школьных музеях, расположенных преимущественно в Европе (442 или 64,7 %). Лидером из 30 европейских государств … выступала Германия, где было создано более 100 подобных музеев. Эти цифры указывают не столько на стремление государств сохранять культурное наследие, связанное с историей национальных традиций образования, сколько на огромный энтузиазм отдельных подвижников, стремящихся сохранить школьные традиции некоего конкретного места или региона… Школьные музеи, начавшие возникать в середине XIX в., нередко были связаны с учительскими ассоциациями, а так же коммерческой (или, по крайней мере, рекламной) презентацией новых учебных принадлежностей, с самим современным образованием. Современные школьные музеи имеют другую организационную форму: это местные ассоциации, коллекции по истории школы, региональные или городские музеи (иногда, связанные со школами, университетами или более масштабными музеями), а так же национальные педагогические музеи. Б.  Шуштар. Школьные музеи Европы: многообразие подходов // Вопросы музеологии. 2012. № 2(6). С. 80-81 “ Информация к размышлению

27

Слайд 27: Условия создания и деятельности школьного музея

собранные и поступившие в музей экспонаты должны быть зарегистрированы в Книге поступлений; необходим музейный актив из числа обучающихся и педагогов; деятельность школьного музея регламентируется Уставом или положением; Условия создания и деятельности школьного музея музей должен располагаться в отдельном помещении, которое оборудовано для хранения и экспонирования музейных предметов.

28

Слайд 28: Функции школьных музеев

документирование природы, истории и культуры родного края; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; развитие детского самоуправления. Функции школьных музеев

29

Слайд 29: Информация к размышлению

Под наименованием «Школьный музей», разумеется, нельзя понимать такое учреждение, где собраны те, или иные, научные редкости. В школьном музее они только желательны и могут быть приобретаемы, в особенности те из них, кои характеризуют данную местность со стороны геологической и исторической, а также выясняют особенности окружающей флоры и фауны. Этим школьные музеи несомненно принесут пользу не только школе, но и науке, ибо не один десяток, не одну сотню научных ценностей, быть может единственных, сохранят потомству от разрушения времени и невежественного уничтожения малокультурными обладателями их. Во всяком случае, это не есть прямая задача школьного музея. Музей… есть просто необходимое собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание. … программа такого музея должна быть самая обширная и разнообразная, т.к. он должен заключать в себе все то, что может оказаться полезным при сообщении детям сведений по природоведению в самом широком смысле этого слова, а также – истории, географии, этнографии, механике, промышленности и т.д. Причём, все это должно быть систематизировано и, вообще, находиться в таком порядке, чтобы преподаватели могли легко и быстро ориентироваться, отыскивая то, что необходимо в данный момент, а главное – по данному вопросу. Разбросанность же наглядных учебных пособий приносит делу обучения огромный ущерб, не говоря уже о том, что систематическое собирание и сохранение коллекций, требуя средств и огромных трудов, с наибольшим успехом возможно только при существовании школьного музея как учебно-вспомогательного учреждения. Из кн.: Н. Хитьков. Школьный музей. Его значение и организация (Киев, 1913) “ Информация к размышлению

30

Слайд 30

народного быта и культуры художественные историко-краеведческие Школьные музеи решают задачу вовлечения детей в создание проектов Профили школьных музеев

31

Слайд 31

истории школы технические естественнонаучные Профили школьных музеев Перспективным представляется вовлечение школьных музеев в краеведческую деятельность, их ориентация на детско-юношеский туризм

32

Слайд 32: Жанр школьного музея

Музей-адаптационный центр Музей-лаборатория Музей-экспозиция (выставка) Главным критерием определения жанра являются способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Жанр школьного музея - оптимальный способ реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий. Жанр школьного музея Музей-мастерская (студия) Музей-клуб, музей-театр Музей-игротека Музей-экскурсионное бюро

33

Слайд 33: Определения

Доминирующими функциями школьного музея являются культурно-образовательная, включающая просветительскую и информативную составляющие, и коммуникативная, обеспечивающая взаимодействие обучающихся, педагогов, родителей с историческим прошлым посредством музейного предмета. Определения Профиль музея специализация, которая оказывает влияние на все направления его работы. Фонды музея совокупность подлежащих учету музейных предметов и музейных коллекций. Хранение создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции Публикация все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

34

Слайд 34

35

Слайд 35

36

Слайд 36: Научно-вспомогательный фонд

– совокупность предметов и материалов, выполняющих вспомогательную функцию при изучении и использовании музейных предметов основного фонда: копии, муляжи, макеты, слепки, реконструкции, карты, планы, чертеж-схемы, этикетаж. П ри утрате уникального предмета его копия может приобрести значение музейного предмета. Научно-вспомогательный фонд

37

Слайд 37: Комплектование фондов

– это процесс выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. Фонды музеев могут комплектоваться: предметами, характерными и типичными для определенной эпохи и/или местности ( систематический или типологический способ комплектования ); предметами, связанными общей темой ( тематический способ комплектования ). Комплектование фондов Фонды школьных музеев формируются комплексно, объединяя и систематический и тематический способы комплектования

38

Слайд 38: Комплектование фондов: критерии

39

Слайд 39: Требования к нормативной документации

40

Слайд 40: Паспортизация музеев образовательных организаций

Паспортизация музеев образовательных организаций (школьных музеев) проводится в соответствии с требованиями Примерного положения о музее образовательного учреждения (школьном музее), утвержденном письмом Минобразования России от 12.03.2003 г. №28-51-18/16. Целями и задачами паспортизации являются регистрация школьных музеев с вручением им номерного свидетельства установленного образца, выявление материалов, представляющих научную, историческую ценность, укрепление контактов с государственными музеями, архивами и другими организациями и учреждениями. Для паспортизации музеев рекомендуется представлять следующие документы: учетную карточку музея, акт обследования музея, заявку от муниципального органа управления образованием; 4 фотографии экспозиций в электронном виде. После проверки документов Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения регистрирует школьный музей и выдает ему Свидетельство, подтверждающее его статус.

41

Слайд 41: Учетная карточка школьного музея

РЕКОМЕНДУЕМ : Методические рекомендации по учету и хранению фондов школьных музеев / авт.-сост. К. А. Гаева. – Челябинск : Гос. ист. музей Юж. Урала, 2017

42

Слайд 42: Школьный музей: единство формального и неформального образования

43

Слайд 43: Определения

Современная система образования объединяет в сложное единство формальную, неформальную и информальную составляющие Определения Формальное образование реализуется в образовательных организациях по утвержденным государственным программам и завершающееся получением документа об образовании Неформальное образование реализуется в системе дополнительного образования: курсы, тренинги и пр. Информальное образование внеинституциональные формы обучения, реализующееся через общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и пр.

44

Слайд 44: НАВЫКИ XXI века: критическое мышление готовность к коммуникации творческий подход

Результаты обучения на каждом из этапов образования (от дошкольного до вузовского) предполагают личностное развитие (т.н. личностные результаты) и приобретение компетенций, объединяющих предметные и метапредметные результаты. НАВЫКИ XXI века: критическое мышление готовность к коммуникации творческий подход Значение образования для современного общества определяется задачами постиндустриального развития, требующими переопределения целей, форм и методов обучения в соответствии с радикально изменяющимися требованиями времени, однако стандартизированное / традиционное образование с этими «вызовами» не справляется.

45

Слайд 45

Существует Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. - Programme for International Student Assessment, PISA), которая оценивает качество образования по четырем направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. В 2015 г. в число проверяемых компетентностей добавлена «глобальная компетентность» ( global competence), которая подразумевает наличие у человека знаний, установок, умений и навыков, позволяющих: рассматривать проблемы с различных позиций - локальных, глобальных, межкультурных; понимать и уважать картину мира, точку зрения других людей; участвовать в открытом и эффективном взаимодействии с представителями различных культур; прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и устойчивого развития. Знаете ли вы, что…

46

Слайд 46: Типы учебных проектов

Творческий – направлен на реализацию креативных, в т.ч. художественных способностей обучающихся (создание произведений изобразительного искусства, литературы и пр.) Информационный - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (может быть составной частью исследовательского или практико-ориентированного проекта) Исследовательский - решает научную проблему (предлагается доказательство или опровержение какой- либо гипотезы) Практико-ориентированный – решает социально значимые задачи (результаты могут быть представлены в виде макета, модели, инструкции, рекомендаций) Типы учебных проектов

47

Слайд 47: Социокультурные проекты

Проекты, реализованные в пространстве школьного музея, можно с полным правом назвать социокультурными, не только потому, что общественно-значимая проблема решается средствами музея, но и в связи с созданием условий для самореализации обучающихся в образовательной среде школы и во внешкольном пространстве через организацию индивидуальной или коллективной деятельности. Для школьников участие в проектах, инициированных или проводимых в школьном музее, становится серьезным опытом самопознания. Социокультурные проекты

48

Слайд 48: Музейная коммуникация

– это процесс общения музейной аудитории с культурным наследием, аккумулирующим опыт материальной деятельности, духовных исканий и традиционную культуру, как отдельного этноса, так и человечества в целом. Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. 2013. №2 (8). С.45. “ Музейная коммуникация

49

Слайд 49: Культура участия

См. подробнее: Харт Р. Участие детей : от симуляции к полноправию ; перевод Н. Копелянскоѝ // Музей как пространство образования : игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. – М., 2012. С.21-23.

50

Слайд 50: Социальное партнерство

См. подробнее: Комлев Ю.Э. Социальное партнёрство в управлении музейными коммуникациями// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. №4. С.167-170.

51

Слайд 51: Школьный музей: виртуальные проекты

52

Слайд 52: Виртуальные музеи

Национальный музей женщин Cultural Institute компании Google Виртуальный Русский музей Виртуальный тур по Лувру Виртуальные музеи

53

Слайд 53: Виртуальный музей

сайт реально существующего музея 0 3 электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций 0 2 созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, которая воспроизводит некоторые составляющие реального музея (каталоги, экспозицию, музейные предметы) 01 В Словаре актуальных музейных терминов представлены несколько определений виртуального музея: Виртуальный музей

54

Слайд 54: Этапы создания виртуального музея

55

Слайд 55: Виртуальный школьный музей «Казачья слава»

56

Последний слайд презентации: Связаться с автором

Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий e- mail@instos.ru https://vk.com/id477144501, https://vk.com/instos https://www.facebook.com/profile.php?id=100030597372303, https://www.facebook.com/instos2017/ http://instos.ru/ Связаться с автором

Похожие презентации