Презентация на тему: Основы нормотворчества

Основы нормотворчества
Цель и задачи курса
Основы нормотворчества
Литература по теме
Основы нормотворчества
Выводы по теме №1
Основы нормотворчества
Литература по теме
1. Правовая природа нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Таким образом
2. Законодательная техника
Общие требования к содержанию нормативных актов
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Таким образом
Выводы по теме
Задания на самостоятельную работу
Практическое занятие
Основы нормотворчества
1/28
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 58)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (629 Кб)
1

Первый слайд презентации: Основы нормотворчества

13.02.2019 1 Основы нормотворчества Дисциплина профессионального цикла для студентов, обучающихся по магистерским программам

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель и задачи курса

13.02.2019 2 Цель и задачи курса Целью учебного курса «Основы нормотворчества»: приобретение студентами необходимого объема знаний теории нормотворчества и нормотворческой техники, формирования навыков подготовки и принятия различных видов нормативных правовых актов. студенты должны овладеть необходимой суммой знаний по теории нормотворчества и основными правилами, приемами и средствами нормотворческой техники, практических проблем нормотворчества, навыками и умениями применения различных методик подготовки нормативных актов. Данная дисциплина создает необходимую основу юристам, которые столкнутся с проблемами подготовки нормативных правовых актов на практике. Задача изучения учебного курса «Основы нормотворчества»: п олучение студентами необходимого объема знаний, необходимого разработчикам различных видов нормативных правовых актов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

13.02.2019 3 № пп. Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самост. работа Всего часов Лекции Сем/ ПЗ Всего 1. Сущность нормотворчества 2 часа 2 часа 4 часа 6 часов 2. Нормотворческая техника 2 часа 4 часа 4 часа 8 часов 3. Приемы и способы изложения нормативного материала 4. Мониторинг в правотворчестве 5. Организация подготовки законопроектов. Требования, предъявляемые к законопроектам 6. Подготовка законопроектов 2 часа 2 часа 4 часа 2 часа 6 часов 7. Задачи и содержание правовой экспертизы законопроектов 2 часа 4 часа 8 часов 12 часов 8. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 2 часа 2 часа 4 часа 9. Подписание и обнародование законодательных актов Президентом РФ 2 часа 2 часа 4 часа 10. Порядок и особенности вступления в юридическую силу федеральных нормативных правовых актов 2 часа 2 часа 4 часа 11. Технологии подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации 2 часа 4 часа 6 часов 12. Структура и содержание нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации 2 часа 4 часа 6 часов 13. Структура и содержание ведомственного нормотворческого процесса 2 часа 8 часов 4 часа 12 часов 14. Нормотворчество субъектов РФ 2 часа 4 часа 6 часов 15. Локальное нормотворчество 2 час 2 часа 4 часа 6 часов Всего часов: 38 10 48 60 108

Изображение слайда
4

Слайд 4: Литература по теме

13.02.2019 4 Литература по теме 1.  Арзамасов Ю.Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества. – М., 2009 2.  Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2009. 3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2011 4.  Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра юрид. наук Ю.Г. Арзамасова. – М.: Академический проект; Трикста. 2007. 5. Черников В.В., Москалькова Т.Н. Нормотворчество. М.: Проспект, 2011

Изображение слайда
5

Слайд 5

13.02.2019 5 Черников В.В., Москалькова Т.Н. Нормотворчество. М.: Проспект, 2011. Книга с учетом положений отечественной теории права, современного законодательства и правотворческой практики дает представление о нормотворческом процессе, его механизме и содержании. Пособие адресовано руководителям государственных органов, сотрудникам их юридических служб. Может быть полезно депутатам представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, преподавателям и студентам юридических вузов, а также любым разработчикам нормативных правовых актов. Авторы — специалисты, непосредственно участвующие в подготовке нормативных правовых актов. Арзамасов Ю.Г. Нормография. Теория и методология нормотворчества. М.: Академический проект, 2007. Рассмотрены теоретические и практические проблемы юридической техники, а именно: понятие и средства юридической техники; требования, предъявляемые к проектам нормативных актов; способы изложения нормативных документов. Особенная часть пособия посвящена организации и методике подготовки различных видов нормативных актов, начиная с законов и заканчивая локальными актами. Настоящее пособие рассчитано на депутатов, государственных и муниципальных служащих, ученых-юристов, студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами нормотворчества и юридической техники.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Выводы по теме №1

13.02.2019 6 Выводы по теме №1 Важным элементом профессиональной подготовки магистров «Юриспруденции» является учебная дисциплина «Основы нормотворчества» Предметом её изучения является система научных знаний о проблемах нормотворческой деятельности, ее видах, способах, принципах, а также правилах, приемах и средствах законодательной техники

Изображение слайда
7

Слайд 7

13.02.2019 7 Учебные вопросы 1. Правовая природа нормотворчества 2. Понятие и средства законодательной техники Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Изображение слайда
8

Слайд 8: Литература по теме

13.02.2019 8 Литература по теме Арзамасов, Ю.Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества. – М., 2009. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности М.: Норма, 2007 Законодательная техника. Научно-практическое пособие / Под ред. Тихомирова Ю.А. М., 2000 Законотворчество в Российской Федерации. Методическое пособие по подготовке и принятию законов. - Изд-во Кодекс, Санкт-Петербург, 2006 Иеринг Р. Юридическая техника / Сост А.В. Поляков. – М., 2008 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2011 Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра юрид. наук Ю.Г. Арзамасова. – М.: Академический проект; Трикста. 2007. Черников В.В., Москалькова Т.Н. Нормотворчество. М.: Проспект, 2011 Шувалов И.И. Теория законотворчества. М., 2006

Изображение слайда
9

Слайд 9: 1. Правовая природа нормотворчества

13.02.2019 9 1. Правовая природа нормотворчества Нормотворчество – это элемент механизма правового регулирования, юридическая деятельность по созданию норм права: закрепляющих правила поведения распространяющих властные веления на широкий, либо четко обозначенный круг субъектов правоотношений определяющих субъективные права и позитивные обязывания устанавливающих различные запреты, правовые режимы, стимулы и ограничения в праве раскрывающих содержание юридических терминов.

Изображение слайда
10

Слайд 10

10 13.02.2019 Механизм правового регулирования

Изображение слайда
11

Слайд 11

11 13.02.2019 Место нормотворчества в механизм правового регулирования

Изображение слайда
12

Слайд 12

12 13.02.2019 Основные этапы и средства правового регулирования это определенная форма государственной деятельности, направленная на создание, дополнение и отмену норм права I этап нормотворчество II этап реализация права Использование права Исполнение обязанностей соблюдение обязанностей Применение права Правовые средства Средства действия воплощение в жизнь предписаний права посредством осуществления в нем субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в правомерном поведении людей

Изображение слайда
13

Слайд 13

13 13.02.2019 Основные стадии нормотворчества Выявление потребности в принятии нормативного правового акта Изучение и анализ общественных отношений в соответствующей сфере Определение вида нормативно-правового акта и органа, который его примет Решение о его подготовке и создании рабочей группы Разработка концепции нормативно-правового акта Подготовка рабочей группой проекта нормативно-правового акта Предварительное рассмотрение проекта нормативно-правового акта Общественное обсуждение проекта нормативно-правового акта Официальное рассмотрение и принятие проекта нормативно-правового акта Опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу

Изображение слайда
14

Слайд 14

14 13.02.2019 Принципы и виды нормотворчества Основные принципы ЗАКОННОСТЬ соответствие нормативно-правовых актов законам, имеющим высшую силу НАУЧНОСТЬ использование достижений науки, приемов и методов научного анализа СИСТЕМНОСТЬ учет внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов) ПРОФЕССИОНАЛИЗМ наличие у разработчиков юридических знаний, навыков и умений, владение ими правилами юридической техники ДЕМОКРАТИЗМ учет общественного мнения при разработке НПА, участие населения в правотворчестве ГЛАСНОСТЬ открытость правотворческого процесса на всех его стадиях ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА непосредственно народа (референдумы, плебисциты) компетентных законодательных органов Подзаконное – отдельных государственных должностных лиц Локальное – органов МСУ, руководителей государственных организаций, предприятий и учреждений Договорное – заключение нормативных соглашений Прецедентное – деятельность административных и судебных органов

Изображение слайда
15

Слайд 15

15 13.02.2019 Результаты нормотворчества Законодательные акты Конституции, законы, ордонансы, статуты, декреты, нормативные международные договоры Подзаконные акты Указы, постановления, распоряжения, директивы Прецеденты Административный Судебный Санкционированные нормы обычаев Ведомственные и локальные акты приказы, распоряжения, инструкции, руководства, положения и т.п.

Изображение слайда
16

Слайд 16

16 13.02.2019 Ведомственные акты Приказ обязательное для исполнения предписание обладающего властью должностного лица, обращенное к подчиненным должностным лицам и органам или гражданам Характерные черты приказов должны содержаться только строго обязательные предписания могут быть как нормативными, так и индивидуальными актами это самостоятельные нормативные акты, обладающие юридической силой Виды приказов Приказы по комплексным вопросам регулирования Приказы по реализации актов органов власти Приказы в связи с объявлением решений коллегий Приказы по реализации актов других органов власти Приказы об изменении порядка регулирования Приказы о неприменении актов Инструкции Определяет порядок применения закона, либо ведомственного приказа Технические указания Правила, регламенты устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности Уставы (корпоративные акты) специальный систематизированный акт

Изображение слайда
17

Слайд 17

17 13.02.2019 Региональные нормативные акты это нормативные акты, принятые высшими законодательными (представительными) органами субъекта РФ, либо акты, принятые в ходе всенародного голосования жителей субъекта РФ ВИДЫ Основной закон Конституция республики Устав края, области, АО, ГФЗ Закон Принимается по вопросам компетенции субъекта РФ Иные нормативные акты Устанавливают сами субъекты РФ Акты органов МСУ Субъекты нормотворчества Население муниципальных образований Органы МСУ Должностные лица МСУ ВИДЫ Устав муниципального образования Постановления Решения Распоряжения

Изображение слайда
18

Слайд 18

18 13.02.2019 Нормативные договоры соглашение двух или более субъектов (сторон), устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права, в пределах полномочий договаривающихся сторон Внутригосударственные Международные Между Федерацией и её субъектами Между субъектами Федерации Между работодателями и работниками Межгосударственные Межправительственные Межведомственные

Изображение слайда
19

Слайд 19: Таким образом

13.02.2019 19 Таким образом Результатом нормотворчества в Российской Федерации является законодательство (система законодательства), поскольку судебная практика по принятию судебных прецедентов, содержащих нормы права де-факто источником права не признана. На практике распространение получила точка зрения, согласно которой под законодательством понимают всю систему нормативных актов, такое понимание законодательства обусловлено, главным образом тем, что так исследуемый термин трактуется в нормативных актах.

Изображение слайда
20

Слайд 20: 2. Законодательная техника

13.02.2019 20 2. Законодательная техника Основные подходы к определению Сырых В.М. - законодательная техника включает достаточно развитую систему требований к официальным реквизитам, структуре, содержанию нормативного правового акта, системным связям норм, как внутри закона, так и с другими законодательными актами, к стилю закон ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА Тихомиров Ю.А. подразделил данные правила на два вида формирования правового материала: познавательно-логичный и нормативно-структурный он выделил шесть взаимосвязанных элементов: а) познавательно-юридический; б) нормативно-структурный; в) логический; г) языковой; д) документально-технический; е) процедурный Пиголкин А.С. – законодательная техника охватывает чисто технические моменты подготовки проектов нормативных актов, под которыми следует понимать все то, что касается внешнего оформления этих проектов, методики их подготовки Нормативное построение Гипотеза Диспозиция Санкция Юридическая конструкция схемы-шаблоны юридических актов Отраслевая типизация отношение нормы права к определенной сфере жизни Юридическая терминология Ясное и доступное словесное выражение юридических понятий

Изображение слайда
21

Слайд 21: Общие требования к содержанию нормативных актов

13.02.2019 21 Общие требования к содержанию нормативных актов законы и другие нормативные акты, которые принимаются в России, не должны противоречить Основному Закону принятие нормативных актов органами государственной власти в соответствии со своей компетенции нормы права должны соответствовать тем связям, которые сложились в той или иной сфере, на определенных участках правовой жизни в ходе правоприменительной деятельности государственных и муниципальных служащих Конституция Законы КРИТЕРИИ Права человека Реальная жизнь СОДЕРЖАНИЕ не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих законные права человека и гражданина ограничение прав и свобод граждан возможно только в особых, исключительных случаях и то только на основе норм, обладающих высшей юридической силой закона

Изображение слайда
22

Слайд 22

13.02.2019 22 Требования к форме и стилю нормативных актов Форма НПА нормативные акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений ( пост. Пр-ва РФ от 13 августа 1997 г.) Использование схем-шаблонов нормативных актов (Типовая инструкция Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536) Стиль НПА а) Логичное изложение норм права: исключение алогизмов, тавтологии, перескакивания смысла и других противоречий, приводящих к смысловому разнобою б) Компактное изложение норм права: текст любого закона, должен быть четким, без лишних рассуждений, научных дискуссий и без эмоциональных характеристик избегать применения сложных предложений в ) Системное изложение норм права: нормы права должны быть внутренне взаимосвязанными, взаимосогласованными и соответственно взаимозависимыми г) Унификация юридической терминологии: использование норм-дефиниций – специальные нормы права, которые раскрывают значение того или иного термина д ) Ясность: текст должен быть написан ясным, доступным и убедительным языком е ) Конкретность: не должны содержаться различные пожелания, советы, а также рассуждения ё) Непротиворечивость: противоречия бывают явные, т.е. видимые, легко обнаруживаемые, а также скрытые, которые трудно распознать при первом прочтении акта следует выделить и кажущиеся противоречия

Изображение слайда
23

Слайд 23

13.02.2019 23 Требования к структуре нормативных правовых актов Структура НПА а) Требования, предъявляемые к реквизитам нормативных актов: 1) На первом листе нормативного документа в соответствии Государственным стандартом организационно-распорядительной документации должны быть указаны: форма (вид) документа; его название, кратко раскрывающее его содержание; название органа власти, принявшего нормативный акт; дата принятия акта; порядковый номер; изображение Государственного герба Российской Федерации. 2) В конце документа указывается место его принятия; ставится подпись лица, принявшего акт, включающая личную подпись (только на подлиннике), его фамилию, инициалы. б) Требования, предъявляемые к преамбулам нормативных актов : создаются законодателями в тех случаях, когда существует необходимость разъяснения целей и мотивов принятия нормативного акта в преамбуле отмечается актуальность принимаемого акта, обозначается политическая обстановка, причины принятия акта, правовые последствия его принятия. При этом следует использовать унифицированные термины в) Требования, предъявляемые к структурному построению нормативного материала: нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных актах, должны излагаться не сплошным текстом, а подразделяться на составные части: разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы г) Требования, предъявляемые к приложениям нормативных актов: Приложения располагаются после текста нормативного документа, им присваивается соответствующий порядковый номер, он обозначается арабскими цифрами Если в проекте нормативного акта приводятся таблицы, графики, образцы документов, бланки, то они помещаются в приложениях и в тексте проекта делаются ссылки на них

Изображение слайда
24

Слайд 24: Таким образом

13.02.2019 24 Таким образом Законодательная техника охватывает чисто технические моменты подготовки проектов нормативных актов, под которыми следует понимать все то, что касается внешнего оформления этих проектов, методики их подготовки Она включает нормативное построение НПА, юридическую конструкцию, отраслевую типизацию, юридическую лексику.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Выводы по теме

13.02.2019 25 Выводы по теме Результатом нормотворчества в Российской Федерации является законодательство (система законодательства), под которым понимают всю систему нормативных актов Внешнее оформление проектов НПА, методика их подготовки реализуется путем применения законодательной техники.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Задания на самостоятельную работу

13.02.2019 26 Задания на самостоятельную работу 1.Изучить рекомендованную литературу. 2. Схематично представить виды нормотворчества в России. 3. Дать определения основным понятиям и категориям темы. 4. Разработать блок-схему конспекта темы. 5. Письменно ответить на контрольные вопросы темы: 1. Дайте определение нормотворчества. 2. Каким образом соотносятся категории «нормотворчество», «правотворчество» и «законотворчество»? 3. Какие виды нормотворчества существуют в современной России? 4. Перечислите субъектов нормотворческой деятельности. 5. Назовите правовые акты, регулирующие нормотворческую деятельность в Российской Федерации. 6. В чем заключаются особенности процедур осуществления нормотворческой деятельности? 7. Что такое нормативный правовой акт? 6. Подготовить рефераты на предложенные темы в виде презентаций 7. Подготовьте вариант локального нормативно-правового акта

Изображение слайда
27

Слайд 27: Практическое занятие

13.02.2019 27 Практическое занятие Тема: Понятие, сущность и принципы нормотворчества I. Теоретическая часть. Обсуждение вопросов темы: 1. Дать определение нормотворчества. 2. C отношение категории «нормотворчество», «правотворчество» и «законотворчество»? 3. D иды нормотворчества в современной России? 4. C субъекты нормотворческой деятельности. 5. Правовые акты, регулирующие нормотворческую деятельность в Российской Федерации. 6. Особенности процедур осуществления нормотворческой деятельности? 7. Что такое нормативный правовой акт? II. Практическая часть: Контроль выполнения заданий на самостоятельную работу Индивидуальное собеседование по темам рефератов Правовой тренинг Контрольное тестирование

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Основы нормотворчества

13.02.2019 28 Спасибо за внимание!

Изображение слайда