Презентация на тему: Основы нормотворчества

Основы нормотворчества
Цель и задачи курса
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Место дисциплины в системе юридических наук
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Литература по теме
Основы нормотворчества
Таким образом
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Характеристика нормативного понимания права
Место права в системе социальных норм
Основы нормотворчества
Понятие и признаки нормы права
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Таким образом
Выводы по теме
Задание на самостоятельную работу
Рекомендации по подготовке эссе
Основы нормотворчества
Практическое занятие
Основы нормотворчества
Литература по теме
1. Правовая природа нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Таким образом
2. Законодательная техника
Общие требования к содержанию нормативных актов
Основы нормотворчества
Основы нормотворчества
Таким образом
Выводы по теме
Задания на самостоятельную работу
Практическое занятие
Основы нормотворчества
1/52
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2119 Кб)
1

Первый слайд презентации: Основы нормотворчества

13.02.2019 1 Основы нормотворчества Дисциплина профессионального цикла для студентов, обучающихся по магистерским программам

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель и задачи курса

13.02.2019 2 Цель и задачи курса Целью учебного курса «Основы нормотворчества»: приобретение студентами необходимого объема знаний теории нормотворчества и нормотворческой техники, формирования навыков подготовки и принятия различных видов нормативных правовых актов. студенты должны овладеть необходимой суммой знаний по теории нормотворчества и основными правилами, приемами и средствами нормотворческой техники, практических проблем нормотворчества, навыками и умениями применения различных методик подготовки нормативных актов. Данная дисциплина создает необходимую основу юристам, которые столкнутся с проблемами подготовки нормативных правовых актов на практике. Задача изучения учебного курса «Основы нормотворчества»: п олучение студентами необходимого объема знаний, необходимого разработчикам различных видов нормативных правовых актов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

13.02.2019 3 Тема 1. Теоретические основы нормотворчества Учебные вопросы: 1. Нормотворчество как система юридических знаний и как учебная дисциплина 2. Основные подходы к пониманию права

Изображение слайда
4

Слайд 4

13.02.2019 4 Предмет нормотворчества (нормография) система научных знаний о проблемах нормотворческой деятельности, ее видах, способах, принципах, а также правилах, приемах и средствах законодательной техники Нормотворчество как система юридических знаний

Изображение слайда
5

Слайд 5: Место дисциплины в системе юридических наук

13.02.2019 5 Место дисциплины в системе юридических наук

Изображение слайда
6

Слайд 6: В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

13.02.2019 6 В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать категориальный аппарат теории нормотворчества, его принципы и уметь применять их на практике требования, предъявляемые к различным видам нормотворческого процесса, к содержанию, структуре и формам нормативных правовых актов уметь правильно выбирать форму проекта нормативного правового акта применять на практике основные средства и приемы нормотворческой техники осуществлять основные виды правового мониторинга составлять перспективные и текущие планы нормотворческой деятельности.

Изображение слайда
7

Слайд 7

13.02.2019 7 13.02.2019 7 № пп. Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самост. работа Всего часов Лекции Сем/ ПЗ Всего Модуль 1. Теоретические основы нормотворчества 2 4 6 34 40 1. 1 Понятие, сущность и принципы нормотворчества 1 2 3 1. 2 Правотворчество: понятие, принципы, этапы и виды 1 2 3 Модуль 2. Общая характеристика основных видов правотворчества 2 4 6 34 40 2.1 Законотворческий процесс как особый вид правотворчества: понятие и стадии 1 2 3 2.2 Ведомственное и локальное нормотворчество в России. Нормотворчество общественных организаций и органов местного самоуправления 1 2 3 Модуль 3. Юридическая техника 2 2 4 24 28 3.1 Юридическая техника и ее значение для нормотворчества в Российской Федерации 2 2 4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА» (заочная форма обучения)

Изображение слайда
8

Слайд 8

13.02.2019 8 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (ЭССЕ) 1. Содержание и формы правотворческой практики. 2. Понятие, особенности и виды правотворческой политики. 3. Уровни правотворческой политики государства. 4. Роль институтов гражданского общества в формировании правотворческой политики государства. 5. Роль главы государства в формировании правотворческой политики государства: исторический опыт и современность. 6. Роль законодательных и исполнительных органов в формировании правотворческой политики государства. 7. Гуманизм как основной принцип нормотворчества. 8. Понятие законодательной технологии. 9. Законодательная тактика. 10. Законодательная стратегия: принципы, планирование, прогнозирование. 11. Иерархия нормативных правовых актов. 12. Соблюдение требований законодательной техники как средство предотвращения нормотворческих ошибок. 13. Место и роль мониторинга нормативных актов в механизме правового регулирования. 14. Система правового мониторинга. 15. Пути повышения эффективности правового регулирования в Российской Федерации. 16. Система гарантий законности нормативных правовых актов. 17. Методика проведения коррупциогенной экспертизы. 18. Процессуальная форма законодательной деятельности. 19. Планирование законопроектных работ. 20. Права человека и ведомственное нормотворчество. 21. Особенности нормотворческого процесса в «силовых» министерствах. 22. Общественная инициатива в региональном нормотворчестве. 23. Контроль за законность нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 24. Вопросы совершенствования правовой системы субъектов Российской Федерации. 25. Система муниципальных нормативных правовых актов. 26. Правовая природа уставов муниципального образования. 27. Особенности принятия нормативных актов главами муниципальных образований. 28. Субъекты локального нормотворчества. 29. Корпоративные нормативные акты: понятие, особенности, основные дефекты.

Изображение слайда
9

Слайд 9

13.02.2019 9 ПРИМЕРНАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ 1. Какое место занимает нормотворчество в системе юридических наук? 2. Чем обусловлено становление нормотворчества как самостоятельной науки? 3. Как соотносятся понятия «результат нормотворчества» и «форма права»? 4. Какие существуют критерии классификации нормативных актов? 5. Понятие и виды законов. 6. Понятие и виды подзаконных актов. 7. Виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 8. Понятие и признаки локальных нормативных правовых актов? 9. Понятие и виды нормативных договоров. 10. Понятие и элементы нормотворческой техники. 11. Раскройте значение понятий: отраслевая типизация, нормативное построение, юридическая конструкция, юридическая терминология. 12. Каковы требования законности, предъявляемые к проектам нормативных правовых актов. 13. Назовите и раскройте способы изложения нормативных предписаний. 14. Понятие и функции правового мониторинга. 15. Особенности планирования законопроектных работ в субъектах Федерации. 16. Каковы нормативные требования к законопроектам, вносимым в Государственную Думу? 17. Каковы технологии внесения в законы изменений и дополнений? 18. Какова процедура рассмотрения законопроектов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации? 19. Какова процедура подписания законопроектов Президентом Российской Федерации? 20. Каковы особенности подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации? 21. Какова процедура подготовки к рассмотрению проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации? 22. Особенности нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации. 23. Каковы особенности правового мониторинга в федеральных органах исполнительной власти? 24. Какими актами регламентируется нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти? 25. Какова структура ведомственного нормотворческого процесса? 26. Составление плана-конспекта и плана-графика подготовки проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 27. Особенности визирования и согласования проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 28. Какова процедура государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 29. Значение и виды контроля за ведомственным нормотворческим процессом и его результатами. 30. Субъекты регионального нормотворчества. 31. Особенности организации законотворчества в субъектах Российской Федерации. 32. Что такое законодательная тактика? 33. Что такое законодательная стратегия? 34. Каковы формы участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нормотворчестве? 35. Основные стадии нормотворческого процесса в муниципальном образовании. 36. В чем заключаются особенности принятия уставов муниципального образования? 37. В чем заключаются особенности принятия нормативных правовых актов на местном референдуме? 38. Стадии корпоративного нормотворческого процесса. 39. Особенности систематизации корпоративных нормативных правовых актов. 40. В чем заключается комплексная оценка проекта нормативного акта?

Изображение слайда
10

Слайд 10: Литература по теме

13.02.2019 10 Литература по теме 1.  Арзамасов Ю.Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества. – М., 2009 2.  Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2009. 3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2011 4.  Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра юрид. наук Ю.Г. Арзамасова. – М.: Академический проект; Трикста. 2007. 5. Черников В.В., Москалькова Т.Н. Нормотворчество. М.: Проспект, 2011

Изображение слайда
11

Слайд 11

13.02.2019 11 Черников В.В., Москалькова Т.Н. Нормотворчество. М.: Проспект, 2011. Книга с учетом положений отечественной теории права, современного законодательства и правотворческой практики дает представление о нормотворческом процессе, его механизме и содержании. Пособие адресовано руководителям государственных органов, сотрудникам их юридических служб. Может быть полезно депутатам представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, преподавателям и студентам юридических вузов, а также любым разработчикам нормативных правовых актов. Авторы — специалисты, непосредственно участвующие в подготовке нормативных правовых актов. Арзамасов Ю.Г. Нормография. Теория и методология нормотворчества. М.: Академический проект, 2007. Рассмотрены теоретические и практические проблемы юридической техники, а именно: понятие и средства юридической техники; требования, предъявляемые к проектам нормативных актов; способы изложения нормативных документов. Особенная часть пособия посвящена организации и методике подготовки различных видов нормативных актов, начиная с законов и заканчивая локальными актами. Настоящее пособие рассчитано на депутатов, государственных и муниципальных служащих, ученых-юристов, студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами нормотворчества и юридической техники.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Таким образом

13.02.2019 12 Таким образом Нормотворчество становится одним из новых направлений подготовки высококвалифицированных юридических кадров. Предметом нормотворчества является система научных знаний о проблемах нормотворческой деятельности, ее видах, способах, принципах, а также правилах, приемах и средствах законодательной техники.

Изображение слайда
13

Слайд 13

13.02.2019 13 2. Основные подходы к пониманию права Нормативный Социологический Психологический Философский правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства (Г. Кёльзен, А. Малько и др.) право как деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия (Е. Эрлих, М. Вебер, Э. Дюкергейм и др.) право представляет собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма) (Л. Петражицкий, Ж. Тард, А Рейснер и др.) право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы (И. Кант, Гегель, Г. Гройций, А. Радищев, В. Нерсесянц, В. Четвернин и др.)

Изображение слайда
14

Слайд 14

13.02.2019 14 Характеристика основных подходов к определению права Основные подходы

Изображение слайда
15

Слайд 15

13.02.2019 15 ПОДКРЕПЛЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИНУЖДЕНИЕМ при неисполнении норм права применяются меры юридической ответственности ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА Право Это система особых специальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества ПРИЗНАКИ ПРАВА ИЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ГОСУДАРСТВОМ только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении специально предусмотренной процедуры способно принимать правовые нормы ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА нормы права чётко сформулированы и закреплены в письменном виде, должны быть всегда конкретны и однозначны ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПРАВОВЫХ НОРМ действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации МНОГОКРАТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ применяется всегда вплоть до момента её изменения или отмены ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ обязательны для исполнения теми, кому они адресованы

Изображение слайда
16

Слайд 16: Характеристика нормативного понимания права

13.02.2019 16 Характеристика нормативного понимания права нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права - его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права Противостояние режиму произвола и беззаконию Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие

Изображение слайда
17

Слайд 17: Место права в системе социальных норм

13.02.2019 17 Место права в системе социальных норм Социальные нормы – это правила поведения людей в общественной жизни Виды норм Нормы обычаев, традиций и ритуалов Складываются исторически Входят в привычку в результате многократного повторения Нормы общественных организаций Устанавливаются самими организациями и закрепляются в их уставах и решениях Охраняются мерами общественного воздействия Нормы права Устанавливаются и охраняются государством Нормы морали Складываются в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом Нормы религии Исходят из представлений человека о Боге как творце мироздания, основополагающих началах человеческого общежития

Изображение слайда
18

Слайд 18

13.02.2019 18 Взаимосвязь социальных и технических норм

Изображение слайда
19

Слайд 19: Понятие и признаки нормы права

13.02.2019 19 Государство Действует многократно Понятие и признаки нормы права это установленное или признанное государством общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью государственного принуждения, закрепленное в официальных актах государства и регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и организаций НОРМА ПРАВА устанавливает Граждане, иностранцы, апатриды, органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица Формально определенна Неперсонифицированна Обязательна для всех Действует многократно Принуждает Принуждает Принуждает Принуждает

Изображение слайда
20

Слайд 20

13.02.2019 20 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ КРИТЕРИИ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Место и роль в правовой системе учредительные; охранительные; обеспечительные; регулятивные; декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные По предмету правового регулирования Конституционно-правовые Гражданско-правовые Административно-правовые Уголовно-правовые Иных отраслей права По правоустанавливающему субъекту Органы законодательной власти Глава государства Правительство Законодательные (представительные) органы субъектов РФ Главы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления

Изображение слайда
21

Слайд 21

13.02.2019 21 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ КРИТЕРИИ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ По методу правового регулирования Императивные Диспозитивные Рекомендательные По времени действия Постоянные Временные По кругу лиц Все граждане, либо отдельные категории граждан Органы государственной власти и местного самоуправления иные По времени действия Общего действия Ограниченного действия Локального действия По кругу лиц Абсолютно-определенные Альтернативные Относительно-определенные

Изображение слайда
22

Слайд 22

22 13.02.2019 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА Это изданный в установленном порядке государственным органом исторический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства ПРИЗНАКИ письменную форму реквизиты – название, дата и орган издания, №, подпись должностного лица внутренняя структура – разделы, главы, статьи, части статей, содержащие нормы права определенная юридическая сила предмет регулирования срок действия место действия место в иерархии иных актов Содержит правила поведения Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е П Р И Н У Ж Д Е Н И е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е П Р И Н У Ж Д Е Н И е

Изображение слайда
23

Слайд 23

23 13.02.2019 ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНЫ Конституция Российской Федерации Федеральный конституционный закон Федеральный закон Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ Нормативные указа Президента РФ Постановления Правительства РФ Акты федеральных органов исполнительной власти Акты органов местного самоуправления Локальные нормативные акты

Изображение слайда
24

Слайд 24

24 13.02.2019 РЕКВИЗИТЫ ЗАКОНА Орган, принявший Закон Название Закона, его № и дата принятия Преамбула закона Содержание закона Санкции за несоблюдение закона Порядок введения в действие Отмена других нормативно-правовых актов Подпись, дата и № закона

Изображение слайда
25

Слайд 25: Таким образом

13.02.2019 25 Таким образом В определении права существует множество различных подходов, наиболее важным из которых является интегративный. Право - Это система особых специальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества Ключевым элементом системы права является норма права

Изображение слайда
26

Слайд 26: Выводы по теме

13.02.2019 26 Выводы по теме Важным элементом профессиональной подготовки магистров «Юриспруденции» является учебная дисциплина «Основы нормотворчества» Предметом её изучения является система научных знаний о проблемах нормотворческой деятельности, ее видах, способах, принципах, а также правилах, приемах и средствах законодательной техники

Изображение слайда
27

Слайд 27: Задание на самостоятельную работу

13.02.2019 27 Задание на самостоятельную работу I. Дать определение правовым терминам и понятиям: право; источники права; законность; закон; правопорядок; правоотношение; юридический факт; действие права; реализация права; применение права; правонарушение; санкция; юридическая ответственность; система права. II. Подготовить эссе на следующие темы, быть готовыми их защитить: 1. Основные признаки права. 2. Содержание права в объективном и субъективном смыслах 3. Типы права и их характеристика 4. Характерные особенности основных концепций правопонимания (по выбору студента) III. Быть готовыми к правовому тренингу: Составить блок-схемы: Основные подходы к пониманию права Признаки права Место права в системе социальных норм Понятие и признаки нормы права Классификация правовых норм Нормативно-правовой акт: понятие, виды и признаки Реквизиты нормативно-правового акта

Изображение слайда
28

Слайд 28: Рекомендации по подготовке эссе

13.02.2019 28 Рекомендации по подготовке эссе Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи Структура эссе (6-8 стр.): 1. Титульный лист (заполняется по единой форме) 2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. 3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, Постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Эссе может быть подготовлено в виде презентации. Критерии оценки: а) знание и понимание теоретического материала; б) анализ и оценка информации; в) логичность построения суждений; г) оформление работы

Изображение слайда
29

Слайд 29

29 13.02.2019 Приложение 1 Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Кафедра теории и истории государства и права ЭССЕ по дисциплине «Основы нормотворчества» Тема: « Содержание и формы правотворческой практики » Исполнил: ПЕТРОВ В.И., студент 1 курса юридического факультета. Группа: Ю-111звпм Проверил: СЕРГЕЕВ Н.В, доцент кафедры, канд. юрид. наук, доцент Оценка __________________ Дата:_____________________ Люберцы 2011

Изображение слайда
30

Слайд 30: Практическое занятие

13.02.2019 30 Практическое занятие I. Интеллектуальная летучка II. Обсуждение теоретических вопросов: 1. Основные признаки права. 2. Содержание права в объективном и субъективном смыслах 3. Типы права и их характеристика 4. Характерные особенности основных концепций правопонимания III. Правовой тренинг IV. Тестовый опрос

Изображение слайда
31

Слайд 31

13.02.2019 31 Учебные вопросы 1. Правовая природа нормотворчества 2. Понятие и средства законодательной техники Тема 3. НОРМОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Изображение слайда
32

Слайд 32: Литература по теме

13.02.2019 32 Литература по теме Арзамасов, Ю.Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества. – М., 2009. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности М.: Норма, 2007 Законодательная техника. Научно-практическое пособие / Под ред. Тихомирова Ю.А. М., 2000 Законотворчество в Российской Федерации. Методическое пособие по подготовке и принятию законов. - Изд-во Кодекс, Санкт-Петербург, 2006 Иеринг Р. Юридическая техника / Сост А.В. Поляков. – М., 2008 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2011 Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра юрид. наук Ю.Г. Арзамасова. – М.: Академический проект; Трикста. 2007. Черников В.В., Москалькова Т.Н. Нормотворчество. М.: Проспект, 2011 Шувалов И.И. Теория законотворчества. М., 2006

Изображение слайда
33

Слайд 33: 1. Правовая природа нормотворчества

13.02.2019 33 1. Правовая природа нормотворчества Нормотворчество – это элемент механизма правового регулирования, юридическая деятельность по созданию норм права: закрепляющих правила поведения распространяющих властные веления на широкий, либо четко обозначенный круг субъектов правоотношений определяющих субъективные права и позитивные обязывания устанавливающих различные запреты, правовые режимы, стимулы и ограничения в праве раскрывающих содержание юридических терминов.

Изображение слайда
34

Слайд 34

34 13.02.2019 Механизм правового регулирования

Изображение слайда
35

Слайд 35

35 13.02.2019 Место нормотворчества в механизм правового регулирования

Изображение слайда
36

Слайд 36

36 13.02.2019 Основные этапы средства правового регулирования это определенная форма государственной деятельности, направленная на создание, дополнение и отмену норм права I этап нормотворчество II этап реализация права Использование права Исполнение обязанностей соблюдение обязанностей Применение права Правовые средства Средства действия воплощение в жизнь предписаний права посредством осуществления в нем субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в правомерном поведении людей

Изображение слайда
37

Слайд 37

37 13.02.2019 Основные стадии нормотворчества Выявление потребности в принятии нормативного правового акта Изучение и анализ общественных отношений в соответствующей сфере Определение вида нормативно-правового акта и органа, который его примет Решение о его подготовке и создании рабочей группы Разработка концепции нормативно-правового акта Подготовка рабочей группой проекта нормативно-правового акта Предварительное рассмотрение проекта нормативно-правового акта Общественное обсуждение проекта нормативно-правового акта Официальное рассмотрение и принятие проекта нормативно-правового акта Опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу

Изображение слайда
38

Слайд 38

38 13.02.2019 Принципы и виды нормотворчества Основные принципы ЗАКОННОСТЬ соответствие нормативно-правовых актов законам, имеющим высшую силу НАУЧНОСТЬ использование достижений науки, приемов и методов научного анализа СИСТЕМНОСТЬ учет внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов) ПРОФЕССИОНАЛИЗМ наличие у разработчиков юридических знаний, навыков и умений, владение ими правилами юридической техники ДЕМОКРАТИЗМ учет общественного мнения при разработке НПА, участие населения в правотворчестве ГЛАСНОСТЬ открытость правотворческого процесса на всех его стадиях ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА непосредственно народа (референдумы, плебисциты) компетентных законодательных органов Подзаконное – отдельных государственных должностных лиц Локальное – органов МСУ, руководителей государственных организаций, предприятий и учреждений Договорное – заключение нормативных соглашений Прецедентное – деятельность административных и судебных органов

Изображение слайда
39

Слайд 39

39 13.02.2019 Результаты нормотворчества Законодательные акты Конституции, законы, ордонансы, статуты, декреты, нормативные международные договоры Подзаконные акты Указы, постановления, распоряжения, директивы Прецеденты Административный Судебный Санкционированные нормы обычаев Ведомственные и локальные акты приказы, распоряжения, инструкции, руководства, положения и т.п.

Изображение слайда
40

Слайд 40

40 13.02.2019 Ведомственные акты Приказ обязательное для исполнения предписание обладающего властью должностного лица, обращенное к подчиненным должностным лицам и органам или гражданам Характерные черты приказов должны содержаться только строго обязательные предписания могут быть как нормативными, так и индивидуальными актами это самостоятельные нормативные акты, обладающие юридической силой Виды приказов Приказы по комплексным вопросам регулирования Приказы по реализации актов органов власти Приказы в связи с объявлением решений коллегий Приказы по реализации актов других органов власти Приказы об изменении порядка регулирования Приказы о неприменении актов Инструкции Определяет порядок применения закона, либо ведомственного приказа Технические указания Правила, регламенты устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности Уставы (корпоративные акты) специальный систематизированный акт

Изображение слайда
41

Слайд 41

41 13.02.2019 Региональные нормативные акты это нормативные акты, принятые высшими законодательными (представительными) органами субъекта РФ, либо акты, принятые в ходе всенародного голосования жителей субъекта РФ ВИДЫ Основной закон Конституция республики Устав края, области, АО, ГФЗ Закон Принимается по вопросам компетенции субъекта РФ Иные нормативные акты Устанавливают сами субъекты РФ Акты органов МСУ Субъекты нормотворчества Население муниципальных образований Органы МСУ Должностные лица МСУ ВИДЫ Устав муниципального образования Постановления Решения Распоряжения

Изображение слайда
42

Слайд 42

42 13.02.2019 Нормативные договоры соглашение двух или более субъектов (сторон), устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права, в пределах полномочий договаривающихся сторон Внутригосударственные Международные Между Федерацией и её субъектами Между субъектами Федерации Между работодателями и работниками Межгосударственные Межправительственные Межведомственные

Изображение слайда
43

Слайд 43: Таким образом

13.02.2019 43 Таким образом Результатом нормотворчества в Российской Федерации является законодательство (система законодательства), поскольку судебная практика по принятию судебных прецедентов, содержащих нормы права де-факто источником права не признана. На практике распространение получила точка зрения, согласно которой под законодательством понимают всю систему нормативных актов, такое понимание законодательства обусловлено, главным образом тем, что так исследуемый термин трактуется в нормативных актах.

Изображение слайда
44

Слайд 44: 2. Законодательная техника

13.02.2019 44 2. Законодательная техника Основные подходы к определению Сырых В.М. - законодательная техника включает достаточно развитую систему требований к официальным реквизитам, структуре, содержанию нормативного правового акта, системным связям норм, как внутри закона, так и с другими законодательными актами, к стилю закон ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА Тихомиров Ю.А. подразделил данные правила на два вида формирования правового материала: познавательно-логичный и нормативно-структурный он выделил шесть взаимосвязанных элементов: а) познавательно-юридический; б) нормативно-структурный; в) логический; г) языковой; д) документально-технический; е) процедурный Пиголкин А.С. – законодательная техника охватывает чисто технические моменты подготовки проектов нормативных актов, под которыми следует понимать все то, что касается внешнего оформления этих проектов, методики их подготовки Нормативное построение Гипотеза Диспозиция Санкция Юридическая конструкция схемы-шаблоны юридических актов Отраслевая типизация отношение нормы права к определенной сфере жизни Юридическая терминология Ясное и доступное словесное выражение юридических понятий

Изображение слайда
45

Слайд 45: Общие требования к содержанию нормативных актов

13.02.2019 45 Общие требования к содержанию нормативных актов законы и другие нормативные акты, которые принимаются в России, не должны противоречить Основному Закону принятие нормативных актов органами государственной власти в соответствии со своей компетенции нормы права должны соответствовать тем связям, которые сложились в той или иной сфере, на определенных участках правовой жизни в ходе правоприменительной деятельности государственных и муниципальных служащих Конституция Законы КРИТЕРИИ Права человека Реальная жизнь СОДЕРЖАНИЕ не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих законные права человека и гражданина ограничение прав и свобод граждан возможно только в особых, исключительных случаях и то только на основе норм, обладающих высшей юридической силой закона

Изображение слайда
46

Слайд 46

13.02.2019 46 Требования к форме и стилю нормативных актов Форма НПА нормативные акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений ( пост. Пр-ва РФ от 13 августа 1997 г.) Использование схем-шаблонов нормативных актов (Типовая инструкция Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536) Стиль НПА а) Логичное изложение норм права: исключение алогизмов, тавтологии, перескакивания смысла и других противоречий, приводящих к смысловому разнобою б) Компактное изложение норм права: текст любого закона, должен быть четким, без лишних рассуждений, научных дискуссий и без эмоциональных характеристик избегать применения сложных предложений в ) Системное изложение норм права: нормы права должны быть внутренне взаимосвязанными, взаимосогласованными и соответственно взаимозависимыми г) Унификация юридической терминологии: использование норм-дефиниций – специальные нормы права, которые раскрывают значение того или иного термина д ) Ясность: текст должен быть написан ясным, доступным и убедительным языком е ) Конкретность: не должны содержаться различные пожелания, советы, а также рассуждения ё) Непротиворечивость: противоречия бывают явные, т.е. видимые, легко обнаруживаемые, а также скрытые, которые трудно распознать при первом прочтении акта следует выделить и кажущиеся противоречия

Изображение слайда
47

Слайд 47

13.02.2019 47 Требования к структуре нормативных правовых актов Структура НПА а) Требования, предъявляемые к реквизитам нормативных актов: 1) На первом листе нормативного документа в соответствии Государственным стандартом организационно-распорядительной документации должны быть указаны: форма (вид) документа; его название, кратко раскрывающее его содержание; название органа власти, принявшего нормативный акт; дата принятия акта; порядковый номер; изображение Государственного герба Российской Федерации. 2) В конце документа указывается место его принятия; ставится подпись лица, принявшего акт, включающая личную подпись (только на подлиннике), его фамилию, инициалы. б) Требования, предъявляемые к преамбулам нормативных актов : создаются законодателями в тех случаях, когда существует необходимость разъяснения целей и мотивов принятия нормативного акта в преамбуле отмечается актуальность принимаемого акта, обозначается политическая обстановка, причины принятия акта, правовые последствия его принятия. При этом следует использовать унифицированные термины в) Требования, предъявляемые к структурному построению нормативного материала: нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных актах, должны излагаться не сплошным текстом, а подразделяться на составные части: разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы г) Требования, предъявляемые к приложениям нормативных актов: Приложения располагаются после текста нормативного документа, им присваивается соответствующий порядковый номер, он обозначается арабскими цифрами Если в проекте нормативного акта приводятся таблицы, графики, образцы документов, бланки, то они помещаются в приложениях и в тексте проекта делаются ссылки на них

Изображение слайда
48

Слайд 48: Таким образом

13.02.2019 48 Таким образом Законодательная техника охватывает чисто технические моменты подготовки проектов нормативных актов, под которыми следует понимать все то, что касается внешнего оформления этих проектов, методики их подготовки Она включает нормативное построение НПА, юридическую конструкцию, отраслевую типизацию, юридическую лексику.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Выводы по теме

13.02.2019 49 Выводы по теме Результатом нормотворчества в Российской Федерации является законодательство (система законодательства), под которым понимают всю систему нормативных актов Внешнее оформление проектов НПА, методика их подготовки реализуется путем применения законодательной техники.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Задания на самостоятельную работу

13.02.2019 50 Задания на самостоятельную работу 1.Изучить рекомендованную литературу. 2. Схематично представить виды нормотворчества в России. 3. Дать определения основным понятиям и категориям темы. 4. Разработать блок-схему конспекта темы. 5. Письменно ответить на контрольные вопросы темы: 1. Дайте определение нормотворчества. 2. Каким образом соотносятся категории «нормотворчество», «правотворчество» и «законотворчество»? 3. Какие виды нормотворчества существуют в современной России? 4. Перечислите субъектов нормотворческой деятельности. 5. Назовите правовые акты, регулирующие нормотворческую деятельность в Российской Федерации. 6. В чем заключаются особенности процедур осуществления нормотворческой деятельности? 7. Что такое нормативный правовой акт? 6. Подготовить рефераты на предложенные темы в виде презентаций 7. Подготовьте вариант локального нормативно-правового акта

Изображение слайда
51

Слайд 51: Практическое занятие

13.02.2019 51 Практическое занятие Тема: Понятие, сущность и принципы нормотворчества I. Теоретическая часть. Обсуждение вопросов темы: 1. Дать определение нормотворчества. 2. C отношение категории «нормотворчество», «правотворчество» и «законотворчество»? 3. D иды нормотворчества в современной России? 4. C субъекты нормотворческой деятельности. 5. Правовые акты, регулирующие нормотворческую деятельность в Российской Федерации. 6. Особенности процедур осуществления нормотворческой деятельности? 7. Что такое нормативный правовой акт? II. Практическая часть: Контроль выполнения заданий на самостоятельную работу Индивидуальное собеседование по темам рефератов Правовой тренинг Контрольное тестирование

Изображение слайда
52

Последний слайд презентации: Основы нормотворчества

13.02.2019 52 Спасибо за внимание!

Изображение слайда