Презентация на тему: Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы психических процессов. Восстановление и компенсация утраченных функций
Вопросы лекции:
Нервная деятельность – нейро-физиологические процессы:
ННД
Низшая нервная деятельность
ВНД
Высшая нервная деятельность
Сон и бодрствование
Механизмы психических процессов
Психические явления -
Принцип динамической организации психических функций И.П.Павлова:
Анализатор -
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы
Сигналы в оба полушария ГМ
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы
А. Р. Лурия и Л. С. Выготский
«Высшие психические функции» (А.Р.Лурия)
«Высшие психические функции»
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы
Психическая функция
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы
Симптом -
Синдром -
Локализация -
Поль Брока (1861 г.)
Карл Вернике (1874 г.)
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы
М. Ж. П. Флоранс (1794-1867), французский психиатр в 1820 г.
Пол Бач-и-Рита (1960 г.) человек «видит мозгом», а зрение служит лишь «доставщиком...
Вернон Мункастл
При разработке синдромного анализа А. Р. Лурия опирался на принцип двойной диссоциации Тэйбера
Принцип двойной диссоциации Тейбера
Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (1)
Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (2)
Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (3)
Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (4)
Формы психической деятельности
3 функциональных блока мозга (ФБМ) для формирования ВПФ в ЦНС (А.Р.Лурия)
I ФБМ – энергетический (ясность сознания)
Первый блок — активации и тонуса
II ФБМ – сенсорный, гностический (прием, обработка и хранение информации)
Второй блок — приема, переработки и хранения информации
III ФБМ – эффекторный (программирование и выполнение деятельности)
Третий блок — программирования, регуляции и контроля
Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека
Нарушения работы ФБМ:
Давид Векслер (1896 -1981) американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей  :
ИНТЕЛЛЕКТ = РЕЧЬ + АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций
Пластичность нервных центров, понятие нервного центра (НЦ)
Свойства нервных центров (НЦ)
Пластичность нервных центров -
Свойства пластичности НЦ:
1.Посттетаническая потенциация -
1.Посттетаническая потенциация
Медиатор -
1.Посттетаническая потенциация
Главный принцип восстановительного этапа – АКТИВНО РАБОТАТЬ !
2.Доминанта
2.Доминанта
3.Образование временных связей
3.Образование временных связей
Премоторная зона лобной доли
Норман Дойдж
«Мозг онлайн» Г.Смол, Г.Ворган, М.:«Колибри», 2011
Все из головы
Когда вы смотрите на экран компьютера или читаете эту книгу,
Изображение, воспринятое мозгом, может вызвать бурю эмоций:
Окружающий мир каждое мгновение заставляет мозг
Число нейронов и связей между ними огромно,
Когда мозг подключен к Google
Когда мозг подключен к Google
Для проверки гипотезы было решено при помощи магнитно-резонансного томографа проследить за активностью мозга
У компьютерно грамотных добровольцев
Истощение техномозга
Мозг в режиме непрерывного рассеянного внимания испытывает постоянный стресс.
Томографические исследования говорят,
Томографические исследования говорят,
Томографические исследования говорят,
Томографические исследования говорят,
Эта новая форма стресса, которая называется техногенным истощением мозга, угрожает перерасти в эпидемию.
Новый, улучшенный мозг
Пусть мозг у "цифровых от рождения"
"Цифровая эволюция"
С распространением цифровой культуры IQ среднего индивидуума стремительно растет,
1/87
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3344 Кб)
1

Первый слайд презентации: Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы психических процессов. Восстановление и компенсация утраченных функций

К.м.н., доцент Королева В.В.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы лекции:

Виды нервной деятельности Нейрофизиологические механизмы психических процессов Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций

Изображение слайда
3

Слайд 3: Нервная деятельность – нейро-физиологические процессы:

Низшая Высшая (сон и бодрствование) Психическая (бодрствование)

Изображение слайда
4

Слайд 4: ННД

Низшая нервная деятельность - это нейрофизиологические процессы, направленные на регуляцию функции внутри организма, на объединение его в единое целое Обеспечивается за счет безусловных рефлексов Морфологический субстрат: спинной мозг и образования ствола головного мозга

Изображение слайда
5

Слайд 5: Низшая нервная деятельность

Представление о высшей и низшей нервной деятельности ввел И. П. Павлов Низшая нервная деятельность — это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов

Изображение слайда
6

Слайд 6: ВНД

Высшая нервная деятельность - поведение человека и животных в окружающей среде, а также различные формы интеллектуальной и творческой деятельности. Механизмы высшей нервной деятельности: инстинкты и условные рефлексы.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Высшая нервная деятельность

(ВНД) — совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих: сознание подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Сон и бодрствование

Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается ВНД — в период бодрствования (осознаваемая) и в период сна (подсознательная), например анализ ранее поступившей информации и запоминание, переработка информации во сне

Изображение слайда
9

Слайд 9: Механизмы психических процессов

объясняет теория системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурии

Изображение слайда
10

Слайд 10: Психические явления -

системные качества физиологических функций

Изображение слайда
11

Слайд 11: Принцип динамической организации психических функций И.П.Павлова:

в коре больших полушарий: «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянная периферия» сложное взаимодействие возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма

Изображение слайда
12

Слайд 12: Анализатор -

совокупность центральных и периферических образований нервной системы, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней среды организма

Изображение слайда
13

Слайд 13

Классификация анализаторов Анализаторы внешней среды (органы чувств) Анализаторы внутренней среды (гомеостаз) Анализаторы положения тела (вестибулярный и двигательный) Болевой анализатор (?)

Изображение слайда
14

Слайд 14

Структура анализатора Периферический отдел (рецепторы) Проводниковый отдел (проводящие пути) Центральный отдел (корковый НЦ)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Сигналы в оба полушария ГМ

Изображение слайда
16

Слайд 16

Свойства анализаторов Высокая чувствительность к адекватному раздражителю Способность к адаптации (приспособлению) Способность к сенситизации (повышению чувствительности) Инерционность (медленное возникновение и исчезновение ощущений) Доминантные взаимодействия (влияние возбуждения одной системы на возбудимость другой)

Изображение слайда
17

Слайд 17: А. Р. Лурия и Л. С. Выготский

пересмотрели такие понятия, как «функция» «локализация» «симптом»

Изображение слайда
18

Слайд 18: Высшие психические функции» (А.Р.Лурия)

«Под высшими психическими функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности»

Изображение слайда
19

Слайд 19: Высшие психические функции»

Гнозис – познание (восприятие) Праксис – заученные действия (сознательные движения) Речь – вторая сигнальная система (сенсорная и моторная)

Изображение слайда
20

Слайд 20: КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

— высшие познавательные функции, включающие словарный запас, запас знаний, способность к абстрактному мышлению, счету и воспроизведению на рисунке плоских или объемных объектов Нарушения: врожденное слабоумие (умственная отсталость) приобретенное слабоумие (деменция)

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Психическая функция

любой степени сложности осуществляется при участии целого ряда корковых зон, подкорки, активизирующей системы мозга и, следовательно, не может быть локализована в каком-то одном участке коры

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Симптом -

(от греч. sýmptoma — случай, совпадение, признак), признак нарушения функции

Изображение слайда
25

Слайд 25: Синдром -

(от греч. syndrome — скопление, стечение) совокупность симптомов или симптомокопмлекс

Изображение слайда
26

Слайд 26: Локализация -

место какой-либо функции ЦНС

Изображение слайда
27

Слайд 27: Поль Брока (1861 г.)

центр моторной речи

Изображение слайда
28

Слайд 28: Карл Вернике (1874 г.)

Акустический (сенсорный) центр речи

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: М. Ж. П. Флоранс (1794-1867), французский психиатр в 1820 г

Мозг человека способен к реорганизации Противник локализационизма

Изображение слайда
31

Слайд 31: Пол Бач-и-Рита (1960 г.) человек «видит мозгом», а зрение служит лишь «доставщиком

При раздражении двигательного анализатора слепой кошки включаются отделы зрительной коры – «полисенсорные» функции разных областей Мозг демонстрирует двигательную и сенсорную пластичность

Изображение слайда
32

Слайд 32: Вернон Мункастл

Зрительная Слуховая Осязательная кора имеют похожую 6-слойную обрабатывающую структуру «Универсальные» модули коры

Изображение слайда
33

Слайд 33: При разработке синдромного анализа А. Р. Лурия опирался на принцип двойной диссоциации Тэйбера

Нейропсихологический анализ синдрома (дефекта) и двойной диссоциации, возникающих при локальных поражениях мозга, позволяет осуществить структурный анализ психических процессов

Изображение слайда
34

Слайд 34: Принцип двойной диссоциации Тейбера

любой ограниченный корковый очаг поражения нарушает протекание одних психических процессов, оставляя в сохранности другие

Изображение слайда
35

Слайд 35: Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (1)

каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым при этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции

Изображение слайда
36

Слайд 36: Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (2)

различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга

Изображение слайда
37

Слайд 37: Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (3)

при повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект — нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре

Изображение слайда
38

Слайд 38: Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (4)

как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты

Изображение слайда
39

Слайд 39: Формы психической деятельности

Ощущение Мышление Сознание Восприятие Представление Внимание Воля

Изображение слайда
40

Слайд 40: 3 функциональных блока мозга (ФБМ) для формирования ВПФ в ЦНС (А.Р.Лурия)

I ФБМ – энергетический (ясность сознания) II ФБМ – сенсорный, гностический (прием, обработка и хранение информации) III ФБМ – эффекторный (программирование и выполнение деятельности)

Изображение слайда
41

Слайд 41: I ФБМ – энергетический (ясность сознания)

Изображение слайда
42

Слайд 42: Первый блок — активации и тонуса

Анатомически он представлен сетевым образованием в стволовых отделах мозга — ретикулярной формацией, которая регулирует уровень активности коры от бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека, лишь в условиях оптимального бодрствования человек может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий.

Изображение слайда
43

Слайд 43: II ФБМ – сенсорный, гностический (прием, обработка и хранение информации)

Изображение слайда
44

Слайд 44: Второй блок — приема, переработки и хранения информации

Включает в себя задние отделы больших полушарий. В затылочные зоны поступает информация от зрительного анализатора — иногда их называют зрительной корой. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации — это так называемая слуховая кора. Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязанием. Блок имеет иерархическое строение и состоит из корковых полей трех типов: первичные принимают и перерабатывают импульсы от периферийных отделов, во вторичных происходит аналитическая переработка информации, в третичных осуществляется аналитико-синтетическая обработка информации, поступающей от разных анализаторов, — этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы психической деятельности

Изображение слайда
45

Слайд 45: III ФБМ – эффекторный (программирование и выполнение деятельности)

Изображение слайда
46

Слайд 46: Третий блок — программирования, регуляции и контроля

Блок расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека

Изображение слайда
48

Слайд 48: Нарушения работы ФБМ:

Изображение слайда
49

Слайд 49: Давид Векслер (1896 -1981) американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей  :

"интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами"

Изображение слайда
50

Слайд 50: ИНТЕЛЛЕКТ = РЕЧЬ + АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Изображение слайда
51

Слайд 51: Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций

Изображение слайда
52

Слайд 52: Пластичность нервных центров, понятие нервного центра (НЦ)

Нервные центры (НЦ) – отделы головного мозга для анализа и синтеза информации При разрушении НЦ – выпадают функции НЦ всегда взаимодействуют с другими структурами ГМ

Изображение слайда
53

Слайд 53: Свойства нервных центров (НЦ)

Одностороннее проведение возбуждения Замедление проведения возбуждения (латентный период) Рефлекторный ответ зависит от силы и продолжительности раздражения Суммация возбуждения Трансформация ритма в НЦ Утомление НЦ НЦ чувствительны к недостатку О 2 НЦ чувствительны к токсинам НЦ всегда находятся в тонусе (получают импульсы от др. НЦ)

Изображение слайда
54

Слайд 54: Пластичность нервных центров -

Способность НЦ к перестройке функциональных свойств Основа восстановления и компенсации утраченных функций

Изображение слайда
55

Слайд 55: Свойства пластичности НЦ:

Пост-тетаническая потенциация Доминанта Образование временных связей

Изображение слайда
56

Слайд 56: 1.Посттетаническая потенциация -

длительное облегчение синаптической проводимости, обусловленное повторной стимуляцией возбуждающих синапсов

Изображение слайда
57

Слайд 57: 1.Посттетаническая потенциация

Причина ПП – накопление Са++ в пресинаптических окончаниях, которые входят в нейрон во время ПД и накапливаются = увеличивается высвобождение медиатора

Изображение слайда
58

Слайд 58: Медиатор -

- химическое вещество, синтез – на тигроиде нейрона, накопление – в везикулах П р СМ, выделение – в синаптическую щель

Изображение слайда
59

Слайд 59: 1.Посттетаническая потенциация

При частом использовании синапса – ускоряется синтез медиатора, налаживается и укрепляется межнейронная связь

Изображение слайда
60

Слайд 60: Главный принцип восстановительного этапа – АКТИВНО РАБОТАТЬ !

Изображение слайда
61

Слайд 61: 2.Доминанта

Повторные явления облегчения переводят НЦ из обычного состояния в доминантное

Изображение слайда
62

Слайд 62: 2.Доминанта

Господствующий очаг возбуждения, подчиняет функции других НЦ

Изображение слайда
63

Слайд 63: 3.Образование временных связей

Условно-рефлекторные связи на любой раздражитель ВС – связь межу корковым центром БУ и корковым центром УР

Изображение слайда
64

Слайд 64: 3.Образование временных связей

Для выздоровления: - Мотивация - Специальные упражнения - Неслыханное упорство

Изображение слайда
65

Слайд 65: Премоторная зона лобной доли

Изображение слайда
66

Слайд 66: Норман Дойдж

«Пластичность мозга», ЭКСМО, 2010 г. – 540 с.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Мозг онлайн» Г.Смол, Г.Ворган, М.:«Колибри», 2011

Авторы книги Гэри Смолл и Гиги Ворган — психиатры и нейрофизиологи — пытаются выяснить, как изменились наши мозги с появлением новых технологий

Изображение слайда
68

Слайд 68: Все из головы

Каждый раз, когда наш мозг получает сенсорный сигнал или новую информацию, он ведет себя как фотопленка, на которую попало изображение. Свет, пройдя через объектив, вызывает химическую реакцию, которая изменяет пленку. Так появляется фотография.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Когда вы смотрите на экран компьютера или читаете эту книгу,

свет от страницы или экрана проходит сквозь хрусталик глаза и запускает разные химические и электрические процессы в сетчатке. Это тонкая внутренняя оболочка глаза, где хрусталик формирует изображение, которое по оптическому нерву уходит дальше, вглубь мозга. Из оптического нерва сигнал, который переносят молекулы-нейротрансмиттеры, передается другим нейронам, путешествует по сложной сети их аксонов и дендритов, и, наконец, в вашем сознании формируется образ того, что же изображено на экране или странице книги.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Изображение, воспринятое мозгом, может вызвать бурю эмоций:

Может поднять из глубины подавленные воспоминания. Или запустить простое автоматическое действие, к примеру мы перелистнем страницу книги или мышью промотаем текст на экране.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Окружающий мир каждое мгновение заставляет мозг

запускать каскады химических и электрических реакций, определяющих самую нашу суть — наши мысли, чувства, фантазии. Любой стимул, даже самый слабый и недолгий, будь то нажатие на кнопку гаджета или поворот на дорожке, по которой вы утром бегаете трусцой, при частых повторениях оставляет постоянный след в мозге  — свою цепочку нейронных связей.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Число нейронов и связей между ними огромно,

устройство всей этой системы поражает своей сложностью. Чтобы развиться до нынешнего состояния, мозгу потребовались миллионы лет. Но для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий и которую мы наблюдаем сейчас, оказалось достаточно одного поколения ! Можно сказать, что мозг значительно изменился за считаные десятилетия.

Изображение слайда
73

Слайд 73: Когда мозг подключен к Google

Мы знаем, что нейронные сети нашего мозга ежесекундно откликаются на всевозможные сигналы органов чувств и что многие часы перед компьютером — блуждание по веб-страницам, переписка по электронной почте, видеоконференции, сидение в чатах, покупки в интернет-магазинах — подвергают мозг современного человека постоянной цифровой стимуляции.

Изображение слайда
74

Слайд 74: Когда мозг подключен к Google

Исследовательская группа в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) решила выяснить, каким образом эти занятия влияют на нейроны, быстро ли возникают новые цепочки нейронных связей и нельзя ли отследить перемены в мозгу по горячим следам. За помощью автор обратился к Сюзанне Букхаймер и Тине Муди из UCLA, специалистам по нейропсихологии и сканированию мозга. Была выдвинута гипотеза, что поиск в интернете и другие виды времяпрепровождения в Сети довольно быстро вызывают изменения в нервной системе и приборы способны их зафиксировать. В первую очередь это касается людей, которые не сталкивались с компьютером прежде.

Изображение слайда
75

Слайд 75: Для проверки гипотезы было решено при помощи магнитно-резонансного томографа проследить за активностью мозга

в ходе решения самой обычной задачи, которая встает перед интернет-пользователем,— поиска достоверной информации в Google. Первым делом предстояло найти добровольцев, которые были бы с компьютером на вы. Согласно обзорам Pew Internet Project, интернетом регулярно пользуются около 90 процентов молодежи и меньше 50 процентов стариков. Отсюда сделано два вывода. Во-первых, люди, малознакомые с интернетом, существуют. Во-вторых, их заметно больше среди пожилых людей. Отыскать добровольцев, никогда не пользовавшихся компьютером, оказалось нелегко. В конце концов нашли трех человек (младшему было за 50, старшему — за 60), готовых познакомиться с компьютером.

Изображение слайда
76

Слайд 76: У компьютерно грамотных добровольцев

дорсолатеральный фронтальный кортекс демонстрировал активность уже в первом эксперименте, и тот же уровень активности наблюдался после пяти дней поиска. Это означает, что у типичного грамотного пользователя нейронные сети обучаются на самых ранних стадиях знакомства с компьютером и потом их натренированность мало меняется. Однако тут возникли новые вопросы, на которые мы не были готовы ответить сразу. Если всего лишь час в сутки, проведенный за компьютером, так сказывается на нашем мозге, то что с ним случится, если сидеть за компьютером дольше?

Изображение слайда
77

Слайд 77: Истощение техномозга

Хай-тек-революция, революция высоких технологий, погрузила нас в состояние непрерывного рассеянного внимания. Линда Стоун, топ-менеджер компании, занимающейся разработкой программ, описывает это состояние как постоянную загруженность — когда вы следите за всем сразу, но ни на чем не сосредоточиваетесь. Непрерывное рассеянное внимание отличается от многозадачности, когда у каждого занятия есть ясная цель и мы пытаемся улучшить собственную эффективность и производительность. Тут, напротив, ни одна мысль не занимает наше сознание целиком, и так все время. При этом мы ежесекундно проверяем, не открылась ли возможность выйти с кем-нибудь на связь. Мы увлекаемся виртуальной перепиской при помощи SMS и следим за тем, не появится ли кто-нибудь еще из нашего контакт-листа в Сети. Все, вообще все происходит в области периферийного внимания. Когда мы видим всех своих приятелей онлайн, нам кажется, что мы поддерживаем с ними тесную связь. При этом есть риск забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом: теперь чувство одиночества посещает нас, когда все гаджеты выключены и мы общаемся с людьми один на один. Многие люди признаются, что для них быть вычеркнутыми из чьего-нибудь контакт-листа — повод обидеться всерьез.

Изображение слайда
78

Слайд 78: Мозг в режиме непрерывного рассеянного внимания испытывает постоянный стресс

Больше нет времени поразмышлять, оглядеться по сторонам и принять взвешенное решение. Вы постоянно ждете новых сообщений, что кто-то добавил вас в друзья, порцию новостей, крупинки информации. Но стоит привыкнуть, и вы начнете испытывать удовольствие от непрерывной связи со всем миром. Она подпитывает вас и повышает самооценку. И от этого невозможно отказаться.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Томографические исследования говорят,

что повышенная самооценка может быть связана с размерами гиппокампа  — структуры, похожей на пару подков, в медиальном височном отделе мозга. Гиппокамп позволяет нам усваивать и запоминать новую информацию.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Томографические исследования говорят,

Доктор Соня Люпьен вместе со своими коллегами из Университета Макгилла изучала размер гиппокампа у здоровых добровольцев (среди которых были и молодые, и пожилые люди). Независимо от возраста уровень самооценки заметно коррелировал с размерами этой структуры в мозге. Также обнаружилось, что чем сильнее у человека чувство контроля над собственной жизнью, тем гиппокамп больше.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Томографические исследования говорят,

Бывают случаи, когда чувства уверенности и контроля над ситуацией, свойственные режиму непрерывного рассеянного внимания, внезапно нас покидают. Дело в том, что мозг не рассчитан на длительное отслеживание приходящей отовсюду информации. В конце концов длительное и глубокое погружение в цифровой мир вызовет особый вид переутомления. Многие из тех, кто проводил за работой в интернете нескончаемые часы без перерыва, признаются, что в какой-то момент начинают часто ошибаться. Перед тем как выйти из Сети, они ощущали опустошенность, утомление, раздраженность и расстройство, словом, чувствовали себя в "цифровом тумане".

Изображение слайда
82

Слайд 82: Томографические исследования говорят,

Многие из тех, кто проводил за работой в интернете нескончаемые часы без перерыва, признаются, что в какой-то момент начинают часто ошибаться. Перед тем как выйти из Сети, они ощущали опустошенность, утомление, раздраженность и расстройство, словом, чувствовали себя в "цифровом тумане".

Изображение слайда
83

Слайд 83: Эта новая форма стресса, которая называется техногенным истощением мозга, угрожает перерасти в эпидемию

При таком стрессе наш мозг инстинктивно шлет надпочечникам сигнал к выбросу кортизола и адреналина. Уже скоро эти гормоны стресса добавляют нам энергии и улучшают память, но со временем затрудняют работу сознания, вызывают депрессию и начинают мешать работе гиппокампа, миндалевидных желез и префронтального кортекса  — участков мозга, управляющих нашим настроением и мыслительным процессом. Регулярное и продолжительное техногенное истощение мозга может сказаться даже на его анатомическом устройстве.

Изображение слайда
84

Слайд 84: Новый, улучшенный мозг

Почти все "цифровые иммигранты" в конце концов становятся компьютерно грамотными, что в некоторой степени сокращает разрыв в устройстве мозга. Пройдет еще несколько десятилетий, и трудоспособное население будет состоять в основном из "цифровых от рождения". Таким образом, разрыв, обусловленный разным устройством мозга, потеряет актуальность. Разумеется, люди всегда будут встречаться с друзьями, ходить на свидания, заводить друзей, являться на собеседование с работодателем, словом, общаться лицом к лицу привычным нам способом. И те, у кого эти социальные навыки окажутся лучше развиты, будут обладать важным адаптивным преимуществом. Научные исследования наших дней свидетельствуют, что контакт с хай-тек, который начинается в раннем возрасте и длится долгое время, имеет для юного мозга необратимые последствия.

Изображение слайда
85

Слайд 85: Пусть мозг у "цифровых от рождения"

и настроен на стремительный киберпоиск, другие нервные механизмы, которые управляют более традиционными способами обучения, у них недостаточно развиты и постепенно сдают позиции. Нейронные пути, контролирующие коммуникацию и взаимодействие с другими людьми, утрачиваются по мере того, как атрофируются навыки общения лицом к лицу. Исследовательская группа в UCLA и другие ученые продемонстрировали, что мы способны целенаправленно перестраивать нервные связи в мозге и возвращать к жизни эти угасающие нейронные маршруты, даже если новые "техногенные" нейронные сети и вывели нас на небывалый уровень возможностей.

Изображение слайда
86

Слайд 86: Цифровая эволюция"

мозга все сильнее изолирует отдельную личность от общества, а внезапное зарождение новых отношений между людьми становится большой редкостью.

Изображение слайда
87

Последний слайд презентации: Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности лекция №8 Механизмы: С распространением цифровой культуры IQ среднего индивидуума стремительно растет,

и вместе с тем растет способность человека к решению сразу нескольких задач, причем решению без ошибок. Нейрофизиолог Пол Кирни из новозеландского Унитека пришел к выводу, что некоторые компьютерные игры развивают когнитивные способности и навык многозадачности. Он обнаружил, что добровольцы, которые уделяли играм по 8 часов в неделю, увеличили эту свою способность в два с половиной раза. Другой исследователь, из Университета Рочестера, доказал: игры заодно развивают и периферийное зрение. По мере того как мозг современного человека развивается, растет внимательность, сознание реагирует на сигналы все быстрей, и вообще со многими задачами наше мышление справляется эффективнее, чем прежде. Несомненно, у следующих поколений мозг продвинется в этом направлении еще дальше, так что когда-нибудь людям придется заново определять понятие интеллекта и иначе к нему относиться.

Изображение слайда