Презентация на тему: ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение

«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение теоретико-методологических аспектов научной деятельности и сущности научного исследования; –
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
Понятие «наука»: основные значения
Цель науки
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
Выводы
Научное знание: типы, структура
Типы научного знания
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
Технократический тип мышления
Гуманитарный тип мышления
Структура научного знания
(продолжение)
Теория
Продолжение
продолжение
продолжение
продолжение
Теорию как целостную систему знаний характеризует :
Выводы :
Ключевые понятия
(продолжение)
(продолжение)
Основные элементы теории:
(продолжение)
Функции теории :
(продолжение)
продолжение
Классификация наук
Классификация наук
Классификация наук
Классификация наук
Фридрих Энгельс (1820-1895)
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение
Классификация наук
Классификация наук
Классификация наук
Классификация наук
Формы движения материи
Критерии изучения наук :
Критерии изучения наук
Национальная классификация наук
Классификация наук
Классификация наук
1/47
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 62)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (168 Кб)
1

Первый слайд презентации: ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение теоретико-методологических аспектов научной деятельности и сущности научного исследования; – ознакомление с технологиями организации научно-исследовательской деятельности; – формирования у студентов теоретической и методической базы для осуществления научных исследований (курсовых, бакалаврский и магистерских работ); – приобщение к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе выпускающей кафедры

Изображение слайда
2

Слайд 2

Лекция 1. Наука как форма духовной культуры и сфера деятельности План Наука: понятие, сущность Научное знание: типы, структура Классификации наук Управление наукой, подготовка научных кадров Основные понятия : наука, научное знание, научная деятельность, научное познание, эмпирические знания, теория

Изображение слайда
3

Слайд 3: Понятие «наука»: основные значения

Наука – один из социальных институтов духовной культуры. Наука – ведущая форма духовной культуры. Наука – одна из форм общественного сознания. Наука – один из социальных институтов духовной культуры.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Цель науки

, объяснение устройства объективного мира, его отдельных проявлений, т.е. восприятие их такими, какими они существуют объективно, вне зависимости от субъективности нашего сознания.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Наука: – специфическая форма деятельности; – важный фактор общественного развития ; – показатель практического освоения окружающего мира в разных его измерениях. Наука направлена на практику, усовершенствование производственной сферы и системы общественных отношений. Наука превратилась в непосредственную производственную силу материального производства

Изображение слайда
6

Слайд 6

Состояние науки определяет уровень развития общества. Основной смысл существования науки как формы духовной культуры и сферы деятельности – развитие системы научных знаний и их эффективное использование в производственной сфере.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Сущность науки: – углубленная проверка знаний, накопленных человечеством, – дальнейший целенаправленный поиск и творческое производство нового знания.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Критерии научного знания: - объективность; - воспроизводимость ; - проверяемость ; - отсутствие противоречий.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Выводы

Наука ориентирована на удовлетворение потребностей человечества в познании законов природы, общества и мышления. Наука способствует развитию духовной культуры, влияет на процесс формирования нового человека.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Научное знание: типы, структура

Знания : существуют в науке в непрерывном процессе производств другого знания находятся в принципиально переходном состоянии: постоянно изменяются, представляя собой динамичную систему. как продукт науки принадлежат человечеству.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Типы научного знания

Исторически сложились три типа научного знания ( три типа научного мышления ): естественнонаучное технократическое социально-гуманитарное

Изображение слайда
12

Слайд 12

Естественнонаучный тип мышления возник в Новое Время ( XV-XIX вв.) основа – концепт детерминизма (представление об объективности закона, якобы существующего независимо от сознания человека) Наука - специфическая деятельность, направленная на открытие новых законов (сциентизм)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Технократический тип мышления

существует столько, сколько и целесообразная практическая деятельность человека проектно-инженерное мышление Эмпиризм – способ создания проекта (плана, технологии, инженерии) пронизывает многие сферы духовной и практической деятельности людей

Изображение слайда
14

Слайд 14: Гуманитарный тип мышления

вместе с саморефлексией проявляется в способности человека осознавать смысл своего поведения основа – рассудительность (форма рациональности, где знания не могут опережать непосредственный опыт) это знания себя в отличие от научного знания, обладающего непосредственной убедительностью

Изображение слайда
15

Слайд 15: Структура научного знания

Структурные элементы научного знания: научный факт, научная идея, гипотеза, теория, научный закон, научные принципы, категории и др.

Изображение слайда
16

Слайд 16: (продолжение)

Конкретные сведения, факты – источник и основа для развития науки Эмпирические факты (эмпирические знания ) – результат практической познавательной деятельности человека, фундамент формирования теоретического знания

Изображение слайда
17

Слайд 17: Теория

гр. theoria – рассмотрение, размышление, учение. Теория – мыслительное, духовное отражение и воссоздание реальной действительности Теория – древнейшая форма научного познания, существующая в непрерывной связи с практикой, специфической человеческой предметной деятельностью.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Продолжение

система достоверных знаний о действительности, истинность которых проверена практикой. наиболее высокая форма научного знания, обобщения и систематизации знаний

Изображение слайда
19

Слайд 19: продолжение

Теория дает представление о закономерностях и существенных связях действительности : описывает, объясняет и прогнозирует дальнейшее развитие явлений определенной предметной области; обеспечивает их изучение в целостности и внутренних связях; раскрывает сущность существующих фактов;

Изображение слайда
20

Слайд 20: продолжение

предполагает существование новых, неизвестных. Теория – сложнейшая форма выражения научного знания (возникает на высокой ступени развития познания определенной совокупности явлений.

Изображение слайда
21

Слайд 21: продолжение

Теоретическое знание – совокупность идей в виде достоверных знаний, на основе которых складывается целостное, систематизированное представление о сущности, структуре и закономерностях функционирования какой-то из сторон действительности, являющейся объектом изучения данной теории.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Теорию как целостную систему знаний характеризует :

внутренняя дифференцированность, логическая стройность. Содержание теории : - исходная основа (методологические принципы и логические правила); - развитие в определенной совокупности понятий и логических утверждений.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Выводы :

Теория – самая сложная, развитая форма научного знания, взаимодействующая с такими элементами как научные законы, понятия, классификации, типологии. Структурные элементы теории – факты, категории, аксиомы, постулаты, понятия, положения, суждения, законы.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Ключевые понятия

Факты – знания об объекте, достоверность которого доказана. Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства. Аксиома – положения, принимаемые без доказательства. Постулаты – утверждения в границах определенной научной теории как истина.

Изображение слайда
25

Слайд 25: (продолжение)

Понятия – мысли, в которых обобщаются и выделяются предметы определенного класса за выделенными общими специфичными признаками. Положения – сформулированные научные мысли в форме научного утверждения. Суждения - мысли, выраженные в форме высказанного предположения.

Изображение слайда
26

Слайд 26: (продолжение)

Закон – необходимые, устойчивые отношения между явлениями в природе и обществе, которые повторяются.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Основные элементы теории:

1. исходные основания в виде фундаментальных понятий, принципов, законов, аксиом и др. 2. модель объекта исследования, в которую заложены существенные особенности и связи изучаемого явления ( предмета исследования )

Изображение слайда
28

Слайд 28: (продолжение)

3. совокупность определенных правил и способов доказательства и объяснения структуры научного знания и его изменения (логика теории). 4. философские установки и ценностные факторы 5. совокупность законов и доказательств, вытекающих из конкретной теории в соответствии с ее принципами.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Функции теории :

поясняющая (обеспечивает рассмотрение явления в контексте смежных фактов, предпосылок возникновения развития (структура объекта, каждый ее элемент в целостности и др.) познавательная (раскрытие связей между еще не выясненными фактами, явлениями, процессами, закономерностями действительности ;

Изображение слайда
30

Слайд 30: (продолжение)

прогнозирующая (предваряет понимание реального различия природного и общественного развития, их прогнозирования; синтезирующая ( раскрытие закономерных связей между частями и элементами теоретической системы); методологическая (обеспечивает пополнение теоретического арсенала науки

Изображение слайда
31

Слайд 31: продолжение

практическая (теория является существенным способом развития научных знаний, научной и методологической основой практической деятельности людей.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Классификация наук

Демокрит (470-380 гг. до н.э.) разделял науки на три раздела: вводный («каноника», учение об истине и ее критериях); физика (наука о бытии); этика (как морально-содержательная сторона бытия)

Изображение слайда
33

Слайд 33: Классификация наук

Аристотель : научное знание носит самоценный характер, независимо от его практического применения дифференцирует науки по: историческим условиям их возникновения, теоретическому уровню развития: философия, математика и физика, искусство и науки, „которые не служат ни для наслаждения, ни для удовлетворения необходимых потребностей” (Аристотель).

Изображение слайда
34

Слайд 34: Классификация наук

Френсис Бекон (1561-1626), реформатор науку (работы «Новый органон», выделяет: Научное знание, изучающее природу; Научные исследования « мироносные » и «плодоносные». До XVIII в. была единой, не дифференцировалась на отдельные области

Изображение слайда
35

Слайд 35: Классификация наук

К середине XIX в. выделяются: естественные науки (теории, изучающие минералы, жизнь растений или животных). Г.-В.-Ф. Гегель : делит мир на: естественно-исторический ; духовный, который находится в постоянном развитии и побуждает человека анализировать систему знаний.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Фридрих Энгельс (1820-1895)

труд «Диалектика природы» исходит из диалектических принципов (объективности, материального единства мира, его неисчерпаемого разнообразия, всеобщей связи и развития)

Изображение слайда
37

Слайд 37

Критерии классификации наук – формы движения материи (от низшего – к высшему: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная: механика, физика, химия, биология и социальные науки

Изображение слайда
38

Слайд 38: Классификация наук

Генрих Риккерт (1863-1936), нем. философ, представитель неклассической философии дифференцирует науки на две основные группы: природоведение (физика, химия, анатомия, физиология, биология, геология); науки о культуре (общественные, гуманитарные)

Изображение слайда
39

Слайд 39: Классификация наук

Эдмунд Гуссерль (1859-1938), создатель феноменологической философии выделяет: Чистую феноменологию (науку о феноменах) (явлениях); науки, изучающие ее (психология, природоведение, история, культура. Два феномена науки представлены науками: про факты (природу) и науками о духе.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Классификация наук

Другая классификация Гуссерля : дескриптивные (естественные) науки с описательными понятиями; точные науки (математические, использующие понятия однозначного определения. Традиционная дифференциация наук: фундаментальные и прикладные науки

Изображение слайда
41

Слайд 41: Классификация наук

ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ

Изображение слайда
42

Слайд 42: Формы движения материи

Советский ученый Б.М. Кедров выделяет : субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную формы движения материи

Изображение слайда
43

Слайд 43: Критерии изучения наук :

Сходства, благодаря действию конкретных фундаментальных законов; специфики определенной сферы деятельности; общие характеристики, действие которых распространяется на всю природу или общественные явления (человеческое мышление);

Изображение слайда
44

Слайд 44: Критерии изучения наук

всеобщие признаки, распространяемые на все явления природы, общества и мышления.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Национальная классификация наук

01. Физико-математические науки 02. Химические науки 03. Биологические науки 04. Геологические науки 05. Технические науки 06. Сельськохозяйственные науки 07. Исторические науки 08. Экономические науки

Изображение слайда
46

Слайд 46: Классификация наук

09. Философские науки 10. Филологические науки; 11. Географические науки 12. Юридические науки 13. Педагогические науки 14. Медицинские науки 15. Фармацевтические науки

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » Задачи курса : – изучение: Классификация наук

16. Ветеринарные науки 17.Искусствоведение 18. Архитектура 19. Психологические науки 20. Национальная безопасность 22. Социологические науки 23. Политические науки 24. Физическое воспитание и спорт 25. Государственное управление

Изображение слайда