Презентация на тему: Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных

Реклама. Продолжение ниже
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных стоматологического профиля.
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Принципы ЛФК:
Средства ЛФК:
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
У больных стоматологического профиля ЛФК применяют при воспалительных процессах и травматических повреждениях челюстно-лицевой области, нарушениях общего и
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Показания к назначению ЛФК:
Противопоказания:
Основные задачи ЛФК при лечении заболеваний и травм ЧЛО :
Дыхательные упражнения
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Специальные упражнения для мимических мышц:
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Специальные упражнения на координацию движений:
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Аппараты Метисиса, Оксмана и Лимберга :
Особенности применения физических упражнений в стоматологии:
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Двигательный режим:
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Реабилитация пациентов с переломами скуловой кости и скуловой дуги :
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1/33
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2724 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных стоматологического профиля

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Медицинская академия имени С.И. Георгиевского Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Презентацию выполнил студент 2 курса стоматологического факультета группы СЛ-С-О-181-В Кушнир С. К. Преподаватель – проф. Бобрик Ю. В.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Лечебная физическая культура (ЛФК ) — это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным средством ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Принципы ЛФК:

Своевременность применения. Целенаправленность. Адекватность нагрузки. Дифференцированность методик. Комбинированность и комплексность применения различных средств реабилитации. Последовательная активизация лечебно-физкультурных воздействий.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Средства ЛФК:

Гимнастические упражнения являются наиболее благоприятными для воздействия на организм больных, проходящих лечение на этапах стационар - поликлиника - санаторно-курортное долечивание. При помощи этих упражнений можно дозировать физическую нагрузку и избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и функции внутренних органов. Общеразвивающие упражнения подразделяются по принципу активности - активные, пассивные, активные с помощью, активные с усилием и по анатомическому признаку - для верхних и нижних конечностей; верхних конечностей и пояса верхних конечностей; пояса верхних конечностей и спины; пояса верхних конечностей и шеи; туловища; брюшного пресса и тазового дна. Можно выделить упражнения: корригирующие, на равновесие, с сопротивлением и отягощением, висы и упоры, ритмопластические движения. Активно-пассивные упражнения выполняются больными с собственной или посторонней помощью. Больной сам себе или методист, захватывая нижнюю челюсть рукой за подбородок или зубной ряд, помогает выполнять движения нижней челюстью. В некоторых случаях пользуются механической тягой с помощью роторасширителя, амортизатора или специальных аппаратов.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: У больных стоматологического профиля ЛФК применяют при воспалительных процессах и травматических повреждениях челюстно-лицевой области, нарушениях общего и местного характера

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Общие нарушения ЧЛО: Расстройства функции дыхания в результате патологических изменений в тканях приротовой области и носоглотки. Воспалительные процессы, болевые ощущения, сопровождающие повреждения, вызывают недостаточную вентиляцию легких. Нарушение акта глотания вследствие расстройств координационных действий различных групп мышц: щек, языка, мягкого неба и глотки. Н арушение герметичности закрывания ротовой щели. При поражении костей челюстно-лицевого скелета нарушается функция прикрепленных к ним мышц. Поражения приротовой области и органов полости рта лишают больных возможности производить различные звуки, речь становится малопонятной.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Показания к назначению ЛФК:

К онтрактуры челюстей: миогенные (воспалительные рубцовые, рубцовые неврогенные, невромиогенные ); - артрогенные (воспалительные, рубцовые, неврогенные); - неврогенные (паралитического характера); В оспалительные процессы в начальной стадии и в стадии ремиссии в мягких тканях (шейная, приротовая, подглазничная области, область жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава; О ткрытые и закрытые переломы нижней и верхней челюсти; П ослеоперационный период при вмешательствах на мягких и костных тканях

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Противопоказания:

О бщее тяжелое состояние больного, повышение температурной реакции (температура тела выше 37,5 °С); Н аличие острого воспалительного процесса в области поврежденных тканей; У силение болевых ощущений при физической нагрузке; О пасность вторичного кровотечения в связи с наличием инородного тела вблизи сосудисто-нервного пучка или после операции на сосудах; Н едостаточная иммобилизация отломков поврежденной кости; Н аличие гнойных процессов; П ериод после наложения отсроченных швов или после осложнений со стороны внутренних органов.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Основные задачи ЛФК при лечении заболеваний и травм ЧЛО :

профилактика нарушений деятельности органов дыхания, кровообращения, обмена веществ; улучшение крово - и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции процессов регенерации; сохранение функции мимических и жевательных мышц непораженной половины лица; улучшение психоэмоциональной сферы; восстановление трудоспособности больного.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Дыхательные упражнения

1. Статические. При статических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется без движения конечностями и туловищем. Эти упражнения используются в основном для обучения больных правильному дыханию в процессе занятий, а также при самостоятельном выполнении ими таких упражнений под руководством методиста. 2. Динамические. При динамических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей, туловища. Необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. 3. Специальные. Специальные дыхательные упражнения проводятся для получения необходимого терапевтического эффекта. Данные упражнения в стоматологических клиниках применяются у больных с нарушениями внешнего дыхания: у детей с врожденными расщелинами неба и губ, после ринопластики, при лечении воспалительных процессов челюстно-лицевой области и др. Эти упражнения применяются для восстановления носового дыхания. В этих случаях проводятся дифференцированное носовое дыхание поочередно через одну ноздрю с зажиманием другой, через обе ноздри - при вдохе и выдохе через нос, а также при вдохе через нос и выдохе через рот.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Для овладения навыком правильного дыхания проводят дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением из исходного положения лежа и сидя: • диафрагмальное дыхание с сопротивлением (с помощью рук методиста) в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; с помощью наложения мешочков с песком (от 0,5 до 1,5 кг массы) в области верхнего квадранта живота ; • дыхание в наполненный водой сосуд разной емкости (через резиновые трубочки различной длины и диаметра), надувание резиновых игрушек и мячей ; • локализованное произвольное дыхание ; • упражнения с произнесением согласных звуков. Дыхательные упражнения для стоматологических больных рекомендуется проводить при произношении различных звуков (ж, з, и, к и др.) с движениями нижней челюсти (открывание рта, боковые движения челюстью ). Все специальные статические дыхательные упражнения проводят в комплексе с общеразвивающими упражнениями, динамическим дыханием, а также с лечебным массажем (пассивные упражнения).

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14

Специальные гимнастические упражнения: • открывание и закрывание рта из исходного положения сомкнутых челюстей; • открывание и закрывание рта из положения резцового смыкания зубов; • выдвигание нижней челюсти вперед; • боковые движения челюстей; • открывание рта с одновременным выдвиганием нижней челюсти вперед; • выдвигание нижней челюсти вперед с одновременным и движениям в стороны; • круговые движения нижней челюсти с включением мимических мышц.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Специальные упражнения для мимических мышц:

• собирание губ в трубочку; • оттягивание верхней губы вниз; • поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю губу); • максимальное смещение ротовой щели попеременно то вправо, то влево; • круговое движение губ; • прищуривание глаз с поднятием мышц скуловой области вверх; • попеременное прищуривание левого (правого) глаза с поднятием мышц скуловой области; • сморщивание лба и поднятие бровей с последующим опусканием.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Специальные упражнения на координацию движений:

• открывание рта с одновременным запрокидыванием головы, движением рук в различных направлениях, упражнениями для нижних конечностей и позвоночника, дыхательными упражнениями и др.; • движение нижней челюстью вперед и назад с одновременным движением головы вперед и назад; • движение нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону; • доставание подбородком поочередно правого и левого плеча, груди; • разведение рук в стороны, отклонив голову назад, открыв рот, затем скрестив руки перед грудью, опустив голову, закрыв рот.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

В комплексе лечебных мероприятий при контрактурах височнонижнечелюстного сустава применяется механотерапия с использованием специальных аппаратов, разработанных для стоматологической клиники. Они передают давление на весь зубной ряд и, что особенно важно, дают возможность пользоваться активно-пассивной гимнастикой (размыкание и смыкание челюстей). Механотерапия

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Аппараты Метисиса, Оксмана и Лимберга :

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
21

Слайд 21: Особенности применения физических упражнений в стоматологии:

• В занятия ЛФК целесообразно включать упражнения для различных мышечных групп с некоторым акцентом нагрузки на плечевой пояс и шею. • Мимические и жевательные мышцы расположены в одном регионе и поражаются в ряде случаев одновременно, поэтому в занятиях рекомендуется использовать упражнения для обеих групп мышц; • Для более рационального распределения нагрузки необходимо чередовать упражнения для жевательных мышц с упражнениями для мимических мышц, охватывая при этом и другие группы мышц (общеразвивающие упражнения). • Мимические мышцы приротовой области участвуют в выполнении не только основной функции, но и в актах глотания, дыхания, речи, приема пищи. Поэтому упражнения для их тренировки необходимо включать в занятия, даже если эта группа мышц не поражена; При иммобилизации костных отломков челюстей рекомендуются упражнения в посылке импульсов к вертикальному движению челюстью (идеомоторные упражнения) и изометрическому напряжению мышц, а также упражнения для мимических и жевательных мышц;

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Д ля восстановления силы мышц в процессе занятий ЛФК применяют упражнения с сопротивлением (дозированным сопротивлением) в виде нагрузки на подбородок, выполняемой рукой методиста, а затем самим больным; В исочно-нижнечелюстной сустав - парный, поэтому изолированно не могут осуществляться движения как в левом, так и в правом суставе. Это имеет значение в восстановлении функции, так как чаще всего патологический процесс располагается на одной половине лица. При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы непораженная половина лица помогала пораженной; З анятия ЛФК повторяются больным (в начале лечения) не менее 2-3 раз в день под наблюдением методиста ЛФК или в виде самостоятельных занятий. В дальнейшем количество самостоятельных занятий должно постепенно увеличиваться до 5-8 раз в день; Особенности применения физических упражнений в стоматологии

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Двигательный режим:

I период. Это период острого проявления патологического процесса. Он характеризуется развитием воспалительных или реактивных воспалительных процессов в поврежденных тканях или значительной интоксикации. Задачи ЛФК : профилактика возможных осложнений со стороны внутренних органов, улучшение крово и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции репаративно -регенеративных процессов, профилактика развития грубых стягивающих рубцов в области слизистой оболочки рта и кожных покровов лица, контрактур жевательной мускулатуры и височно-нижнечелюстного сустава, выработка элементарных бытовых навыков (например, оттягивание угла рта для лучшего приема пищи, собирание губ в трубочку и др.), поддержание общей тренированности организма. Р екомедуется проводить упражнения для мышц, не связанных с поврежденными тканями, и дыхательные упражнения. Применяют дозированные движения общего характера и локальные (местные) для непораженных мышц, косвенно воздействующие на пораженные ткани. Физические упражнения способствуют улучшению местного обмена, рассасыванию кровоизлияний и профилактике развития стягивающих рубцов.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

По дострый период, характеризуется уменьшением или исчезновением воспалительных явлений и улучшением общего состояния больного. Задачи ЛФК: борьба с развитием контрактур, восстановление подвижности височно-нижнечелюстных суставов, а также функций различных групп мышц. II период.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

Рекомендуется проводить следующие специальные упражнения (на фоне общеразвивающих и дыхательных): • активные свободные, активные с помощью для нижней челюсти с максимально возможной амплитудой движения; • массаж языком поврежденной слизистой оболочки и собственно полости рта в целях уменьшения образования грубых рубцов; • активные движения мимических мышц и массаж кожных покровов с целью профилактики рубцовых образований; • активные движения с помощью и использованием резиновых пробок, клиньев, активные движения для височно-нижнечелюстного сустава; • упражнения для языка в случае его повреждения для восстановления нормальной функции речи. В занятиях применяются упражнения вне полости рта и произношение гласных звуков, слогов, слов (например, высунуть язык в виде «лопатки» и расслабить его, загнуть язык крючком вверх, затем вниз, кончиком языка провести по зубному ряду с внешней стороны и др.). После того как язык достиг хорошей подвижности, следует переходить к произношению букв и слов. В дальнейшем рекомендуется чтение вслух и нараспев.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Ха рактеризуется восстановлением функции челюстно-лицевого аппарата. Он соответствует образованию костной мозоли при повреждении костной ткани и окончанию рубцевания или эпителизации при повреждениях мягких тканей. Задача ЛФК - восстановление нарушенных функций пораженного органа и трудоспособности больного. Средства ЛФК применяются при контрактурах челюстей, рубцовых изменениях в приротовой области, поражениях лицевого нерва, повреждении языка, мышц шеи. Третий период

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

В первом периоде специальные упражнения для жеватель­ной мускулатуры назначают на 3—4 -е сутки после операции, повторяя каждое из них 5—10 раз в медленном темпе с интер­валами 1—2 мин, избегая усилений боли и утомления жева­тельных мышц. Комплекс этих упражнений больной выпол­няет не менее 8—10 раз в день. Применение механотерапии с помощью различных аппаратов и приспособлений можно на­чинать на 6—8 -е сутки после операции в сочетании с тепловы­ми процедурами и массажем. Во второй период после снятия послеоперационных швов увеличивают продолжительность и интенсивность функцио­нальной нагрузки на височно-нижнечелюстной сустав. Откры­вание рта, боковые, переднезадние и круговые движения ниж­ней челюсти выполняют с максимальной амплитудой до появ­ления боли в области сустава. Реабилитация больных с контрактурой ВНЧС:

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

Основной задачей III периода лечебной гимнастики является восстановление полного объема движений в височно-нижнечелюстном суставе и подготовка больного к трудовой деятельности. Методика занятий в этот период дополняется специальными упражнениями с сопротивлением движениям нижней челюсти в разных направлениях, пассивными упраж­нениями, выполняемыми пальцами больного или механотерапевтическими аппаратами и приспособлениями. При этом не­обходимо достигать полной амплитуды движений в суставе. Очень важно ежедневно контролировать, как больной откры­вает рот.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Реабилитация пациентов с переломами скуловой кости и скуловой дуги :

ЛФК назначается на 2—3-й день после оперативного вмешательства. В ранний послеоперационный период (5—6-й день) процедура лечебной гимнастики, кроме дыхательных и общеукрепляющих упражнений, состоит из упражнений для мимических мышц, преимущественно щечной и щечно-скуловой области и упражнений, направленных на улучшение функ­ции височно-нижнечелюстного сустава. Весь комплекс боль­ной выполняет сидя перед зеркалом. Упражнения для мими­ческих и особенно жевательных мышц проводятся в медлен­ном темпе, больной без мышечного напряжения произносит звук «а». Через 2—3 процедуры занятия дополняются упражне­ниями для мышц шеи: наклоны, повороты головы. Длитель­ность процедуры лечебной гимнастики — 12—15 мин. В само­стоятельных занятиях больным рекомендуется 3 раза в день выполнять упражнения, улучшающие функцию открывания рта. Перед занятием ЛГ и самостоятельными занятиями больные обязательно осуществляют туалет полости рта, набирая в полость рта дезинфицирующий раствор и энергично перегоняя его от одной щеки к другой.

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32

В позднем послеоперационном периоде (7—10-й день) про­цедура ЛГ состоит также из общеукрепляющих упражнений, преимущественно дыхательных, затрагивающих мышцы пле­чевого пояса, жевательные и мимические мышцы, чтобы вос­становить их симметричность и координацию движений ниж­ней челюсти. Упражнения для жевательных мышц выполня­ются больными не только для того, чтобы открывать рот, но и восстановить боковые движения челюсти, движения впе­ред. Процедура Л Г по времени увеличивается до 20 мин. В эти занятия обязательно включаются упражнения с целью усилить подвижность височно-нижнечелюстного сустава во всех направлениях, постепенно увеличивая амплитуду дви­жения. Через 3—4 недели после операции для ликвидации оста­точных явлений травмы больной продолжает занятия ЛГ.

Изображение слайда
1/1
33

Последний слайд презентации: Основы лечебной физкультуры, особенности применения у больных: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда
1/1