Презентация на тему: ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 2. Основные идеологии современности
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1/149
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 10)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (242 Кб)
1

Первый слайд презентации: ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Зав. кафедрой СМУК, К.т.н. Давыдова Е.А.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Различные формы идеологии существовали на протяжении веков, однако само понятие для обозначения идеологии как явления социальной жизни возникло в конце XVIII в. Понятие «идеология» (от греч. ιδέα – ‘ идея, образ’ и logos – ‘ мысль, слово, понятие, суждение, знание, учение’ ) в научный оборот ввел французский философ и экономист А нтуан Дестют де Траси (1754–1836).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Мыслитель рассматривал «идеологию» как особую науку об общих законах происхождения, причинах формирования, развития идей и их функционировании в обществе. Он считал, что идеология должна стать основой всего свода наук о природе человеческого общества, прежде всего таких, как политика, этика, педагогика.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

К. Маркс и Ф. Энгельс трактовали в своих работах понятие «идеологии» не как пустое оторванное от реальности философствование, но как ложное сознание господствующего класса, порождающее искаженное представление о действительности с целью обоснования права этого класса на власть.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, идеология подчиняется общим закономерностям развития общества и на первом этапе может быть прогрессивной, а затем превращаться в реакционную. Так, например, буржуазная идеология вначале своего существования играла прогрессивную роль, а затем превратилась в препятствие дальнейшего общественного развития.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

В связи с этим утверждалась необходимость преодоления ложной и реакционной буржуазной идеологии и создания новой, объективной теории общества и исторического процесса. Именно этим требованиям соответствовало, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, их собственное учение, которое они идеологией не считали и не называли.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

В. Ленин вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом трактовал идеологию с классовых позиций, но в отличие от них, понимал ее как одну из разновидностей научного знания, в систематической форме обосновывающую стремление того или иного класса к политической власти.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

В. Ленин считал, что только в случае с идеологией пролетариата научность и объективность отражения действительности совпадают, поскольку интересы именно этого класса соответствуют интересам прогрессивного развития всего человечества.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

С образованием СССР марксистско-ленинская идеология стала официальной государственной идеологией, безраздельно господствовавшей на протяжении десятилетий в общественном сознании и определявшей основу и характер всей внутренней и внешней политики и всей жизни страны. В советской марксистской традиции под идеологией понимали духовную культуру вообще

Изображение слайда
10

Слайд 10: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

С конца XIX в. первоначальный смысл понятия «идеология» меняется – оно обозначает уже не науку, исследующую идеи, а сами идеи (теории, системы взглядов, идеалов, убеждений и ценностей), отражающие интересы определенного социального слоя, партии, группы людей, государства.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

В XX в. понятие «идеология» еще более расширилось, в него стали включать различные философские системы, социальные теории, учения и верования. Со второй половины ХХ в. в западном социально-гуманитарном знании под идеологией чаще всего стали понимать форму рационализации (то есть осмысление и упорядочивание) существующих социальных практик, в том числе политических.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Согласно современной интерпретации, идеология – это система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

С конца XIX в. утвердилось представление о том, что идеология является атрибутом всякого общества, так как выражает интересы различных социальных классов, слоев и групп. В 1960-е гг. появляется концепция деидеологизации.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Данная концепция провозглашает « конец идеологии », предлагает вообще отказаться от нее и следовать прагматичному интересу, что при широком развертывании научно-технической революции и технологии, в том числе и в политической сфере, будет способствовать освобождению от морально-идеологической цензуры.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Господство научного, инструментального знания, по мнению сторонников деидеологизации, приведет к состоянию, когда социальные проблемы будут разрешаться исключительно при помощи технологий, в результате чего человеку будут предложены алгоритмы, программы и рецепты удовлетворения его потребностей

Изображение слайда
16

Слайд 16: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

В качестве аргументов в пользу своей концепции сторонники деидеологизации приводили объективные социальные процессы и явления, происходившие в то время в развитых странах Запада и ставившие под вопрос ведущую роль идеологии в общественном развитии.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

В этой связи американский экономист и социолог Т. Веблен выдвинул идею « революции инженеров », предполагающую переход в их руки власти не только на производстве, но и в обществе, где традиционная политика превратится в технократию.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Но уже в 1970-е гг. была признана неэффективность и разрушительность проникновения технологии во все сферы общественной жизни и предложена концепция реидеологизации, которая предполагает восстановление роли идеологии в современном обществе.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Стремление к полезности, выгоде, эффективности, успеху дает человеку только материальные блага и временное удовлетворение, при этом возникает ряд проблем, связанных с потерей человеком смысла жизни и нарушением традиционных нравственных ценностей и социальных связей, с редуцированием (низведением) межличностных отношений к функциональным и т.п.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Поскольку эти проблемы не могут быть решены посредством технологий, предлагается восстановить идеологию в широком ее понимании – как систему базовых социальных ориентиров и ценностей в обществе. Так как идеология наряду с экономикой и политикой является необходимым элементом общественных отношений, ее уничтожение, или полная деидеологизация общества вряд ли возможны.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Современная политическая идеология как система представляет собой сложную многослойную структуру, в которой в зависимости от степени близости идеологических установок к повседневной жизни и их практического применения обычно выделяют три уровня функционирования, обеспечивающие ее воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

I. Концептуальный уровень. На этом уровне формулируются основные положения, раскрывающие ценности, идеалы и установки определенного социального субъекта, обосновываются принципы общественно-политической жизни. Наличие такого процесса свидетельствует о способности определенной группы создать систематизированную, логически стройную картину общественной действительности.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Научные данные здесь могут интерпретироваться в соответствии с идеологическими установками. Разработчики доктринальных положений на данном уровне (философы, ученые и т. д.) далеко не всегда сознательно стремятся навязывать свои идеи другим людям, а сформулированные учения по тем или иным причинам могут отразиться в массовом сознании в искаженном виде.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

II. Программно-политический уровень. На этом уровне социально-философские и политические концепции формулируются в виде программ политических партий, конкретных лозунгов и требований политических сил, формируя, таким образом, основу для принятия управленческих решений и стимулирования политической активности.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

III. Актуализированный уровень. Этот уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов определенной идеологии, меру их воплощения в практической деятельности и поступках. На этом уровне проявляется эффективность пропаганды, которая приводит к различным формам политического участия и политической поддержки пропагандирующих свою идеологию сил.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Структуру идеологии образует взаимосвязь чувственно-эмоциональных и рациональных компонентов. Основными элементами идеологии являются убеждения, ценности, нормы и принципы. Идеологические убеждения – это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, формируются мотивы участия в жизни общества.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Ценности – это значимые для людей явления или предметы (материальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступают как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверхзадачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достижения.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Принципы – это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма). Нормы – это общепризнанные правила поведения и деятельности, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы).

Изображение слайда
29

Слайд 29: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

К основным функциям идеологии относятся следующие: мировоззренческая функция связана с тем, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства, положения человека в обществе, по-своему объясняет социальный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

спекулятивная функция – конструирование возможного общественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения;

Изображение слайда
31

Слайд 31: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается неодинаково и оценивается различным образом;

Изображение слайда
32

Слайд 32: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

социально-преобразовательная функция заключается в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии;

Изображение слайда
33

Слайд 33: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

коммуникативная функция заключается в опосредовании общения, передачи социального опыта, связи поколений; воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценностям определенной идеологии; нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности;

Изображение слайда
34

Слайд 34: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении целостности политического сообщества; мобилизующая функция заключается в организации деятельности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Идеология и политика тесно связаны друг с другом. Они имеют ряд общих черт и функций: обе они представляют собой явления общественного сознания и мобилизуют людей на реализацию поставленных целей, и та, и другая направлены на обеспечение интеграции общества.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Кроме того, идеологические доктрины позволяют разрабатывать подходы к определению текущих и перспективных целей политики и поиску оптимальных путей развития общества. Теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений общественной жизни влияют на содержание идеологических концепций.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Тем не менее, несмотря на теснейшее взаимодействие политики и идеологии, они не должны подменять друг друга, поскольку такая подмена приводит к нежелательным крайностям в их взаимоотношении.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Первая крайность – это чрезмерное идеологическое влияние на политику, или идеологизация политики. Такая крайность превращает политику в инструмент идеологии, догматизирует идеологические постулаты при принятии политических решений, не сообразуясь с реальной ситуацией. Монополия одной идеологии негативно сказывается на политике, на самой идеологии и в целом на состоянии всего общества.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Вторая недопустимая крайность – чрезмерное влияние политики на идеологию, или политизация идеологии, когда идеология испытывает на себе диктат политики господствующей элиты и ставится на службу монопольной власти. Опасным последствием политизации идеологии является преобладание узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными принципами, признаваемыми всем обществом.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Идеология также тесно связана с таким важным явлением как пропаганда. Пропаганда – это способ, система и характер распространения политических, философских, религиозных и других взглядов и идей с целью воздействия на сознание людей и изменения их поведения в желательном для пропагандиста направлении.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Термин пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению ) вошел в политическую лексику, когда в 1622 г. Римский Папа Григорий XV основал в Риме миссионерское учреждение – «Конгрегация (объединение монашеских орденов) распространения веры», предназначенное для проповеди христианства среди язычников и уничтожения ересей.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Лекция 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Реально значимым явлением пропаганда становится в XX в., тогда она начинает подразделяться на религиозную, политическую, социальную и коммерческую. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Лекция 2. Основные идеологии современности

1. Типология современных идеологий. Можно указать несколько классификаций идеологических систем. Например, по субъектам политики – различают государственную идеологию, партийную, корпоративную, групповую. По сферам общественной жизни и направлениям деятельности политиков – экономическую, социальную, культурную, демографическую идеологию

Изображение слайда
44

Слайд 44: Лекция 2. Основные идеологии современности

По масштабу распространения и числу приверженцев выделяют -глобальные, -локальные и -частичные идеологии. Глобальные идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства

Изображение слайда
45

Слайд 45: Лекция 2. Основные идеологии современности

Глобальные идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства К таким идеологиям относят либерализм, консерватизм, социализм и национализм.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Лекция 2. Основные идеологии современности

Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, не претендуют на универсальную значимость и выражают потребности внутреннего регулирования отношений между властью и обществом в отдельной стране.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Лекция 2. Основные идеологии современности

Частичные идеологии отличаются более узким диапазоном распространения и отражают интересы отдельных социальных слоев и групп. В данном случае можно говорить о классовой, корпоративной, групповой, партийной идеологии. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Лекция 2. Основные идеологии современности

По социально-политической парадигме (предлагаемой модели) желаемого общества идеологии делятся на правые центристские и левые.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Лекция 2. Основные идеологии современности

правые связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства; центристские и левые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Лекция 2. Основные идеологии современности

Идеологии принято делить на -радикальные (выступающие за постоянные глубокие революционные преобразования), - консервативные (стремящиеся к сохранению установившегося политического порядка и согласных на самые незначительные изменения), - умеренные (располагающиеся между первыми двумя и предпочитающие постепенные реформы).

Изображение слайда
51

Слайд 51: Лекция 2. Основные идеологии современности

Либерализм Либерализм (от лат. liberalis – ‘ свободный’ ) составляет идеологическую основу современных западных демократий и является одним из самых распространенных идеологических течений в мире.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Лекция 2. Основные идеологии современности

В соответствии с этим учением все люди равны в своем врожденном, естественном праве на самореализацию, воля каждого индивида превосходит волю коллектива или общества, в котором он существует. Как политическая традиция и идеология либерализм начал оформляться в эпоху развития капиталистических отношений и становления рыночной экономики, сопровождавшихся антифеодальными буржуазными революциями в Англии и Нидерландах (XVII в.).

Изображение слайда
53

Слайд 53: Лекция 2. Основные идеологии современности

К середине XIX в. либерализм окончательно сформировался как идеологическая система, впоследствии получившая название классического либерализма. В современных условиях принципы либерализма составляют основу программных документов и политики более ста либерально-демократических партий, многие из которых являются правящими в своих странах.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Лекция 2. Основные идеологии современности

Для классического либерализма характерны следующие основные принципы: Мировоззренческими основаниями либерализма являются индивидуализм и рационализм, которые пронизывают все сферы – социальную, политическую и экономическую.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Лекция 2. Основные идеологии современности

Индивидуализм — концепция, рассматривающая каждого человека как обладающую высшей ценностью автономную, самоуправляющуюся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы собственной жизни, нравственности и поведения

Изображение слайда
56

Слайд 56: Лекция 2. Основные идеологии современности

Рационализм предполагает убежденность в неограниченных творческих возможностях человеческого разума, который способен не только осмыслить и адекватно оценить все явления политической и социальной действительности, но и предложить новые модели рационального переустройства общества.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Лекция 2. Основные идеологии современности

В социальной сфере в соответствии с принципами индивидуализма ( признание неотчуждаемых прав человека и абсолютной ценности личности ) либерализм признает наивысшей ценностью свободу. Общество должно обеспечивать каждому человеку наибольшую свободу, которая, однако, не должна нарушать права других людей.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Лекция 2. Основные идеологии современности

В политической сфере либерализм следует следующим принципам. Важнейшим принципом либерализма служит равенство всех граждан перед законом. Этот принцип основан на стремлении обеспечить неотъемлемые естественные права каждого человека, которые не даруются обществом и государством, но присущи ему от рождения.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Лекция 2. Основные идеологии современности

Принцип равенства всех перед законом полагает предел власти государства или отдельной личности и устанавливает зависимость самой власти от естественного права человека. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, гарантирующих свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Лекция 2. Основные идеологии современности

Либеральная теория «общественного договора» обосновала суверенность народа как источника власти. Согласно такому подходу, правительство – это не источник власти, а средство осуществления народной воли. В связи с этим высказывается требование обеспечить участие граждан при решении государственных проблем, то есть демократические формы управления государством, или парламентаризм.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Лекция 2. Основные идеологии современности

Для обеспечения действительного подчинения власти закону и осуществления контроля граждан над ее деятельностью либерализм выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную при верховенстве законодательной власти, а также необходимость создания системы сдержек и противовесов в отношениях между ними.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Лекция 2. Основные идеологии современности

Наивысшая ценность свободы в политической сфере выражается в провозглашении и обеспечении ряда политических свобод: свободы слова, мыслей, взглядов, убеждений и т. д., которые предполагают убежденность в равноправности соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических интересов, ни один из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Лекция 2. Основные идеологии современности

Характерной особенностью классического либерализма является также то, что свобода не только гарантируется подчинением закону всех граждан и их участием в принятии политических решений, но также обеспечивается сведением к минимуму функций государства.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Лекция 2. Основные идеологии современности

В экономике в качестве основных гарантий свободы классический либерализм видит обеспечение неприкосновенности частной собственности и полного невмешательства государства в экономическую сферу. Эта концепция была сформулирована в выдвинутом торгово-промышленными кругами лозунге «laisser fairer (« не мешайте действовать »), или « минимум государства — максимум рынка ».

Изображение слайда
65

Слайд 65: Лекция 2. Основные идеологии современности

Консерватизм. Другой важнейшей глобальной идеологией, на протяжении длительного периода выступавшей оппонентом либерализма, является консерватизм (от лат. conservo – ‘охраняю, сохраняю’).

Изображение слайда
66

Слайд 66: Лекция 2. Основные идеологии современности

Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция протеста против хаоса и разрушений, вызванных французской революцией (1789 г.), когда для достижения благородных целей были применены крайние формы насилия и деспотизма, и как критическая оценка ее разрушительных социальных последствий.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Лекция 2. Основные идеологии современности

Консерватизм представляет собой идеологию, выступающую за сохранение и поддержание исторически сложившихся и хорошо зарекомендовавших себя на практике форм экономической, социальной и политической жизни, а также традиционных духовных ценностей (семья, религия, мораль).

Изображение слайда
68

Слайд 68: Лекция 2. Основные идеологии современности

Классический консерватизм возникает там, где социальные институты сталкиваются с угрозой уничтожения или радикального изменения, и приобретает идейное оформление по принципу «от противного», отстаивая необходимость сохранения существующей социальной системы и обеспечения стабильной государственной власти.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Лекция 2. Основные идеологии современности

К основным установкам и принципам классического консерватизма относятся следующие: 1. Мировоззренческим основанием системы взглядов классического консерватизма является формула « все действительное разумно, а все разумное действительно », то есть существующий мир в своем устройстве и функционировании (общество, государство, различные институты и т. д.) есть наилучший из всех возможных миров.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Лекция 2. Основные идеологии современности

Общество и государство имеют естественное происхождение, а не возникли в результате общественного договора, они являются не сконструированной машиной, а сложным целостным организмом, развивающимся по изначально заложенным законам не революционным, а эволюционным путем, когда последующий этап развития не отвергает, а включает все достижения предыдущего.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Лекция 2. Основные идеологии современности

Человек же – это существо несовершенное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Представители классического консерватизма в отличие от либералов не идеализируют человека, не отвергая саму возможность рационального познания природы и общества, они указывают, что разум отдельного человека не всемогущ, а ограничен пространством и временем.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Лекция 2. Основные идеологии современности

В социальной сфере в соответствии с указанными постулатами классический консерватизм на первое место выдвигает принцип традиционализма, в соответствии с которым отдельный даже самый образованный человек не может быть мудрее давно устоявшихся и апробированных на практике обычаев, традиций и ценностей (мораль, религия, семья, традиционные общественные и государственные институты и т. д.).

Изображение слайда
73

Слайд 73: Лекция 2. Основные идеологии современности

В политической сфере консерваторы выступают за сильную и эффективную государственную власть, важнейшими задачами которой являются защита естественных прав человека и поддержание законности и правопорядка в обществе. В этой связи государство, как воплощение всеобщего интереса, неизбежно выступает в качестве ограничителя индивидуального интереса, притязания которого могут быть безграничными.

Изображение слайда
74

Слайд 74: Лекция 2. Основные идеологии современности

В экономической сфере консерваторы так же, как и либералы, делают ставку на развитие частной инициативы, рыночных отношений и предпринимательства, поскольку они являются результатом естественного развития общества, и выступают против жесткого контроля со стороны государства над функционированием экономики. Экономика, по утверждению консерваторов, должна пользоваться максимальной свободой.

Изображение слайда
75

Слайд 75: Лекция 2. Основные идеологии современности

Свобода в экономике понимается как право каждого человека на собственность и неограниченную конкуренцию. Частная собственность выступает как гарантия свободной конкуренции в экономике, процветания и социального порядка, поэтому никто не имеет права ее отчуждать и перераспределять материальные блага под каким бы то ни было предлогом.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Лекция 2. Основные идеологии современности

Идеологические доктрины социализма. Идеи социализма (от лат. socialis – ‘общественный’) о социальном равенстве и справедливости известны с глубокой древности. Как политическая идеология социализм сформировался в начале XIX в., а сам термин был введен в научный оборот в 1833 г. французским мыслителем П. Леру (1797–1871).

Изображение слайда
77

Слайд 77: Лекция 2. Основные идеологии современности

В истории развития политической мысли можно выделить следующие основные формы социализма: -утопический, -анархистский, -марксистский и -демократический социализм.

Изображение слайда
78

Слайд 78: Лекция 2. Основные идеологии современности

Утопический социализм. В наиболее ранней форме социалистическая идеология появляется в виде утопического социализма. Такое наименование эта форма получила от названия книги английского мыслителя Томаса Мора (1478–1535) «Утопия» (1516), в которой он изобразил общество, организованное на принципах коллективной собственности, всеобщего совместного труда и распределения материальных благ по потребности.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Лекция 2. Основные идеологии современности

Представители утопического социализма разрабатывали проекты будущего идеального устройства общества, в котором отсутствует частная собственность, эксплуатация и угнетение одних людей другими, уничтожены неравенство между городом и деревней, противоречия между умственным и физическим трудом, государство является институтом управления производством, экономика и социальная жизнь развиваются по разумному плану, обеспечивается формирование всесторонне развитой личности, равенство мужчин и женщин, создана государственная система воспитания подрастающего поколения.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Лекция 2. Основные идеологии современности

Анархистский социализм (анархизм). Еще одной формой социалистической идеологии является анархизм (от греч. anarchía –“безвластие’), основанный на отрицании всех форм принуждения. Как идеология анархизм сложился в 40–70-е гг. XIX в. и был распространен в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и России.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Лекция 2. Основные идеологии современности

В отличие от утопического социализма, который видел в государстве инструмент для достижения благополучия людей и социального прогресса, анархисты считали государство средством принуждения и ущемления свободы граждан. Поэтому они отказывали государству в праве на ведущую роль в развитии общества и высказывались за его полное уничтожение (в том числе органов государственной власти, суда, армии и т. д.).

Изображение слайда
82

Слайд 82: Лекция 2. Основные идеологии современности

Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу каждой личности, причем основой такой свободы, по их мнению, является равенство, а основой равенства – безвластие. Идеальное общество для анархистов представляется в виде лишенной аппарата чиновников и централизации свободной федерации автономных ассоциаций групп, общин, областей и народов с уравнительными принципами распределения материальных благ.

Изображение слайда
83

Слайд 83: Лекция 2. Основные идеологии современности

Марксистский социализм (марксизм). Марксизм как политическая идеология начал оформляться в 40-е гг. XIX в., когда в Западной Европе обострились проблемы и противоречия капиталистического общества, и стали очевидными негативные стороны его развития: возникли первые экономические кризисы перепроизводства, углубилось социальное неравенство и расслоение общества, возросла эксплуатация и нищета трудящихся масс.

Изображение слайда
84

Слайд 84: Лекция 2. Основные идеологии современности

Основатели марксизма немецкие мыслители К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895) предложили концепцию общественного развития, которая претендует на статус единственно верной научно обоснованной общественной теории, объясняющей законы исторического развития человечества и способной обеспечить равенство и справедливость во всех формах и для всех людей.

Изображение слайда
85

Слайд 85: Лекция 2. Основные идеологии современности

Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства: стремление угнетенных классов обрести свободу, обладать результатами своего труда и политической властью; а с другой стороны, желание господствующих классов сохранить выгодные для них производственные и общественные отношения.

Изображение слайда
86

Слайд 86: Лекция 2. Основные идеологии современности

К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что к 40-м гг. XIX в. капитализм уже стал тормозить общественное развитие, а заложенные в нем противоречия резко обострились. Одна пара противоречий – это капитал в лице буржуазии и труд в лице пролетариата, другая – человек и результаты его труда. Человек труда не является господином результатов своей деятельности и отчужден от них.

Изображение слайда
87

Слайд 87: Лекция 2. Основные идеологии современности

В связи с этим обосновывается историческая неизбежность коммунистической революции, которая по мысли основателей марксизма, окончательно уничтожит все противоречия, избавит человека от отчуждения и эксплуатации и приведет общество к последней коммунистической (от лат. communis – ‘общий’) формации, основу которой составит общественная собственность.

Изображение слайда
88

Слайд 88: Лекция 2. Основные идеологии современности

В начале XX в. марксизм раскололся на две противоборствующие ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию, на основании которых в рамках социализма сформировалось два новых идеологических течения.

Изображение слайда
89

Слайд 89: Лекция 2. Основные идеологии современности

Марксизм-ленинизм (большевизм). Ленинизм ( революционный марксизм, или большевизм ) представляет собой радикальную идеологию, названную по имени вождя пролетарской революции в России В. (Ульянова) Ленина (1870–1924).

Изображение слайда
90

Слайд 90: Лекция 2. Основные идеологии современности

В. Ленин перевел марксистскую теорию в плоскость политики и революционной борьбы в конкретных исторических условиях, для чего абсолютизировал марксистскую концепцию революционного насилия и учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, допуская все средства для достижения целей революции.

Изображение слайда
91

Слайд 91: Лекция 2. Основные идеологии современности

Отказавшись от принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира с капиталистическим производством и мощным рабочим классом, он выдвинул идею о России как « слабом звене » в цепи капиталистических стран и выступил с требованием немедленного революционного и насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной системы, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность.

Изображение слайда
92

Слайд 92: Лекция 2. Основные идеологии современности

На базе этой идеологии была осуществлена Октябрьская революция 1917 г. в России и сделана попытка построения социализма в отдельной стране (сначала в СССР, а затем в других государствах социалистического блока). В результате в СССР произошло обобществление производства, коллективизация села, становление однопартийной системы и превращение партии большевиков в высшую властную и идеологическую структуру, обладающую разветвленным аппаратом функционеров.

Изображение слайда
93

Слайд 93: Лекция 2. Основные идеологии современности

В течение многих десятилетий XX в. социалистическая идеология была государственной в СССР и других социалистических странах. В современных условиях, несмотря на распад Советского Союза и блока социалистических государств в начале 1990-х гг. и сужение сферы влияния, социалистическая идеология в марксистско-ленинской трактовке сохраняет достаточно прочные позиции в отдельных обществах.

Изображение слайда
94

Слайд 94: Лекция 2. Основные идеологии современности

Демократический социализм (социал-демократия). Во второй половине XIX – начале XX века в рамках деятельности рабочего Интернационала произошло оформление нового направления социалистической идеологии – демократического социализма на основе размежевания с марксизмом по вопросу отношения к капитализму и выбора пути развития социализма

Изображение слайда
95

Слайд 95: Лекция 2. Основные идеологии современности

Социал-демократы отказались от насильственных революционных методов преобразования и выступают за постепенное реформирование капиталистического общества и рыночной экономики в интересах трудящихся не на основе классовой борьбы, а с помощью социального партнерства, ценностей гуманизма и демократии при сохранении гражданского мира.

Изображение слайда
96

Слайд 96: Лекция 2. Основные идеологии современности

С точки зрения социал-демократов, социализм — это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Лозунг реформистского социализма: « Конечная цель, какой бы она ни была, – ничто, движение – все ».

Изображение слайда
97

Слайд 97: Лекция 2. Основные идеологии современности

В некоторых западноевропейских странах на базе социал-демократической идеологии удалось сформировать реально действующие «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская (или скандинавская) и германская модели социализма.

Изображение слайда
98

Слайд 98: Лекция 2. Основные идеологии современности

Характерными особенностями шведской модели являются: -создание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; -обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; -ликвидация бедности; -создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; -достижение высокого уровня грамотности, духовного и культурного развития.

Изображение слайда
99

Слайд 99: Лекция 2. Основные идеологии современности

Первостепенное внимание уделяется вопросам социальной политики, которая включает развитую централизованную государственную систему социального обеспечения, с одной стороны призванную удовлетворить основные нужды всех граждан, а с другой – специально ориентированную на проблемы бедных, пожилых и неимущих; охрану здоровья людей; современную доступную для всех систему образования.

Изображение слайда
100

Слайд 100: Лекция 2. Основные идеологии современности

Нацизм и фашизм Фашизм (от лат. f asio, итал. fascismo – ‘пучок’, ‘связка’, ‘объединение’, прутья, привязанные к топору с длинной ручкой как символ власти в Древнем Риме) и националсоциализм (нацизм) развились как радикальные тоталитарные идеологии в 1920–1930-е гг. Его основателями являются бывший лидер левого крыла итальянских социал-демократов Б. Муссолини (1883–1945) и немецкий политический деятель А. Гитлер (1889–1945), написавшие труды, в которых изложили доктринальные основы этой идеологии: «Доктрина фашизма» (Муссолини) и «Моя борьба» (Гитлер).

Изображение слайда
101

Слайд 101: Лекция 2. Основные идеологии современности

В это же время идеология фашизма воплощается в политических режимах Европы: Муссолини пришел к власти в Италии в 1922 г., Гитлер – в Германии в 1933 г., Франко – в Испании в 1936–39 гг. Фашизм как идеология был вызван к жизни мировым экономическим кризисом конца 1920-х г, безработицей, деградацией ценностей демократии, обнищанием населения, социально-политическим хаосом и пессимистическим взглядом общества на будущее.

Изображение слайда
102

Слайд 102: Лекция 2. Основные идеологии современности

В такой ситуации фашизм предложил интегрирующую и вдохновляющую идею национального возрождения и единства, порядка и твердой власти, которая сможет устранить все проблемы в настоящем и дать оптимистическую надежду на будущее.

Изображение слайда
103

Слайд 103: Лекция 2. Основные идеологии современности

В связи с этим для фашизма как идеологии и общественно-политической практики характерны следующие черты: Абсолютизация власти государства, тоталитарный способ правления и политический режим, предполагающие всеобщий контроль над личностью и возведение в абсолют принципа « власть – это порядок и дисциплина ». Этот принцип Б. Муссолини выразил формулой: « Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства ».

Изображение слайда
104

Слайд 104: Лекция 2. Основные идеологии современности

Монополизация общественно-политической жизни приводит к отрицанию демократии в пользу диктатуры и однопартийности. Господствующая партия также организована недемократическим способом и строится вокруг лидера, партия монополизирует право выступать от имени всего общества, общественные организации могут существовать лишь в том случае, если они безоговорочно признают верховенство правящей партии, поддерживают ее политику и деятельность. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима.

Изображение слайда
105

Слайд 105: Лекция 2. Основные идеологии современности

Государство стремится к глобальному господству и всеобщему контролю над всеми сферами культурной и личной жизни граждан, воспитания и образования молодежи, культуры, науки и т. д. Культ вождя основывается на признании его главным выразителем национальной идеи и воли народа. Воля вождя подменяет деятельность общественных институтов, культурные традиции и моральные ценности.

Изображение слайда
106

Слайд 106: Лекция 2. Основные идеологии современности

Контроль и жесткая цензура власти над средствами массовой информации (пресса, радио, кино, литература) и обширный централизованный пропагандистский аппарат позволяют добиться информационного монополизма и открывают возможность создавать иллюзорный мир, который целиком захватывают массовое сознание.

Изображение слайда
107

Слайд 107: Лекция 2. Основные идеологии современности

Тоталитарный режим добивается государственного контроля или монополизма в хозяйственной и экономической сфере (в том числе и в частном бизнесе) предполагающего жесткую государственную политику протекционизма и патернализма в области национальных экономических интересов, а на самом деле интересов и идеологических установок правящей элиты.

Изображение слайда
108

Слайд 108: Лекция 2. Основные идеологии современности

Сочетание частной собственности и государственной плановой экономики ведет за собой изгнание из экономики того бизнеса, который не идет на сотрудничество с режимом, а отнятые средства производства и капиталы присваиваются государством или переходят в руки лояльных предпринимателей.

Изображение слайда
109

Слайд 109: Лекция 2. Основные идеологии современности

Согласно фашистской идеологии, война является сущностью человека, естественным отражением его инстинкта и наиболее сильным проявлением жизни. Любые моральные представления расцениваются как проявления слабости и отсутствия воли.

Изображение слайда
110

Слайд 110: Лекция 2. Основные идеологии современности

Национализм. Национализм относится к глобальным идеологиям не столько по универсальности своей концепции, включающей экономику, социальную и политическую сферы (как социализм и либерализм), сколько по широко распространенному в мире провозглашению приоритета национальных интересов, основанному на утверждении о том, что человечество как целое состоит из наций, обладающих самостоятельной ценностью.

Изображение слайда
111

Слайд 111: Лекция 2. Основные идеологии современности

Идеология национализма основывается на национальной идее и включает в себя определение « нации ». Традиционно нацию определяют как историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей, культуры и характера.

Изображение слайда
112

Слайд 112: Лекция 2. Основные идеологии современности

Национальная идея – это исторически сложившаяся мировоззренческая и политическая основа существования нации и национального государства. Она исходит из принципа, согласно которому, каждая из культурно-исторических общностей уникальна и вносит свой неповторимый вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Изображение слайда
113

Слайд 113: Лекция 2. Основные идеологии современности

Национализм представляет собой систему идей взглядов, представлений и практических действий, основанных на признании самоценности и уникальности своей нации. Нация понимается как основа и главный субъект государственной, политической, экономической и социокультурной системы общества.

Изображение слайда
114

Слайд 114: Лекция 2. Основные идеологии современности

Существуют две модели идеологии национализма: Гражданский национализм (или французская модель) является в современном мире доминирующим и рассматривает нацию как совокупность всех граждан одного государства, признает право человека свободно выбирать национальную принадлежность, язык общения и культуру.

Изображение слайда
115

Слайд 115: Лекция 2. Основные идеологии современности

Этнокультурный национализм (или немецкая модель) стремится к образованию независимого государства на основе одного этноса. Такой национализм при некоторых обстоятельствах может эволюционировать в этнократию (власть одного народа), крайней формой которой является нацизм. Это происходит в тех случаях, когда национальная идея становится способом выражения национальной исключительности и превосходства.

Изображение слайда
116

Слайд 116: Лекция 2. Основные идеологии современности

В зависимости от сферы, в которой устремления национализма наиболее выражены, выделяют следующие его формы: политический национализм как выражение стремления нации создать собственное государство; культурный национализм как проявление стремления к сохранению своей духовной и культурной самобытности;

Изображение слайда
117

Слайд 117: Лекция 2. Основные идеологии современности

языковой национализм – стремление к сохранению или расширению сферы применения родного языка; экономический национализм, направленный на обеспечение приоритета национальным промышленным и сельскохозяйственным производителям в международной экономической конкуренции.

Изображение слайда
118

Слайд 118: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В этом значении данный термин по существу отождествляется с такими понятиями как «страна», «общество».

Изображение слайда
119

Слайд 119: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

В узком смысле государство понимается как организация политической власти, система организаций, учреждений и институтов, занимающихся управлением общества. В этом качестве государство рассматривается как совокупность разнообразных связей между самими органами государства, политическими и общественными объединениями, между государством и гражданами.

Изображение слайда
120

Слайд 120: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Государства всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых общеисторических признаков : они имеют очерченную границей территорию; население – народ, связанный историческими, экономическими и культурными отношениями; систему суверенной (независимой, самостоятельной) политической власти, финансовую и налоговую систему; обладают монополией на легальное применение силы; имеет государственный язык и государственные символы (герб, флаг, гимн).

Изображение слайда
121

Слайд 121: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Идеология белорусского государства – это система идей, ценностей и принципов, необходимых для самопознания, саморазвития, созидания и коммуникации людей в белорусском государстве, а также в отношениях с другими государствами. Принимая участие в решении важных государственных задач, граждане Республики Беларусь имеют определенные идеи, ценности, которые служат основаниями для оценок при принятии социально-политических решений.

Изображение слайда
122

Слайд 122: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Государственная идеология призвана отражать коренные интересы всех социальных и политических сил, консолидировать общество и способствовать его всестороннему прогрессу. Это не исключает и не ограничивает внутреннего многообразия общественной жизни, мировоззренческих ориентаций, взглядов и предпочтений – граждане сохраняют право на самоопределение в вопросах морали, бизнеса, политических и религиозных убеждений и т. д.

Изображение слайда
123

Слайд 123: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Распространение государственной идеологии имеет целью воспитание гражданственности, пропаганду знаний о государстве, правах, свободах и ответственности граждан перед обществом и государством, стимулирование участия людей в государственных делах (политике), внедрение традиции строить отношения с властью и обществом на правовой основе

Изображение слайда
124

Слайд 124: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Идеология белорусского государства включает следующие базовые компоненты: мировоззренческие основания; культурно-историческую составляющую правовые основания; приоритеты в политической и социально-экономической сфере;

Изображение слайда
125

Слайд 125: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

мировоззренческие основания, включают приоритеты в сфере гражданского сознания и общечеловеческие, или гуманистические ценности; культурно-исторические (цивилизационные) составляющие включают совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения данного народа, особенности его развития, его самосознания; правовые основы, закрепленные в важнейших правовых документах государства, прежде всего в Конституции;

Изображение слайда
126

Слайд 126: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

приоритеты, ценности и принципы организации экономики и социальной сферы, выраженные в национальной модели социально-экономического развития, отношении к различным видам собственности и формам хозяйствования; политические приоритеты и принципы формирования, распределения и функционирования власти, деятельности государственных институтов, взаимоотношений человека, общества и государства, ориентиры в сфере международных отношений

Изображение слайда
127

Слайд 127: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Способы реализации государственной идеологии. Как показал опыт XX в. возможны два способа реализации государственной идеологии: посредством централизованного государственного идеологического аппарата и через идеологические структуры без внешних признаков централизации.

Изображение слайда
128

Слайд 128: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Первый способ был реализован в Советском Союзе, странах Восточной Европы и Азии. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших органов правящей партии и зачастую навязывался обществу «сверху» без учета конкретных условий.

Изображение слайда
129

Слайд 129: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Второй способ реализации государственной идеологии складывался в большинстве европейских стран и США без специальных решений властей, а формировался в качестве составного элемента общего процесса становления гражданского общества на основе западных ценностей. В западных странах люди, не имея представления об идеологии, находятся под ее влиянием

Изображение слайда
130

Слайд 130: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Государственные идеологии современных демократических государств мало чем отличаются друг от друга и, как правило, формулируются в одних и тех же терминах, отражающих общее стремление к установлению социальной и политической справедливости на началах демократической, правовой и социальной государственности

Изображение слайда
131

Слайд 131: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

В настоящее время в республике сложились определенные институты, обеспечивающие двухстороннюю связь между государством и обществом и предполагающие, с одной стороны, трансляцию государственной идеологии и доведение ее до каждого гражданина, а с другой – ее одобрение в обществе и внесение необходимых поправок и корректив

Изображение слайда
132

Слайд 132: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Важнейшую роль среди этих институтов играют Всебелорусские народные собрания, представляющее все регионы и слои населения, которые организуются для усиления обратной связи общества с государством и являются средствами прямого участия граждан в управлении государством и, прежде всего, в решении стратегических вопросов, касающихся основ организации социально-политической модели развития государства и планов развития экономики

Изображение слайда
133

Слайд 133: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Глава государства – Президент является лицом не только государства, но и белорусской политики и потому выполняет определенные идеологические функции. Президент является инициатором формули-рования идеологии Белорусского государства и стратегии его социально экономического развития. Президент является гарантом Конституции и соблюдения прав и свобод человека, он не состоит членом политической партии и поэтому имеет возможность представлять интересы всей нации.

Изображение слайда
134

Слайд 134: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Одним из важнейших субъектов идеологической деятельности в современном обществе и государстве является Парламент, который, как представительный и законодательный орган закрепляет в правовых актах идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения и модели поведения, господствующие в обществе и признаваемые им.

Изображение слайда
135

Слайд 135: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Инструментом практической реализации положений государственной идеологии служит Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и органы государственного управления. Идеологическая деятельность исполнительной власти заключается в практической работе республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией и законодательством Республики Беларусь.

Изображение слайда
136

Слайд 136: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Прямое участие народа в управлении государством, формирующее у граждан определенные личные качества, направленные на решение как общегосударственных, так и региональных проблем, осуществляется в сфере местного управления и самоуправления. На этом уровне идеология государства получает возможность наиболее эффективно влиять на общество и направлять энергию людей в определенное русло, поскольку она наряду с юридическими, социальными и экономическими аспектами, включает реальные процессы вовлечения граждан в решение государственных и местных дел.

Изображение слайда
137

Слайд 137: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

В развитии идеологии важную роль играют система образования и наука, которые наряду с сообщением знаний и формированием политической и правовой культуры вырабатывают общее мировоззрение, эстетические взгляды человека, его нравственные принципы, закладывают основы культуры в обществе, семье, в быту, на производстве, в отношениях между людьми

Изображение слайда
138

Слайд 138: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Важную роль в идеологии любого государства играют средства массовой информации (СМИ), поскольку они являются основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире и призваны способствовать росту и развитию политической сознательности масс. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений любым лицам.

Изображение слайда
139

Слайд 139: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Национально-культурные особенности белорусов. Национально-культурные особенности белорусов, сформировавшиеся в процессе их становления как особой нации, составляют неотчуждаемые черты белорусского народа как уникальной общности и выражаются в традиционных приоритетах, особенностях национального характера и в национальном самосознании

Изображение слайда
140

Слайд 140: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Доброжелательность и толерантность (терпимость, способность к компромиссу). Становление белорусов как народности и нации на стыке цивилизаций Востока и Запада, на перекрестке торговых путей и культурных связей сформировало у них такие качества, как терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, идеям, стилю мышления; отношение к другому человеку, другой культуре или религии как равному, достойному внимания собеседнику и партнеру, настроенность на понимание другого и диалог с ним, уважение его права на отличие

Изображение слайда
141

Слайд 141: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Миролюбие. На протяжении тысячелетней истории территория Беларуси часто подвергалась разорению и опустошению в результате многочисленных захватнических войн. Испытав на себе ужасы войны, белорусы никогда не начинали военных действий и не допускали агрессии против соседей. Они всегда стремились жить в мире и согласии со всеми народами, если те демонстрировали в свою очередь добрососедство и дружелюбие, и брались за оружие лишь в случае нависшей над Родиной опасности интервенции.

Изображение слайда
142

Слайд 142: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Рассудительность и стремление к знаниям. Межкультурное положение Беларуси позволило ее населению выработать стремление аккумулировать в себе познания разных народов, цивилизаций, научных и культурных направлений и школ, и разумно использовать их достижения в своей практической деятельности и теоретических суждениях об окружающем мире. Для белорусского народа всегда была характерна тяга к духовности, просвещению и образованию.

Изображение слайда
143

Слайд 143: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Коллективизм, стремление к справедливости, взаимопомощь, чуткость и отзывчивость к чужой беде, способность радоваться успехам других. Природно-климатические условия зоны лесов с бедными, заболоченными почвами и не более 130 рабочих дней от распашки и посева до конца сбора урожая, короткое лето и период страды заставляли всю крестьянскую общину трудиться с предельным напряжением сил

Изображение слайда
144

Слайд 144: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Поскольку качественно провести работу в короткий срок в одиночку невозможно, у белорусов издревле выработались черты коллективизма, связанные с бытом сельской общины. Эта традиция до сих пор сохраняется в толоке – древнем народном обычае помощи в хозяйственных работах тем, кто в ней нуждается. Необходимость постоянной взаимопомощи выработало такие ценности как общество и справедливость. Справедливость изначально понималась как социальное равенство, когда любой родившийся в общине человек имел равную долю земли и всех ее богатств

Изображение слайда
145

Слайд 145: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Трудолюбие и ценность труда. В сложных условиях жизни только постоянный труд позволял выжить и сохраниться белорусскому народу. Поэтому в народных сказаниях, пословицах, поговорках и песнях прославляется созидательный труд – источник всех благ и радостей в жизни. Белорусы всегда уважали право собственности, если та нажита праведным путем, никогда не посягали на чужое добро, но свое достояние стремились сберечь и приумножить честным трудом.

Изображение слайда
146

Слайд 146: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Основные приоритеты в сфере гражданского сознания. Гражданское сознание является одной из форм общественного сознания, отражает самоопределение личности в политической сфере относительно государства и власти; предполагает способность самостоятельной оценки ситуации и принятия решений, выработки собственной социальной позиции и умение ее обосновать и отстоять.

Изображение слайда
147

Слайд 147: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Чтобы быть полезным обществу и всемерно способствовать его совершенствованию, человек должен воспитывать в себе определенные гражданские качества, которые формируются гражданским сознанием и основываются на политических ценностях и приоритетах. Для белорусского народа исторически характерными являются следующие гражданские качества, политические ценности приоритеты.

Изображение слайда
148

Слайд 148: Лекция 3. Основы идеологии Белорусского государства

Политическая свобода и ответственность Равенство всех перед законом, просвещенность, компетентность, нравственность и гуманизм Социальная справедливость Гражданский мир Патриотизм

Изображение слайда
149

Последний слайд презентации: ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда