Презентация на тему: Основы государственного строя РФ

Реклама. Продолжение ниже
Основы государственного строя РФ
Форма Российского государства
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Российская Федерация как республика.
Конституционные характеристики российского государства
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
Основы государственного строя РФ
1/17
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5944 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Основы государственного строя РФ

Подготовила: Никишина Валерия ЮРБ -1902-01-00

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Форма Российского государства

Российская Федерация как демократическое государство Демократическое государство – это государство, в основе которого лежит предопределенность задач и деятельности государства интересами народа, гласное осуществление государственных функций, политические и личные свободы граждан, гуманистическая направленность политического режима и недопустимость произвола. Реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В России осуществляется Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается: Федеральное Собрание РФ — парламент (обе его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума); Президент РФ; Законодательные собрания субъектов РФ; избранные населением главы исполнительной власти субъектов РФ; Представительные органы местного; избранные населением главы муниципальных образований.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3

На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Воля народа может иметь консультативный характер, в этих случаях институты можно назвать консультативными институтами: опрос народа, или консультативный референдум; всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой общественно-политической жизни; публичные слушания как форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением; коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции); народные правотворческие инициативы; российские общественные инициативы, реализуемые через специальные сайты в Интернете; наказы избирателей.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Референдум является одним из институтов непосредственной (прямой) демократии, или народовластия Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными моментами — волеизъявлением народа, голосованием, результатом. Волеизъявление народа означает, что на референдуме свою волю выражают взрослые граждане страны или соответствующей территории; делают они это посредством голосования. Как сказано в ст. 83 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»: «Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении». Непосредственная демократия — это совокупность конституционно- правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления. отзыв народом (избирателями) своих, т. е. избранных им (ими), представителей. Институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии, когда выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер. Сюда относятся: императивный референдум (т. е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления); выборы депутатов и выборных должностных лиц;

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Выборы Являются императивным институтом непосредственной демократии по причине, что воля избирателей, выраженная на голосовании, является обязательной и окончательной, она становится основой для получения мандата депутата или выборного должностного лица. Важные моменты в развитии избирательной системы в России: Переход к выборам только по спискам политических партий, переход на уровне законодательных органов субъектов РФ к избранию не менее 25% депутатов по спискам политических партий Возрастание роли политических партий как единственных общественных объединений, обладающих правом выдвижения кандидатов и списков кандидатов в органы государственной власти, а также имеющих преимущественное право выдвижения кандидатов на муниципальных выборах депутатов отмена избирательного залога; расширение ограничений для пассивного избирательного права, т. е. права быть избранным Упразднение избирательных блоков как объединений политических партий либо партий и иных общественных объединений, совместно выдвигающих кандидатов и списки кандидатов, проводящих избирательную кампанию Введение 5% барьера для прохождения партий в Государственную Думу, установление вместе с тем требования, что представительный орган, палата не может состоять из депутатов только от одной партии В Российской Федерации для всех уровней государственной власти и для уровня местного самоуправления применяются прямые выборы с голосованием на избирательных участках.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Институт всенародных (народных) обсуждениях В Конституции РФ 1993 г. о всенародных (народных) обсуждениях ничего не сказано. Однако данный институт существует, по крайней мере юридически. В Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. 6 ст. 119) говорится, что Дума «может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении». Институт народных обсуждений предусмотрен и рядом субъектов РФ. Смысл института всенародных обсуждений состоит в том, что какой-то важный вопрос, волнующий государство и (или) общество, проект закона, политического документа выносятся на обсуждение населения. Публичные слушания Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ввел такой институт непосредственной демократии, как публичные слушания Публичные слушания — это форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением. На публичные слушания должны выноситься: Проект устава муниципального образования Проект местного бюджета и отчет о его исполнении Проекты планов и программ развития муниципального образования Вопросы о преобразовании муниципального образования

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции) Коллективное обращение (петицию) отличают от иного обращения три фактора: Предлагаемая для рассмотрения проблема имеет общественное значение Необходимо собрать не менее определенного числа подписей (оно устанавливается соответствующим НПА ); Обращение (петиция) имеет обязывающее значение для соответствующего органа. Получив его, орган не может перепоручить вопрос иному органу, должностному, должен включить вопрос в повестку дня своей работы, рассмотреть, принять решение или вынести вопрос на народное голосование. Был принят Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Народная правотворческая инициатива Это предмет обращения, при народной правотворческой инициативе граждане обязательно ставят вопрос о принятии нормативного акта. Предполагается значительно большее число подписей граждан, которые надо собрать в поддержку проекта нормативного правового акта, причем с использованием подписного листа установленной формы. Одним из первых актов России, в котором была закреплена народная правотворческая инициатива, стал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Российское государство как федерация республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ Россия как федеративное государство состоит из: Федеративная природа России означает, что ее субъекты обладают равным конституционно-правовым статусом независимо от своего наименования, территориальных размеров, численности населения, экономического состояния и других факторов Россия состоит из 85 равноправных субъектов, из которых 22 — республики, 1 — автономная область, 4 — автономные округа и 58 — края, области и города (Москва и Санкт-Петербург, Севастополь) Республики могут иметь свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство Федерация устанавливает общие принципы осуществления прав и полномочий субъектов (например, общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и т.д.), призванные не допустить произвола в осуществлении полномочий и прав.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9

Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти и, отчасти, судебной. Мировые судьи назначаются (утверждаются) органами законодательной власти субъекта федерации, кроме того, субъекты федерации вправе учреждать органы конституционного судебного контроля - конституционные (уставные) суды субъектов федерации. Субъекты имеют по два представителя в  Совете Федерации   —  верхней палате   Федерального Собрания Российской Федерации  от органов законодательной и исполнительной власти соответственно. Субъекты федерации обладают широкими полномочиями по вопросам регулирования деятельности органов местного самоуправления (определение наименования органов представительной власти муниципального образования, вопросы выборов в муниципалитетах, делегирование муниципальным образованиям отдельных полномочий и т.п.)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Российская Федерация как республика

Российская Федерация провозглашена республикой это означает, что главные должностные лица государства, система местного самоуправления, депутаты представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления являются выборными, т. е. избираются гражданами страны посредством всеобщих выборов; исключено получение власти в порядке наследования; невозможны «дарение» власти, поручение ее осуществления сверху (кроме чрезвычайных обстоятельств, военного положения, доведения дел на какой-то территории до развала или финансового банкротства), тем более по мандату другого государства либо международной организации; признаются неконституционными захват власти или ее присвоение (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Глава Российского государства — Президент РФ избирается народом путем прямых всеобщих выборов. Выборной является Государственная Дума — нижняя палата парламента РФ — Федерального Собрания Представительные органы местного самоуправления также подлежат избранию населением, а главы муниципальных образований избираются либо населением, либо представительными органами местного самоуправления.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Конституционные характеристики российского государства

Россия как правовое государство. Вся жизнь в нашей стране должна основываться на Конституции, законах и иных юридических нормативных актах, т. е. на господстве права и закона Никто не может вопреки правовым предписаниям устанавливать свои правила, регулирующие жизнь граждан, их сообществ, территорий. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ Данный принцип проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Данный принцип прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12

Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Ныне в Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Россия как суверенное государство. Наряду с народным суверенитетом, Конституция РФ закрепляет  государственный суверенитет Российской Федерации. В содержание  государственного суверенитета  Конституция РФ вкладывает классические признаки суверенности государственной власти:  верховенство, независимость  и  полноту власти государства на всей его территории. Государственный суверенитет России означает ее высшую власть или  верховенство власти  в отношении всех других субъектов публичных отношений на своей территории, в определении внешней и внутренней политики, в принятии законов. В соответствии со ст. 4 (ч. 1) Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию: на сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также на объекты с государственной символикой Российской Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т.д.). Независимость  означает самостоятельность в решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов, во взаимоотношениях с другими государствами. Российское государство самостоятельно защищает свой конституционный строй, независимость и целостность, обеспечивает законность и правопорядок. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Она имеет все признаки  полноты государственной власти,  характерные для суверенного государства: система высших органов государственной власти; государственные символы; единые конституционно-правовая система, гражданство, кредитно-денежная система, экономическое пространство, Вооруженные Силы. Независимость России внутри страны сегодня ограничена прежде всего принципами конституционного строя, которым государственная власть должна следовать. Это положения о том, что источником государственного суверенитета является народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ); человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2); за субъектами РФ сохраняется вся полнота государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 72); местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий в решении вопросов местного значения (ст. 12) и др. Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Россия как социальное государство. Категория социальное государство появилась в российской Конституции под влиянием конституционных положений ряда зарубежных стран, прежде всего Германии. С учетом ст. 7 Конституции РФ социальным считается государство, которое: создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом (в разрешенных формах, при условиях его охраны и гарантированной оплаты) мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни; заботится о здоровье людей (в первую очередь о физическом здоровье, хотя неплохо сделать предметом направления усилий государства и заботу о моральном и нравственном здоровье общества); создает предпосылки для свободного развития личности (иначе говоря, прилагает старания к тому, чтобы человек мог иметь условия для жизни, отдыха, удовлетворения духовных и культурных интересов, занятия спортом и т. д.; либо само организует соответствующие сферы, либо поддерживает соответствующие инициативы физических и юридических лиц); берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы Социальное государство думает о создании равных стартовых условий для всех граждан РФ; оно специально поддерживает слабых и немощных, т. е. тех, кому будет трудно без помощи государства. Наша страна отдает себе отчет в том, что по-настоящему свободными людьми могут быть те, кто живет достойно в социальном и экономическом отношениях, и ставит перед собой цель создания для этого необходимых условий.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Россия как светское государство. В ст. 14 Конституции РФ сказано: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Конституция исходит из того, что светским государством является такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений Государство дает гражданам свободу выбора религиозного вероисповедания или отказа от какого бы то ни было вероисповедания. Это отражено в ст. 28 Конституции и Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Названный Закон устанавливает следующие конкретные правила отношений между государством и религиозными объединениями. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Изображение слайда
1/1
17

Последний слайд презентации: Основы государственного строя РФ

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. Таким образом, в светском государстве все религии равны перед законом. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже