Презентация на тему: Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф

Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Методы санитарного просвещения
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Система государственных и общественных мероприятий по социально-медицинской просветительной деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф
1/36
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 58)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3425 Кб)
1

Первый слайд презентации: Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф

Методы санитарного просвещения.

Изображение слайда
2

Слайд 2

В настоящее время в Российской Федерации гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляют 267 республиканских, краевых, областных и городских центров медицинской профилактики и 60 соответствующих отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях, а научно-методическое обеспечение – федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья и Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины. На основании приказа Минздрава России №295 от 06.10.1997 г. “О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации” в настоящее время восстанавливается ранее действовавшая специализированная сеть структурных учреждений службы медицинской профилактики.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Для каждого социального работника пропаганда ЗОЖ является важным и необходимым разделом работы, его профессиональной обязанностью. Все медицинские работники (врачи, фельдшера, акушерки, медицинские сестры), кроме повседневной индивидуальной санитарно-просветительной работы с больными и посетителями лечебно-профилактических учреждений, также должны уделять ежемесячно не менее 4 ч рабочего времени массовой групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения. Результаты этой работы включены в критерии оценки качества и модели конечного результата деятельности медицинских работников, отделений и медицинских учреждений в целом.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В лечебно-профилактическом учреждении за санитарное просвещение отвечает главный врач – санпросветорганизатор (врач или медицинский работник среднего звена), имеющий соответствующую подготовку в области гигиенического обучения и воспитания со стажем работы не менее 5 лет. Он осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области санитарно-просветительной работы.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Отделение (кабинет) медицинской профилактики организуется в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений (отделов) центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей, а также такие кабинеты могут создаваться в других ЛПЦ (по решению органа управления структурами здравоохранения). Организационно-методическое руководство деятельностью отделения (кабинета) осуществляется Центром медицинской профилактики совместно с главным врачом ЛПУ при непосредственном участии Центра Госсанэпиднадзора.

Изображение слайда
6

Слайд 6

1. Взаимодействие с центром медицинской профилактики по вопросам: • подготовки сотрудников ЛПУ по разделу гигиенического обучения и воспитания населения, усовершенствования знаний, внедрения новых методов профилактики заболеваний; • приобретения и распространения инструктивно-методических документов и наглядных пособий для сохранения и укрепления знаний среди работников медицинских учреждения и населения; • организации и проведения акций и кампаний профилактической направленности среди прикрепленного населения с широким привлечением граждан к этой работе; • создания банка санпросветлитературы (по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний); проведения лекций, бесед; подбора статей медицинского профиля из периодической печати для использования их в повседневной работе; • внедрения новых методик профилактической направленности деятельности ЛПУ при работе с населением; • организации лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья; • рецензирования текстов лекций, бесед, статей, викторин и других материалов, подготовленных медицинскими работниками ЛПУ. Виды деятельности отделения (кабинета):

Изображение слайда
7

Слайд 7

2. Проводит работу с сотрудниками лечебно-профилактического учреждения, для чего: • обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики; • оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке лекций, бесед, радиопередач, “круглых столов”, конференций, семинаров, совещаний и др.; • контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения и воспитания, сохранения и укрепления здоровья граждан и ежеквартально дает объективную оценку их деятельности с представлением главному врачу для последующего решения об использовании ее при проведении врачебных конференций; • принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача; • сдает сводный статистический отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.

Изображение слайда
8

Слайд 8

3. Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения: • осуществляет инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.); • осуществляет сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование и анкетирование, с последующей выдачей рекомендаций гражданам по коррекции здорового образа жизни; • организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль за проведением профилактических прививок; • проводит донозологическую диагностику, определение качества и состояния здоровья как индивида, так и граждан в коллективах, формирует банк состояния здоровья населения, приписанного к центру; • разъясняет целесообразность и актуальность проведения прививок по представленным Центром Госсанэпиднадзора и медицинской профилактики разработкам; • организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает их проведение как в организационно-методическом плане, так и в плане обеспечения слушателей санитарно-просветительной литературой.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Центр медицинской профилактики государственной системы здравоохранения является самостоятельным медицинским профилактическим учреждением с правом юридического лица. Центр медицинской профилактики взаимодействует с Центром Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), координирует и организует работу учреждений здравоохранения своего региона, а также заинтересованных ведомств и организаций, направленную на повышение уровня гигиенической культуры населения, проводит пропаганду медицинских аспектов планирования семьи, формирования и укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения гражданами активного долголетия.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Центр медицинской профилактики в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами Минздрава России, а также Положением и Уставом, утвержденным в установленном порядке. В административном отношении Центр медицинской профилактики подчинен соответствующему органу в структуре учреждений здравоохранения. Организационно-методическое руководство деятельностью центров медицинской профилактики осуществляет Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, научно-методическое обеспечение – Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России и Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основные задачи Центра медицинской профилактики: 1. Организация и проведение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний; медицинским проблемам формирования здоровья и планирования семьи; гигиеническому обучению и воспитанию населения; пропаганде медицинских и гигиенических знаний с учетом показателей заболеваемости населения в регионах – с анализом санитарно-эпидемиологических, демографических, экологических и других особенностей; а также оказание помощи другим ведомствам и действующим субъектам, независимо от форм собственности, в реализации этих мероприятий.

Изображение слайда
12

Слайд 12

2. Анализ причинно-следственных связей между здоровьем населения, его образом жизни и общей санитарной культурой, уровнем медицинской помощи, экологической ситуацией в регионе. Разработка на основе этих данных конкретных мер индивидуальной и коллективной профилактики заболеваний. 3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья. 4. Организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка по разделу гигиенического обучения, воспитания и оздоровления в лечебно-профилактических учреждениях.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

5. Обеспечение консультативно-оздоровительной и реабилитационной деятельности центра по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения. В соответствии с основными задачами Центр медицинской профилактики: • внедряет методики сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания населения; • принимает участие в разработке и реализации региональных программ и нормативно-распорядительных документов по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и травматизма, медицинской реабилитации; • принимает участие в рамках своей компетенции в реализации Федеральных профилактических программ, тесно взаимодействуя с Центром Госсанэпиднадзора; • вносит на рассмотрение органов здравоохранения вопросы гигиенического воспитания и санитарной культуры населения в целях обеспечения единой политики первичной и вторичной профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья; • оказывает организационно-методическую и консультативную помощь по вопросам гигиенического обучения и воспитания, по профилактике заболеваний центрам медицинской профилактики, кабинетам медицинской профилактики, кабинетам здорового ребенка, профильным учреждениям и медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений по курируемым проблемам;

Изображение слайда
15

Слайд 15

• взаимодействует со средствами массовой информации по гигиеническому воспитанию населения, по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, по вопросам оздоровления, медицинской реабилитации; • подготавливает и издает наглядные пособия и печатные материалы по здоровому образу жизни, по вопросам оздоровления и медицинской профилактике; • осуществляет пропаганду мер профилактики заболеваний и случаев травматизма, медицинских и гигиенических знаний, занятий физической культурой; • изучает и обобщает новые формы и методы работы, внедряет разработки научно-исследовательских институтов и вузов медицинского профиля и принимает участие в научно-практической работе по вопросам медицинских проблем формирования здоровья населения и профилактики заболеваний; • осуществляет подготовку врачей и медицинского персонала среднего звена по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни населения;

Изображение слайда
16

Слайд 16

• вправе осуществлять на договорной основе консультативно-оздоровительную и реабилитационную деятельность силами специалистов медицинского профиля (таких, как психотерапевт, диетолог, физиотерапевт, сексолог, врач по лечебной физкультуре, мануальный терапевт, вертебролог, массажист, косметолог, психолог и др.); • вправе выполнять на договорной основе социальные заказы органов и учреждений медицинского и немедицинского профиля, а также территориальных фондов ОМС (обязательного медицинского страхования) и компаний по курируемым проблемам; • вправе принимать участие во внедрении в практику работы результаты опыта зарубежных стран, а также развивать международное сотрудничество в осуществлении крупных совместных проектов.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Центр медицинской профилактики возглавляет главный врач, который по решению руководителя территориального органа здравоохранения может исполнять функции его заместителя по профилактической работе (на внештатной основе). Центр медицинской профилактики имеет следующие подразделения: • организационно-методический отдел с методическим кабинетом; • редакционно-издательский отдел; • консультативно-оздоровительное отделение; • информационный отдел, а при необходимости – и другие подразделения.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздравсоцразвития РФ является общественным консультативно-совещательным органом для разработки и обсуждения вопросов стратегии и политики первичной и вторичной профилактики заболеваний; гигиенического воспитания и образования; повышения санитарно-гигиенической культуры населения; формирования здорового образа жизни; снижения факторов риска для здоровья населения в целом; улучшения демографических показателей и укрепления здоровья жителей России. Совет формируется из числа наиболее опытных руководителей территориальных центров медицинской профилактики, центров Госсанэпиднадзора, специалистов Минздравсоцразвития России и заинтересованных организаций и учреждений Российской Федерации.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Методы санитарного просвещения

Изображение слайда
20

Слайд 20

Санитарное просвещение  пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Методы санитарного просвещения  подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. п.) пропаганды. Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения

Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т. д.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Целью санитарного просвещения  является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Система государственных и общественных мероприятий по социально-медицинской просветительной деятельности

Изображение слайда
25

Слайд 25: Социально-просветительская деятельность в современной России

В середине 80-х годов служба санитарного просвещения была преобразована в  службу формирования здорового образа жизни  (СФЗОЖ)– сеть специализированных учреждений и подразделений, деятельность которых направлена на активную пропаганду принципов здорового образа жизни с целью повышения уровня санитарной культуры населения и проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Служба включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет головное учреждение по проблеме формирования здорового образа жизни – Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины, а организационно-методическое руководство учреждениями (подразделениями) СФЗОЖ – территориальные центры здоровья. Минздравом определяются научно-медицинские учреждения, выполняющие разработку научных основ формирования здорового образа жизни при координирующей роли ВНИЦ профилактической медицины. Основное внимание при этом уделяется изучению роли субъективного (психологического) фактора в укреплении и сохранении здоровья; формированию критериев эффективности гигиенического воспитания; системам пропаганды здорового образа жизни среди возрастно-половых, профессиональных и других групп населения.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Важнейшая задача СФЗОЖ – координация деятельности всех учреждений и служб здравоохранения, а также различных ведомств и организаций, направленная на утверждение здорового образа жизни. Суть этой работы сводится к регулированию и активизации мероприятий, связанных с подготовкой территориальных и отраслевых комплексных программ профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни и их реализацией: объединению усилий всех звеньев инфраструктуры охраны здоровья, в частности профилакториев, домов отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, турбаз и др.; консолидации с различными неформальными движениями за здоровый образ жизни (клубы любителей бега, закаливания, туризма и др.); распространению и внедрению передового опыта гигиенического обучения и оздоровления населения на обслуживаемой территории.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Очень важная роль в деятельности СФЗОЖ принадлежит всем медработникам, т.е. участие в пропаганде здорового образа жизни является составной частью их профессиональной деятельности независимо от специальности и занимаемой должности. Особенно это касается деятельности сотрудников учреждений первичной медико-санитарной помощи, в частности обслуживающих дошкольные учреждения, школы, профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и др. Коррекция образа жизни на основе установленного уровня здоровья людей, а не только выявление у них заболеваний, даже если это происходит на самой ранней стадии, может оказать положительное влияние на здоровье населения, особенно подрастающего поколения и молодежи. Формирование нового мышления – задача медицинских учебных заведений, главных специалистов органов здравоохранения, СФЗОЖ.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Одной из важных задач СФЗОЖ является также анализ эффективности работы по гигиеническому воспитанию и оздоровлению населения. Особое значение при этом должны иметь показатели, отражающие изменения в состоянии здоровья здоровых людей. Однако, поскольку они недостаточно точны и не всегда учитывают влияние самых различных факторов, используются промежуточные показатели, характеризующие, в частности, уровень санитарной культуры различных групп населения (поведение, знания, мотивация поведения, ценностные ориентации к здоровью и оздоровительным мероприятиям); методический уровень пропаганды – интенсивность пропагандистских и оздоровительных мероприятий. Для сбора и анализа необходимой информации специалисты СФЗОЖ применяют разнообразные методы: статистический, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, инструментальный, лабораторный, психологических тестов, машинного контроля знаний и др.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Для достижения целей активной профилактики нужны осознанные усилия каждого человека. В связи с этим одной из задач СФЗОЖ является обеспечение различных социальных и возрастно-половых групп населения необходимой информацией по вопросам здорового образа жизни. Это осуществляется через структуры формального и неформального образования: в системе учреждений здравоохранения (школы материнства, реконвалесцентов, беседы и советы на приеме в поликлинике, в стационаре, при посещении на дому, получении лекарственных назначений и санаторно-курортной карты, в процессе диспансеризации и патронажа, использование больничных радиоузлов, выпуск санитарных бюллетеней и т.д.); в системе общего и профессионального образования (дошкольные учреждения, школы, СПТУ, техникумы, высшие учебные заведения); в системе производственного обучения; в системе факультативных форм обучения (народные университеты, клубы по интересам, индивидуальная и групповая работа с диспансеризуемыми, лектории здоровья и др.); в системе массовых коммуникаций (телевидение, радио, кино, пресса, выставки и др.).

Изображение слайда
31

Слайд 31

Значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью. Это объясняется низким уровнем санитарной культуры, недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, методов коррекции и самоконтроля. Важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Гигиеническое воспитание  – комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человека на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».

Изображение слайда
33

Слайд 33

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Изображение слайда
34

Слайд 34

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации. Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио– и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К последним относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др. Наибольшую значимость в последние годы приобрели народные университеты медико-гигиенических знаний, предполагающие наличие постоянного состава слушателей (не менее 100 человек), педагогического коллектива, учебных планов и программ (объемом не менее 32 ч), учебной и материально-технической базы. Университеты предназначены для углубленного обучения населения основам здорового образа жизни, подготовки общественного санитарного актива. Они создаются и для медработников с целью повышения их квалификации. Наряду с теоретическим курсом в них проводятся практические занятия, демонстрируются кино– и видеофильмы. Руководящим органом этих университетов является общественный совет, избираемый общим собранием преподавателей.

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: Организация пропаганды медицинских знаний в Р.Ф

Изображение слайда