Первый слайд презентации: Организация программ: линейной, разветвляющейся и циклической структуры
Слайд 2: Основные вопросы:
Организация программ. Операторы ввода-вывода ( Input-Print ) Операторы Rem, Cls. C оставление линейных программ. Операторы If…then…else … Явные и неявные циклы. Разбор задач.
Слайд 3: Организация программ
Оператор - это приказ машине выполнить какое-либо действие, например: изменить значение переменной, изменить порядок выполнения операторов в программе, вывести на экран текущее значение. Программа, составленная на языке программирования, представляет собой последовательность операторов-команд, выполнение которой приводят к искомому результату.
Слайд 4
Программа на языке Бейсик представляет собой последовательность строк. В начале каждой строки ставится её номер. Строки нумеруются по порядку, обычно с шагом 10, т.е. 10, 20, 30, 40 и т.д.
Слайд 5
Слайд 6
6 Оператор присваивания (=) Z = ( 324* x – 2 * y^ 3 ) + 52 5 Имя переменной, в которую будет занесён результат Выражение, результат которого Вычисляется (может стоять конкретное число) Принцип работы оператора: Вычисляется значение выражения При работе с арифметическими типами результат вычисления, если это необходимо, преобразуется к типу переменной Полученный результат присваивается переменной, па прежнее её значение теряется.
Слайд 7
REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения. Пример: 110 REM Блок расчёта стоимости можно и так: ' Это тоже комментарий Или использовать в одной строке с любым другим оператором: 1 2 0 Y =4* X ^3 +6 ' Расчёт прочности
Слайд 8: Оператор INPUT
Оператор INPUT вводит значение переменной с клавиатуры в память компьютера. INPUT “ подсказка ” ; список переменных INPUT в переводе с английского языка означает вставлять, вводить. При встрече с оператором INPUT программа приостанавливает своё действие; на экране появляется знак вопроса ?, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящий в состав оператора INPUT, нажать клавишу Enter. Оператор INPUT можно использовать для присваивания значения как числовым, так и строковым переменным .
Слайд 9: Примеры записи оператора
INPUT Х INPUT А,В,С INPUT «Каков Ваш рост в см»;Х 4. INPUT «Введите длины двух катетов»;А,В - Оператор позволяет запрашивать ввод нескольких переменных через запятую, позволяет записать подсказку для ввода переменных, но только одну. - Если вы случайно ввели больше или меньше переменных, после нажатия клавиши ENTER появится сообщение «Ввод сначала», т.е. вы должны осуществить ввод заново.
Слайд 10: Алгоритм записи программы с оператором INPUT
Задача: запросить у пользователя год рождения и вывести на экран число лет пользователя. Очищаем экран Запрашиваем год рождения (переменная N) Вычисляем количество лет Выводим полученное число на экран с соответствующими комментариями. . CLS INPUT “ введите год рождения ”; N L=2010-N PRINT “ Вам ”;L;” лет ”
Слайд 11: Оператор PRINT
оператор вывода. Он служит для вывода значений величин на экране дисплея в процессе выполнения программы. Общий вид оператора: PRINT X 1, X 2, …, Х n - экран разбивается на 5 колонок, по 14 позиций в каждой. Значение каждой величины печатается с начала очередной колонки. или PRINT X 1; X 2; …; Х n - значения выводятся в одну строку Например: ? « Привет» Вычислять выражения арифметических выражений ; Например: ? 5*4-5.6 ^2 Выводить значения переменных на экран монитора. Вместо слова PRINT можно набирать знак ? PRINT в переводе с английского языка означает печатать.
Слайд 12: Пример
10 X = 5 : В = “ИВАНОВ” 20 PRINT X ; B ; “ВСЕ” Что выведется на экран? На экран выведет : 5 ИВАНОВ ВСЕ Т.к. оператор просматривает значения всех указанных переменных и выводит их на экран.
Слайд 13
Оператор CLS очищает экран монитора. Название оператора CLS произошло от английских слов Clear Screen, что в переводе означает очистить экран. Например: CLS ? « Привет» На экране монитора в левом верхнем углу будет выведено слово Привет.
Слайд 14: Оператор END
END – прекращает выполнение программы, является последним оператором программы. Т.о.Составные части программы определяются так: REM _ название программы Оператор ввода ( INPUT ) Операторы вычисления и вывода результатов END
Слайд 15
Среда программирования QBASIC Основные операции 1. набор и редактирование программы; 2. сохранение программы в файле; 3. открытие для работы готового файла; 4. отладка и выполнение программы и др.
Слайд 16: Запуск Qbasic и начало работы
Найдите на рабочем столе ярлык QuickBasic и 2 ЛК по нему. На экране появляется инструкция. Нажмите Esc для выхода в окно редактора. Для работы предоставляется два окна: верхнее – окно редактирования ; нижнее – окно немедленного выполнения (в нем вы можете сразу видеть результаты работы набранных команд после нажатия клавиши Enter ). В окне редактора мигает курсор –он указывает, где будет вводиться текст программы при наборе его с клавиатуры. Если в программе была допущена ошибка, то после запуска программы на экране появится окно с сообщением об ошибке; при нажатии на Enter или Esc вы вернетесь в окно редактирования, где курсор будет находиться в том месте, где компьютер нашел ошибку. Запуск программы на выполнение – нажать клавишу F 5, если нет ошибок – увидите результат ее работы и сообщение внизу экрана «Чтобы продолжить, нажмите любую клавишу». Окно ввода и редактирования
Слайд 18: Линейная структура программы
Начало После школы иду гулять Возвращаюсь домой Делаю уроки Конец Начало Команда 1 Команда 2 Команда 3 Конец
Слайд 19: Площадь прямоугольника
CLS INPUT "Введите длину: ", a INPUT "Введите ширину: ", b s=a*b PRINT "Площадь прямоугольника равна ",s END
Слайд 20: Задача:
Рассмотрим для примера программу вычисления площади треугольника по 3 сторонам. , где a b c
Слайд 21: Составим алгоритм и запишем его в виде блок-схемы:
Начало Очистить экран Ввод a,b,c p=(a+b+c)/2 Конец s=SQR(p(p-a)(p-b)(p-c)) Вывод s
Слайд 22: Программа может иметь вид : вычисление площади треугольника по 3 сторонам
REM Вычисление площади треугольника по 3 сторонам Cls INPUT "Введите a : ", a INPUT "Введите b : ", b INPUT "Введите c:”,c p=(a+b+c)/2 s=SQR(p(p-a )(p-b)(p-c )) PRINT " площадь треугольника: ", s END
Слайд 23
Программа имеет вид: 10 CLS 20 REM Программа 2 30 INPUT « Введите длину »; а 40 INPUT « Введите ширину »; b 50 S=a*b 60 P=2 * ( а +b ) 70 PRINT « S =» ; S 80 PRINT « P =» ; P 90 END Задача. Составить программу вычисления площади и периметра прямоугольника. Кстати, вместо оператора PRINT можно ставить знак « ? », а он потом сам заменится на « PRINT ».
Слайд 24
Задача. Составить программу калькулятор: ввод чисел A, B осуществить с клавиатуры. Найти сумму этих чисел; разность ; произведение ; частное двух чисел A, B ; среднеарифметическое; среднегеометрическое. Вывести все результаты арифметических операций над ними с пояснениями. Предварительно составьте блок-схему для решения данной задачи.
Слайд 25
10 Cls 20 rem калькулятор 30 Input ”введите значения a, b ”; a, b 40 print” сумма чисел a,b =”; a+b 50 print ” произведение чисел a, b =”; a * b 60 print” разность чисел a,b =”; a –b 70 print” частное чисел a,b =”; a/b 80 print ” среднеарифметическое чисел a, b =”; ( a + b )/2 90 print ” среднегеометрическое чисел a, b =”; sqr ( a * b ) 100 end Программа имеем вид:
Слайд 26
Задача. Составить программу для вычисления значений функции при произвольных значениях переменных, сопровождая вывод на печать необходимыми пояснительными текстами. Предварительно составьте блок-схему для решения данной задачи. 10 Cls 20 rem вычисление значение функции 30 Input ”введите значения a, b, c,х”; a, b, c,х 40 y = ( a *( x ^2- b ))/( b ^2* c ^2 + 1) 50 print ”значение функции = “; y 60 end
Слайд 27: Разветвляющаяся структура программы
Слайд 28
28 Условие Действие 1 Действие 2 да нет Принцип действия оператора: Оператор проверяет выполнение условия, записанного после слова IF и, в зависимости от результата, выполняется одно из следующих действий: если условие верно, то выполняется операторы1 или группа операторов, записанная после слова THEN если условие неверно, то выполняется операторы2 или группа операторов, записанная после слова ELSE, затем компьютер приступает к выполнению следующей строки программы; если слово ELSE отсутствует, то выполняется переход к следующей строке программы. IF условие THEN действие1 ELSE действие2 если тогда иначе
Слайд 29
Программа может иметь вид: 1 вариант CLS REM Равносторонний ли треугольник INPUT «Введите сторону А:»; А INPUT «Введите сторону В:»; В INPUT «Введите сторону С:»; С IF A=B=C THEN PRINT «Этот треугольник равносторонний» IF A<>B<>C THEN PRINT «Этот треугольник равносторонним не является» END Задача. О пределить, является ли треугольник со сторонами a, b, c - равносторонним
Слайд 30: Задача
2 вариант CLS REM Равносторонний ли треугольник INPUT «Введите стороны треугольника через запятую- А, В, С:»; А, В, С IF A=B=C THEN PRINT «Этот треугольник равносторонний» ELSE PRINT «Этот треугольник равносторонним не является» END
Слайд 31
-Х, если Х > = 0 У= 5, если Х <0 Задача. Составьте программу для вычисления значений функции и начертите её график. CLS INPUT «введите Х »; X 30 IF Х > = 0 THEN У= -Х ELSE У= 5 40 PRINT «У=»; У 50 END 31
Слайд 33: Вычислить значение функции Y ( x ) по заданному значению аргумента x, если Y ( x ) =
CLS INPUT X IF X<10 THEN Y=X^2 ELSE Y=X+1 PRINT Y END НАЧАЛО X X<10 Y=X^2 Y=X+1 Y КОНЕЦ да
Слайд 34: Вычислить значение функции Y ( x ) по заданному значению аргумента x, если Y(X) =
1 способ INPUT X IF X<0 THEN Y=0 ELSEIF X>=0 AND X<=1 THEN Y=X^2-X ELSE Y=X^2 – SIN(X^2) ENDIF PRINT Y 2 способ INPUT X IF X<0 THEN Y=0 IF X>=0 AND X<=1 THEN Y=X^2-X IF X> 1 THEN Y=X^2 – SIN(X^2) PRINT Y Y=X^2-SIN(X^2) Y=X^2-X начало X<0 0≤x≤1 Y=0 Y x конец да да
Слайд 36: ТРИ ТИПА КОМАНД ПОВТОРЕНИЯ: ЦИКЛ «ПОКА» ЦИКЛ «ДО» ЦИКЛ «ДЛЯ» (или цикл с параметром)
ОТЛИЧИЕ - СПОСОБ ПРОВЕРКИ ОКОНЧАНИЯ ЦИКЛА.
Слайд 37: Цикл « ПОКА »-повторять, пока выполняется условие
условие ТЕЛО ЦИКЛА ДА НЕТ
Слайд 38: Цикл « ДО »-повторять, пока не выполнится условие
условие ТЕЛО ЦИКЛА ДА НЕТ
Слайд 39: Цикл « ДЛЯ » или цикл с параметром выполняет тело цикла заданное число раз
Число повторений такого цикла определяется параметром – переменной, которая изменяется от начального до конечного значения с заданным шагом
Слайд 40: В алгоритмическом языке: для I от I нач до I кон шаг I шаг ТЕЛО ЦИКЛА кц
Да Нет I, I нач, I кон, I шаг ТЕЛО ЦИКЛА Для - For От - = До - To Шаг - Step Кц – Next
Слайд 41
Запись оператора : FOR < параметр > = TO STEP тело цикла NEXT < параметр > начальное значение параметра конечное значение параметра шаг Параметр – равномерно изменяющаяся величина (количество повторов) Например, нахождение квадратов целых чисел от 1 до 10 FOR I=1 TO 10 STEP 1 A=I*I PRINT A; NEXT I Для реализации цикла с известным количеством повторений на языке программирования QBasic применяется оператор FOR…..NEXT
Слайд 42: Задача. Составить программу, печатающую любой заданный столбик таблицы умножения
n “x” i “=“ k НАЧАЛО КОНЕЦ Да Нет i =1,10, 1 Ввод n k=n*i
Слайд 43: 10 CLS 20 Rem Таблица умножения 30 Input “ Номер столбика= “;n 40 For i = 1 To 10 Step 1 50 k = i * n 60 Print n “ x ” i ” = “ k 70 Next I 80 End
Слайд 44: Пример циклической программы
REM Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел S=0 FOR I=10 TO 99 s= s+I NEXT I PRINT " Результат = ",s END начало S=0 I=1 0 S=S+I I=I+1 I<=99 S конец да нет
Слайд 45
45 Оператор с неизвестным числом повторений DO…LOOP и WHILE…WEND В циклах с предусловием («пока») осуществляется проверка условия цикла, а потом, если оно истинно, выполняется тело цикла. Условие Тело цикла ДА … НЕТ WHILE < выражение > < тело цикла > WEND
Слайд 46
Задача. Выполнить табулирование функции Y =2 X +1, X изменяется на отрезке [-5, 5] шагом 2 Протабулировать функцию - напечатать таблицу значений аргумента и соответствующего значения функции на заданном интервале. Программа: X=-5 WHILE X<=5 Y=2*X+1 PRINT X,Y X=X+2 WEND END Условие - Тело цикла
Слайд 47
Задача. Выполнить табулирование функции Y =2 X +1, X изменяется на отрезке [-5, 5] шагом 2 Цикл “ДО” Алгоритм: Программа: CLS x = -5 20 y= 2*X+1 PRINT X,Y X=X+2 IF X<=5 THEN 20 END Условие - Тело цикла x 5 д н
Слайд 48: Домашнее задание
Используя материал презентации написать опорный конспект по данной теме. Выполнить практическую работу. Выполненные задания отправить преподавателю.