Первый слайд презентации: Организация методической работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Слайд 2: План
Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений Организация методической работы с воспитателями по формированию элементарных математических представлений Формы методической работы в дошкольном учреждении
Слайд 3: Литература:
1.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников Учебное пособие. Москва- Воронеж, 2005 2.
Слайд 4: Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений
Задачи развития у детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования и учета работы Планирование –о дин из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста -
Слайд 5: План дает:
возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи, видеть пути их осуществления. план является и отчетной документацией, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса по вопросам организации элементарных математических представлений
Слайд 6: Для правильного планирования воспитатель должен:
знать программу в целом и программу по математике для своей возрастной группы; знать возрастные и индивидуальные особенности детей группы; уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения; знать основы развития у детей математических представлений; использовать в работе современные технологии, достижения науки и практики, передовой педагогический опыт.
Слайд 7: Понятие учета
Планирование невозможно без учета результатов. Учет- это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы воспитателя и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения и результаты усвоения программного материала, наметить перспективы дальнейшей работы.
Слайд 8: Виды планирования:
а) перспективное планирование ; б) календарное Перспективное планирование относится к числу методических материалов дошкольного учреждения, составляется при непосредственном руководстве заведующей и методиста. Правильно составленный перспективный план может использоваться на протяжении нескольких лет, что значительно облегчает календарное планирование
Слайд 9: Перспективный и календарный план
Перспективный план разрабатывается на квартал, предусматривает лишь образовательные задачи. В его содержание входит распределение программных задач в строго определенной системе. Календарное планирование - в нем находит свое конкретное воплощение перспектива, намеченная на квартал.
Слайд 10: Существует 2 способа планирования:
тематическое (по определенной теме), комплексное - распределение задач по всему разделу «Формирование элементарных математических представлений» Календарный план содержит а) программные задачи - образовательные; - воспитательные; - развивающие. б) индивидуальная работа с детьми; в) дидактический материал ( оборудование)
Слайд 11: Организация методической работы с воспитателями по формированию элементарных математических представлений
Основными задачами методического руководства работой по ФЭМП является: организация работы по повышению профессиональной квалификации воспитателя; оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению программы ФЭМП; организация контроля за работой воспитателя и усвоением детьми знаний, умений навыков ; изучение, обобщение и распространение и внедрение передового педагогического опыта (ППО)
Слайд 12: Организация методической работы
Эффективность методического руководства работой воспитателей по ФЭМП зависит от следующих условий: плановость; целенаправленность; систематичность; дифференцированный подход; проверка исполнения; координированность ( согласованность в работе) непрерывность повышения квалификации
Слайд 13: Формы методической работы в дошкольном образовательном учреждении
Коллективные формы а) педагогические советы (обмен опытом, отчеты воспитателей, результаты тематической проверки или сравнения, обобщения ) Тематика педагогических советов может быть следующая: «Активизация мыслительной деятельности детей на занятии по математике ( обмен опытом); «Использование игровых приемов и занимательных упражнений по формированию элементарных математических представлений»;
Слайд 14: Примерная тематика педсоветов по ФЭМП
Индивидуальные особенности усвоения математических знаний (по материалам сравнительных проверок и диагностики математических знаний у детей) Индивидуальный подход к детям на занятиях по математике в разных возрастных группах Состояние готовности детей к изучению математике в школе (по материалам диагностики математического развития детей, поступающих в первый класс) и т.п
Слайд 15: Характеристика семинаров
б) семинары - групповые занятия педагогов (повышение теоретического уровня- особенно для начинающих педагогов, можно включать общетеоретические и практические вопросы, анализ работы воспитателя). Тематика семинаров может быть следующей: Проблемы индивидуального подхода; Задачи индивидуальной работы с детьми; Возрастные и индивидуальные особенности детей Планирование индивидуальной работы с детьми
Слайд 16: Семинары- практикумы, коллективные просмотры
в) семинары-практикумы; цель- научить воспитателей определенным практическим умениям ( может включать конкретную работу- разработка системы занятия, отбор дидактического материала- развивающих, занимательных игр, их изготовление, составление картотеки, разработка вариантов игр, изготовление наглядных пособий) г) коллективные просмотры – организуются с целью изучения эффективных приемов и методов работы лучших педагогов- 1 раз в квартал. Тематика и содержание определяются вопросами, выносимыми на обсуждение педсоветом.
Слайд 17: Коллективные консультации
д) коллективные консультации- форма организации работы с воспитателями проводятся с целью обогащения теоретическими знаниями и практическими умениями. Тематика предусматривается годовым планом, обусловлена фактическим уровнем профессиональных знаний, умений, педагогов При проведении консультации педагог должен: а) заранее оповестить воспитателей, чтобы они могли заранее продумать вопросы
Слайд 18: При проведении консультации педагог должен :
а) заранее оповестить воспитателей, чтобы они могли заранее продумать вопросы; б) подготовить научно обоснованные рекомендации по каждому вопросу, привести примеры из практики; в) подобрать материалы (планы, пособия, дидактические материалы); г) подобрать методическую литературу и указания к ее использованию
Слайд 19: Индивидуальные формы методической работы
консультации; беседы; анкетирование; тестирование Консультации проводятся с целью оказания методической помощи; Беседы проводятся с целью уточнения данных, выявления недочетов в работе педагогов. Индивидуальные формы методической работы
Слайд 20: Индивидуальные формы
Тестирование и анкетирование проводятся с целью проверки и контроля теоретических знаний и практических умений, владения методами и приемами организации работы по разделу ФЭМП, а также для выявления затруднений в работе воспитателя Индивидуальные формы
Слайд 21: Задачи методиста ДОУ
изучение содержания работы педагогов дошкольного учреждения по разделу ФЭМП; Повышение квалификации педагогических сотрудников; Организация работы по внедрению передового педагогического опыта; оказание методической помощи по данному разделу
Слайд 22: Методы работы с педагогами
эпизодические наблюдения и анализ учебно-воспитательного процесса; анализ документации педагогов ; тематические проверка по разделу ФЭМП; изучение и анализ документации (годовой, календарный план, протоколы педагогических советов, тетради наблюдений педагогического процесса); оценка оборудования по данному разделу; изучение, внедрение и распространение ППО по разделу ФЭМП
Слайд 23: В методическом кабинете должны быть:
пособия и литература по разделу ФЭМП; рекомендации по методике проведения занятий конспекты занятий для каждых возрастных групп; перспективные планы; перечень пособий по математике по всем возрастным группам обобщенный опыт работы воспитателей по разделу ФЭМП образцы пособий по математике по всем группам
Слайд 24: В методическом кабинете должны быть:
учебные-наглядные пособия (геометрические фигуры (плоскостные, объемные), часы, мерки для измерения, счеты, дидактические игры, наборы цифр и математических знаков, таблицы, карточки)- на всю литературу должны быть аннотации с указанием возраста новинки методических и дидактических материалов (передвижная выставка) и т.п.