Презентация на тему: Опера «Иван Сусанин»

Опера «Иван Сусанин»
М.И.Глинка Михаил Иванович 1804-1857 русский композитор
1836 год Петербург
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Увертюра к опере
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Ария Сусанина
«Не томи, родимый »
«Полонез» и «Мазурка»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Романс Антониды
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Иван Сусанин»
задание :
Опера «Иван Сусанин»
1/36
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 81)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (55415 Кб)
1

Первый слайд презентации: Опера «Иван Сусанин»

Изображение слайда
2

Слайд 2: М.И.Глинка Михаил Иванович 1804-1857 русский композитор

Изображение слайда
3

Слайд 3: 1836 год Петербург

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Герой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь

Изображение слайда
6

Слайд 6

Пожертвовал своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века.

Изображение слайда
7

Слайд 7

По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя».

Изображение слайда
8

Слайд 8

Премьера состоялась осенью 1836 года в Петербурге.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Увертюра к опере

Итак, осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге было решено от­крывать оперой Глинки. Театр был переполнен. Присутствие царя и его семьи привело на от­крытие сезона весь «высший свет». С другой стороны собрались музыканты, литераторы, художники. В центре их был Пушкин. Еще не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствова­ли в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубеж­ных опер. Она отличалась своей особой мело­дичностью и звучностью. Это была русская му­зыка, основанная на русском музыкальном фольклоре. Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе но­вым. Новым было и то, что о судьбах крестьян в онере говорилось с такой же серьезностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, гер­цогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личнос­тями. Даже недоброжелатели были захвачены с ценой героической гибели Сусанина.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Недаром в самом начале работы над оперой Глинка сделал для себя пометки: «Иван Сусанин (бас) — характер важный. Антонида, дочь его (сопрано) — характер нежно-грациозный. Сабинин, жених Антониды (тенор) — харак­тер удалый. Сирота 13- или 14-летний мальчик (альт) — характер простосердечный». В этих определениях композитор выразил суть характеров и с помощью музыки сделал своих героев неповторимыми личностями.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Народный замысел всей оперы подчеркивается и особым пониманием партии хора. Глинка хорошо знал итальянские и французские оперы и роль в них хора. Он с иронией говорил: «Уж эти мне хоры! Придут неизвестно зачем, пропоют неизвестно что, а потом и уйдут с тем все, с чем пришли». У Глинки впервые в истории мировой оперы хор показан как действен­ная сила. Это народ, который активно участву­ет во всем происходящем, даже в личной жиз­ни героев. Он становится действующим лицом и действенной силой, направляющей сам ход событий. Глинка впервые в русской музыке отказал­ся от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в XVIII веке. Но самое главное, он создал метод симфонического развития оперной формы. В его сочинениях ус­танавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.

Изображение слайда
13

Слайд 13

1 действие (село Домнино ) В опере описано подлинное историческое событие — подвиг крестьянина костромского села Домнино Ивана Осиповича Сусанина, ко­торый он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отря­ды шляхтичей еще бродили по русской земле. Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Ми­хаила Федоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завел захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Патриотическая тема оперы решена ком­позитором в трагедийном плане — главный ге­рой, простой русский мужик, погибает, спасая Родину и молодого царя от иноземных захват­чиков. Подвиг его вошел в историю. Этот под­виг был воспет в русской литературе и музыкe. Поэт-декабрист Рылеев создал на этот сю­жет стихотворную думу в 1825 году. Компози­тор К. Кавос в 1815 году написал оперу «Иван Сусанин».

Изображение слайда
15

Слайд 15

Основу драматургии оперы составляет про­тивопоставление двух образных сфер. Главная из них — русская. Она показана композитором но всем многообразии душевных и духовных качеств человека. Она поднята до уровня траге­дийности благодаря идее любви к Отечеству, и вся пронизана интонациями русской песенности. Ей противостоит польская сфера, показан­ная композитором обобщенно. Ее воплощением являются польские танцы — мазурка, полонез, краковяк, вальс. Важной особенностью драматургии оперы является ее симфонизация. Все развитие стро­ится на системе тематических связей. С ее по­мощью композитор не только проводит через всю оперу главную патриотическую мысль, вы­раженную в народно-песенных темах, но и во­площает идею борьбы двух сил — русских и поляков — посредством конфликтного развития.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Интродукция начальная хоровая сцена Мужской хор интродукции ярко передает «силу и беззаботную неустрашимость русского народа». Мелодия женского хора - радостная, напоминает звонкие хороводные песни, посвященные весеннему пробуждению природы.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В интродукции Глинка показал разные стороны облика народа: непоколебимую волю и задушевную сердечность

Изображение слайда
18

Слайд 18

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передается основной дра­матический конфликт между русскими и польской шляхтой. Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы компози­тором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивает­ся основная идея оперы — идея народности, патриотизма. За увертюрой следует хоровая интродук­ция — пролог. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы — любовь русского народа к своей родине. Действие первого акта переносит нас на ули­цу села Домнино, где живет Иван Сусанин, в далекий и грозный 1612 год, когда поляки зах­ватили Москву и посадили на русский престол своего ставленника. Враги хозяйничали не толь­ко в столице, но и на окраинах Руси. Компози­тор показывает нам мирную жизнь поселян. Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жени­ха Сабинина. Она готовится к свадьбе. Но скорб­ные думы о судьбе родины омрачают душу Су­санина. «Что гадать о свадьбе? Горю нет кон­ца», — поет он. В этом первом высказывании Сусанина композитор использовал подлинный народный напев, услышанный им от лужского извозчика.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Ария Сусанина

Сусанин не приемлет мысль о личном счас - тье в дни народного бедствия. Так сразу же ут­верждается связь героя с народом. В конце первого акта приезжает Богдан Са­бинин. В своем плане Глинка определил его характер как «удалой». Это отражается в его музыке, похожей на молодецкие солдатские песни времен войны 1812 года.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Не томи, родимый »

Сабинин рассказывает о победе русских ополченцев, об изгнании шляхтичей из Моск­вы. Хотя молодой ратник привез добрые вести, Сусанин непреклонен — свадьбу играть рано. Тогда в ответ ему звучит прекрасное трио — «Не т оми, родимый». Его начинает Сабинин, под­хватывает Антонида, затем вступает Сусанин. После того как к просьбе присоединяются кре­стьяне, Сусанин уступает: «Врагов мы разобь­ем, и свадьбу мы споем». Так радостно завер­шается первый акт оперы.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Полонез» и «Мазурка»

Ярким контрастом является второй акт. Его называют «польским» актом. Действительно, русская улица сменяется здесь тронным залом в замке польского короля. Вместо крестьян на сце­не — пирующая шляхта. Музыкальным портре­том поляков являются национальные польские ганцы. И ни одной сольной арии и большого ансамбля. Это делает характеристику поляков обобщенной. Особенно важны здесь два танца — полонез и мазурка. Первый из них — торжественный и помпезный — служит вступлением ко всему акту. К нему присоединяется хор хвастливых врагов: «Мы — шляхта, и всех мы сильнее!» Особенно важна мазурка, завершающая акт. Получив известие о поражении своего войска, поляки решают послать на Русь еще один от­ряд. Они все еще надеются голыми руками по­бедить русских мужиков.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Надо отметить, что до Глинки танцы в опе­ру вводились как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров. У Глинки же этим танцам придается большое драматурги­ческое значение. Они становятся характерис­тикой действующих лиц. Более того, эти два танца — полонез и мазурка — станут своеоб­разными «лейтмотивами». Они будут сопровож­дать польских захватчиков и в русских сце­нах, но там они будут носить совсем другой характер. «Польским актом» своей оперы Глинка по­ложил начало русской классической балетной музыке. Так, в первых двух актах композитор пока­зал нам две противоборствующие силы. Не про­сто русских и поляков, а мирных русских крестьян и польскую шляхту, мечтающую завое­вать Россию. Диверисмент -этим французским словом, означающим «развлечение», на­зывают сценическое представление разнообразного харак­тера. В операх и балетах так называют вставные номера или сцены, не связанные с сюжетом произведения.

Изображение слайда
23

Слайд 23

3 акт В третьем акте происходит их первое столк­новение. Поэтому он состоит из двух разделов, границей которых является приход захватчи­ков и их объяснение с Сусаниным. Небольшое вступление воссоздает атмосфе­ру того мрачного и тревожного времени. Оно как будто предсказывает последующие драма­тические события. Но начало акта — спокойно и мирно. Ничто еще не предвещает страдания и гибель. Спокойно звучит знаменитая песня Вани — приемного сына Сусанина, ласковы об­ращения к нему Сусанина. Все полно тихой и сердечной радости и тепла. Пришедшие одно­сельчане, узнавшие о готовящейся свадьбе, хо­тят всем миром принять в ней участие. Все при­ступают к радостным хлопотам. И вдруг в эту светлую безоблачную музыку врываются интонации полонеза. Появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоин­ством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!». Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь». Эта тема нам уже знакома. В начале хоро­вой интродукции ее пел хор народа, а здесь она звучит в устах одного из его сынов. Так музыка объединяет образ отдельного челове­ка — Сусанина — с обобщенным образом ве­ликого народа. Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньга­ми, уходит вместе с ними.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Романс Антониды

Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряже­ние. После полной отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздается безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням. В ответ Антонида с глубокой скорбью поет свой знаменитый романс. Эту музыку Глинка за семь лет до оперы написал для романса на стихи Дельвига «Не осенний частый дождичек». Но в ней так про­никновенно выражено чувство печали и скор­би, что она могла быть использована в этой сце­не оперы. Пришедшим гостям Антонида рассказыва­ет о несчастье, и крестьяне принимают реше­ние: «Выйти всем селом, вслед врагам погнать­ся, смертным боем драться». И вот уже воору­женные кто чем может крестьяне во главе с Сабининым идут на бой. «Всех врагов земли родной покараем!» — клянутся они.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Сцена Сусанина с поляками

Изображение слайда
26

Слайд 26

4 акт Короткое оркестровое вступление к четвер­тому акту переносит нас в зимний насторожен­ный лес. И сразу — резкая смена настроения: слышен топот стремительной скачки, биение уставшего человеческого сердца. Ваня прибегает ночью к небольшому посаду, чтобы предупредить о приближении врагов. Эту сцену Глинка написал уже после премьеры опе­ры по просьбе первой исполнительницы роли Вани замечательной русской певицы А. Я. Воробьевой. И все же эта сцена органично вошла в оперу. Слова Вани взволнованны и торопливы: Бедный конь... в поле пал... Я бегом... добежал! Вот и наш посад... Ваня настойчиво стучится в ворота, горько сетует на то, что он еще не витязь, не богатырь и нет у него силушки одолеть врага. На его стук посад просыпается, и ополченцы торопятся в поход. Песня Вани

Изображение слайда
27

Слайд 27

Сцена в лесу И снова картина заснеженного леса — дре­мучего, непроходимого. В истинно русскую му­зыку вдруг вторгаются интонации мазурки. Это враги, уставшие и продрогшие, бредут за Суса­ниным. Их мазурка утратила свой былой блеск. Выбившиеся из сил шляхтичи устраивают при­вал и засыпают. Сусанин остается один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая куль­минация всей оперы. В начале арии Иван Суса­нин обращается к заре. Эта заря станет его пос­ледней зарей.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Речетатив и Ария Сусанина

Изображение слайда
29

Слайд 29

Ответ Сусанина полякам. Музыка этой сцены с большой тонкостью передает разнообразные чувства героя, мельчай­шие движения его души. Перед его мысленным взором проходит вся его жизнь, родные и доро­гие сердцу образы. Он вспоминает недавнее сча­стье в кругу любимой семьи. В этой музыке та­кая трагедийная сила, страстность, что кажет­ся -— большее напряжение чувств уже невоз­можно. Но усилием воли эта боль приглушает­ся: видя уснувших поляков, Сусанин и сам ре­шает отдохнуть, собраться с силами: «Надо смерть достойно встретить...» «Эту сцену в лесу... я писал зимой, — вспо­минал Глинка, — всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего ге­роя, что волосы у меня самого становились ды­бом и мороз подирал по коже». Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высокотрагедийной музыкой, ко­торая потрясает своей правдивостью. Начинается метель, изображенная оркест­ром. Причем это не только образ беспокойной природы. Музыка передает и внутреннее состо­яние главного героя. Но вот шляхтичи просну­лись. Они чувствуют беду и начинают допра­шивать Сусанина: «Признайся сейчас — ты хитришь или нет!» На что русский крестьянин с достоинством отвечает: «Хитрить мне нужды нет». Эта мелодия уже звучала во вступлении к четвертому акту.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Ее сопровождает мелодия русской народной песни «Вниз по матушке по Волге». Так Глин­ка утверждает нерасторжимость своего героя с народом, его русскую национальную природу, его типичность. Последние мысли Сусанина о родине. Пос­леднее объяснение крестьянина с захватчика­ми трагично. На вопрос: «Куда завел ты нас?» — он отвечает: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал, куда и черный вран костей не заносил». Победным торжеством звучат после­дние слова Сусанина: «Родной край спасен! О Русь моя, живи вовек!». Так завершается сю­жет оперы. Но, чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, композитор пи­шет еще и эпилог 3. Эпилог — не просто завершение событий торжественным звучанием хора. Вместе с про­логом эпилог образует как бы величественную раму, обрамляющую всю оперу.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Хор «Славься» Хор ликующего народа, пришедшего на Красную площадь, чтобы восславить победу, как будто наполнен ярким солнечным светом. Народ торжественно славит и погибших ге­роев, память о которых не умрет никогда, и живых — Минина и Пожарского. Хор сопро­вождается могучим перезвоном колоколов. Это производит непередаваемое впечатление. «Этот гимн-марш не может быть отрешен от Красной площади, покрытой толпами на­рода, от трубного звука и колокольного зво­на, — писал современник Глинки А.Н. Се­ров. —...Во всех существующих до сих пор операх нет финального хора, который бы так тесно был сплочен с задачею музыкальной драмы и такой могучей кистью рисовал бы историческую картину данной страны в дан­ную эпоху. Тут — Русь времен Минина и По­жарского в каждом звуке».

Изображение слайда
32

Слайд 32

В хоре воплощён богатырский образ народа-победителя.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Очень высоко ценил эту музыку П. И. Чай­ковский. Он говорил, что благодаря ей Глинка «стал наряду (да, наряду!) с Моцартом, Бетхо­веном и с кем угодно». Создание «Ивана Сусанина» стало поворот­ным пунктом в развитии русской оперы. Глин­ка ввел в оперу новых народных героев. Он со­здал первую отечественную оперу, отличающу­юся подлинной цельностью стиля, драматурги­ческим и музыкальным единством. Поэтому день премьеры оперы — 27 ноября 1836 года — считают днем рождения русской оперы.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Вся жизнь М.И. Глинки – это беззаветное служение музыки, своему народу, своему Отечеству. В его музыки отражена история нашей Родины, душа русского народа, любовь к природе.

Изображение слайда
35

Слайд 35: задание :

1. Что нового внес Глинка в оперу? 2. Какое подлинное историческое событие легло в ос­нову сюжета оперы? 3. Как была названа опера при премьере? Почему? 4. Раскрой основную идею произведения Глинки. 5. Как можно определить жанр оперы? 6. Как композитор трактует партию хора в своей опере? Почему? 7. Назови главных героев оперы. Какие певческие го­лоса исполняют их партии? 8. Какова роль эпилога оперы?

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: Опера «Иван Сусанин»

Все вопросы и выполненные задания (можно сфотографировать) отправляйте мне на электронную почту: ala1974@list.ru, либо в личные сообщения в WhatsApp. Все задания будут размещаться в группе в WhatsApp, а также по субботам в группе МБУДОДШИ №6 г. Тулы ВКОНТАКТЕ, https://vk.com/moydoddshi_6

Изображение слайда