Презентация на тему: Онтология: сущность и основные проблемы

Онтология: сущность и основные проблемы
Онтология
Онтос – бытие (Парменид)
Предмет и понятия онтологии
Объективная и субъективная реальность
Сущность бытия
Основные формы бытия
Основные формы бытия
Основные формы бытия
Основные формы бытия
Основные формы бытия
Материя
Материя в философии
Свойства материи
Виды материи
Субъективная реальность
Сознание
Бессознательное
К. Юнг
З. Фрейд
Характерные черты сознания
Самосознание
Пространство
Время
Пространство и время
Пространство и время: эволюция представлений
И. Ньютон
А. Эйнштейн
Пространство и время: современный взгляд
Диалектика
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон отрицания отрицания
Познание
Уровни и формы познания
Формы познания
Знание
Истина
Критерии истины
Заблуждение
Ложь
Специфика научного познания
Наука
Специфика научного познания
Уровни научного познания
Гипотеза
Научная теория
Методы научного познания
Методы научного познания
Научное творчество
Аксиология
Аксиология
Ценность и оценка
Ценности
Иерархия ценностей М. Шелера
Вечные общечеловеческие ценности
Ценностный выбор
Проблема человека в философии
Философская антропология
Основные проблемы философской антропологии
Человек
Осмысление человека как целого
Природа – мир человека
Взаимодействие человека и природы
Осмысление взаимодействия человека и природы
Специфика новой экологической этики
«Экологический императив» (Н. Моисеев)
Коэволюция (Н. Моисеев)
Сущностные качества человека
Индивидуальность
Индивид и личность
Личность и общество
Личность и общество
Свобода
Основные категории человеческого существования
Проблема жизни и смерти
Смысл жизни
Смысл жизни
Смысл жизни
Общество
Сущность социального
Социальное бытие
О. Конт
Общество
Системная целостность общества
Основные сферы общественной жизни
Исторический процесс развития общества
Линейная модель развития мира
Циклическая модель развития мира
Спиралевидная модель развития мира
Ризома
Синергетическая модель развития мира
Философские концепции исторического процесса
Формационный подход
Формационный подход
Культурологический подход
Н. Данилевский «Россия и Европа»
Цивилизационный подход
А. Тойнби «Постижение истории»
Онтология: сущность и основные проблемы
Д.Белл
Постиндустриальное – информационное общество
О. Тоффлер
О. Тоффлер об информационном обществе
Человек в информационном обществе
Виртуализация реальности
Контрасты виртуализации реальности
Онтология: сущность и основные проблемы
1/109
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1270 Кб)
1

Первый слайд презентации: Онтология: сущность и основные проблемы

Изображение слайда
2

Слайд 2: Онтология

Онтология – учение о бытии. Онтология изучает фундаментальные основы и принципы существования мира как беспредельной и непреходящей целостности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Онтос – бытие (Парменид)

Онтос – бытие, единое начало мира. Бытие вечно, неподвижно, тождественно Абсолютному разуму: «Одно и то же есть мысль и бытие ».

Изображение слайда
4

Слайд 4: Предмет и понятия онтологии

Предмет онтологии - сущее ( бытие как полнота и единство всех видов реальности ). Основные понятия: бытие, материя, сознание, пространство, время, движение, объективная и субъективная реальность.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Объективная и субъективная реальность

Мир – единство объективной и субъективной реальности, существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания. Объективная реальность существует вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы). Субъективная реальность существует в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Сущность бытия

Бытие – единство объективной и субъективной реальности, все существующее. Бытие – чистое существование, начало и причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое и ни из чего не выводимое. Основные формы бытия : материальное; идеальное; человеческое; социальное; виртуальное.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные формы бытия

Материальное бытие - существование материальных тел и явлений природы. «Первая» природа - естественная «Вторая» природа – искусственная, созданная человеком.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные формы бытия

Идеальное бытие – существование идеального как реальности в виде индивидуализирован- ного духовного бытия (человека) и объективирован- ного духовного бытия (Бог, Абсолют и др.).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные формы бытия

Человеческое бытие - существование человека как социоприродного существа. Бытие человека в единстве материального (физического тела) и духовного (идеального).

Изображение слайда
10

Слайд 10: Основные формы бытия

Социальное бытие – существование человека и общества, бытие (зарождение и развитие) самого общества (исторически сложившиеся формы совместной жизни людей, идеи, знания и пр.).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Основные формы бытия

Виртуальное бытие Виртуальная реальность (модель действительной), образы и стереотипы, порождаемые информацией текстового, визуального и акустического характера.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Материя

Материя (от лат. «вещество») – содержание бытия, объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Материя в философии

Субстанция - основа всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, объектов и их систем. Сущность, исходное внутреннее единство вещей, процессов, явлений.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Свойства материи

системность (упорядоченность, структурная определенность); • активность (движение, изменение, развитие); • самоорганизация; • пространственно-временная форма бытия; • отражение; • информативность.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Виды материи

Вещество - элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела, обладающие массой покоя. Антивещество - материя, состоящая из античастиц (П. Дирак);. Поле (электромагнитное, гравитационное, электронное, мезонное и др. ), обладающее массой движения.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Субъективная реальность

Сфера субъективного бытия включает все объекты и явления, существование которых обусловлено наличием субъекта, воспринимающего их или взаимодействующего с ними. Материальный объект объективен, а его образ, представление о нем, возникающее в сознании человека, субъективно.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Сознание

Сознание – специфическая функция человеческого мозга, форма целенаправленного и обобщенного отражения действительности. Сознание - источник знаний человека о мире.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Бессознательное

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей.

Изображение слайда
19

Слайд 19: К. Юнг

Коллективное бессознательное - общечеловеческий опыт, представленный архетипами символическими схемами, формальными образцами поведения людей.

Изображение слайда
20

Слайд 20: З. Фрейд

Бессознательное – глубинный пласт психики, выражающий безотчетные влечения человека (страх, восторг, сновидения, предчувствия). Сверх-Я – запреты, нормы Сознание Я и Бессознательное Оно – «лошадь и всадник».

Изображение слайда
21

Слайд 21: Характерные черты сознания

Абстрактное мышление – способность создавать обобщенные образы, отражающие существенные черты явлений и предметов. Членораздельная речь - способ выражения, средство закрепления и передачи мысли. Творчество – способность создавать новые образы, не существующие в реальности. Самосознание – сознание, направленное субъектом на самого себя.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Самосознание

Самосознание -выделение человеком себя из окружающего мира, осознание себя иным, чем другие. Самосознание – характеристика себя в собственном мнении, самосозидание (процесс саморазвития и самосовершенствования).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Пространство

Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность. Пространство – выражение сосуществования вещей (явлений, процессов), совокупность их пространственных характеристик (длина, площадь, объем и др.).

Изображение слайда
24

Слайд 24: Время

Время – форма бытия материи, отражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний (прошлое, настоящее и будущее).

Изображение слайда
25

Слайд 25: Пространство и время

Бытие включает в себя актуально сущее, неисчислимые возможности будущего и бесконечные следы прошлого. Пространство и время взаимосвязаны, образуют единый пространственно-временной континуум.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Пространство и время: эволюция представлений

Основные концепции пространства и времени: субстанциональная (И. Ньютон) реляционная (А. Эйнштейн) От абсолютного – к относительному

Изображение слайда
27

Слайд 27: И. Ньютон

Абсолютное время и абсолютное пространство - особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, «всегда одинаковые и неподвижные».

Изображение слайда
28

Слайд 28: А. Эйнштейн

Пространство и время - характеристики движущейся материи и не существуют отдельно от нее. Реально лишь относительное время – как объективное определение материальных систем.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Пространство и время: современный взгляд

Мир – саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система. Нет жесткой связи и причинной зависимости между прошлым и будущим. При изменении характера физических взаимодействий меняются и свойства физического пространства и времени. Идея существования нефизических пространства и времени (хотя они обладают соответствующей физической основой): биологического, социального (календарный возраст и биологическое состояние).

Изображение слайда
30

Слайд 30: Диалектика

1. Философское учение о наиболее общих закономерных связях, существовании и развитии бытия, рассматривающее мир как совокупность противоречий, разрешение которых обусловливает изменение мира. 2.Основанный на этом учении философский метод познания. Принципы диалектики – предельно общие идеи, выражающие ее концептуальные основы, позволяющие логически непротиворечиво описать развитие. Законы диалектики – положения, отражающие в обобщенной форме существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые типы связи между явлениями, характеризующие структуру развития мира.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Законы диалектики

Законы диалектики универсальны Действуют во всех сферах бытия Отражают различные стороны процесса развития (источник, характер и механизм, направленность процесса развития) Основные законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей Закон количественно-качественных изменений Закон отрицания отрицания

Изображение слайда
32

Слайд 32: Закон единства и борьбы противоположностей

Все сущее состоит из противоположных начал, общих по своей природе, но находящихся в противоречии. Противоречия - основа и внутренний источник развития всего сущего.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Закон перехода количественных изменений в качественные

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (вес, объем и др.). Качество – стабильная система характеристик и связей предмета или явления. Постепенное накопление количественных изменений приводит к возникновению нового качества (характер и механизм развития).

Изображение слайда
34

Слайд 34: Закон отрицания отрицания

Новое, отрицая старое, занимает его место. Затем новое устаревает и отрицается более новым. Отрицание отрицания, идущее по «спирали», показывает направленность процесса развития.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Познание

Высшая форма отражения объективной реальности. Специфический вид деятельности человека для постижения окружающего мира и себя.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Уровни и формы познания

Чувственный уровень – знание о внешних свойствах и связях объекта Формы: ощущение восприятие представление Рациональный уровень – знание о внутренних свойствах и связях объекта, сущности и функциях Формы: понятие суждение умозаключение

Изображение слайда
37

Слайд 37: Формы познания

Ощущение – отражение отдельных свойств объекта органами чувств Восприятие – целостный чувственный образ объекта Представление – чувственный образ без объекта Понятие - обобщенный образ, отражение существенных свойств и связей Суждение –утверждение или отрицание с помощью связи понятий У мозаключение –выведение суждения из других суждений

Изображение слайда
38

Слайд 38: Знание

Знание – результат познания – идеальное отражение в сознании человека объектов и их свойств, материальное закрепление мыслительных образов в языке и других знаковых системах: знание-умение (практическое знание, «знание как») знание-информация («знания что»)

Изображение слайда
39

Слайд 39: Истина

Истина – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания, соответствие фактам и реальному положению дел. А бсолютная истина - полное, исчерпывающее знани е, верное в любых условиях. Относительная истина -неполное знание, верное лишь при определенных условиях.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Критерии истины

Истина конкретна (зависит от условий, в которых находится объект познания). В истине сочетается субъективность и объективность (она не существует вне субъекта познания, но содержание истины не зависит от человека). К ритерием истины является практика как процесс (целенаправленная деятельность человека по преобразованию материальных систем). Истина динамична – процесс (изменяется вместе с миром).

Изображение слайда
41

Слайд 41: Заблуждение

Заблуждение – непреднамеренное представление не соответствующих действительности суждений как истины. Заблуждение – непреднамеренное искажение истины.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Ложь

Ложь – преднамеренное представление заведомо не соответствующих действительности суждений как истины. Ложь - преднамеренное искажение истины.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Специфика научного познания

Изображение слайда
44

Слайд 44: Наука

Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины и открытие объективных законов действительности

Изображение слайда
45

Слайд 45: Специфика научного познания

П остижение истины объективный характер рациональность логичность доказательность системность специальные знания и терминология прогностика

Изображение слайда
46

Слайд 46: Уровни научного познания

Эмпирический : Изучение отдельных сторон объекта, основанное на опыте, и логическое осмысление фактов Теоретический: Постижение сущности и создание целостной картины явлений, основанное на понятийном мышлении

Изображение слайда
47

Слайд 47: Гипотеза

Форма мышления, представляющая собой обоснованное предположение.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Научная теория

Система понятий и высказываний об определённой области действительности, дающая ее всесторонний анализ.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Методы научного познания

Метод (от греч. «путь») – способ деятельности, совокупность практических и теоретических приемов познания. Методология – система методов и форм научного познания.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Методы научного познания

Эмпирические : наблюдение эксперимент сравнение измерение описание Теоретические : Формализация гипотетико-дедуктивный

Изображение слайда
51

Слайд 51: Научное творчество

Эвристика (от греч. «открываю») – искусство изобретения, выработка новых научных идей и фактов Социальная ответственность ученых: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (М. Монтень.)

Изображение слайда
52

Слайд 52: Аксиология

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о ценностях, или теория ценностей.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Аксиология

Становление теории ценностей – на основе кантовского «категорического императива». Ценность - ориентир для должного поведения (И. Кант).

Изображение слайда
54

Слайд 54: Ценность и оценка

Оценивая, человек определяет свое отношение к предмету или явлению и совершает акт выбора того, что для него наиболее важно и значимо ( ценностный приоритет ). Оценка- дифференциация явлений и предметов внешнего мира в соответствии с потребностями, интересами, целями, идеалами общества и личности.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Ценности

Ценности – значимые для человека материальные и духовные конструкты, имеющие личностный и ( или) общественный смысл.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Иерархия ценностей М. Шелера

Высшие ценности вечны, низшие – кратковременны (любовь и «роман»). Высшие ценности неделимы (нельзя вырезать кусок полотна из полотен великих мастеров). Высшие ценности не требуют обоснования (мир, родина, семья, любовь). Низшие ценности обосновываются другими ценностями, зависят от них (полезное, приятное, модное и др.).

Изображение слайда
57

Слайд 57: Вечные общечеловеческие ценности

Мир, любовь, жизнь, единство Истины, Добра и Красоты.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Ценностный выбор

Изображение слайда
59

Слайд 59: Проблема человека в философии

Изображение слайда
60

Слайд 60: Философская антропология

Учение о природе, сущности и предназначении человека, об основах человеческого бытия и смысле существования.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Основные проблемы философской антропологии

Природа и сущность человека. Соотношение индивидуального и социального. Духовность, самотождественность, самотрансценденция. Смысл жизни, свобода и творчество.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Человек

Homo Sapiens - «Человек разумный» Природа человека – совокупность его основных свойств, передаваемых из поколения в поколение.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Осмысление человека как целого

Современная философия осмысливает человека как целое, в многообразии его оснований и проявлений, в единстве его биологической, социальной и духовной сторон.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Природа – мир человека

Человек и общество имеют природную основу бытия. Природа - предметное бытие общественной сущности человека. Экология (Э. Геккель) взаимоотношения организмов со средой их обитания.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Взаимодействие человека и природы

Отношение человека к природе: сопричастное: - человек – часть природы; отстраненное (противопоставление): – осознание себя иным, чем чуждая ему природа (выше или ниже); враждебное : безнравственные и бесполезные в практическом отношении действия; утилитарно-практическое: природа - источник ресурсов для поддержания благополучия человека; научно-теоретическое – поиск законов природы, исследование природных объектов; эстетическое – восприятие природы как прекрасного, объекта художественного творчества.

Изображение слайда
66

Слайд 66: Осмысление взаимодействия человека и природы

Основные подходы Антропоцентризм : человек– самоценность, центр и высшая ступень мироздания, хозяин природы: противопоставление человека природе, как цели - средству Натуроцентризм (биоцентризм) : природа самоценна (моральный статус всего живого, равноправие между всеми формами жизни). Новая экологическая этика : включенность человека во взаимосвязи всего живого и партнерское взаимодействие с природой. «Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер)

Изображение слайда
67

Слайд 67: Специфика новой экологической этики

Этика благоговения перед жизнью ( А. Швейцер) : понимание целостного единства человека с миром; отказ от потребительского отношения к природе; принцип ненасилия.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Экологический императив» (Н. Моисеев)

Принцип рационального гуманизма: «Н е вступать в противоречие с естественными закономерностями развития общества и природы, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере!»

Изображение слайда
69

Слайд 69: Коэволюция (Н. Моисеев)

Принцип коэволюции – совместной эволюции природы и общества. Интеграция человека и природы, развитие экологического долга (не только сберечь то, что есть, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистемы).

Изображение слайда
70

Слайд 70: Сущностные качества человека

Природность (целостная система биологических качеств живого существа). Социальность (связь с обществом, место в социальной структуре). Духовность ( богатство внутреннего мира личности, придающее ему неповторимость, индивидуальность).

Изображение слайда
71

Слайд 71: Индивидуальность

С овокупность свойств и особенностей, отличающих данного индивида от других, образующих его самобытность, неповторимость.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Индивид и личность

Индивид – единичный представитель человеческого рода, принадлежащий одновременно к природе и человеческому обществу. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности ; устойчивая система социально з начимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Социализация и индивидуализация

Изображение слайда
73

Слайд 73: Личность и общество

Формирование личности происходит «в конфликте неповторимой индивидуальности с общим и родовым». (Н. Бердяев)

Изображение слайда
74

Слайд 74: Личность и общество

«Иметь или быть» (Э. Фромм): конформизм и конфронтация. Гуманистический компромисс

Изображение слайда
75

Слайд 75: Свобода

Свобода – философская категория, обозначающая возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Человек не обладает абсолютной свободой, исключающей ограничения, в то же время полностью не подчинен необходимости – имеет возможность выбора и вариации поступков.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Основные категории человеческого существования

жизнь, счастье, любовь, мир, свобода, родина, дом, семья, труд, здоровье, дружба, карьера, власть, богатство, сила, религия.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Проблема жизни и смерти

Осознание своей смертности отличает человека от всех других живых существ. Смерть предполагает высший уровень ответственности - брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. Творя, любя, делая добро, человек прорывается в вечность, побеждает смерть. Смерть организует жизнь и формирует ее границы, заставляет человека найти смысл своего существования.

Изображение слайда
78

Слайд 78: Смысл жизни

Смысл жизни – вектор ценностных устремлений человека; осознание своего места и предназначения в мире.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Смысл жизни

Смысл жизни человека состоит в тех ценностях, которые он реализует в своих поступках.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Смысл жизни

В. Франкл: о необходимости создания особых терапевтических систем - практической помощи людям, страдающим «смыслоутратой» - система «логотерапии».

Изображение слайда
81

Слайд 81: Общество

Предпосылки: люди, человечество в целом Сущность: общественные отношения (материальные и духовные)

Изображение слайда
82

Слайд 82: Сущность социального

Социальное – бытие человека и общества специфически человеческое бытие в системе общественных отношений и социальных связей.

Изображение слайда
83

Слайд 83: Социальное бытие

Универсальная система, реализующая возможность и действительность существования общества. Многоуровневая система социального бытия имеет динамическое и статическое измерения (изменчивость и устойчивость социальных параметров).

Изображение слайда
84

Слайд 84: О. Конт

Социальная статика характеризует устойчивые условия усществования, воспроизводство общества изучает стабильные параметры социальных систем (социальные сферы, формы и т.д.) Социальная динамика характеризует изменчивые условия общественного развития изучает закономерности социальных изменений, исторический процесс общественного развития (эволюцию, революцию)

Изображение слайда
85

Слайд 85: Общество

Общество – процесс движения, постоянное становление и развитие социума. Общество – одновременно и объект, и субъект познания, поскольку люди и формируются обществом, и творят его историю. Общественное сознание – система духовных способов отношения людей к миру и к самим себе ( совокупность традиций, взглядов, воззрений, чувств, настроений).

Изображение слайда
86

Слайд 86: Системная целостность общества

Общество – целостная саморазвивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной сознательной целенаправленной деятельности.

Изображение слайда
87

Слайд 87: Основные сферы общественной жизни

экономическая – производство, обмен, распределение, потребление социальная - функционирование о бщественных групп и воспроизводство социальной сущности людей политическая - управление обществом (государство, властные структуры, политические партии и организации) духовная – сфера духовных ценностей и отношений.

Изображение слайда
88

Слайд 88: Исторический процесс развития общества

Процесс развития общества протекает: линейно циклично по спирали под случайными воздействиями в неравновесной открытой системе.

Изображение слайда
89

Слайд 89: Линейная модель развития мира

Конечное движение в каком-либо направлении изменений: эсхатология А. Аврелия, реализация «плана природы» в разумных действиях людей И. Канта.

Изображение слайда
90

Слайд 90: Циклическая модель развития мира

Круговорот в мироздании и возвращение к исходной точке Замкнутые циклы развития культур отдельных народов (Н. Данилевский, О. Шпенглер)

Изображение слайда
91

Слайд 91: Спиралевидная модель развития мира

Самодвижение всего сущего по спирали: взаимопереходы, единство и борьба противоположностей и т. п. (Г. Гегель, К. Маркс)

Изображение слайда
92

Слайд 92: Ризома

Ризома ( от греч. rhiza – корень ) – тончайшие ветвящиеся и многократно переплетенные нитевидные образования. Отсутствие главной, общей для всего существующего мира линии развития, «главного корня».

Изображение слайда
93

Слайд 93: Синергетическая модель развития мира

Отрицание однозначной предопределенности событий, прогресса или регресса мира в целом. Выбор одного из возможных (потенциально существующих) путей развития обусловлен незначительным случайным в оздействием на открытую систему в момент, когда она находится в состоянии неравновесности (Г. Хакен, И. Пригожин). ,

Изображение слайда
94

Слайд 94: Философские концепции исторического процесса

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс). Культурологический подход (Н. Данилевский, П. Сорокин. О. Шпенглер). Цивилизационный подход (О. Конт, А. Тойнби, К. Ясперс).

Изображение слайда
95

Слайд 95: Формационный подход

Диалектико- материалистическое понимание истории. К. Маркс : основа развития общества – материальное производство (базис), обусловливающее общественные отношения (надстройку).

Изображение слайда
96

Слайд 96: Формационный подход

Законы истории едины и всеобщи д ля всех народов, культур, цивилизаций. Главная категория – общественно- экономическая формация (ОЭФ), и сторическая ступень в развитии общества. Исторический процесс – смена 5 типов ОЭФ (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и коммунистической).

Изображение слайда
97

Слайд 97: Культурологический подход

Отрицание единства исторического пути разных народов. Главная категория – уникальные культуры как организмы с присущими им жизненными циклами (зарождение – рост – умирание). Исторический процесс – смена культурно- исторических типов. Цивилизация – финальная стадия культурного развития (О. Шпенглер «Закат Европы»).

Изображение слайда
98

Слайд 98: Н. Данилевский «Россия и Европа»

Теория культурно- исторических типов, находящихся в борьбедруг с другом и средой. Наиболее перспективен «славянский тип» - русский народ.

Изображение слайда
99

Слайд 99: Цивилизационный подход

Единство мировой истории не отрицается Главная категория – цивилизация как этап в развитии человечества. Исторический процесс – смена (К. Ясперс) или сосуществование (А. Тойнби) различных цивилизаций. Появление цивилизации – «ответ» на «вызов» природной и социальной среды.

Изображение слайда
100

Слайд 100: А. Тойнби «Постижение истории»

Было 37 цивилизаций, сейчас – 5 ( западная, восточно-православная, исламская, индуистская, дальневосточная). Путь цивилизации- 5 стадий : рождение, рост, надлом, распад, гибель.

Изображение слайда
101

Слайд 101

Современное информационное общество

Изображение слайда
102

Слайд 102: Д.Белл

Американский социолог, создатель теории «постиндустриального общества»: именно компьютер является символом и одновременно материальным носителем технологической революции, коренным образом трансформирующим общество.

Изображение слайда
103

Слайд 103: Постиндустриальное – информационное общество

Информационная цивилизация: основой экономики становится не производство товаров (индустрия), а производство знаний и информации.

Изображение слайда
104

Слайд 104: О. Тоффлер

Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.

Изображение слайда
105

Слайд 105: О. Тоффлер об информационном обществе

Информация формирует материальную среду человека (компьютерные программы, информационные технологии). Информация определяет материальное бытие человека. Информация– основное средство межличностных отношений и взаимодействия с духовным миром человека. Информация определяет социокультурную и духовную жизнь человека.

Изображение слайда
106

Слайд 106: Человек в информационном обществе

Повышается уровень образования, научно-технического и культурного развития. Повышается уровень благосостояния и комфорта.

Изображение слайда
107

Слайд 107: Виртуализация реальности

Хозяин Сети Меняется образ жизни и модель поведения человека: Дополнение реальной жизни и деятельности новыми возможностями. Существование действительности и виртуального мира.

Изображение слайда
108

Слайд 108: Контрасты виртуализации реальности

Хозяин Сети Раб Сети Увеличение количества и повышение качества получаемой информации. Расширение личных контактов и связей. Укрепление личностной автономии. Повышение креативных способностей личности. Увеличение количества и понижение качества получаемой информации. Сокращение или утрата личных контактов в реальной действительности. Утрата личностной автономии (виртуальное поглощение личности). Снижение креативных способностей личности.

Изображение слайда
109

Последний слайд презентации: Онтология: сущность и основные проблемы

Спасибо за внимание!

Изображение слайда