Презентация на тему: онтология

онтология онтология ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ Определение Определение Определение Понятия бытия в философии Парменида Онтология Парменида Онтология Аристотеля Проблема бытия Атрибуты Бытия Предмет онтологии Современная онтология Бытие природы Бытие природы Бытие социальное Бытие идеальное, духовное Заключение Литература
1/20
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 87)
Скачать (1218 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации

2

Слайд 2

ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ Лекция Разработчик: Селезнев В.М. – к. филос. наук доцент каф. философии

3

Слайд 3: ЦЕЛЬ

КОМПЕТЕНЦИИ Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу

4

Слайд 4: СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Общее определение Онтология Парменида Онтология Аристотеля Проблема бытия Атрибуты Бытия Предмет онтологии Современная онтология Бытие природы Бытие социальное Бытие идеальное, духовное Заключение Литература

5

Слайд 5: Определение

Онтоло́гия (от древне-греческого ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии. Бытие́ — философский термин, фиксирующий аспект существования сущего в отличии от его сущности. Если сущность определяется вопросами: " Что есть сущее?", то бытие вопросом: "Что значит, что сущее есть ?". Поскольку бытие - одно (Парменид), постольку термин бытие часто используют для обозначения мира как целое, в отличии от мышления, которое ему противостоит.

6

Слайд 6: Определение

Термин "Онтология" был предложен Р. Гоклениу-сом в 1613 году в его "Философском словаре", и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе " Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", предложившем его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика". В практическом употреблении термин был закреп-лен Х. Вольфом, четко разделившим значение терминов "онтология" и "метафизика".

7

Слайд 7: Определение

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

8

Слайд 8: Понятия бытия в философии Парменида

Понятия бытие и небытие восходят к рассуждениям Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Пармени́д из Элеи (540 до н.э. или 520 до н.э.) — древнегреческий философ. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли.

9

Слайд 9: Онтология Парменида

Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.

10

Слайд 10: Онтология Аристотеля

Аристотель разделил бытие на: Потенциальное (возможное) Актуальное (действительное) Причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации.

11

Слайд 11: Проблема бытия

В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие Общественного бытия как оппозицию общественного сознания. В дальнейшем в философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию).

12

Слайд 12: Атрибуты Бытия

Время Пространство Энергия Информация Вещество

13

Слайд 13: Предмет онтологии

Бытие как то, что можно мыслить противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.

14

Слайд 14: Современная онтология

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

15

Слайд 15: Бытие природы

Системная организация мироустройства. Развитие мира — процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.

16

Слайд 16: Бытие природы

Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — основной вид материи, связывающий частицы и тела. Частицы поля не имеют массы покоя, так как способ их существования — движение.

17

Слайд 17: Бытие социальное

Бытие социальное — вторая форма реальности. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т.д.

18

Слайд 18: Бытие идеальное, духовное

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.). Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

19

Слайд 19: Заключение

Таким образом, философская теория бытия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия. Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение и покой, пространство и время.

20

Последний слайд презентации: онтология: Литература

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. Финогенов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. Доброхотов А.М. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Проблемы общей и социальной онтологии: Альманах / Под ред. И.Я.Лойфмана, В.И.Кашперского. Екатеринбург, 1999.

Похожие презентации

Ничего не найдено