Презентация на тему: ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)

ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
Задание 15.2
Аналитическая работа с текстом ( вариант 1)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
Работа с текстом (вариант 2)
Образец сочинения
Задание 15.3
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
Целеустремлённость – стремление к цели
Способы толкования понятий
Логическая операция определения понятия. Классическая дефиниция
Сравнение
Различение
Характеристика
Описание
Справедливы ли данные тезисы? Обоснуйте свои утверждения
Составляем план комментария
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
Киви – нелетающая птица?;)))
Узелок на память
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
Узелок на память
ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)
Литература
1/36
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 2)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1862 Кб)
1

Первый слайд презентации

ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость)

Изображение слайда
2

Слайд 2

Текст для работы

Изображение слайда
3

Слайд 3

(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок — есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали. (6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством... (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12)Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла мертвая зыбь — широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик... (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) — Ребята, а Бычок-то тонет...

Изображение слайда
4

Слайд 4

(21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством. (23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго ещё морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал: (27)— А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть... (29)— Чуть-чуть... — вскипев, передразнил я его. (30)— Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг: (33) — А завтра вы здесь будете? (34) — А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я. (35)— Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. (36)— Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая — не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: (45) — Ладно... приходи, там посмотрим... (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)— И чего смотреть? (48)Поплывем вместе — и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра... ( По Л. Куклину )

Изображение слайда
5

Слайд 5: Задание 15.2

5 Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финальных предложений текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Аналитическая работа с текстом ( вариант 1)

6 Аналитическая работа с текстом ( вариант 1) 1) Что важно автору проследить в повествовании? Причину изменения отношения местных мальчишек к Бычку; процесс достижения им поставленной цели; причину возникшей убеждённости рассказчика в успехе мальчика. Причины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку («чужак») Внешность Манеры «Тощенький мальчик»; «выпуклые круглые очочки » («метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок») «бледнолицый мальчуган». « Презирали его и за суетливую манеру плавать»

Изображение слайда
7

Слайд 7

7 2) Почему поступок Бычка рассказчик называет «отчаянным», а событие, связанное с этим поступком, - «невероятным»? ( Предложение 7 : Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! ) 3) Что заставляет и рассказчика, и мальчишек, и читателя понять, что поступок Бычка ещё и опасно отчаянный? Состояние пловца Состояние поверхности моря «Плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки»; «он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла». «С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. …Накат у берега становился сильнее и опасней. ( Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. Этого не мог, конечно, знать городской мальчик)... Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка».

Изображение слайда
8

Слайд 8

8 4) Что изменило отношение окружающих к Бычку? Поведение мальчика в смертельной опасности «…Он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. Бычок тонул молча,…с достоинством » Целеустремлённость Бычка «- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка.- Понимаете? Я же должен доплыть! Обязательно должен ! Ну, а в случае чего... Вы меня опять спасете...»; « было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: - Ладно... приходи, там посмотрим...»

Изображение слайда
9

Слайд 9

Пишем сочинение

Изображение слайда
10

Слайд 10

10 1) Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем тезис: Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». 2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7). Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40). Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество. 3) Вывод. Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Проверяем написанное

Изображение слайда
12

Слайд 12

12 Море не любит слабых, поэтому понятно недоброжелательное отношение местных мальчишек к «хилому очкарику» с его «суетливой манерой плавать». Однако внешний вид Бычка оказался обманчивым: дерзость мальчишки поразила подростков (предложение 7). Но самое главное, что заставило местных и рассказчика изменить отношение к мальчишке, – это его стремление осуществить свою мечту: Бычок чуть не погиб, однако намерен снова доплыть до скалы ( предложения 35-40). Эта отвага и целеустремлённость «очкарика» заставила рассказчика поверить, что храбрый мальчуган выполнит задуманное. Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится. В сочинении основные мысли учащегося подтверждаются двумя примерами-аргументами из текста, которые полностью соответствуют высказываниям.

Изображение слайда
13

Слайд 13

13 Автор прав, говоря, что Бычок «обязательно доплывёт». У него перед глазами был пример окружающих, которые плавали хорошо (предложение 1-2). Он и сам постоянно тренировался каждый день (предложение 7). Конечно, у Бычка не сразу всё получалось, но он всё равно будет учиться плавать, особенно если ему помогут местные мальчишки и приезжий. У каждого всё получится, если долго тренироваться. Ученик не смог объяснить смысл последних фраз текста вследствие неправильной интерпретации прочитанного. Об этом свидетельствуют фактические ошибки в сочинении. У выпускника отсутствует умение создавать высказывание на заданную тему на основе прочитанного.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Работа с текстом (вариант 2)

14 Работа с текстом (вариант 2) а) Чтение исходного текста. б) Беседа о смысле последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». в) Формулирование тезиса: «Сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту." г) Подбор аргументов из текста. д) Формулирование вывода. « Целеустремлённость и сила воли помогают человеку достичь желанного результата и вызывают уважение окружающих". Написание сочинения.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Образец сочинения

15 Образец сочинения Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8). Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое целеустремлённость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Задание 15.3

Изображение слайда
18

Слайд 18: Целеустремлённость – стремление к цели

Цель задачи действие результат

Изображение слайда
19

Слайд 19: Способы толкования понятий

1) Классическая дефиниция : понятие определяется через родовые и видовые признаки; 2) описание : перечисляются свойства и признаки данного понятия; 3) характеристика: приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия; 4) сравнение: данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него; 5) различение: содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями. В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Логическая операция определения понятия. Классическая дефиниция

1 это 2 которое 3 Слово (понятие, свойство) Определить более общее ( родовое ) понятие Назвать отличительные свойства ( видовое отличие) Целеустремлён-ность - свойство человека, проявляется в стремлении к определенной цели.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Сравнение

1 2 3 Слово (понятие, свойство) Подметить обшее, сходное в двух предметах образно выразить это сходство Целеустремлён-ный человек похож на росток, пробивающийся сквозь асфальт к солнцу.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Различение

1 это 2 а 3 Слово (понятие, свойство) Указать на различия в сравнении с другими понятиями; установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов дать оценку Человек без цели в жизни - не человек, корабль без парусов, движением которого управляют только обстоятельства.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Характеристика

1 это 2 Слово (понятие, свойство) Дать перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств явления, понятия. Целеустремлённость - способность организовать свои действия для достижения поставленной цели и последовательно их выполнять.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Описание

1 это то, что ( тот, кто (или который); все то, что; всякий, кто и др.,) 2 Слово (понятие, свойство) Определить свойства и признаки данного понятия Целеустремлённость - делает человека успешным и счастливым.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Справедливы ли данные тезисы? Обоснуйте свои утверждения

Целеустремленность – это ясность ума, помогающая определить цель, и сила духа, помогающая достичь цели, невзирая на препятствия. Целеустремленность – это наличие у человека убеждений, от которых он не отказывается даже под давлением обстоятельств. Целеустремленность – это умение всегда держать в уме конечную цель, и не переключаться ни на что иное в процессе действия. Целеустремленность – это компас в современном деловом мире, помогающий человеку всегда держать верный курс.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Составляем план комментария

Каковы отличительные особенности целеустремлённого человека? В чём его заключается ценность целеустремлённости? Каковы могут быть условия (обстоятельства, причины, предпосылки) проявления данного свойства? Как характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя? Дополните план своими вопросами, ответьте на них. Используйте ответы в своих комментариях к толкованию слова.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Целеустремленность - способность помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями. Поясните, как Вы понимаете смысл подчёркнутого словосочетания. Можно ли это пояснение использовать в качестве комментария к данному Вами определению слова?

Изображение слайда
28

Слайд 28: Киви – нелетающая птица?;)))

Изображение слайда
29

Слайд 29: Узелок на память

… Если хочешь достигнуть цели -беги к ней; не можешь бежать – иди; не можешь идти – ползи; не можешь ползти – всё равно действуй, как можешь…

Изображение слайда
30

Слайд 30

Пишем сочинение

Изображение слайда
31

Слайд 31

Вариант 1 Целеустремлённость — это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремлённость говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперёд, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства. Меня восхищают целеустремлённые люди, наверное, потому, что я не могу назвать себя таким человеком. Вряд ли бы я, как Бычок из прочитанного мною рассказа, отважился снова поплыть до Чёртова Пальца после того, как оказался на волосок от смерти (предл.35)! Но «бледнолицый мальчуган» действительно оказался настойчивым. Для меня рассказ о нем — это рассказ о целеустремлённом человеке. Такова и моя старшая сестра. Готовясь к городским соревнованиями по лёгкой атлетике, Галя отказалась от туристической поездки в Петербург: ей необходимо было соблюдать режим сна и тренировок. Остаться дома и посвятить время спорту было её осознанным решением. Следовательно, целеустремлённость — это умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Вариант 2 Если человек упорно идет к своей цели, невзирая на сомнения, неудачи, опасности и риск, то такого человека называют целеустремленным. Он постоянно в действии, в стремлении осуществить задуманное. Именно так и ведет себя мальчишка по прозвищу Бычок из прочитанного мною рассказа. Несмотря на то что он чуть не утонул, борясь с «мертвой зыбью», «очкарик» не оставил намерения рано или поздно доплыть до Чертова Пальца. «Тощенький мальчик» показал «отчаянному береговому братству» пример настоящей целеустремленности. Это же качество двигало и знаменитым авиаконструктором А.Н. Туполевым, создавшим такие самолёты, на которых были совершены знаменитые перелеты через Северный полюс в Америку. У каждого человека есть своя мечта и своя цель, но характеризует его не они, а то, как он стремиться их достичь. Упорство, непреклонность отличают мечтателя от победителя. Я уверен, что целеустремленность помогает стать успешным в жизни.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Вариант 3 Я понимаю целеустремленность как способность человека не сдаваться на пути к своей цели, подниматься снова и снова, если обстоятельства сбивают с ног, и идти вперед. Но для этого нужно иметь сильный характер. В прочитанном мною рассказе пример целеустремленного человека – мальчик Бычок, который, решив доплыть до Чертова Пальца, чуть не утонул, но не оставил мысль о смелом покорении опасного пути (предл. 35-38) Я также могу назвать целеустремлённым человеком любого из победителей Олимпийских игр. Известно, насколько строг режим их тренировок и каким долгим может быть путь на пьедестал. Однако трудности, травмы и необходимость ежедневно пересиливать себя не останавливают их и только закаляют характер. Можно ли стать выдающимся человеком без целеустремленности? Вряд ли! Но не обязательно быть выдающимся, чтобы продемонстрировать свою целеустремленность. Это нам доказал Бычок, отважный герой рассказа Л.Куклина.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Узелок на память

Целеустремленность позволяет человеку стать успешнее, счастливее, умнее, богаче, сильнее физически и морально.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Благодарю за внимание! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: ОГЭ Задания 15.2 и 15.3 (целеустремлённость): Литература

ФИПИ Демоверсия ОГЭ-2015 года Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) ФИПИ, 2014 xstroy.com www.psychologos.ru kopilkasovetov.com

Изображение слайда