Презентация на тему: Обзорная лекция

Обзорная лекция
ПСИХОЛОГИЯ
Объект и предмет психологии
Психологические школы
Психологические школы
Обзорная лекция
Основные идеи
Основные идеи
Основные идеи
Обзорная лекция
Обзорная лекция
Функционализм В.Джеймса ( 1842 - 1910).
Значение психологии сознания
Бихевиоризм
Представители бихевиоризма
Элементы поведения
Стимулы
Обзорная лекция
Обзорная лекция
Бессознательное – это:
Психоана́лиз
Зигмунд Фрейд 1858-1939
Зигмунд Фрейд
Основные понятия
Обзорная лекция
Бессознательное содержит 3 группы психических явлений :
Обзорная лекция
Обзорная лекция
Виды психической защиты
Учение З.Фрейда
Учение Фрейда и его сторонников
Критика психоанализа
Гештальтпсихология
Представители гештальтпсихологии
Законы гештальта
Свойства образа
Обзорная лекция
Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии
Все свойства восприятия вступают в отношения между собой и являют новое свойство – гештальт.
Значение гештальтпсихологии
Таким образом,
Психика
Основные функции психики.
Структура психики
Психика и организм
Физиологическая основа психики – нервная система
Развитие психики в процессе филогенеза
Развитие психики и сознания в процессе филогенеза.
Развитие психики и сознания в процессе филогенеза.
Обезьяны и др. высшие позвоночные (собаки, дельфины)
дельфины
Мозг и психика
Мозг человека
АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Общая психология
Обзорная лекция
Обзорная лекция
Итак,
Обзорная лекция
1/61
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 62)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1127 Кб)
1

Первый слайд презентации: Обзорная лекция

Что и как изучает психология?

Изображение слайда
2

Слайд 2: ПСИХОЛОГИЯ

Психология (греч. ψυχη — душа и логос — наука) Наука о закономерностях развития и функционирования психики.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Объект и предмет психологии

Мир психических явлений Слияние объекта и предмета психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее. Продолжается познание предмета психологии

Изображение слайда
4

Слайд 4: Психологические школы

Психологические школы - это научные направления, отличающиеся: предметом исследования; изучаемыми проблемами; методами исследования; способами объяснения природы психического; понятиями Основные проявления психики рассматриваются через центральную категорию (например, сознание, поведение и др. ).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Психологические школы

Школа Предмет исследования Психология сознания Сознание Бихевиоризм Поведение Фрейдизм Бессознательное Гештальтпсихология Целостные структуры психики Гуманистическая психология Личность, индивидуальность Когнитивная психология Познавательные процессы Советская психология Психика

Изображение слайда
6

Слайд 6

Направление психологии Представители, последователи Основные идеи Психоанализ З. Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К. Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм, Э Эриксон Поведение человека определяется бессознательными влечениям и желаниями: стремлением к любви, смерти, разрушению. Психология сознания В.Вундт,В.М. Бехтерев, Г.И.Челпанов, Э Титченер, В.Джемс, И.М.Сеченов Непосредственный опыт человека представлен в его сознании (ощущения, представления, чувства ).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные идеи

Бихевиоризм Д.Уотсон, Б.Скиннер, Э. Толмен, К.Халл, Внешнее воздействие или стимул порождает определенное поведение организма или реакцию. Гештальтпсихология М.Вертгеймер, К Коффка, В Келер,К.Левин Первичными данными в психологии являются целостные структуры гештальты ( фигура, фон, инсайт ).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные идеи

Гуманистическая психология Г.Олпорт, Г.Мюррей, Г.Мерфи, К. Роджерс, А.Масдлу, Р Мей. Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, способен регулировать свою жизнь и поведение Когнитивная психология У.Найссер, Ж. Пиаже, Л.Фестингер, Дж. Брунер, А.Пайвио Решающую роль в развитии человека играют знания

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные идеи

Трансперсональная психология (психоанализ, восточные философские представления об энергитической природе мира). С.Гроф и др. Измененные состояния сознания могут привести к духовному перерождению, обретению целостности Отечественная психология А.Леонтьев, С.Рубенштейн, Л.Выготский,.Гальперин Доказывали общественно-историческую и социальную сущность человека и обосновывали деятельностный способ его существования

Изображение слайда
10

Слайд 10

Основал в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Определил предмет психологии - непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека. Определил основные задачи психологии: 1) анализ процесса сознания методом интроспекции (самонаблюдения); 2) выявление элементов сознания и установление закономерностей их соединения. Элементы сознания - это ощущения, представления и чувствования. Предпринял попытку выделения „простейших элементов“ сознания (ощущений и элементарных чувств ) и установления основных законов душевной жизни (например, закона „творческого синтеза“). Вильгельм Вундт (1832 – 1920)

Изображение слайда
11

Слайд 11

К концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не раскрывает основных сторон психики, а психологические явления не исчерпывается феноменами сознания. Интроспекция не может быть применим к объектам, у которых не сформирована, нарушена или отсутствует способность к самонаблюдению: к детям; к животным к представителям некоторых культур; к лицам с психологическими и неврологическими поражениями; к лицам, находящиеся в специфических состояниях (сон, стресс, включенность в ответственную деятельность); к лицам, подлежащим судебно-медицинской экспертизе; к группам и коллективам;

Изображение слайда
12

Слайд 12: Функционализм В.Джеймса ( 1842 - 1910)

Джеймс использует метафору «потока сознания», которая фиксирует динамичность психических явлений: если остановить поток сознания, что имеет место в акте аналитической интроспекции, он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии по Джеймсу - изучение приспособительной функции сознания. Сознание - это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джемс вводит «личностное» измерение сознания, говоря о том, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в психологию личности, психологию эмоций, психологию внимания и психологию памяти. Его учебник «Основы психологии » (1890 г.) до сих пор служит настольной книгой психологов.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Значение психологии сознания

1.Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. 2.Сужая класс психических явлений до сознательного опыта, психология сознания сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне. 3.В спорах с психологией сознания возникли другие школы и направления современной психологии. Значение психологии сознания

Изображение слайда
14

Слайд 14: Бихевиоризм

Психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые не наблюдаемы непосредственно Поведение - совокупность реакций организма на стимулы внешней среды Формула: S → R Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Представители бихевиоризма

Дж. Уотсон Э. Толмен Б. Скиннер

Изображение слайда
16

Слайд 16: Элементы поведения

Все внешние проявления физиологических процессов, связанные с состоянием, деятельностью и общением людей ( поза, мимика, интонации, дрожание, особенности дыхания, мышечное напряжение и др.). Отдельные движения и жесты ( поклон, кивок, сжимание кулаков и др.). Действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл ( просьбы, приказы и т.п.). Поступки как акты поведения с определенным значимым результатом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п. ).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Стимулы

НАКАЗАНИЕ. Его появление зависит от какой-то реакции. Наказание уменьшает вероятность того, что реакция повторится. Позитивное наказание. Негативное наказание НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ – поведение, в котором организм ограничивает стимул или избегает его

Изображение слайда
18

Слайд 18

Человек – это опыт, приобретенный втечение жизни Внешнее окружение – ключевой фактор человеческого поведения Не следует задумываться над структурами и процессами, скрытыми в «разуме» Необходимо, чтобы изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить

Изображение слайда
19

Слайд 19

Механистическое представление о человеке Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения, поскольку оно носит функциональный, причинно-следственный характер

Изображение слайда
20

Слайд 20: Бессознательное – это:

Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на его поведение Изучается психоанализом

Изображение слайда
21

Слайд 21: Психоана́лиз

( нем.   Psychoanalyse ) — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала XX века), США середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века).

Изображение слайда
22

Слайд 22: Зигмунд Фрейд 1858-1939

На основе практики лечения неврозов разработал концепцию бессознательного Взаимосвязи сознания и бессознательного в психике человека Психоанализ – учение о бессознательной психике

Изображение слайда
23

Слайд 23: Зигмунд Фрейд

Наиболее важные труды: «Лекции по введению в психоанализ» «По ту сторону принципа удовольствия» «Я и Оно», «Очерк психоанализа» «Будущее одной иллюзии» «Толкование сновидений»

Изображение слайда
24

Слайд 24: Основные понятия

Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения Комплексы Психическая защита Либидо Самосознание – форма сознания, которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощным фактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относиться к себе критически.

Изображение слайда
25

Слайд 25

З.Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания. Он создал модель человеческой психики

Изображение слайда
26

Слайд 26: Бессознательное содержит 3 группы психических явлений :

1 группа – ошибочные действия (оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 группа – непроизвольное забывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 группа – относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, воображение (сновидения, грёзы, мечты).

Изображение слайда
27

Слайд 27

Супер-эго, возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, поэтому он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Создается невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов»

Изображение слайда
28

Слайд 28

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Различного рода приспособительные процессы не всегда приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Виды психической защиты

агрессия (или нападение на "фрустратора"); аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора"); репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора"); рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора"); сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора") забывание ; самопрощение ("Да! А что?"); проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Учение З.Фрейда

В основе деятельности личности лежит энергетический принцип Энергия превращается в желания Желания должны удовлетворяться через принцип удовольствия Если энергия не превращается в удовольствие, происходит общее психологическое напряжение, поскольку в психике накапливается избыточная энергия Возникает бессознательное состояние беспокойства. Развиваются неврозы в виде комплексов Для их выявления выделены методы: анализ сновидений, свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний

Изображение слайда
31

Слайд 31: Учение Фрейда и его сторонников

Психология человека обусловлена бессознательными, иррациональными силами – инстинктами (влечениями) Основные влечения – сексуальные (эрос) и влечение к смерти (танатос) Сознание подчинено бессознательному, которое и управляет поведением человека. Корни поведения человека в его детстве Адлер : в основе поведения – комплекс неполноценности К.Хорни: основное беспокойство, лежащее в основе внутренних конфликтов К.Г.Юнг –коллективное бессознательное, архетипы

Изображение слайда
32

Слайд 32: Критика психоанализа

Пансексуализм – объяснение человеческого поведения через сексуальную мотивацию Детерминизм, недостаточная гуманистичность Критика методов

Изображение слайда
33

Слайд 33: Гештальтпсихология

- учение о целостности психологической структуры человека. Его основное положение: исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры - «гештальты ». Гештальт – специфическая организация частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Гештальтсихология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Предметом и главной проблемой психологии должно выступать изучение целостности психологических структур. Методом стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Представители гештальтпсихологии

М. Вертгеймер К. Коффка В. Келер

Изображение слайда
35

Слайд 35: Законы гештальта

Гештальпсихологи проводили экспериментальные исследования преимущественно на процессах восприятия и мышления. В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона»; «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение); принцип «хорошей формы»; принцип «инсайта» - мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Свойства образа

Целостность – способность мысленно достраивать образ до законченной формы Категориальность – осмысленность и означенность образа, его связь с мышлением и речью

Изображение слайда
37

Слайд 37

Избирательная направленность восприятия Избирательность восприятия – преимущественное выделение объекта из фона. Избирательность восприятия зависит и от того, какие элементы объекта признаются базовыми.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии

Фигура на фоне Фигура более структурирована чем фон Ваза Рубина

Изображение слайда
39

Слайд 39: Все свойства восприятия вступают в отношения между собой и являют новое свойство – гештальт

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе. Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму. Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое. Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Значение гештальтпсихологии

Психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности. Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление. Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Таким образом,

Предмет психологии развивается в спорах, дискуссиях представителей различных направлений и школ. Процесс познания психики, природы психических явлений продолжается.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Психика

Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира Способность высокоорганизованной материи отражать объективный мир и превращать его в свой неповторимый субъективный мир Это субъективный образ объективного мира

Изображение слайда
43

Слайд 43: Основные функции психики

Отражение воздействий окружающего мира Регуляция поведения и деятельности Осознание человеком своего места в окружающем мире

Изображение слайда
44

Слайд 44: Структура психики

Мир психических явлений- совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека Психические процессы- психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (познавательные, эмоциональные, волевые) Психические свойства Психические состояния Социально-психологические явления и процессы

Изображение слайда
45

Слайд 45: Психика и организм

Существует огромное количество органических параметров без которых психика нормально функционировать не будет (температура тела, уровень содержания кислорода в крови, обмен веществ…) Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: Возраст, Пол (гендер) Строение нервной системы и мозга Тип телосложения Генетические аномалии Уровень гормональной активности

Изображение слайда
46

Слайд 46: Физиологическая основа психики – нервная система

совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных Центральная Периферическая Телесная Вегетативная Поведение живых существ усложняется с развитием нервной системы Развитие нервной системы связано с усложнением ее строения

Изображение слайда
47

Слайд 47: Развитие психики в процессе филогенеза

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе развития человечества Основные проблемы: Выделение главных этапов эволюции психики животных (особенности среды обитания, строения нервной системы…) Схема: инстинкт – навык - интеллект

Изображение слайда
48

Слайд 48: Развитие психики и сознания в процессе филогенеза

Развитие сенсорных процессов животных Развитие перцептивных процессов животных Развитие интеллектуальных действий животных Простые безусловные рефлексы Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) Навыки животных

Изображение слайда
49

Слайд 49: Развитие психики и сознания в процессе филогенеза

Физиологическо-логическое развитие человека в процессе труда Развитие сознания человека Развитие самосознания человека Развитие социального поведения человека Законченно-оформленная нейропсихологическая система Высшая ступень развития психики Умения познать себя путем познания других Сложные умения интерпретации законов общества

Изображение слайда
50

Слайд 50: Обезьяны и др. высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Развитие исследовательских форм поведения с использованием ранее приобретенных знания и умений Мышление (выделение причинно-следственных связей)

Изображение слайда
51

Слайд 51: дельфины

Изображение слайда
52

Слайд 52: Мозг и психика

Мозг - центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека – высшие психические функции

Изображение слайда
53

Слайд 53: Мозг человека

Головной мозг состоит из трех отделов: большое полушарие (обеспечивает человеку речь, абстрактное мышление); промежуточный мозг (центры обоняния, вкуса и эмоций). мозговой ствол – самая древняя часть мозга. С ним связаны инстинкты, которыми обладали еще пресмыкающиеся (отдаленные предки). Мозговой ствол управляет глотанием, кашлем, контролирует дыхание, ритмом сердцебиения.

Изображение слайда
54

Слайд 54: АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Большие полушария головного мозга — парный орган, однако в отличие от других парных органов в организме они не обладают характером взаимозаменяемости. Каждое из полушарий выполняет собственные функции в организации психической деятельности. Совместная их работа дает всестороннюю, логически упорядоченную и в то же время целостную картину мира.

Изображение слайда
55

Слайд 55: АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

в левом полушарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, которая является результатом дискретных, т. е. связанных с использованием знаков (слов), аналитических, в форме последовательных операций, процессов. происходит процесс категоризации и обобщения с использованием знаков В правом полушарии происходит одномоментное «схватывание» воспринимаемых свойств и связей, т. е. с известными оговорками — интуитивное постижение окружающего. формирование и опознание высоко индивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций.

Изображение слайда
56

Слайд 56: ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Их в свою очередь можно разделить на: фундаментальные и прикладные, общие и специальные

Изображение слайда
57

Слайд 57: Общая психология

отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека

Изображение слайда
58

Слайд 58

Основные типы явлений, которые изучает общая психология и их формы ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА (качества ) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ ВНУТРЕННИЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) ВНЕШНИЕ (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)

Изображение слайда
59

Слайд 59

Методы психологических исследований Стороннее Наблюдение Опрос Тесты Эксперимент Моделирование Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Внешнее (со стороны) Стандартизированное Включенное Устный Стандартизи рованный Тест-задание Проективный тест Письменный Свободный Тест-опросник Естественный Лабораторный Математическое Логическое Техническое Кибернетическое

Изображение слайда
60

Слайд 60: Итак,

Психология изучает психику Психика – субъективный образ объективной реальности Материалистическое понимание психики связывает ее с организмом Познавая субъективную реальность мы можем управлять ею Общая психология изучает познавательные процессы, состояния психики, свойства личности

Изображение слайда
61

Последний слайд презентации: Обзорная лекция

Лекция окончена Благодарю за внимание

Изображение слайда