Презентация на тему: Обучение в целостном педагогическом процессе

Обучение в целостном педагогическом процессе
Обучение в целостном педагогическом процессе
Общие закономерности процесса обучения
Принципы обучения
Виды обучения
Объяснительно-иллюстративное обучение
Проблемное обучение
Обучение в целостном педагогическом процессе
Достоинства проблемного обучения
Программированное обучение
Достоинства программированного обучения
Недостатки программированного обучения
Обучение в целостном педагогическом процессе
Методы обучения
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
Обучение в целостном педагогическом процессе
Словесные методы обучения
Словесные методы обучения
Наглядные методы обучения
Практические методы обучения
Обучение в целостном педагогическом процессе
Средства обучения
Классификация средств обучения
Классификация средств обучения
Организационные формы обучения
Обучение в целостном педагогическом процессе
История организационных форм
История организационных форм
Классно-урочная система обучения
Особенности классно-урочной формы организации обучения
Достоинства классно-урочной системы
Недостатки классно-урочной системы
Урок
Типы уроков
Урок ознакомления с новым материалом
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Комбинированный урок
Обучение в целостном педагогическом процессе
Другие формы организации обучения
1/43
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (101 Кб)
1

Первый слайд презентации: Обучение в целостном педагогическом процессе

Изображение слайда
2

Слайд 2

Дидактика ( от греч. Didaktikos – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования Обучение – это целенаправленный процесс формирования и развития личности учащихся через усвоение знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Особенности процесса обучения: Процесс обучения – это целенаправленный процесс Процесс обучения носит двусторонний характер Процесс обучения – это управляемый процесс Процессу обучения свойственны противоречия

Изображение слайда
3

Слайд 3: Общие закономерности процесса обучения

Закономерность цели обучения Закономерность содержания обучения Закономерность качества обучения Закономерность методов обучения Закономерность управления обучением Закономерность стимулирования обучения И.П.Подласый

Изображение слайда
4

Слайд 4: Принципы обучения

Принципы обучения – это исходные, начальные положения, которыми руководствуется педагог в своей деятельности, организуя учебный процесс Принцип научности в обучении; Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении; Принцип наглядности; Принцип систематичности и последовательности в обучении; Принцип доступности и др.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Виды обучения

Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение; Проблемное; Программированное и развивающееся на его основе компьютерное обучение

Изображение слайда
6

Слайд 6: Объяснительно-иллюстративное обучение

Такое обучение называют еще традиционным. Это древний вид обучения, не утративший своего значения и в современной школе. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ : Экономит время; Облегчает учащимся понимание сложных тем; Обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения. Недостатки : преподнесение «готовых» знаний; освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении; - незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса

Изображение слайда
7

Слайд 7: Проблемное обучение

Суть проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится ряд последовательных проблем, т.е. определенных познавательных задач, и ученики с помощью учителя или самостоятельно осуществляют поиск путей их решения. В процессе проблемного обучения различают четыре основных звена: Осознание общей проблемной ситуации; Анализ ее и формулировка конкретной проблемы; Решение проблемы путем выдвижения и обоснования гипотез и последовательной их проверки; Проверка правильности решения проблемы. Сущность проблемного обучения состоит в создании проблемных ситуаций и в управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем

Изображение слайда
8

Слайд 8

Проблемная ситуация – это особый вид мыслительной деятельности, связанной с выполнением учащимися задания, которое требует приобретения новых, ранее неизвестных им знаний или овладения новыми способами действия

Изображение слайда
9

Слайд 9: Достоинства проблемного обучения

учит мыслить логично, научно, диалектически; * развивает творческие способности учащихся; * делает учебный материал более доказательным; * способствует прочности знаний учащихся; * формирует познавательные интересы учащихся

Изображение слайда
10

Слайд 10: Программированное обучение

Сущность программированного обучения заключается в следующем: Изучаемый материал делится на небольшие смысловые части ( «шаги», «кадры», или «фрагменты информации». Каждая такая часть изучается учащимися самостоятельно. Проверка правильности каждой части материала осуществляется путем ответов учащихся на поставленные вопросы ( чаще всего учащийся выбирает правильный ответ из нескольких).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Достоинства программированного обучения

Способствует организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся; Обеспечивает : а) внутреннюю обратную связь и тем самым стимулирует учебную работу школьников; б) обеспечивает внешнюю обратную связь и возможность управления процессом обучения учителем; Позволяет широко применять индивидуальный подход к учащимся и ускорять процесс обучения

Изображение слайда
12

Слайд 12: Недостатки программированного обучения

Не исключается выработка у учащихся привычки к механическому выполнению отдельных операций; Снижение возможности систематического изложения знаний в форме устной и письменной речи; Затруднения в формировании коллективистических отношений в учебной работе класса

Изображение слайда
13

Слайд 13

Компьютерное обучение - является важным средством интенсификации учебного процесса по следующим причинам: компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно использовать для решения почти всех дидактических задач: предъявления информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления информации и т.д. Оптимальным является разумное сочетание всех видов обучения: традиционного (объяснительно-иллюстративного), проблемного, программированного и компьютерного обучения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Методы обучения

Метод обучения ( от греч. metodos – путь к чему-либо ) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система методов обучения

Изображение слайда
15

Слайд 15: Классификация методов обучения

1. Традиционная классификация методов обучения ( в качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний). Согласно данной классификации выделяется три группы методов обучения: словесные методы Наглядные методы Практические методы 2. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.И.Есипов). В качестве общего признака выступают этапы, через которые осуществляется процесс обучения. Выделяются следующие методы: метод приобретения знаний Метод формирования умений и навыков Метод применения знаний Творческая деятельность Закрепление Метод проверки знаний, умений и навыков

Изображение слайда
16

Слайд 16: Классификация методов обучения

3. Классификация методов по типу познавательной деятельности (Т.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).В данной классификации выделяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский. 4. По дидактическим целям. Согласно данной классификации выделяются следующие методы обучения: методы первичного усвоения учебного материала Методы закрепления и совершенствования приобретенных знаний (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников). .

Изображение слайда
17

Слайд 17

5. Классификация Ю.К.Бабанского. В ней выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Ни одна из предложенных классификаций не свободна от недостатков. Наиболее распространенным является деление методов обучения на словесные, наглядные и практические

Изображение слайда
18

Слайд 18: Словесные методы обучения

Рассказ – это образное, эмоциональное и последовательное изложение фактического материала в описательной или повествовательной форме. Широко используется в преподавании гуманитарных предметов. Продолжительность рассказа – 10-15 минут (в начальных классах). 30 минут ( в средних). Объяснение – для данного метода характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. Учебная лекция – применяется, как правило, в старших классах. Отличается научной строгостью изложения материала

Изображение слайда
19

Слайд 19: Словесные методы обучения

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения Различают следующие виды бесед: вводная беседа – проводится перед началом учебной работы; беседа – сообщение; закрепляющая беседа ; учебная дискуссия – смысл данного метода – в обмене взглядами по конкретной проблеме; работа с книгой – предполагает работу с печатным словом. Дискуссия – обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Наглядные методы обучения

иллюстрация – показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация – показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства

Изображение слайда
21

Слайд 21: Практические методы обучения

Упражнение – используется, главным образом, как метод закрепления и применения знаний. Упражнение – это планомерно организованное, многократное повторение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования. Упражнения бывают разнообразные – в математике – это решение задач, в химии - выработка навыков по технике лабораторных работ, в физкультуре – выполнение спортивных упражнений, по русскому или казахскому языку – упражнения в применении грамматических правил. В обучении широко применяются устные и письменные, коллективные и индивидуальные упражнения

Изображение слайда
22

Слайд 22

Лабораторная работа – проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа – выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. Цель практических работ – применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными

Изображение слайда
23

Слайд 23: Средства обучения

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:

Изображение слайда
24

Слайд 24: Классификация средств обучения

по составу объектов средства обучения бывают материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной); по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии); по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы); по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

Изображение слайда
25

Слайд 25: Классификация средств обучения

по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные ( CD - Rom, DVD ); по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (вебсайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Изображение слайда
26

Слайд 26: Организационные формы обучения

В педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма»: форма обучения и форма организации обучения. В первом случае различают — коллективные, фронтальные и индивидуальные формы. Они отличаются по степени организации детей в обучении. Во втором случае речь идет о каком-либо виде занятия — урок, предметный кружок, факультатив, которые отличаются составом учащихся, местом и временем проведения занятия, характером деятельности учащихся и учителя. Эти формы обучения осуществляются в рамках той или иной педагогической системы

Изображение слайда
27

Слайд 27

Форма организации обучения (организационная форма) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме

Изображение слайда
28

Слайд 28: История организационных форм

Индивидуальная форма обучения – самая древняя форма обучения. Сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Классно-урочная форма обучения (17 в.) Основоположник – Я.А.Коменский. Белл-ланкастерская система обучения – возникла в 1798 г. Свое название получила от имени английского священника Белла и учителя Ланкастера. Суть этой системы – старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали младших детей. Мангеймская система обучения. Автором является Антон Зиккенгер (1858-1930 г.г.)Учащиеся в зависимости от способностей распределялись на сильных, средних и слабых.

Изображение слайда
29

Слайд 29: История организационных форм

План Трампа – система обучения, рассчитанная на максимальную индивидуализацию. Учебного процесса на основе широкого использования технических средств. Автор – Ллойд Трамп (США). 6. Бригадно-лабораторная форма обучения – разработана советскими педагогами в 20-е годы 20-го века. Основана на сочетании коллективной работы Бригады с индивидуальной работой каждого ученика. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Классно-урочная система обучения

Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. Основа организации занятий в рамках классно-урочной системы - урок. Основная задача - объяснение учебного материала учителем. Он должен понятно излагать материал, заинтересовывать учащихся, следить за работой учащихся, проводить опрос

Изображение слайда
31

Слайд 31: Особенности классно-урочной формы организации обучения

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности; каждый класс работает в соответствии с годовым планом; учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей; каждый урок посвящается только одному предмету; уроки проводятся по расписанию; руководящая роль принадлежит учителю; применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Изображение слайда
32

Слайд 32: Достоинства классно-урочной системы

Порционное планомерное и последовательное усвоение материала; возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности; облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны; присутствует строгая организационная структура; экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности; воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся

Изображение слайда
33

Слайд 33: Недостатки классно-урочной системы

необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки); ориентация на «среднего» ученика; невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности; затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала

Изображение слайда
34

Слайд 34: Урок

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок —это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Типы уроков

Комбинированные (смешанные); уроки изучения новых знаний; уроки повторения; уроки закрепления знаний и умений; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки контроля и коррекции знаний, умений; уроки практического применения знаний, умений

Изображение слайда
36

Слайд 36: Урок ознакомления с новым материалом

1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. ознакомление с новым материалом; 4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5. постановка задания на дом; 6. подведение итогов урока.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Урок закрепления изученного

1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала; 2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5. подведение итогов урока; 6. постановка домашнего задания.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Урок применения знаний и умений

1. проверка домашнего задания; 2. мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; 3. осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; 4. самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; 5. обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Урок обобщения и систематизации знаний

1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; 2. воспроизведение и коррекция опорных знаний 3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; 5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; 6. подведение итогов урока.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Урок проверки и коррекции знаний и умений

1. ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2. проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3. проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4. проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5. проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6. подведение итогов (на данном и последующих уроках).

Изображение слайда
41

Слайд 41: Комбинированный урок

1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4. изложение нового материала; 5. первичное закрепление изученного материала; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Нестандартные уроки – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру: Урок – деловая игра Урок – пресс-конференция Урок – аукцион Урок – КВН Урок – соревнование Урок – концерт и т.д.

Изображение слайда
43

Последний слайд презентации: Обучение в целостном педагогическом процессе: Другие формы организации обучения

Семинар, лекция Факультативные занятия Учебная экскурсия Домашняя работа Дополнительные занятия. Конкурсы и олимпиады Предметные кружки и другие подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) Зачет Экзамен консультация самостоятельная работа Производственная практика Дипломное проектирование Курсовое проектирование Лабораторно-практические занятия, практикумы Конференция (учебная)

Изображение слайда