Презентация на тему: Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.
Салтыков-Щедрин М.Е.
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к
Сказочные интонации мы слышим в этой главе. «И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочками, да и вывел
В чем же пафос сатиры Салтыкова-Щедрина?  ( Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения.) Пафос сатиры Салтыкова-Щедрина в утверждении положительных
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к
Цель урока
Основные литературные термины
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к
Повторение
Определение эпизода
Синонимы
Повторение
Роль эпизода в тексте
Повторение
Сюжетные элементы
Внесюжетные элементы
Повторение
Строение сочинения – рассуждения
Повторение
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Проба пера…( у доски или в тетради )
Проверка домашнего задания
Анализ эпизода
1/30
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2742 Кб)
1

Первый слайд презентации: Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

Урок литературы в 8 классе. Учитель: Кильметьева Резеда Рамилевна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Салтыков-Щедрин М.Е

Изображение слайда
3

Слайд 3

Салтыков-Щедрин вновь, как в сказках, обращается к русскому фольклору. В начале главы писатель пародирует официальные исторические сочинения с их лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в фольклорную стихию. Он творчески переосмысливает русские присловья, парадоксальные прозвища и выражения, которыми жители городов награждают своих соседей, и выводит их в текст сказки-притчи, родственной басне Крылова «Лягушки, просящие Царя». Основной прием басни – аллегория (иносказание), Салтыков-Щедрин сочетает иносказания с гротеском.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Сказочные интонации мы слышим в этой главе. «И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочками, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит»

Изображение слайда
5

Слайд 5: В чем же пафос сатиры Салтыкова-Щедрина?  ( Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения.) Пафос сатиры Салтыкова-Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих установлению или существованию идеала.) Высмеять зло, чтобы утвердить добро

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Цель урока

Цель: подготовка к сочинению типа анализа эпизода.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные литературные термины

Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирические приемы: 1) ирония   - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; 2) сарказм   - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; 3) гротеск   - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

Изображение слайда
9

Слайд 9

4) Иносказание, аллегория  - иной смысл, скрытый за внешней формой. 5) "Эзопов язык"  - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. 6) Гипербола  - чрезмерное преувеличение.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Объектом сатиры отчасти являются официальные исторические сочинения. В главе «О корени происхождения глуповцев » Салтыков-Щедрин использует данные, собранные В. И. Далем. У Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина». Какова же самооценка русского народа»? Этот вопрос необыкновенно актуален и сейчас, в наши дни (вспомните монологи М. Задорнова, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой). Обратите внимание, что Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это все, что можно сказать о Руси и России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотепы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает все недостатки. Объектом  сатиры в главе является самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление. Идеалом  писателя можно назвать реальную оценку народом лучших своих качеств, развитие навыков самоуправления, понимания того, что самодержавие – не панацея от всех бед: по Сеньке и шапка. Каждый народ достоин своего правителя.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Повторение

Определение эпизода. В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте Что объединяет эти определения ? В чём различие ? Запишите любое определение. Назовите синонимы к слову эпизод. Запишите.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Определение эпизода

Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа. Эпизод - часть (отрывок, фрагмент ) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Синонимы

Отрывок, фрагмент, часть

Изображение слайда
15

Слайд 15: Повторение

Роль эпизода в тексте Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Какие функции эпизода могут быть в тексте? Определите роль таких эпизодов : первая встреча Пугачева и Гринева в «Капитанской дочке», три дня на воле Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Приведите свои примеры.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Роль эпизода в тексте

1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Повторение

Эпизод как часть сюжета Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Назовите набор сюжетных элементов. В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Мцыри на исповеди, казнь Остапа Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор. Приведите примеры таких фрагментов.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Сюжетные элементы

1.Экспозиция 2.Завязка 3.Развитие действия 4.Кульминация 5.Падение действия 6.Развязка 7.Эпилог

Изображение слайда
19

Слайд 19: Внесюжетные элементы

1.Описание: пейзаж портрет интерьер 2.Авторские отступления 3.Вставные эпизоды

Изображение слайда
20

Слайд 20: Повторение

Сочинение – рассуждение Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Строение сочинения – рассуждения

I. Тезис ( основная мысль сочинения ) Почему? Потому что, так как. II. Обоснование : аргументы и примеры Что из этого следует? Поэтому, следовательно, итак, таким образом. III. Вывод Перекликается с тезисом.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Повторение

Схема анализа эпизода Вспомним схему анализа эпизода. Что непонятно? А теперь переходим к конкретному эпизоду.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте»

Вступление 1.Что такое эпизод? Дать определение. 2.Предположение о роли этого эпизода в произведении ( тезис сочинения ).

Изображение слайда
24

Слайд 24: Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте»

Основная часть ( аргументы и примеры ) 1.Сжатый пересказ данного фрагмента. 2.Место эпизода в композиции текста. Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами? 3.Место эпизода в сюжете произведения. Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. 4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?

Изображение слайда
25

Слайд 25: Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте»

5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев. 6.Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно это в данном эпизоде? 7.Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное. Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте»

8.От чьего имени ведется повествование? Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ). Почему? 9.Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? 10.Языковые средства. Тропы и фигуры.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте»

Заключение ( вывод ) 1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ). 2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? 3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Проба пера…( у доски или в тетради )

Составить план эпизода ( простой или цитатный ). Придумать несколько названий эпизода ( отражают тему или идею ).

Изображение слайда
29

Слайд 29: Проверка домашнего задания

Несколько человек читают сжатый пересказ эпизода. Что удачно? Что можно изменить?

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к: Анализ эпизода

Вступление сочинения Каким может быть вступление? Предложите тезис рассуждения. Может быть и другой тезис. Прочитайте Эйхенбаум «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА * ( Комментарий ) http://feb-web.ru/feb/classics/critics/eixenbaum/eih/eih-455-.htm Какую роль играет этот эпизод?

Изображение слайда