Презентация на тему: Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы

Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
1/13
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (90 Кб)
1

Первый слайд презентации: Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы

Выполнила работу студентка ОМГПУ Группа ДК-218 Наседкина Лариса Владимировна г.Омск 2020год

Изображение слайда
2

Слайд 2

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г. При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность орган артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Обследование артикуляционного аппарата  начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, неба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме. В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата: губы—толстые, мясистые, короткие, малоподвижные; зубы—редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий мелкий; челюсти—верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед; небо—узкое, высокое (так называемое «готическое») или наоборот, плоское, низкое; язык—массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губи вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д. При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений тон артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Обследование звукопроизношения.  В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной и при этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны! представлять собой различного слогового и звукового состава, многосложные,  со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласными.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Например, при проверке произнесения звука  с  предлагаются картинки: санки, автобус, усы, сковорода ш: шишка или шапка, душ, чашка л: лижи, стол, пол, клумба, иголка, лампа й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк р: радуга, корова, забор, труба г: гамак, вагон, нога к: мак, комната, ветка х: хлеб, муха, мох, охотник с: санки, коса, нос, стакан, стол с': сети, семь, Вася з: завод, зубы, коза, звезда з ': зима, бузина, газета и т.д. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком — прямые и обратные.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаще повторялся исследуемый звук Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

Изображение слайда
9

Слайд 9

При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки  с  и  ш, однако в речи их не дифференцирует заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.)

Изображение слайда
10

Слайд 10

Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи. Для обследования подбирают специальные картинки — предметные сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. На следующем слайде приводится примерный перечень слов и словосочетаний :

Изображение слайда
11

Слайд 11

к-х : холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне; л-й : Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки; с-ш : у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки; з-ж : у Зои желтый зонт, Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; с-с’-ч : Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. закачалась мачта. У Сонечки семечки; т’-ч : учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать; ч - ц : ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница; ч-щ : чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки; с-ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; щ-с : смеющийся, усищи, хвостище, сеющий; л-р : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, зеркало, разбила, раскладушка, контролер.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа: 1 этап — подготовительный. Основные его задачами являются: а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. II этап—формирование произносительных умений и навыков В задачи этого этапа входит: а) устранение неправильного звукопроизношения; б) развитие у детей умения дифференцировать в произношения звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; в) формирование произносительных умений и навыков в различных  видах самостоятельной речи детей.

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы

Более 50%  поступающих детей в школы имеют дефекты в произношении звуков речи. Как правило, у детей логопед чаще сталкивается с проявлениями дислалии и дизартрии. Воспитание звуков при этих нарушениях не ограничивается только их постановкой, автоматизацией и дифференциацией, но и предполагает целенаправленную работу по ряду других  взаимосвязанных направлений: - совершенствованию речевого дыхания; - устранению недостатков голоса; - развитию артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики; - обогащению словарного запаса; - приучению к правильному употреблению грамматических форм.

Изображение слайда