Первый слайд презентации: Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Выполнила работу студентка ОМГПУ Группа ДК-218 Наседкина Лариса Владимировна г.Омск 2020год
Слайд 2
Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г. При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность орган артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.
Слайд 3
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, неба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме. В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата: губы—толстые, мясистые, короткие, малоподвижные; зубы—редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий мелкий; челюсти—верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед; небо—узкое, высокое (так называемое «готическое») или наоборот, плоское, низкое; язык—массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.
Слайд 4
Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губи вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д. При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений тон артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
Слайд 5
Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной и при этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.
Слайд 6
Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны! представлять собой различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласными.
Слайд 7
Например, при проверке произнесения звука с предлагаются картинки: санки, автобус, усы, сковорода ш: шишка или шапка, душ, чашка л: лижи, стол, пол, клумба, иголка, лампа й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк р: радуга, корова, забор, труба г: гамак, вагон, нога к: мак, комната, ветка х: хлеб, муха, мох, охотник с: санки, коса, нос, стакан, стол с': сети, семь, Вася з: завод, зубы, коза, звезда з ': зима, бузина, газета и т.д. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком — прямые и обратные.
Слайд 8
Как правило, подобного обследования оказывается достаточно чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаще повторялся исследуемый звук Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.
Слайд 9
При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако в речи их не дифференцирует заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.)
Слайд 10
Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи. Для обследования подбирают специальные картинки — предметные сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. На следующем слайде приводится примерный перечень слов и словосочетаний :
Слайд 11
к-х : холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне; л-й : Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки; с-ш : у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки; з-ж : у Зои желтый зонт, Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; с-с’-ч : Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. закачалась мачта. У Сонечки семечки; т’-ч : учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать; ч - ц : ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница; ч-щ : чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки; с-ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; щ-с : смеющийся, усищи, хвостище, сеющий; л-р : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, зеркало, разбила, раскладушка, контролер.
Слайд 12
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа: 1 этап — подготовительный. Основные его задачами являются: а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. II этап—формирование произносительных умений и навыков В задачи этого этапа входит: а) устранение неправильного звукопроизношения; б) развитие у детей умения дифференцировать в произношения звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Последний слайд презентации: Обследование состояния звукопроизношения, система коррекционной работы
Более 50% поступающих детей в школы имеют дефекты в произношении звуков речи. Как правило, у детей логопед чаще сталкивается с проявлениями дислалии и дизартрии. Воспитание звуков при этих нарушениях не ограничивается только их постановкой, автоматизацией и дифференциацией, но и предполагает целенаправленную работу по ряду других взаимосвязанных направлений: - совершенствованию речевого дыхания; - устранению недостатков голоса; - развитию артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики; - обогащению словарного запаса; - приучению к правильному употреблению грамматических форм.