Презентация на тему: Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )

Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Исследование и формирование временных представлений
Исследование временных представлений. Времена суток.
Исследование временных представлений. Времена года.
Исследование и формирование пространственных представлений
Круг вопросов:
1. Прослушать стихотворение В. Берестова:
2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела
3. Закрепить различение и называние рук с помощью схемы
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
5. По инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть.
6. Определение направлений в пространстве:
7. Уточнение пространственных взаимоотношений:
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Определение линейной последовательности предметного ряда
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Исследование и формирование зрительно-пространственных функций
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание реалистических изображений предметов.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание цветных предметных изображений. Узнавание контурных изображений.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание контурных изображений. Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов. Узнавание наложенных контуров изображений предметов.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений предметов.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений предметов.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений предметов.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений геометрических фигур.
Исследование зависимости зрительного гнозиса от размера изображения., способности к прослеживанию, устойчивости и переключаемости зрительного внимания,
Исследование способности к прослеживанию, концентрации зрительного внимания.
Исследование зрительного гнозиса. Соотнесение предметов по цвету
Исследование состояния зрительной памяти на материале тематически связанных предметных изображений; разнотипных предметных изображений.
Исследование состояния зрительной памяти. Предметные изображения для запоминания и предметные изображения для узнавание запомненных преждметов.
Различение геометрических форм. Зрительный анализ изображения с различением геометрических форм.
Исследование распределения внимания. Корректурные пробы. Дифференциация величины предметов и способности к рядообразованию.
Исследование зрительного гнозиса. Знание печатных букв. Строчные и заглавные печатные буквы.
Исследование зрительного гнозиса. Знание печатных букв. Обобщённость зрительного восприятия. Строчные и заглавные печатные буквы, написанные разными шрифтами.
Исследование зрительного мнезиса. Печатные буквы для запоминания и для узнавания запомненных.
Исследование зрительного гнозиса. Дифференциация сходных строчных и заглавных печатных букв.
Исследование зрительного гнозиса. Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Зачёркнутые и заштрихованные печатные буквы. Буквы,
Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Строчные и заглавные печатные буквы с недописанными элементами. Дифференциация прямого и
Знание рукописных букв.
Знание рукописных букв
Исследование зрительного мнезиса. Рукописные буквы для запоминания и для узнавания запомненных.
Дифференциация сходных рукописные буквы
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Исследование и формирование техники чтения и понимания читаемого
Характер ошибок при чтении. Слоги, написанные печатными буквами
Слова и фразы, написанные печатными буквами
Слова и фразы с ошибками, написанные печатными буквами
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )
Слоги, написанные рукописными буквами
Слова и фразы, написанные рукописными буквами
Слова и фразы с ошибками, написанные рукописными буквами
Тексты для списывания
Рукописный текст для списывания
Список литературы.
1/85
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (12828 Кб)
1

Первый слайд презентации: Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III )

Изображение слайда
2

Слайд 2: Исследование и формирование временных представлений

Изображение слайда
3

Слайд 3: Исследование временных представлений. Времена суток

Изображение слайда
4

Слайд 4: Исследование временных представлений. Времена года

Изображение слайда
5

Слайд 5: Исследование и формирование пространственных представлений

Изображение слайда
6

Слайд 6: Круг вопросов:

определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.

Изображение слайда
7

Слайд 7: 1. Прослушать стихотворение В. Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал. «Победа!» — раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела

— Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая). — Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Добро­желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.

Изображение слайда
9

Слайд 9: 3. Закрепить различение и называние рук с помощью схемы

— подойти, приложить кисть, определить руку:

Изображение слайда
10

Слайд 10

4. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога). Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).

Изображение слайда
11

Слайд 11: 5. По инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.

Изображение слайда
12

Слайд 12: 6. Определение направлений в пространстве:

- вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа; - аналогично – слева; - повернуть голову влево, вправо; - наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.

Изображение слайда
13

Слайд 13: 7. Уточнение пространственных взаимоотношений:

— стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; — стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.

Изображение слайда
14

Слайд 14

8. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от ёлки

Изображение слайда
15

Слайд 15

9. Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично — сидящим слева

Изображение слайда
16

Слайд 16

10. Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»). Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. (Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание)

Изображение слайда
18

Слайд 18

12. Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.

Изображение слайда
19

Слайд 19

13. В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

Изображение слайда
20

Слайд 20

14. Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Определение линейной последовательности предметного ряда

15. Игра «Прогулка в парк» Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении после­довательного ряда предметов. Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4—6 цветных.брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк (см. рис. 9). Примерное речевое сопровождение игровой ситуации: Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная. Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении. Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.

Изображение слайда
22

Слайд 22

16. Игра «Где меня найти?» Цель. Упражнять учащихся в нахождении одного предмета в ряду однородных. Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д. Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.

Изображение слайда
23

Слайд 23

17. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз).

Изображение слайда
24

Слайд 24

18. Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А и вариант Б)

Изображение слайда
25

Слайд 25

19. Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке.

Изображение слайда
26

Слайд 26

20. Как определяют правый и левый берег реки?

Изображение слайда
27

Слайд 27

21. Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рисунком к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?

Изображение слайда
28

Слайд 28

22. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.). Проводится следующим образом: а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов); б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность; в) образец закрывается; г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала; д) повторная демонстрация образца; е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля. Протяженность ряда постепенно растет - по мере тренировки детей.

Изображение слайда
29

Слайд 29

23. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а) Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо). б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

Изображение слайда
30

Слайд 30

24. Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.

Изображение слайда
31

Слайд 31

25. «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.

Изображение слайда
32

Слайд 32

26. «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.

Изображение слайда
33

Слайд 33

27. «Вернуть число на место». На наборном полотне демон­стрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9. Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».

Изображение слайда
34

Слайд 34

28. Графическое воспроизведение направлений Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.

Изображение слайда
35

Слайд 35

29. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем задании. «Прочитать» направления.

Изображение слайда
36

Слайд 36

30. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом). Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки - снизу от второй « сверху от третьей « слева от четвертой « справа

Изображение слайда
37

Слайд 37

31. Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 - вниз 2 - вправо 3 - вверх 4 – влево

Изображение слайда
38

Слайд 38

32. На двух строчках отметить по 8 точек. а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).

Изображение слайда
39

Слайд 39

б) В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

Изображение слайда
40

Слайд 40

в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

Изображение слайда
41

Слайд 41

г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.

Изображение слайда
42

Слайд 42

д) В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.

Изображение слайда
43

Слайд 43

33. «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Исследование и формирование зрительно-пространственных функций

Изображение слайда
45

Слайд 45: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание реалистических изображений предметов

Изображение слайда
46

Слайд 46: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание цветных предметных изображений. Узнавание контурных изображений

Изображение слайда
47

Слайд 47: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание контурных изображений. Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов

Изображение слайда
48

Слайд 48: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов

Изображение слайда
49

Слайд 49: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов. Узнавание наложенных контуров изображений предметов

Изображение слайда
50

Слайд 50: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений предметов

Изображение слайда
51

Слайд 51: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений предметов

Изображение слайда
52

Слайд 52: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений предметов

Изображение слайда
53

Слайд 53: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание наложенных контуров изображений геометрических фигур

Изображение слайда
54

Слайд 54: Исследование зависимости зрительного гнозиса от размера изображения., способности к прослеживанию, устойчивости и переключаемости зрительного внимания, дифференциации сходных изображений

Изображение слайда
55

Слайд 55: Исследование способности к прослеживанию, концентрации зрительного внимания

Изображение слайда
56

Слайд 56: Исследование зрительного гнозиса. Соотнесение предметов по цвету

Изображение слайда
57

Слайд 57: Исследование состояния зрительной памяти на материале тематически связанных предметных изображений; разнотипных предметных изображений

Изображение слайда
58

Слайд 58: Исследование состояния зрительной памяти. Предметные изображения для запоминания и предметные изображения для узнавание запомненных преждметов

Изображение слайда
59

Слайд 59: Различение геометрических форм. Зрительный анализ изображения с различением геометрических форм

Изображение слайда
60

Слайд 60: Исследование распределения внимания. Корректурные пробы. Дифференциация величины предметов и способности к рядообразованию

Изображение слайда
61

Слайд 61: Исследование зрительного гнозиса. Знание печатных букв. Строчные и заглавные печатные буквы

Изображение слайда
62

Слайд 62: Исследование зрительного гнозиса. Знание печатных букв. Обобщённость зрительного восприятия. Строчные и заглавные печатные буквы, написанные разными шрифтами

Изображение слайда
63

Слайд 63: Исследование зрительного мнезиса. Печатные буквы для запоминания и для узнавания запомненных

Изображение слайда
64

Слайд 64: Исследование зрительного гнозиса. Дифференциация сходных строчных и заглавных печатных букв

Изображение слайда
65

Слайд 65: Исследование зрительного гнозиса. Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Зачёркнутые и заштрихованные печатные буквы. Буквы, наложенные друг на друга

Изображение слайда
66

Слайд 66: Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Строчные и заглавные печатные буквы с недописанными элементами. Дифференциация прямого и зеркального изображения рукописных букв

Изображение слайда
67

Слайд 67: Знание рукописных букв

Строчные рукописные буквы Заглавные рукописные буквы

Изображение слайда
68

Слайд 68: Знание рукописных букв

Строчные рукописные буквы, написанные разными почерками. Строчные и заглавные рукописные буквы, изображённые пунктиром

Изображение слайда
69

Слайд 69: Исследование зрительного мнезиса. Рукописные буквы для запоминания и для узнавания запомненных

Изображение слайда
70

Слайд 70: Дифференциация сходных рукописные буквы

Сходные строчные рукописные буквы Сходные заглавные рукописные буквы

Изображение слайда
71

Слайд 71

Зачёркнутые заштрихованные рукописные буквы Рукописные буквы, наложенные друг на друга.

Изображение слайда
72

Слайд 72

Узнавание рукописных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Строчные и заглавные рукописные буквы с недописанными элементами Дифференциация прямого и зеркального изображения рукописных букв. Строчные и заглавные рукописные буквы, изображённые правильно и зеркально

Изображение слайда
73

Слайд 73: Исследование и формирование техники чтения и понимания читаемого

Изображение слайда
74

Слайд 74: Характер ошибок при чтении. Слоги, написанные печатными буквами

Изображение слайда
75

Слайд 75: Слова и фразы, написанные печатными буквами

Изображение слайда
76

Слайд 76: Слова и фразы с ошибками, написанные печатными буквами

Изображение слайда
77

Слайд 77

Текст для чтения Текст с пропущенными словами для чтения

Изображение слайда
78

Слайд 78

Слова и соответствующие им картинки Фразы и соответствующие им картинки

Изображение слайда
79

Слайд 79

Текст и картинки Печатный текст для списывания

Изображение слайда
80

Слайд 80: Слоги, написанные рукописными буквами

Изображение слайда
81

Слайд 81: Слова и фразы, написанные рукописными буквами

Изображение слайда
82

Слайд 82: Слова и фразы с ошибками, написанные рукописными буквами

Изображение слайда
83

Слайд 83: Тексты для списывания

Изображение слайда
84

Слайд 84: Рукописный текст для списывания

Изображение слайда
85

Последний слайд презентации: Обследование и формирование речи дошкольников и младших школьников (часть III ): Список литературы

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диангностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009.

Изображение слайда