Презентация на тему: Общие и специфические закономерности развития

Реклама. Продолжение ниже
Общие и специфические закономерности развития
Общие и специфические закономерности развития
Основные проявления асинхронии :
Общие и специфические закономерности развития
Общие закономерности:
Общие и специфические закономерности развития
Закономерности аномального развития:
Факторы развития аномального ребенка
Понятие «зона ближайшего развития» в специальной психологии
Уровни психического (умственного) развития
Общие и специфические закономерности развития
1/11
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (592 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Общие и специфические закономерности развития

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Базовые понятия: критический или сензитивный период (возраст) – избирательная чувствительность; наибольшая восприимчивость к обучению. Гетерохронность развития – разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим (при нормальном развитии). Асинхрония развития - нарушение гетерохронности (при аномальном развитии).

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Основные проявления асинхронии :

1 - ретардация – незавершенность отдельных периодов развития (при НИ и ЗПР); 2 - акселерация – патология развития отдельных функций ( N : чрезвычайно раннее развитие речи при раннем детском аутизме (РДА); 3 - сочетание ретардации и акселерации (сочетание раннего речевого развития с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сфер, при РДА ). Л.С. Выготский: развитие аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие детей нормальных.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся существенная связь между явлениями. закономерности: - общие, отражающие общее для больших групп явлений, - специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений. исследования отечественных спЕциалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Общие закономерности:

Психическое развитие имеет поэтапный, последовательный характер; каждый этап развития завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств; психические свойства развиваются на основе формирования новых качеств; неравномерность и иерархичность психического развития; пластичность нервной системы и основанная на этом, способность к компенсации.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Чем младше ребенок, тем большими резервами пластичности и компенсаторными возможностями обладает его нервная система, следовательно, в процессе психического развития ребенка сочетаются процессы эволюции и инволюции – то, что развивается, на предыдущем этапе отмирает или преобразуется.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Закономерности аномального развития:

Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации (возможно на протяжении длительного времени или в определенный период онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет ). Трудности словесного опосредствования. Например, дети с нарушением интеллекта в начальных классах не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и с трудом запоминают логически связанный материал. Замедление процесса формирования понятий. ( N : дети с нарушением интеллекта дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме, цвету геометрических фигур, что указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям), также обстоит дело и с классификацией предметов.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Факторы развития аномального ребенка

Степень и качество первичного дефекта влияет на развитие ребенка. Известны тотальные и парциальные дефекты при сенсорных нарушениях, которые отличают глухих от слабослышащих, слепых от слабовидящих. Между ними имеется ряд переходных состояний – остатки слуха у глухих, остатки зрения у слепых, разная степень снижения слуха при тугоухости, снижения зрения при слабовидении. Чем тяжелее и глубже первичный дефект, тем больше могут нарушится зависящие от него функции и психическое развитие в целом, тем больше требуется усилий для его коррекции. Срок возникновения первичного дефекта. Чем позже он возникает, тем меньше выражен дефицит психического развития. (Например, меньше нарушено психическое развитие у ребенка, потерявшего зрение в подростковом возрасте, чем у слепорожденного. Наличие и ранний срок применения по отношению к аномальному ребенку воспитывающих и обучающих воздействий. При отсутствии специального обучения или его позднем начале тормозится психическое развитие аномального ребенка, усиливаются вторичные дефекты. Положительная динамика развития аномальных детей зависит также от адекватных условий воспитания в семье.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Понятие «зона ближайшего развития» в специальной психологии

В основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легЛо положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). уровни психического развития выделены Л.С. Выготским.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Уровни психического (умственного) развития

Зона актуального развития (ЗАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить самостоятельно АУА Зона ближайшего развития (ЗБР) х арактеризуется тем, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но справляется с небольшой помощью. ЗБР ЗАР обучаемость воспитуемость развиваемость развитость воспитанность обученность

Изображение слайда
1/1
11

Последний слайд презентации: Общие и специфические закономерности развития

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения ЗАР ребенка и его ЗБР. Обучение, создавая ЗБР, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. Зона ближайшего развития - это расхождениЕ между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Изображение слайда
1/1