Презентация на тему: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Реклама. Продолжение ниже
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Программа курса
Раздел 1. Человек и общество
Вопросы:
1. Концепции происхождения человека
Теория творения (религиозная концепция)
Философия эллинизма:
Сотворение мира
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Эволюционная теория (научная концепция)
Эволюционизм
Эволюционизм
Глобальный эволюционизм
Альтернативные концепции
Происхождение Вселенной
2. Теории происхождение Вселенной
Геоцентризм
Милетская школа VII-VI вв. до н.э.
Ионийская школа ( VI-V вв. до н.э.)
Пифагорейская школа ( VI-V вв. до. н.э.)
Эмпедокл ( v век до н.э.)
Атомистическая школа ( VI-V вв.до н.э.)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Элейская школа ( VI-V вв. до н.э.)
Школы классического периода:
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Платон (428/427-348/347гг. до н. э.)
Строение мира
Учение о человеке
Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)
Учение о строении мира. Мир – иерархия сущностей от материи к форме:
Строение Вселенной
Выводы:
Задание для самостоятельной работы:
Кли́нтон Ри́чард До́кинз (р. 1941)
1/35
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5106 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Программа довузовской подготовки ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
2

Слайд 2: Программа курса

Раздел 1. Человек и общество Раздел 2. Экономика Раздел 3. Социальные отношения Раздел 4. Политика Раздел 5. Право

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Раздел 1. Человек и общество

Панькова Наталья Михайловна к.ф.н., ст. преподаватель кафедры истории и философии науки и техники Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета Лекция 3. Происхождение человека

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Вопросы:

Концепции происхождения человека Теории происхождение Вселенной Вопросы:

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: 1. Концепции происхождения человека

Для понимания сущности человека важное значение имеет вопрос о его происхождении. Существует несколько теорий происхождения человека: Теория творения (религиозная концепция) Эволюционная теория (научная концепция) Космическая теория возникновения человека ( паранаучная концепция)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Теория творения (религиозная концепция)

Креационизм - основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как созданные Творцом или Богом. История сотворения мира изложена в Ветхом Завете. Это один из центральных догматов веры иудаизма и христианства. Главным повествованием о сотворении является первая книга Библии - Бытие. 6

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Философия эллинизма:

Платон: Бог-Демиург (творец) сотворил первичную материю из Ничего, а затем сотворил мир из Первоматерии. Связующим звеном между Богом и миром является Логос -слово Божье, наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей -первообразов, оказываясь синонимом Премудрости Божьей. Филон Александрийский основал свою теорию сотворения мира на учении Платона, из которого устранил элементы, несовместимые с Библией (утверждение о сотворении мира из вечной, пред-существующей материи). 7

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Сотворение мира

«На первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы; на второй день - создал твердь и воду, на третий - сушу и растения, на четвёртый - небесные светила, на пятый - птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой - животных и человека». Хаос сменился космическим порядком «И увидел Бог, что это хорошо». Человек сотворен по образу и подобию Бога. Сотворил Еву из ребра Адама Затем Бог создал райский сад и два дерева в нём: Древо жизни и Древо познания добра и зла. Создал первую данную человеку заповедь - не вкушать плодов от древа познания добра и зла. 8

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9

9

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Эволюционная теория (научная концепция)

Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи (около 2 млн. лет назад) Австралопитек – Человек умелый ( Homo habilis ) – Человек прямоходящий ( Homo erectus ) – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец - Человек разумный ( Homo sapiens ) - Неоантроп Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г. Homo habilis 10

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: Эволюционизм

система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции Вселенной. Впервые появилось в Античности фундаментальная концепция биологии. Естественный отбор и неопределенная изменчивость. Креационизм – ложная теория Чарльз Дарвин (1809 - 1882) 11

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: Эволюционизм

Основные механизмы эволюции: Изменчивость Наследственность Естественный отбор Трудовая теория происхождения человека – Фридрих Энгельс. Труд – главный фактор эволюционного превращения предка человека в социальное и культуросозидающее существо. Развитие по спирали – периодическая смена влияния биологических и социальных факторов. Приспособление человека к меняющимся климатическим условиям и развитие простейших трудовых навыков. Фридрих Энгельс (1820-1895)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: Глобальный эволюционизм

Учение о Ноосфере Представители: П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955), В.И. Вернадский (1863 - 1945) Эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается. От клеток – через человека - сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы». Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Следующий шаг - присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе - сфера Духа. В.И. Вернадский (1863 – 1945) 13

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Альтернативные концепции

Космическая теория возникновения человека Инопланетное вмешательство - существование разумных существ на других планетах - философы и ученые эпохи Возрождения Николай Кузанский, Джамбатиста Бенедетти, Джордано Бруно. Если возникновение жизни, а затем и разумной жизни - естественный процесс, то подобное могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия. 14

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Происхождение Вселенной

Космогония  ( «мир», «Вселенная» +  «рождение») - наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов. Изучение космогонических процессов является одной из главных задач астрофизики. Космогония решает вопрос о происхождении Вселенной. Космоло́гия  ( космос  +  логос ) - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия. 15

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: 2. Теории происхождение Вселенной

Древняя Греция, как и многие другие древние цивилизации, создала своё представление о Вселенной. Но уникальность древней Греции состояла в том, что она имела не одну модель: различные философские школы выдвинули крайне различные модели мира. Вопрос соотношения Единого и Многого Поиски первоначала (архэ) – от моносубстанции к бесконечному множеству первоначал 16

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Геоцентризм

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). 17

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18: Милетская школа VII-VI вв. до н.э

Архэ – это моносубстанция: Фалес – вода (земной диск плавает в воде) Анаксимандр – апейрон (бесконечное, беспредельное начало). У находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Анаксимен – воздух (Земля – плоский цилиндр, который висит в воздухе) 18

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Ионийская школа ( VI-V вв. до н.э.)

Гераклит Эфесский: В основе мира – движение Огонь – иллюстрация движения Миром правит Логос – мировой разум В текстах первым употребил слово «К осмос » - порядок, вечно живой огонь. «Все течет, все изменяется» «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество – «Жизнь одних есть смерть других» - основа диалектики 19

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Пифагорейская школа ( VI-V вв. до. н.э.)

Пифагор: «Все есть число» Система математических доказательств Единое – всеобщий закон, выражаемый при помощи числа Пироцентрическая модель Вселенной, в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии). Земля имеет форму шара! Геоцентрическая система мира  - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются  Солнце, Луна, планеты и звёзды. 20

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Эмпедокл ( v век до н.э.)

Плюрализм - признавал множественность первоначал. В основе мира 4 начала: огонь, вода, земля и воздух. Силы – Любовь (соединение) и Вражда (разъединение) Ученик Парменида Труды Эмпедокла написаны в форме стихотворных поэм. 21

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Атомистическая школа ( VI-V вв.до н.э.)

Левкипп и Демокрит Единое и Многое существуют в один момент времени! Единое – структура этого мира: Все состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Способ соединения атомов – единый (механическое соединение) Многое – бесконечное количество атомов. Бесконечную делимость материи невозможна. Бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и бесконечно количество их форм. 22

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23

Атомы вещества – мельчайшие частицы, из которых состоит материя Вещество, пространство и время нельзя делить бесконечно! Все атомы вещества – разные: Атомы пространства - амеры Атомы времени - хрононы Душа состоит из атомов особого рода! Атомы неизменны, неделимы и однородны. 23

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Элейская школа ( VI-V вв. до н.э.)

Парменид и Зенон Проблема бытия и движения В основе всего 2 начала – огонь и земля Нельзя помыслить множественность! Движение невозможно! Способы доказательства истины – диалектика (как метод выявления противоречий в суждениях противника). Апории Зенона (дихотомия, Ахиллес и черепаха, летящая стрела и стадион) 24

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Школы классического периода:

25 Рафаэль. Афинская школа (1511)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Субъективный идеализм Антропологический поворот – « Познай самого себя!» «Не Физика, а Этика (изучение человека) должна быть на первом месте!» Метод философии – диалектика ( искусство спора ) : Дисквалификация себя и собеседника: «Я знаю, что ничего не знаю» Ирония Майевтика 26

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27: Платон (428/427-348/347гг. до н. э.)

Ученик Сократа Объективный идеализм Строение мира. Учение о человеке. Учение о познании. Учение об идеальном государстве. 27

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Строение мира

Из идей и материи Демиург (Бог-творец) создает мировую душу и распространяет ее по пространству Человек принадлежит двум мирам одновременно (душа + тело) Гуперуранция – Мир «по ту сторону неба», в котором ранее находилась душа человека Познание – процесс припоминания того, что душе было известно Мир идей Мир вещей 28

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Учение о человеке

29 Душа человека состоит из 3 элементов: Разумная (преобладает у философов) Волевая (у воинов) Чувственная (у ремесленников и крестьян) Каждому типу соответствуют свои добродетели философы воины Крестьяне и ремесленники

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)

Ученик Платона С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского Философия: Физика – о природе; Метафизика – все остальное. Учение о строении мира Учение о методах познания Учение о душе Учение о государстве 30

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Учение о строении мира. Мир – иерархия сущностей от материи к форме:

Чистая форма – Перводвигатель Форма – активное начало, источник движения Материя – пассивное начало ФОРМА МАТЕРИЯ 31

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Строение Вселенной

Шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной Видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной 32

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
33

Слайд 33: Выводы:

Человек одновременно принадлежит двум мирам – природному и социальному и представляет собой феномен, включающий уровень природного (биологический), уровень родового (общечеловеческого), социального (общественного) уровень духовного и уровень космического. Их неразрывное единство и обуславливает сущность человека, отличную от сущности всех других форм жизни на Земле. 33

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34: Задание для самостоятельной работы:

Реальность состоит не только из того, что нам известно, но также из того, о чем мы не знаем и о чем не узнаем в течение еще некоторого времени. Р. Докинз

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Последний слайд презентации: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Кли́нтон Ри́чард До́кинз (р. 1941)

английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки. Работал профессором Оксфордского университета Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген», в которой обосновывается геноцентричный взгляд на эволюцию. В 11 главе этой книги также был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации (аналогичную гену в генетике), копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутации, естественному отбору и искусственной селекции.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже