Презентация на тему: Общество. Типы обществ

Общество. Типы обществ
Понятие общества
Функции общества
Общественные отношения
Общество. Типы обществ
Общество как динамическая само­развивающаяся система
Свойства системы
Общество. Типы обществ
Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами :
Основные институты общества
Цели и функции социальных институтов
Цели и функции социальных институтов
Роль социальных институтов
Типы функций социальных институтов
Понятие общественного прогресса.
Понятие прогресса и регресса.
Критерии прогресса
Реформы, их виды и направления.
Направления реформ
Революции и их виды.
Инновация и модернизация
Классификации (типологии) обществ
Формационный подход
Цивилизационный подход
Традиционное, индустриальное, информационное общество
Традиционное, индустриальное, информационное общество
Традиционное, индустриальное, информационное общество
Традиционное, индустриальное, информационное общество
1/28
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (938 Кб)
1

Первый слайд презентации: Общество. Типы обществ

Многовариантность общественного развития

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие общества

Узкое определение Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения ( например, общество ну­мизматов, дворянское собрание) Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион ( на ­ пример, современное российское об­щество, французское общество) Исторический этап в развитии человечества ( например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество) Широкое определение Человечество в целом Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Изображение слайда
3

Слайд 3: Функции общества

Производство материаль­ных благ и услуг Распределение продуктов труда (деятельности) Регламентация и управление деятельностью и поведением Воспроизводство и социализация человека Духовное производство и регулирование активности людей

Изображение слайда
4

Слайд 4: Общественные отношения

Общественные отношения — многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми. Общественные отношения бывают двух типов материальные и духовные Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Общественные отношения Материальные отношения Духовные отношения Производствен­ные отношения Экологические отношения Отношения по детопроизводству Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения

Изображение слайда
6

Слайд 6: Общество как динамическая само­развивающаяся система

Изображение слайда
7

Слайд 7: Свойства системы

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами :

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми. 3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования. 4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Основные институты общества

Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение. В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Цели и функции социальных институтов

Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества Забота, воспитание детей Семья, Наследование Социальная (семейно-брачные отношения) Отец Мать Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Экономичес-кая сфера Работодатель Наемный  работник Покупатель Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен,  хозяйственные отношения и др Поддержание законов,  правил и стандартов Власть Государство Политическая сфера Законодатель Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Цели и функции социальных институтов

Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества Содействие соборным отношениям и установкам,   углубление веры Религия Духовная сфера Священник Прихожанин Собор Церковь Крест, полумесяц Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Духовная сфера Учитель Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Роль социальных институтов

Роль Пример Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов,, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. включают систему санкций правовые санкции, морально- этические. обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях мы знаем, каким должен быть хороший ученик, хороший ребёнок, поэтому мы стараемся достичь этого идеала

Изображение слайда
14

Слайд 14: Типы функций социальных институтов

Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

Изображение слайда
15

Слайд 15: Понятие общественного прогресса

Различные взгляды на направленность общественного развития Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот. Религиозные течения преобладание регресса во многих сферах общества Французские просветители непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества Современные исследователи положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Понятие прогресса и регресса

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Относительность прогресса : Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо. К примеру, в духовной сфере Противоречивость прогресса : совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Критерии прогресса

Традиционные критерии прогресса : развитие человеческого разум совершенствование нравственности людей прогресс науки и техники развитие производительных сил, включая самого человека возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку Гуманистические критерии прогресса : средняя продолжительность жизни человека увеличивается, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Реформы, их виды и направления

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) Виды реформ: Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III )

Изображение слайда
19

Слайд 19: Направления реформ

Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми) Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.) Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.) Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Революции и их виды

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя Виды революций : Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Инновация и модернизация

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации: «первичная» модернизация (развития западного капитализма). «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Классификации (типологии) обществ

Критерий Типы обществ Наличие письменности Дописьменные Письменные Число уровней управления обществом и степень его дифференциации Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения Формационный признак Бесклассовые общество: первобытное общество, коммунистическое общество Классовые общества: рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, Уровень развития Развитые, развивающиеся, отсталые общества

Изображение слайда
23

Слайд 23: Формационный подход

Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация». Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной это ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой Структура : Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства) Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства

Изображение слайда
24

Слайд 24: Цивилизационный подход

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж.Тойнби дал следующее определение цивилизации: Цивилизация -- это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Первый -- локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); Второй -- особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап -- современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Традиционное, индустриальное, информационное общество

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное) Основной фактор производ­ства Земля Капитал Знания Основной продукт производ­ства Пища Промышлен­ные изделия Услуги Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое   при­менение   меха­низмов,   техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества Характер труда Индивидуаль­ный труд Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность Резкое повы­шение творче­ского начала в труде Занятость населения Сельское      хо­зяйство — око­ло 75% Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%

Изображение слайда
26

Слайд 26: Традиционное, индустриальное, информационное общество

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное) Основной вид экс­порта Сырье Продукты про­изводства Услуги Социаль­ная  струк­тура Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, не­контролируе­мое Глобальное, контролируе­мое

Изображение слайда
27

Слайд 27: Традиционное, индустриальное, информационное общество

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное) Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость об­щества Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Общество. Типы обществ: Традиционное, индустриальное, информационное общество

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное) Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

Изображение слайда