Презентация на тему: Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии

Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Литература:
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общая характеристика периода раннего средневековья Западной Европы.
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Становление и развитие Древнерусского государства.
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Особенности развития стран Востока в Средние века. Исламская цивилизация.
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии
1/23
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 28)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (81 Кб)
1

Первый слайд презентации: Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии

Вопросы 1. Общая характеристика периода раннего средневековья Западной Европы. 2. Становление и развитие Древнерусского государства. 3. Особенности развития стран Востока в Средние века. Исламская цивилизация.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Литература:

Всемирная история: учебик для студентов вузов/ под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- Гл. 7, 11, 12. История России: учеб./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2010.- Гл. 2, 3. Фортунатов В.В. Истории: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.– СПб.: Питер, 2012.- Гл. 2, параграф 5,6.

Изображение слайда
3

Слайд 3

* Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. История России в схемах: учебное пособие/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. История России: Учеб. пособ./Под ред. Жукова В.И. Саенко Г.В. Павлова В.С. – М.: Издательство РГСУ, 2006.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Общая характеристика периода раннего средневековья Западной Европы

Средневековье – с V века н.э. до XVII в. подразделяется на: Раннее средневековье – V в. - XI в. Классическое средневековье – XI в. - XV в. Позднее средневековье - XV в. - XVII в. Рассмотрим период раннего средневековья Западной Европы На основе значительной части Западной Европы, входившей в состав Римской империи с V в. н.э. началось образование западноевропейских государств: - в начале VI в. королем франков Хлодвигом (466-511 гг.), династии Мировингов, в результате завоевательных походов было создано Франкское королевство.

Изображение слайда
5

Слайд 5

На основе Франкского королевства Карлом I ( 742 - 8 1 4 гг.) династии Каролингов была создана империя Карла Великого. Внуки Карла Великого в 843 г. подписали Верденский договор, по которому: Земли вдоль левого берега Рейна (будущую Лотарингию) и Северную Италию получил Лотарь ; Земли к востоку от Рейна ( будущую Германию ) – Людовик Немецкий; Земли на запад от Рейна ( будущую Францию ) – Карл Лысый. В IX в. образовались государства в Англии, Германии, Франции, границы которых постоянно менялись Формируются основные сословия феодального общества, обладающие разными правами и обязанностями: дворянство, духовенство и народ, так называемое третье

Изображение слайда
6

Слайд 6

- сословие, в которое включались крестьяне, торговцы и ремесленники; Раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным : основой экономики являлось сельское хозяйство (далее с/х); Труд в с/х был ручным. В каждом поместье имелись жизненно необходимые отрасли хозяйства – полеводство, скотоводство, различные ремесла. Этот тип экономики назывался натуральным хозяйством ; Промышленность существовала в виде домашней промышленности и ремесла; ремесленники работали на заказ, т.к. внутренний рынок был очень ограничен.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Становление феодальных отношений: Формирование феодальной собственности на землю происходило двумя путями: 1) через крестьянскую общину; 2) складывание феодальной земельной собствен-ности. Суть первого пути: – надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил от отца к сыну ( а с VI в. и к дочери) и являлся их собственностью. Это вело к оформлению аллода (от нем. – полное владение) – свободно отчуждаемая земельная собст-венность крестьян-общинников. Данная форма владения ускорила имущественное расслоение в среде свободных крестьян.

Изображение слайда
8

Слайд 8

- владельцами земли становилась общинная верхушка, которая становилась классом феодалов. Второй путь – практика земельных пожалований королем или др. крупными землевладельцами-феодалами земель своим приближенным. Бенефиций – участок земли, который давался королем или другим крупным землевладельцем феодалу (только при условии несения им службы и на время его службы).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Феодал, получивший землю, становился вассалом (от лат. слуга), а тот кто ее давал - сеньором (от лат. старший). Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм. Только к X-XI вв. бенефиций стал феодом. Происходит формирование двух основных классов феодального общества : феодалы духовные и светские (собственники земли) и крестьяне – держатели земли. Разделение власти над обществом между королями и их вассалами:

Изображение слайда
10

Слайд 10

феодальная раздробленность – центральная власть существует номинально или ее нет. Короли могли управлять только собственными владениями – доменом. Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел права судить подданных, не проживающих в его домене. Господство христианской (католической) церкви: Сильная роль церкви и высокая идеологизация общества; Христианство стало духовной и идеологической основой, на которой впоследствии строился процесс объединения европейской цивилизации; Церковь почти безусловно определяла культурную жизнь западноевропейского общ-ва,

Изображение слайда
11

Слайд 11

монопольно влияя на воспитание и образование людей, их мышление, образ жизни; Христианская церковь определяла во многом и политическое развитие : папа римский оказывал сильное воздействие на глав западных государств. Церковь была крупнейшим землевла-дельцем и т.д. Культура раннего средневековья: * Важную роль в становлении католической церкви сыграл святой Бенедикт Нурсийский (480-543 гг.), основатель монастыря и отец западного монашества. Введенный им устав монашеской жизни

Изображение слайда
12

Слайд 12

стал нормой для европейских монастырей; Бенедиктовские монастыри являлись центрами образования и культуры в госуд-вах Европы; В 787 г. Карл Великий издал «Капитулярий о науках», согласно которому в империи начали создаваться школы при монастырях. В конце XI в. всеобщие школы начали превращаться в университеты, самыми первыми из которых были Болонский и Парижский (в начале XII в.). Далее: философию, литературу, искусство средневековья изучить самостоятельно. Таким образом, западноевропейские государства возникли на основе античных цивилизаций.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Становление и развитие Древнерусского государства

Ув. студенты! Мы с Вами вправе гордиться своей историей. Ее тысячелетиями создавали наши предки и старшие поколения. Они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью десятков миллионов людей. Поэтому, мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и приумножать историю своего Отечества и всего многонационального народа!

Изображение слайда
14

Слайд 14

Возникновение государства – закономерный этап в развитии каждого общества. Оно возникает не сразу, а на основе складывания предпосылок: экономических, политических, социальных и духовных (повторить самос-тоятельно). Предпосылки для возникновения Древне-русского гос-ва формировались на протяжении VI-IX вв. В отличии от других стран, как западных, так и восточных процесс формирования российской государственности имел свои особенности : Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело, ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства ;

Изображение слайда
15

Слайд 15

в ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных госуд-ных образований ; потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Особенности развития стран Востока в Средние века. Исламская цивилизация

Географически средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В средневековый период появились и возвысились такие безвестные ранее народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались религии и на их основе возникали цивилизации. Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия ( V-XV вв.). Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника. Ведущей тенденцией исторического процесса как в Европе, так и на Востоке было утверждение феодальных отношений. Сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытно-общинных и рабовладельческих отношений. Преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов. Безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Исламская цивилизация Наиболее значительной из восточных цивилизаций является Исламская. Решающую роль в ее становлении сыграли арабы, причем северные арабские племена, знакомые с градостроительством, развитой торговлей, письменностью и вообще с более высокой культурой. Политические, социальные, экономические и культурные основы Исламской цивилизации определяются исламом. Ислам (мусульманство) – возник(ло) в Аравии в VII в. н.э. Основатель – Мухаммед (571-632 гг.). Мухаммед происходил из племени курейш.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Своим вероучением и политической деятельностью Мухаммед объединил в единое государство арабов, которые до этого исповедовали разные религии и были разобщены племенными раздорами. С VII в. у арабов была единая территория и они говорили на едином арабском языке. После смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу (ок. 650г.) Коран (араб. аль-куран – чтение вслух, наизусть), которая стала священной для мусульман. Коран включает 114 сур (глав), в которых изложены основные положения ислама, предписания и запреты.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Более поздняя исламская религиозная литература носит название Сунна. В Сунне приведены предания о Мухаммеде и его высказывания. Мусульмане, признавшие Коран и Сунну стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран – шиитами. Кроме того, шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) преемников Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман – только его родственников (споры между суннитами и шиитами ведутся и сегодня). Арабский халифат существовал шесть веков, с VII по XIII вв. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами продолжал существовать до 1517 г., когда турецкие войска захватили Египет, где жил последний халиф – духовный глава всех мусульман, и духовное руководство перешло к турецкому султану. Нормы ислама : Ислам предъявляет к своим последователям пять основных требований: Все мусульмане должны верить в единого бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; Для мусульманина обязательна пятикратная ежедневная молитва; Отдавать часть имущества в пользу бедных; Соблюдать пост в священный месяц рамадан; Хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Таким образом, руководствуясь идеологией ислама халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Объединение бывших разрозненных племен в единое государство дало импульс к экономическому и культурному общению народов Азии, Африки и Европы. Будучи одной из самых молодых на Востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, персидское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, но представляла на протяжении Средних веков значительную военную угрозу.

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: Общество и государство в Европе, Киевской Руси и Азии

По данным переписи населения 2002 г. численность мусульманских народов в России составило около 14,5 млн. чел. - 10%. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось около 20 миллионов. Материал из Википедии - свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Изображение слайда