Презентация на тему: Общественное движение при Николае I

Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Причины формирования общественного движения
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Либеральное направление
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Работа с документом
Общественное движение при Николае I
1/27
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 81)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7629 Кб)
1

Первый слайд презентации

Общественное движение при Николае I

Изображение слайда
2

Слайд 2

Переписка в Вольтером, Руссо =) Великая Французская революция =) гонения на либералов Национально-патриотический подъём русского народа Либерально-реформаторские проекты самого царя Реформы М.М. Сперанского Формирование общественного движения

Изображение слайда
3

Слайд 3: Причины формирования общественного движения

Изображение слайда
4

Слайд 4

После событий 14 декабря 1825 года сила интеллигенции была чрезвычайно ослаблена. После жестокой расправы над декабристами общественное движение в России при Николае 1 практически приостановилось. Весь цвет русской интеллигенции был или разгромлен, или отправлен в Сибирь. Только спустя десять лет стали появляться первые университетские кружки, в которых группировалось молодое поколение.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Общественное движение в годы правления Николая 1 распрощалось с философией просвещения как основой идеологии. На первое место выходят гегельянство и шеллингианство. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ - это учение о развитии ; (противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики) Он обосновывает принцип всеобщности и необходимости развития, осуществляющегося путем выявления и преодоления внутренних противоречий, взаимопревращения противоположностей. Гегель учил, что переход количества в качество осуществляется скачкообразно, что развитие идет через отрицание старого новым. Гегель утверждал, что противоречие движет миром и является основой его жизненности. Гегель сделал вывод о том, что движение идет от низших форм к высшим, т.е. поступательно, но в этом поступательном движении имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе. Фридрих Гегель

Изображение слайда
6

Слайд 6

Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" -  правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Однако, существует   проблема отчуждения.  Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность - насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы). Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг ход истории случаен, в истории царит произвол; и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить; теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего; в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Особенности общественного движения разви валось в условиях п о литической реакции разрыв между правительственным и революционным движениями оформление либеральных и социалистических движений, идеи которых невозможно было осуществить на практике в то время

Изображение слайда
8

Слайд 8

1830-е гг. – начало промышленного переворота в России: переход от аграрного общества к индустриальному Споры о путях развития России Направления общественной мысли Консервативное Революционное Либеральное

Изображение слайда
9

Слайд 9

Консервативное движение Лидеры: С. Уваров, М. Погодин, Ф. Булгарин Уваров разработал ТЕОРИЮ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ С. Уваров Ф. Булгарин Н. Карамзин М. Погодин

Изображение слайда
10

Слайд 10

«… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом.» Шевырев Степан Петрович ( 1806-1864) литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета, член Петербургской академии наук.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Консервативное движение Лидеры: С. Уваров, М. Погодин, Ф. Булгарин Уваров разработал ТЕОРИЮ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ С. Уваров Ф. Булгарин Н. Карамзин М. Погодин Народность. Православие, Самодержавие, На основе этой теории возникло консервативно охранительное направление.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Либеральное направление Либерализм  ( лат. свободный) – учение, призывающее к обеспечению свободы личности, гражданских, политических и экономических прав и свобод. Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться  в 20-30-е гг. XIX в.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Славянофильство  — сложившееся в 1830-е—1850-е годы националистическое направление русской общественной и философской мысли Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Его представители выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. И. Киреевский С. Аксаков Ю. Самарин А. Хомяков Либеральное направление

Изображение слайда
14

Слайд 14: Либеральное направление

Идеи славянофилов: Защита православия и народности — важнейшая характеристика российского  общества Народность (православие, община и национальный русский характер) В России власть находится в гармонии с народом Россия развивается ненасильственным путем В России духовные ценности преобладают над материальными Отрицательное отношение к преобразовательной деятельности Петра I У России свой особенный от Европы путь развития Крепостное право необходимо ликвидировать, сохраняя общину и патриархальный уклад жизни (духовный уклад, не выступали против техники) Для определения пути развития — создавать Земский собор Отрицали революцию и радикальные реформы — постепенные преобразования, проводимые «сверху». Либеральное направление

Изображение слайда
15

Слайд 15

Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С. Т. Аксаков, В. И. Даль, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др. В.И. Даль Ф. Тютчев Н. Островский А. Григорьев Н. Языков

Изображение слайда
16

Слайд 16

В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Западничество  — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы Они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы. Т. Грановский В. Белинский А.И. Герцен К. Кавелин

Изображение слайда
17

Слайд 17

Идеи западничества: Россия, развивающаяся страна отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей Необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и ценности Запада Либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества Установить  конституционную монархию Развивать рыночные отношения Отменить крепостное право, передать землю за выкуп Средство обновления России — реформы «сверху»-, предотвратить революцию Возвеличивали деятельность Петра 1 для обновления России Либеральное направление

Изображение слайда
18

Слайд 18

К западникам примыкали такие писатели и публицисты как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Н. Некрасов И. Гончаров М.Е. Салтыков-Щедрин И.И. Панаев

Изображение слайда
19

Слайд 19

Революционное движение СОВМЕЩЕНИЕ идеи ЗАПАДНИЧЕСТВА (свобода личности, гражданского права) и СЛАВЯНОФИЛЬСТВА ( общинный строй, коллективизм и европейский социализм). Цель движения — создание общества социализма. Методы достижения цели — радикальные реформы или массовая революция. Достичь цели через сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением России необходимо миновать капитализм от крепостничества — к социализму Избежать кровавой революции — через радикальные реформы «сверху» Ликвидировать крепостничество, дать землю без выкупа, сохранив общину Гражданские свободы и демократическое правление

Изображение слайда
20

Слайд 20

Первая половина 19 столетия характеризуется широким распространением идей УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА. Новые теории отражали стремление к преобразованиям и новому устройству общества. Утопический социализм и его идеи представляли собой исключительно мысленные модели некоторого общественного устройства в будущем. Понятие "утопия" обозначает "несуществующее место. Западноевропейский утопический социализм основывался на идеях великих мыслителей 16-17 веков (Томаса Мора, Кампанеллы) Утопический социализм проповедовал, что капитализм будет не в состоянии обеспечить счастье большинству людей, и в связи с этим на смену ему должно прийти более совершенное устройство – социализм. Самыми выдающимися представителями социалистического утопизма были французы Сен-Симон и Фурье и англичанин Роберт Оуэн Сен-Симон Фурье Роберт Оуэн

Изображение слайда
21

Слайд 21

Революционное движение В к.20-х-30-е гг. в стране появились революционные кружки. В 1831 г. в Москве возник кружок Н. Сунгурова, утверждавшего что тайное общество не разгромлено и призывавшего готовить вооруженное восстание. С 1833г. в Москве действовал кружок Н.Станкевича, куда входили многие известные писатели В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского. Его участники осуждали крепостное право и самодержавие М. Буташевич-Петрашевский Н. Станкевич Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. 1830г. В. Г. Белинский создал «литературное общество 11-го нумера » — критиковали общественно-политическую действительность. За драму «Дмитрий Калитин» Белинский  исключен из университета.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Лидерами революционного направления в 30-е гг. были А.Герцен и Н.Огарев. В н.30-х гг. они создали кружок в Москве но в 1834 г.он был разгромлен. Отбыв ссылку, Герцен и Огарев эмигрировали в Англию. Здесь они начали издавать журналы - «Полярную звезду» и «Колокол»,где критиковали крепостничество и самодержавие.

Изображение слайда
23

Слайд 23

К 40-м годам сформировались первые организации социалистов, обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу. Арест  пропагандиста

Изображение слайда
24

Слайд 24

П.Я.Чаадаев  занимал особое место среди мыслителей того времени. В 1829—1831 годах создает своё главное произведение — «ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА». Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться. Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир. Пётр Яковлевич Чаадаев

Изображение слайда
25

Слайд 25

Изображение слайда
26

Слайд 26: Работа с документом

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1.«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». консерватор западник славянофил

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Общественное движение при Николае I

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами» 6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир» 7. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!» западник консерватор славянофил славянофил

Изображение слайда