Презентация на тему: ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
Теория диадического взаимодействия (Дж. Тибо и Г. Келли)
КОНФЛИКТ как наличие противоположных намерений или целей у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях
КОНФЛИКТ как процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций (Б.Л. Еремин, 1997)
КОНФРОНТАЦИОННАЯ (военная) ФАЗА стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса
КОМПРОМИССНАЯ (политическая) ФАЗА стороны стремятся достигнуть своего интереса через переговоры, производя замену различающихся интересов на общий компромиссный
КОММУНИКАТИВНАЯ (управленческая) ФАЗА стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только субъекты, НО И ИХ ИНТЕРЕСЫ, которые
Типы конфликтов:
3. Формы организации совместной деятельности
Типы деятельности (Л. Уманский)
Совместно-творческая форма организации совместной деятельности (П.В. Малиновский, 1990)
Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005)
Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005)
Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005)
1/59
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 25)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (961 Кб)
1

Первый слайд презентации: ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения

1 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения

Изображение слайда
2

Слайд 2

интеракционистская ориентация происходит от понятия «интеракция», которое обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе. социальное взаимодействие ( в интеракционизме ) - непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека: « принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа (« генерализованный другой »), интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия. Интеракционистская ориентация в социальной психологии интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе)

Изображение слайда
3

Слайд 3

Интеракционизм Концепция символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера Концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана теория этнометодологии Т. Гарфинкеля Концепция интеракции П. Сорокина Интеракционистская ориентация в социальной психологии интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе) социальное взаимодействие (в интеракционизме ) - непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека: «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа (« генерализованный другой»), интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Интеракционистская ориентация в социальной психологии Концепция символического интеракционизма Герберт Блумер (1900 - 1987 ) Г. Блумер резюмировал основные принципы данного подхода с позиций трех предположений:

Изображение слайда
5

Слайд 5

Интеракционизм Концепция символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера Концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана теория этнометодологии Т. Гарфинкеля Концепция интеракции П. Сорокина Интеракционистская ориентация в социальной психологии интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе) социальное взаимодействие (в интеракционизме ) - непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека: «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа (« генерализованный другой»), интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Дж. Мид выделяет две ступени социального взаимодействия (интеракционизма): Общение при помощи жестов Символически опосредованное взаимодействие Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Такого рода жесты, берущие на себя функцию координации поведения, представляют собой прообраз языка порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом позволяет ставить себя на место другого позволяет видеть себя глазами другого человека взаимодействие характеризуется Интеракционистская ориентация в социальной психологии Джордж Мид (1863-1931) Концепция символического интеракционизма Дж. Мида Центральное понятие теории Мида - понятие межиндивидуального взаимодействия. По мысли Мида, именно в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Интеракционистская ориентация в социальной психологии Человек всегда социален, он изначально член какой-либо группы, общества Тезис выводится из анализа процесса межличностной коммуникации (роли символов и формирования значений) Основа формирования личности - общение (символическая коммуникация) Человек с рождения живет не только в природном окружении, но и в символическом окружении. Под символами понимаются слова, жесты, движения, мимику Для успешного осуществления общения человек должен уметь поставить себя на место партнера, взглянуть на себя его глазами, должен обладать способностью «принять роль другого» Утверждение было положено в основу разработки понятия «социальная роль» Когда человек общается, он не просто реагирует на поведение другого человека, а он конструирует своё поведение, ориентируясь на свое понимание ситуации, а также на реакцию обобщенного ( генерализованного ) другого Это понятие получило своё развитие в таких понятиях как «значимый другой» и «референтная группа». Концепция символического интеракционизма Дж. Мида

Изображение слайда
8

Слайд 8

Интеракционистская ориентация в социальной психологии Концепция символического интеракционизма Дж. Мида Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы ставя себя на место другого человека, принимая роль другого язык, речь – главный фактор в теории межличностного взаимодействия Язык имеет символическую природу, (люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом ) Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое поведение приспосабливая свои поступки к действиям другого координируя свои действия с другими людьми обучаются видеть себя глазами группы обучаются учитывать ожидания других людей

Изображение слайда
9

Слайд 9

Интеракционистская ориентация в социальной психологии Концепция символического интеракционизма Дж. Мида основные компоненты в структуре личности I («Я» ) импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности (спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя) МЕ («меня») нормативное Я (Я в смысле “ Me ” - это то, как люди видят себя, но глазами других) контролирует и направляет импульсивое Я в соответствии с усвоенными нормами поведения self («я сам») «самость» человека, личность совокупность импульсивного и нормативного Я, их активное взаимодействие По Миду, личность индивида имеет двойственную природу: внутренний стержень личности, с позиций которого в конечном счете формируются социальные требования совокупность установок других, которые, будучи усвоен- ными, образуют личностные ценностные ориентации

Изображение слайда
10

Слайд 10

Интеракционистская ориентация в социальной психологии Концепция символического интеракционизма Дж. Мида главные стадии в развитии самости стадия игры ( play stage) процесс игрового взаимодействия ребенка с воображаемым партнером, который позволяет ему осознать различие между ним самим и другими людьми соревновательная стадия ( game stage): принимая участие в соревновании, дети видят себя со стороны других участников, что требует от них представлять себя в роли других и тем самым оценить свою роль В отличие от игры в соревновании ребенок должен быть готов реагировать как на жесты, так и на значимые символы любого другого участника, принимать роли всех, чтобы адекватно исполнять свою собственную роль. неизбежно основываются на выборе конкретных символов из множества, что предполагает мысль, а главное развивает социальную способность оценивать себя глазами других.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Интеракционисты игнорируют исторические условия и социально-экономические закономерности причина изменений в обществе – в структуре личности Наличие в структуре личности импульсивного Я — предпосылка для появления вариаций и отклонений в шаблонах ролевого поведения случайные вариации и отклонения шаблонов ролей со временем становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям Интеракционистская ориентация в социальной психологии

Изображение слайда
12

Слайд 12

Интеракционизм Концепция символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера Концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана теория этнометодологии Т. Гарфинкеля Концепция интеракции П. Сорокина Интеракционистская ориентация в социальной психологии интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе) социальное взаимодействие (в интеракционизме ) - непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека: «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа (« генерализованный другой»), интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Интеракционистская ориентация в социальной психологии Концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана С точки зрения Эрвина Гоффмана : Человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь — это производство впечатлений Уметь управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми. В процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими Социальные роли аналогичны театральным ролям люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений

Изображение слайда
14

Слайд 14

14 Место взаимодействия в структуре общения Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности При анализе взаимодействия вычленяют

Изображение слайда
15

Слайд 15

15 Структура взаимодействия Структура - это схема устойчивых элементов этого целого. Это не все целое, а только его схема, устойчиво сохраняющаяся во времени П од системой понимается некоторое целое со всеми входящими в него элементами и связями между ними Структура – «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях» Философский словарь

Изображение слайда
16

Слайд 16

Структура взаимодействия Теория Талкотта Парсонса Талкотт Парсонс 1902-1972 Действующий субъект ( актор, деятель ) Ситуация, в которой происходит действие В ситуацию могут входить разнообразные объекты Физические объекты Культурные объекты Другие акторы («другие») Ориентация данного актора на данную ситуацию ориентации мотивационные ценностные Деятельность строится из единичных актов ( единичных действий).

Изображение слайда
17

Слайд 17

1 2 3 4 5 Структура взаимодействия Теория Я. Щепаньского Щепаньский Ян описание ступеней развития взаимодействия расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление :

Изображение слайда
18

Слайд 18

Теории диадического взаимодействия Теория «взаимодействия исходов» (Д. Тибо, Г. Келли) Теория социального обмена Г. Хоманса почему люди вступают в различные взаимодействия - ? Взаимодействие – это не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность

Изображение слайда
19

Слайд 19

Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Необихевиористские концепции Теория агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) Теории диадического взаимодействия 40—50-е годы XX столетия Подход Н. Миллера и Д. Долларда (гипотеза фрустрации- агрессии) Теория «взаимодействия исходов» (Д. Тибо, Г. Келли) Теория социального обмена Г. Хоманса 60—70-е XX столетия Социо-бихевиоральный подход А. Бандуры

Изображение слайда
20

Слайд 20

Теории диадического взаимодействия Теория «взаимодействия исходов» (Д. Тибо, Г. Келли) вознаграждение потеря Е сли сумма вознаграждений больше суммы потерь

Изображение слайда
21

Слайд 21

Теории диадического взаимодействия Теория «взаимодействия исходов» Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Д. Тибо, Г. Келли) независимые переменные зависимые переменные взаимный контроль, опосредованный способностью влиять на исходы другого (такие, как платежи- вознаграждения, платежи-подкрепления, полезности) продукты человеческих отношений (нормы, роли, власть) Факторами, влияющими на качество взаимодействия, являются : материальные Позитивные платежи психологические

Изображение слайда
22

Слайд 22

22 +1 +1 +2 -2 -2 +2 -1 -1 А1 A2 B 1 B2 Дилемма узника Двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. Каждый из них имеет выбор — признаться или не признаться в совершенном преступлении Уз­никам известно, что, если оба не признаются, их обоих освободят (А = +1, В = +1) Уз­никам известно, что, если оба признаются, оба получат одинаковое незначительное наказание (А = — 1, В = —1)

Изображение слайда
23

Слайд 23

23 +1 +1 +2 -2 -2 +2 -1 -1 А1 A2 B 1 B2 Дилемма узника Если один признает­ся, в то время как другой — нет, признавшийся будет не только освобожден, но и вознагражден, а непризнавшийся получит суро­вое наказание если А признается, а В нет, то В будет серьезно наказан (В = —2) и А отпущен с наградой (А = +2)) если А не признается, а В признается, то А сурово накажут (А = -2), В же получит не только свободу, но и вознаг­раждение (В = +2)

Изображение слайда
24

Слайд 24

Теории диадического взаимодействия Теория «взаимодействия исходов» Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Д. Тибо, Г. Келли) Получаемые участниками вознаграждения или потери детерминируются внешними (экзогенными) факторами определяют пределы достижения позитивных исходов и включают: внутренними (эндогенными) факторами определяют, будут ли действительно достигнуты позитивные исходы: индивидуальные потребности и способности участников К ним относятся, например, соперничающие, конфликтные стратегии поведения, которые увеличивают взаимные издержки (в форме раздражения, смущения, тревоги) сходство и различия в их установках, ценностях ситуационный контекст их межличностного контакта

Изображение слайда
25

Слайд 25

Теории диадического взаимодействия Теория «взаимодействия исходов» Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Д. Тибо, Г. Келли) Исход взаимодействия может оцениваться человеком с помощью уровня сравнения средней величины позитивных исходов, которые индивид имел в своих предшествующих отношениях с другими уровня сравнения альтернатив наивысший исход, который может получить но может повлиять на исход своими стратегиями Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия является матрица исходов, характеризуемая следующими допущениями : в ней содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии; представлены все возможные линии поведения участников; ценность издержек и вознаграждений изменяются с течением времени; матрица не известна участникам до взаимодействия. +1 +1 +2 -2 -2 +2 -1 -1 B 1 B2 А1 A2

Изображение слайда
26

Слайд 26

Теории диадического взаимодействия Теория «взаимодействия исходов» Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Д. Тибо, Г. Келли) типы контроля фатальный когда один участник полностью определяет исход для другого независимо от того, что предпримет этот другой поведенческий каждый из частников не может полностью определить исход другого, но может повлиять на исход своими стратегиями Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия является матрица исходов, характеризуемая следующими допущениями : в ней содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии; представлены все возможные линии поведения участников; ценность издержек и вознаграждений изменяются с течением времени; матрица не известна участникам до взаимодействия. +1 +1 +2 -2 -2 +2 -1 -1 B 1 B2 А1 A2

Изображение слайда
27

Слайд 27

Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Необихевиористские концепции Теория агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) Теории диадического взаимодействия 40—50-е годы XX столетия Подход Н. Миллера и Д. Долларда (гипотеза фрустрации- агрессии) Теория «взаимодействия исходов» (Д. Тибо, Г. Келли) Теория социального обмена Г. Хоманса 60—70-е XX столетия Социо-бихевиоральный подход А. Бандуры

Изображение слайда
28

Слайд 28

Теории диадического взаимодействия Теория социального обмена Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Джордж Хоманс ( 1910-1989) Бихевиористская теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения «вознаграждения» и «издержек». В центре внимания Д. Хоманса – взаимный обмен вознаграждениями ( позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями), который имеет место в диадическом взаимодействии. Социальное действие трактуется как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты

Изображение слайда
29

Слайд 29

Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна транзакционный анализ – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия Родительское “Я” Взрослое “Я” Детское “Я” состоит из правил, норм, позволяющих индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами состояние, принимающее и логически перерабатывающее поступающую информацию, принимающее решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность состояние, следующее на поводу собственным желаниям, советам взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем

Изображение слайда
30

Слайд 30

Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна Родительское “Я” Взрослое “Я” Детское “Я” критическое естественное заботливое спонтанное приспосабливающееся бунтующее транзакционный анализ – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия

Изображение слайда
31

Слайд 31

Позиции Типичные способы поведения Типичные высказывания Заботливый ро­дитель Утешает; исправляет; помогает «Не бойся», « Мы все тебе помо­жем» Критический родитель Грозит; критикует, приказывает «Опять ты опоздал на работу?», « Каждый должен выполнять свои обязанности и не ссылаться на причины », «К вечеру все сде­лать!» Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, прини­мает решения « «Эту проблему мы решим в группе» Спонтанный ре­бенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентрическое пове­дение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», « Вы это сделали просто замечатель­но, я бы так не смог!», « Ух ты, какая красота получилась!» Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, при­спосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас могут быть неприятности», «Что же я теперь должен делать?» Бунтующий ре­бенок Протестующее, бросающее вы­зов поведение «Я это делать не буду!», « Вы этого сделать не сможете!» Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна Основные характеристики позиций

Изображение слайда
32

Слайд 32

Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна транзакционный анализ – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ Родитель : «Надо !» Взрослый : «Вероятно и целесообразно ». Ребенок : «Хочу!»

Изображение слайда
33

Слайд 33

Родитель Взрослый Ребёнок Слова и выражения Все знают, что…; Ты не должен никогда; Ты всегда должен Как? Что? Когда? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические Связанные с реальностью Очень эмоциональные Состояния Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетённое Выражения лица Нахмуренное, неудовлетворённое, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетённость, удивление Позы Руки в бока или сложены на груди, указующий перст Наклонен к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимает) кулаки, ходит, дёргает пуговицу Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна Основные характеристики позиций

Изображение слайда
34

Слайд 34

Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна Основные виды трансакций параллельные (дополнительные) пересекающиеся скрытые трансакция-стимул и трансакция-ответ не пересекаются, а дополняют друг друга (например, обращение “Взрослого” к “Ребенку”, ответ “Ребенка” “Взрослому”) трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (например, обращение “Взрослого” к “Взрослому”, а ответ критикующего “Родителя” “Ребенку”) трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст) Трансакция – единица коммуникации между двумя или более персонами. Трансакции показывают, с каких инстанций личности (состояний) собеседник обращается к другому человеку

Изображение слайда
35

Слайд 35

Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна Позиции взаимодействия РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ жена муж « дополнительные» транзакции (неравные) РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ жена муж «пересекающиеся» транзакции «дополнительные» транзакции ( равные) РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ жена муж

Изображение слайда
36

Слайд 36

Структура взаимодействия Транзакционный анализ Э. Берна Позиции взаимодействия Эффективное взаимодействие РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ жена муж РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ жена муж Не Эффективное взаимодействие РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ жена муж Не Эффективное взаимодействие

Изображение слайда
37

Слайд 37

37 Типы взаимодействия КОНКУРЕНЦИЯ КООПЕРАЦИЯ Реализация целей одного затрудняет или исключает реализацию целей другого Реализация целей одного способствует реализации целей другого

Изображение слайда
38

Слайд 38

Типы и стратегии взаимодействия

Изображение слайда
39

Слайд 39

ведущие стратегии поведения во взаимодействии сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции) соперничество (противодействие) предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм) компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм) избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого Типы и стратегии взаимодействия

Изображение слайда
40

Слайд 40

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности в социальной психологии принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Совместно-последовательный тип деятельности Совместно-индивидуальный тип деятельности Совместно-взаимодействующий тип деятельности Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: Типы совместной деятельности

Изображение слайда
41

Слайд 41

Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности деятельности исполнителей определяются руководителем и малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей Типы совместной деятельности Совместно-взаимодействующий тип деятельности

Изображение слайда
42

Слайд 42

Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего: временным распределением, порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместного преобразования исходного сырья в конечный продукт. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда. Типы совместной деятельности Совместно-последовательный тип деятельности

Изображение слайда
43

Слайд 43

Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Типы совместной деятельности Совместно-индивидуальный тип деятельности

Изображение слайда
44

Слайд 44

Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности) и традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных. Для организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности. Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств и сложных технологий Совместно-взаимодействующий тип деятельности Совместно-последовательный тип деятельности Совместно-индивидуальный тип деятельности

Изображение слайда
45

Слайд 45

Изображение слайда
46

Слайд 46

Изображение слайда
47

Слайд 47: Теория диадического взаимодействия (Дж. Тибо и Г. Келли)

47 Теория диадического взаимодействия (Дж. Тибо и Г. Келли) +5 +5 +1 +5 +5 +1 +1 +1 взаимный фатальный контроль А1 A2 B 1 B2 +1 +1 +2 -2 -2 +2 -1 -1 поведенческий контроль «Дилемма узника» А1 A2 B 1 B2 Матрица фиксирует все возможные линии поведения участников взаимодействия. Фиксируются исходы в зависимости от того, какую линию поведения выберет каждый.

Изображение слайда
48

Слайд 48: КОНФЛИКТ как наличие противоположных намерений или целей у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях

48 КОНФЛИКТ как наличие противоположных намерений или целей у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях В структуру конфликта обычно включают (Л.А. Петровская, 1977): конфликтная ситуация объект конфликта позиции участников (оппонентов) инцидент («пусковой механизм») развитие и разрешение конфликта

Изображение слайда
49

Слайд 49: КОНФЛИКТ как процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций (Б.Л. Еремин, 1997)

49 КОНФЛИКТ как процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций (Б.Л. Еремин, 1997)

Изображение слайда
50

Слайд 50: КОНФРОНТАЦИОННАЯ (военная) ФАЗА стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса

50 КОНФРОНТАЦИОННАЯ (военная) ФАЗА стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса

Изображение слайда
51

Слайд 51: КОМПРОМИССНАЯ (политическая) ФАЗА стороны стремятся достигнуть своего интереса через переговоры, производя замену различающихся интересов на общий компромиссный

51 КОМПРОМИССНАЯ (политическая) ФАЗА стороны стремятся достигнуть своего интереса через переговоры, производя замену различающихся интересов на общий компромиссный

Изображение слайда
52

Слайд 52: КОММУНИКАТИВНАЯ (управленческая) ФАЗА стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только субъекты, НО И ИХ ИНТЕРЕСЫ, которые теперь становятся взаимодополняющими

52 КОММУНИКАТИВНАЯ (управленческая) ФАЗА стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только субъекты, НО И ИХ ИНТЕРЕСЫ, которые теперь становятся взаимодополняющими

Изображение слайда
53

Слайд 53: Типы конфликтов:

53 Типы конфликтов: Подлинный конфликт : существует объективно и воспринимается адекватно. Случайный или условный конфликт : зависит от легко изменяемых обстоятельств, что не осознается сторонами. Смещенный конфликт : явный конфликт, за которым скрывается другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. Неверно приписанный конфликт : между ошибочно понятыми сторонами и как результат по поводу ошибочно истолкованных проблем. Латентный конфликт : который должен был произойти, но которого нет, поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

Изображение слайда
54

Слайд 54: 3. Формы организации совместной деятельности

54 3. Формы организации совместной деятельности

Изображение слайда
55

Слайд 55: Типы деятельности (Л. Уманский)

55 1. Совместно-индивидуальная. Каждый делает свою часть общей работы независимо от других. Совместно-последовательная. Общая задача выполняется последовательно участниками. 3. Совместно-взаимодействующая. Одновременное взаимодействие всех участников при решении задач. Типы деятельности (Л. Уманский)

Изображение слайда
56

Слайд 56: Совместно-творческая форма организации совместной деятельности (П.В. Малиновский, 1990)

56 Совместно-творческая форма организации совместной деятельности (П.В. Малиновский, 1990) строится на принципах: индивидуального творчества социального творчества культурного творчества морального творчества

Изображение слайда
57

Слайд 57: Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005)

57 Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005) Форма совместной деятельности Тип организационной культуры

Изображение слайда
58

Слайд 58: Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005)

58 Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005) Форма совместной деятельности Тип организационной культуры Совместно-взаимодействующая Совместно-последовательная Совместно-индивидуальная Совместно-творческая

Изображение слайда
59

Последний слайд презентации: ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения: Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005)

59 Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров, 2005) Форма совместной деятельности Тип организационной культуры Совместно-взаимодействующая ОРГАНИЧЕСКАЯ Совместно-последовательная БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ Совместно-индивидуальная ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ Совместно-творческая ПАРТИСИПАТИВНАЯ

Изображение слайда