Презентация на тему: Общая характеристика ВДК

Общая характеристика ВДК
Временный детский коллектив
Особенности ВДК
Этапы развития ВДК
Организационный период
Понятие о «нулевой» точке развития коллектива
«Песчаная россыпь»
Цель: заложить основы ВДК.
Основные задачи педагога
Основные задачи педагога
К чему должен адаптироваться ребенок
Методика проведения оргпериода
1-2 день (дни заезда)
3-4 день
4-5 день
Психологическое состояние детей
Психологическое состояние детей
Первая конфликтная зона в работе педагога
Система дел оргпериода
На уровне отряда
На уровне дружины (лагеря)
Условия организации деятельности детей
Предполагаемый результат
Итог оргпериода
«Мягкая глина»
Основной период
Основной период - это…
Цель: сформировать ВДК.
Дела основного периода
На уровне отряда
Направление деятельности в лагере в основной период
Направление деятельности в лагере в основной период
Направление деятельности в лагере в основной период
Направление деятельности в лагере в основной период
Направление деятельности в лагере в основной период
Направление деятельности в лагере в основной период
Направление деятельности в лагере в основной период
Задачи педагога в основной период
Вторая конфликтная зона в работе педагога
В период конфликтов педагогу необходимо
Условия организации деятельности детей
Условия организации деятельности детей
Предполагаемый результат
«Мерцающий маяк»
Итоговый период
Цель: способствовать самоопределению каждого в условиях ВДК.
Задачи педагога
Дела итогового периода
На уровне отряда
На уровне лагеря
В итоговый период наблюдается:
«Алый парус» «Один за всех, все за одного!»
«Горящий факел»
Третья конфликтная зона в работе педагога
Показатели сложившегося детского коллектива - «Горящий факел»
«Вожатый, как отважный капитан!»
1/56
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 86)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4115 Кб)
1

Первый слайд презентации: Общая характеристика ВДК

Логика развития смены

Изображение слайда
2

Слайд 2: Временный детский коллектив

Изображение слайда
3

Слайд 3: Особенности ВДК

Кратковременность. Разновозрастность, одновозрастность. Интенсивность деятельности.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Этапы развития ВДК

Организационный период (адаптационный) оргпериод продолжается 4-5 дней). Основной период (16-18 дней). Итоговый период (заключительный) (итоговый - 2-3 дня). На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели (цели на этапах), исходя из этого, планируется смена и определяется логика развития смены и временного детского коллектива.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Организационный период

Это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Понятие о «нулевой» точке развития коллектива

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица – отряд. В отряд определены дети разных возрастов, из разных регионов, разных национальностей с учетом их интересов и потребностей, приблизительно в равном соотношении девочек и мальчиков (по А.Н. Лутошкину – «песчаная россыпь»).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Песчаная россыпь»

Есть группы детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И поэтому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет. Это первый этап развития коллектива.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Цель: заложить основы ВДК

Задачи: Предъявить единые педагогические требования (ЕПТ) и выработать осознанное отношение к ним. Познакомить детей друг с другом. Познакомить детей с территорией лагеря, сотрудниками. Ввести детей в программу смены, отряда. Заложить основы детского самоуправления в отряде. Наметить с детьми перспективы совместной деятельности. Раскрыть у детей лидерский, творческий, организаторский, интеллектуальный потенциал. Приучить детей к аналитической деятельности.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные задачи педагога

Получить необходимую информацию о каждом ребенке. Создать необходимые условия для адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей. Изучить уровень интеллектуального развития, активности. Определить направленность интересов детей.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Основные задачи педагога

Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми. Учить правильному уровню общения формирующий коллектив. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира. Организовать индивидуальную работу с детьми. Организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей.

Изображение слайда
11

Слайд 11: К чему должен адаптироваться ребенок

К условиям закрытого или органического социума. К смене основных видов деятельности. К новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых. К режиму жизни. К новым бытовым условиям. К климатическим условиям.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Методика проведения оргпериода

Изображение слайда
13

Слайд 13: 1-2 день (дни заезда)

Организованно провети прием и заезд детей. Познакомить с Центром, его традициями и законами. Познакомить друг с другом.

Изображение слайда
14

Слайд 14: 3-4 день

Работа по соблюдению режимных моментов. Выявление способностей детей и их сплочение.

Изображение слайда
15

Слайд 15: 4-5 день

Завершается процесс заложения основ ВДК. Определяется место и роль отряда. Закладываются основы самоуправления и коллективно планируется дела смены.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Психологическое состояние детей

Общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Опасения каждого ребенка по поводу того, какое место в коллективе он займет, какие отношения у него сложатся со сверстниками, с взрослыми людьми. Дети склонны к завышению оценки своих достоинств и возможностей, так как стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете. Большинство детей готовы занять лидерские позиции, выполнять главные роли в деятельности отряда. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные дети, открытые к общению.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Психологическое состояние детей

В отряде царит атмосфера праздничной взволнованности, взаимной расположенности, “принятия” себя, других, нового образа жизни, новых видов деятельности, норм общения. В отряде царит “фестивальное” настроение. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы, чаще всего в “парах”, “тройках” (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.). Дети легко включаются в предлагаемую деятельность, следят за сверстниками, за вожатыми, за взрослыми людьми в лагере.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3-4 день наступает кризис. Первые 2 дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис пик трудности - ребенок становится конфликтным. Он не понимает, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Система дел оргпериода

Изображение слайда
20

Слайд 20: На уровне отряда

Индивидуальные беседы Игры (на знакомство, на сплочение, на выявление творческих способностей, лидерских качеств и т.д.) “Огонёк” знакомства Хозяйственный сбор Гостевание Коллективные творческие дела малых форм (в том числе КТД по программе отряда, КТД “Разведка интересных фактов”) Экскурсия по дружине, по территории Организационный сбор отряда Сбор-планирование Дискуссия по программе смены, отряда Вводное отрядное дело, занятие спецкурса (по программе отряда) Отрядное дело “Моя малая Родина” Музыкальный час Сборы-анализы (дела, дня)

Изображение слайда
21

Слайд 21: На уровне дружины (лагеря)

Урок Дисциплины (общий сбор) Учебная пожарная тревога (УПТ) Урок Лагерной Песни Урок мудрости (Вечер традиций) Гостевания Игра по станциям Вечер знакомств (открытие смены) Дискуссия по программе смены Урок Культуры (мастер-класс) Урок Безопасности Дружинные дела, по программе смены Презентация педагогов (вожатых, педагогов дополнительного образования, учителей школы)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Условия организации деятельности детей

Малая затрата детских сил. Логическая последовательность. Разнообразие видов деятельности. Четкий ритм. Высокий темп. Непрерывность. Непродолжительность. Чередование форм. Соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок. Отсутствие соревновательного момента.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Предполагаемый результат

Выполнение детьми единых педагогических требований. Начало работы органов самоуправления. Принятие детьми программы отряда, смены.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Итог оргпериода

Начальный период становления коллектива заканчивается,когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой (по А.Н. Лутошкину – отряд – «мягкая глина»).

Изображение слайда
25

Слайд 25: Мягкая глина»

Мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисциплины, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Основной период

Изображение слайда
27

Слайд 27: Основной период - это…

… период развития коллектива. … конфликтный период. В период конфликтов необходимо, чтобы дети осознали конфликт, дали ему оценку, нашли выход из конфликта. … период основной деятельности. Деятельность отряда и лагеря в целом должна быть спланирована таким образом, чтобы было чередование видов воспитательной работы и разнообразие форм. Для этого необходимо спланировать дела по различным направлениям.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Цель: сформировать ВДК

Задачи: Создавать (поддерживать) в отряде доброжелательную обстановку, творческую атмосферу. Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований. Способствовать развитию детского самоуправления. Осуществлять выполнение отрядной программы. Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка. Содействовать реализации возможностей и способностей каждого ребенка. Развивать умения аналитической деятельности детей.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Дела основного периода

Изображение слайда
30

Слайд 30: На уровне отряда

Индивидуальные беседы. Инструктажи (целевые). Индивидуальная работа с советниками отряда. Игры (шутки, на создание особого настроя, на снятие эмоционального напряжения). Творческие поручения. Сборы совета отряда. Занятия спецкурса. Отрядные дела. Огоньки (тематические, по программе отряда). Сборы по подготовке отрядных дел. Сборы по подготовке к дружинным делам. Сбор(огонек)-анализ дня. Сбор(огонек)-анализ дела.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Направление деятельности в лагере в основной период

Познавательная - расширяет кругозор школьника, приобщает к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями. “Эрудит-лото” “Биржа интеллекта” “Эрудит-аукцион” “Эрудит-казино” и т.д.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Направление деятельности в лагере в основной период

Трудовая - направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно-полезного и производительного труда. Трудовые десанты - общественно-полезная работа. Биржа труда - акция по уборке территории, помещений дружины, которая проходит в игровой форме.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Направление деятельности в лагере в основной период

Художественная - развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношением, стимулирующим художественную самодеятельность школьника. “Стартинейджер” “Бой-Гёл-Шоу” “Театральные подмостки” “Ярмарка” “Танцевальный марафон”

Изображение слайда
34

Слайд 34: Направление деятельности в лагере в основной период

Спортивная - культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни. “Открытие Спартакиады” “Спартакиада” “Спортландия”

Изображение слайда
35

Слайд 35: Направление деятельности в лагере в основной период

Общественная - содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности. Тематические вечера Работа в органах самоуправления - как на уровне отряда, так и на уровне дружины Отчетно-перевыборной сбор отряда

Изображение слайда
36

Слайд 36: Направление деятельности в лагере в основной период

Ценностно-ориентационная - направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной сопричастности к миру во всех его проявлениях. “Урок Мужества” “Вечер-встреча с общественной организацией “Боевое братство” “Встреча с людьми интересных профессий”

Изображение слайда
37

Слайд 37: Направление деятельности в лагере в основной период

Коммуникативная - осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождается от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценность. “Свободная стоянка” “Время выбирать” КТД основного периода

Изображение слайда
38

Слайд 38: Задачи педагога в основной период

Контролировать состояние здоровья детей. Требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов лагеря. Продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей. Организовать разнообразную деятельность, способствующую сплочению детей, развитию личностных качеств. Развивать лидерские качества детей. Продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Вторая конфликтная зона в работе педагога

В этот период, примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму дня, к делам, к лагерю и т.д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Действия: положительные эмоции от деятельности, создать ситуацию успеха, групповые и индивидуальные формы работы, оценка деятельности каждого ребенка, корректировка отношений.

Изображение слайда
40

Слайд 40: В период конфликтов педагогу необходимо

Вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства. Выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения. Актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива. Раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Условия организации деятельности детей

Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Условия организации деятельности детей

Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности. Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Предполагаемый результат

Благоприятный климат в коллективе. Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверствников. Успех коллектива в отрядной и дружинной деятельности. Хорошо работающие органы самоуправления. Активность всех членов коллектива.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Мерцающий маяк»

Формирующийся коллектив ищет, как и куда ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Итоговый период

Изображение слайда
46

Слайд 46: Цель: способствовать самоопределению каждого в условиях ВДК

Задачи: Предоставить возможность каждому осознать свою роль в коллективе, свою жизненную позицию, личностные изменения. Проанализировать с детьми достигнутый уровень развития коллектива, уровень реализации отрядной программы. Определить с детьми дальнейшую самостоятельную деятельность, жизненную перспективу.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Задачи педагога

Подготовить детей к отъезду (инструктаж по разъезду). Усилить контроль за жизнью и здоровьем детей. Организовать подготовку к следующей смене, провести генеральную уборку кубриков. Организовать деятельность, способствующую самореализации каждого.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Дела итогового периода

Дела итогового периода направлены на проверку полученных в лагере знаний, умений и навыков, исходя из тематики смены.

Изображение слайда
49

Слайд 49: На уровне отряда

Индивидуальные беседы. Итоговое отрядное дело. Прощальный огонек. Итоговый сбор отряда. КТД итогового периода. Операция Адрес.Ru”

Изображение слайда
50

Слайд 50: На уровне лагеря

“Океанский звездопад” Прощание с морем “Вечер прощания” “Урок мудрости-2” “Свободный микрофон” “Церемония награждения”

Изображение слайда
51

Слайд 51: В итоговый период наблюдается:

Добровольное объединение усилий детей. Проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы, уважения. По А.Н. Лутошкину отряд – «Алый парус», «Горящий факел».

Изображение слайда
52

Слайд 52: Алый парус» «Один за всех, все за одного!»

Символ устремленности вперед, дружеской верности. Командный состав «парусника» – знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все – члены экипажа.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Горящий факел»

Настоящий коллектив – тот, который спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горячий материал для «горящего факела» – дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Последняя стадия ВДК.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Третья конфликтная зона в работе педагога

На 19-20 день смены (итоговый период) возможна еще одна зона конфликта - пик усталости. Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т.д. Из третьего пика сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Показатели сложившегося детского коллектива - «Горящий факел»

Успех коллектива в любой деятельности. Наличие гуманистических отношений между детьми. Мировоззренческое единство. Активность всех членов коллектива. Стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым. Потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения. Общественное мнение действует постоянно.

Изображение слайда
56

Последний слайд презентации: Общая характеристика ВДК: Вожатый, как отважный капитан!»

Изображение слайда