Презентация на тему: Образовательный процесс в высшей школе

Образовательный процесс в высшей школе
План
Образовательный процесс
Образовательный процесс в высшей школе
Уровни сформированности компетенции
Общие формы организации образовательного процесса в ВШ
Лекция
Практические занятия
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар
Конференция
Формы СРС
Зачет и экзамен
Производственная (профессиональная) практика
Средство обучения
Материальные средства
Идеальные средства обучения
Метод обучения
Основания классификации методов обучения
Классификация методов обучения по источнику знаний
Классификация методов по характеру познавательной деятельности
По функциям учебно-познавательной деятельности
Принципы контроля
Виды контроля
Принципы обучения (основные требования к организации и осуществлению процесса обучения)
Принципы обучения, отражающие специфику ВШ
Литература
1/27
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1132 Кб)
1

Первый слайд презентации: Образовательный процесс в высшей школе

Волкова Милена Александровна, к.п.н., доцент, доцент каф. БЖД vma63@inbox.ru

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Образовательный процесс как система Основные принципы проектирования и реализации ОП Содержательный компонент Технологический компонент

Изображение слайда
3

Слайд 3: Образовательный процесс

Процесс обучения Процесс воспитания

Изображение слайда
4

Слайд 4

4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Уровни сформированности компетенции

знает, умеет, способен, готов, владеет. Они задают логику образовательного процесса 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Общие формы организации образовательного процесса в ВШ

лекция, лабораторные занятия практические (семинарские) занятия, зачет, экзамен, консультация, самостоятельная работа студента (СРС) производственная (профессиональная) практика

Изображение слайда
7

Слайд 7: Лекция

(от лат. lectio — чтение), систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило теоретического характера.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Практические занятия

Призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. могут проходить в форме семинара, практикума, лабораторной работы

Изображение слайда
9

Слайд 9: ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

один из видов самостоятельной, практической работы и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение, описание и отчет. применяются в процессе преподавания естественно-научных и технических дисциплин.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Семинар

а) овладение языком соответствующей науки (навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями); б) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, в) овладение умениями и навыками вести полемику.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Конференция

может быть итоговой формой проведения занятий по учебному курсу; предполагает выступления с докладами, содержащими новую информацию, обогащающую знания обучающихся по курсу и определенной теме, служащие основой для возможного последующего обсуждения и дискуссии.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Формы СРС

выполнение фронтальных заданий разнообразного характера (решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов; перевод и пересказ текстов и др.); выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических и научно-практических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Зачет и экзамен

Проводятся в специально отведенное время. При правильной организации учебного процесса подготовка к ним способствует сознательной и творческой проработке учебного материала, его повторению, дополнительной систематизации и закреплению.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Производственная (профессиональная) практика

– вид учебных занятий, в процессе которых студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определённые учебной программой

Изображение слайда
15

Слайд 15: Средство обучения

это материальный или идеальный объект, который использован педагогом и обучающимися для усвоения новых знаний, формирования умений, навыков, выработки компетенций.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Материальные средства

учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование аудитории, другие материально-технические условия обучения.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Идеальные средства обучения

те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и обучающиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский приводит такие средства обучения: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приемы запоминания и др.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Метод обучения

способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский). система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основания классификации методов обучения

Источник знаний Характер познавательной деятельности Дидактическая цель По функциям педагога при организации учебно-познавательной деятельности

Изображение слайда
20

Слайд 20: Классификация методов обучения по источнику знаний

Словесные Наглядные Практические лекция объяснение беседа дискуссия работа с источниками демонстрация иллюстрация упражнение лабораторная работа практическая работа

Изображение слайда
21

Слайд 21: Классификация методов по характеру познавательной деятельности

объяснительно-иллюстративные репродуктивные проблемное изложение частично-поисковые (эвристические) исследовательские

Изображение слайда
22

Слайд 22: По функциям учебно-познавательной деятельности

методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивный, проблемно-поисковый и др.); методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (методы стимулирования интереса к учению, долга и ответственности, поощрение, порицание, соревнование); методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (устного, письменного, лабораторно-практического и др. контроля и самоконтроля)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Принципы контроля

объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Изображение слайда
24

Слайд 24: Виды контроля

входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Принципы обучения (основные требования к организации и осуществлению процесса обучения)

Общедидактические: развивающий и воспитывающий характер обучения научности систематичности и последовательности доступности сознательности и активности обучающихся наглядности связи теории с практикой

Изображение слайда
26

Слайд 26: Принципы обучения, отражающие специфику ВШ

Единство научной и учебной деятельности студентов Профессиональная направленность процесса обучения Проблемность

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Образовательный процесс в высшей школе: Литература

Педагогика профессионального образования: Учебн. пособие под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. – М.: Изд-во ЭГВЭС,2009. – 456 с. – Гл.4-6. http://www.anovikov.ru/books/prof_ped.pdf Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 512 с. – Гл.5. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/index.php Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки по программе "Преподаватель высшей школы" / Ю. В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011 – 541 с. - Гл. 4.

Изображение слайда