Презентация на тему: ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Инклюзия - включение
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Ребенок с ограниченными возможностями
Категории детей
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ: основные положения
Задачи:
Требования к ДОО
Необходимые условия для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Специальные образовательные условия
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Разработка и реализация АООП ДО для детей с ОВЗ с учетом ФГОС дошкольного образования
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
НОРМАТИВНЫЙ
Проектировочный
ПРАКТИЧЕСКИЙ
РЕФЛЕКСИВНЫЙ
АООП ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в ДОО
Проблемы реализации
Внедрение системы инклюзивного образования в детском саду
Внедрение системы инклюзивного образования в детском саду
Внедрение системы инклюзивного образования в детском саду
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Сотрудничество с семьями воспитанников
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
1/34
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 75)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (232 Кб)
1

Первый слайд презентации: ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Изображение слайда
2

Слайд 2: Инклюзия - включение

Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание) включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений

Изображение слайда
3

Слайд 3

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Изображение слайда
4

Слайд 4: Ребенок с ограниченными возможностями

Дети с ОВЗ в ДОУ по ФГОС — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Категории детей

С нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении. С дефектами зрения (слабовидящие, слепые). С задержкой психического развития — нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность к ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных). С тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии).

Изображение слайда
6

Слайд 6

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза. С патологиями аутистического характера (синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития). Со сложными комплексными (множественными) дефектами развития. С тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Показатель здоровья определяют специалисты ПМПК. Родителям (законным представителям) на руки выдается заключение установленного образца, в котором раскрывается уровень сформированности у ребенка основных интеллектуальных функций (восприятия, памяти, мышления, речи) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для организации эффектного учебно-воспитательного процесса с учетом имеющихся недостатков развития. При этом ФГОС для дошкольников с ОВЗ и другие законодательные документы рассматривают передачу заключения ПМПК в детский сад и другие образовательные организации как добровольное решение родителей.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ: основные положения

Цель: обеспечение равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ Учёт образовательные потребностей всех категорий дошкольников. ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Задачи:

Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому — с учетом индивидуальных психофизических показателей. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей. Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений. Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития. Создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Требования к ДОО

Ввиду утверждения ФГОС ДО для детей с ОВЗ дошкольного возраста возрастают требования к дошкольной образовательной организации по ряду направлений — в связи с необходимостью проектирования доступной среды (как следствие — поиска материального обеспечения для осуществления преобразований), обеспечения последовательного повышения квалификации воспитателей и формирования собственной методологической базы, проектирования АООП ДО и привлечения к сотрудничеству профильных специалистов — дефектологов, логопедов, психологов. Таким образом, реализация требований Стандарта по вопросам организации в детских садах системы инклюзивного образования требует комплексного всестороннего подхода и поиска практических возможностей для разрешения проблемных моментов, которые уже были отмечены методистами, руководителями ДОУ, воспитателями и представителями семей.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Необходимые условия для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Согласно актуальным законодательным нормам, для обучения детей с ОВЗ согласно ФГОС ДОО дошкольная образовательная организация обязана обеспечить создание специальных условий с учетом актуального психофизического состояния воспитанников (в частности, гарантировать доступность предметно-развивающей среды в группах), а также последовательно разрабатывать и реализовывать АООП ДО.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Специальные образовательные условия

К числу специальных образовательных условий, которые должны быть созданы в детском саду согласно требованиям Стандарта при условии предоставления представителями семьи заключения ПМПК (актуально для дошкольников с ОВЗ) или индивидуальной реабилитационной программы (для воспитанников с инвалидностью), следует отнести: Разработку специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий. Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ (например, использование специальных карточек со знаковым обозначением букв шрифтом Брайля для слабовидящих или слепых детей). Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством логопеда, дефектолога, психолога. Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам. Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.

Изображение слайда
15

Слайд 15

С целью реализации положений ФГОС в ДОУ для детей с ОВЗ руководитель дошкольной образовательной организации вправе задействовать средства, полученные для выполнения государственного задания, обеспечения основной деятельности (если это предусмотрено бюджетной сметой) или целевые дотации, осваиваемые в рамках госпрограммы «Доступная среда».

Изображение слайда
16

Слайд 16: Разработка и реализация АООП ДО для детей с ОВЗ с учетом ФГОС дошкольного образования

Положения ФГОС дошкольного образования закрепляет требования к структуре и содержанию программ, регламентирующих порядок реализации учебно-воспитательного комплекса, в том числе и для детей с ОВЗ. Специфика АООП ДО прослеживается, начиная с общих подходов к ее разработке, которая выполняется поэтапно.

Изображение слайда
17

Слайд 17

ЭТАПЫ разработки АООП ДО НОРМАТИВНЫЙ ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКСИВНЫЙ 2 1 3 4

Изображение слайда
18

Слайд 18: НОРМАТИВНЫЙ

На основании данных мониторинга, определяющих необходимость разработки АООП с целью выполнения нормативных требований, издается приказ заведующей детского сада о необходимости создания рабочей группы, ответственной за проектирование адаптированной программной разработки с учетом возрастных потребностей дошкольников, чьи родители подали заключения ПМПК. Облегчить организационную работу по данному направлению можно при условии закрепления локальным актом порядка разработки АООП ДО. Также на данном этапе важно определить количество необходимых программных разработок.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Проектировочный

Разработка конкретной, реалистичной цели и актуальных задач АООП ДО с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ в ДОУ согласно ФГОС, содержания программы и методов ее реализации с последующим утверждением разработки на педсовете.

Изображение слайда
20

Слайд 20: ПРАКТИЧЕСКИЙ

Реализация утвержденной программной разработки с обязательным привлечение узкопрофильных специалистов — дефектолога, логопеда, сурдопедагога, психолога.

Изображение слайда
21

Слайд 21: РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Проводится оценка эффективности программы посредством фиксации достижений ребенка по ключевым параметрам психофизического развития.

Изображение слайда
22

Слайд 22: АООП ДО

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе примерной основной программы и включает следующие разделы: 1.Целевой, состоящий из пояснительной записки (содержит психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития дошкольника с ОВЗ, определение приоритетных целей и задач) и системы планирующих результатов освоения программного содержания, которые следует представить в виде целевых ориентиров по основным направлениям развития, в том числе и в вопросах осуществления коррекционной работы.

Изображение слайда
23

Слайд 23

2.Содержательный, определяющий содержание педагогической работы по пяти образовательным областям и коррекционной деятельности, проводимой с детьми с ОВЗ согласно ФГОС дошкольного образования, а также описание условий организации учебно-воспитательного процесса, порядка психолого-педагогического сопровождения, необходимое материально-техническое обеспечение и показатели его наличия. 3.Организационный, в котором представлено описание специфики вышеперечисленных условий с учетом психофизических возможностей дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Изображение слайда
24

Слайд 24

На основании разработанной АООП ДО всеми специалистами детского сада — воспитателями, педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, детским психологом — разрабатывается рабочая программа, а также документы календарно-тематического планирования, которые могут при необходимости корректироваться и дополняться.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в ДОО

В связи с организацией инклюзивного образования согласно ФГОС для дошкольников с ОВЗ возрастают требования к работе педагогов детского сада с семьями, испытывающими трудности взаимодействия с малышом, имеющим особые познавательные потребности. Помимо прочего, Стандарт направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей и повышения их компетенции в вопросах развития и воспитания, сохранения и укрепления здоровья деток с разными нарушениями развития. Педагоги ДОУ должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомит родителей с особенностями взаимодействия с их особенным малышом, оказывать посильную педагогическую поддержку, способствующую, в том числе, и успешному освоению программного материала.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Проблемы реализации

В свете этого важно отметить, что на данный момент методическая база, на которую воспитатели ДОУ могут опереться при разработке АООП, при подборе методов, форм и особенностей педагогической работы с детками, имеющими особые образовательные потребности, а также членами их семей, остается несформированной, что усложняет процесс инклюзии и внедрения принципов ФГОС ДО. Система мониторинга достижений детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС также основана исключительно на личных разработках отдельных специалистов, что обуславливает необходимость дальнейшей методической работы по данному направлению. Еще одна актуальная проблема системы — необходимость оперативного повышения квалификации воспитателей, которую можно разрешить исключительно посредством осуществления комплексной работы по самообразованию.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Внедрение системы инклюзивного образования в детском саду

Сбор сведений о ребенке. Проводится посредством фиксации опорных данных в картах обследования, с привлечением психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Полученные данные используются при разработке рабочей программы для дошкольника (или группы дошкольников) с особыми образовательными потребностями. 1

Изображение слайда
28

Слайд 28: Внедрение системы инклюзивного образования в детском саду

Анализ полученной информации о ребенке с целью выявления вероятных затруднений и путей их преодоления. 2 3 Определение коррекционно-образовательного маршрута. В ходе заседания ПМПК определяется возможность обеспечения оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС — во время общеобразовательных и коррекционных занятий, в индивидуальной работе. При необходимости составляет индивидуальная коррекционная программа, структурно состоящая из пояснительной записки, плана работы с дошкольником по различным образовательным направлениям и системы мониторинга достижений.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Внедрение системы инклюзивного образования в детском саду

4 Реализация рабочей программы, к которой следует привлечь всех участников коррекционно-образовательного процесса, а также медиков.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Коррекция и компенсация психоречевых недостатков у дошкольников с ОВЗ согласно ФГОС ДО обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля — специалистов, каждый из которых отвечает за отдельные показатели возрастного развития: Ответственные воспитатели организуют коррекционно-образовательную деятельность в ходе организации различных видов детской активности, в режимных моментах с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм педагогической работы, а также поощряют самостоятельность детей с ОВЗ при выборе игр познавательно-речевой и общеразвивающей направленности.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Педагог-логопед, дефектолог проводит коррекционную работу по преодолению речевых недостатков и общеразвивающую образовательно-коррекционную деятельность в ходе режимных моментов, используя комплексный подход к решению возникающих педагогических проблем, в т.ч. и за счет применения традиционных и нетрадиционных методов взаимодействия с дошкольниками. Музыкальный руководитель организует выполнение упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти, обучает основам логоритмики. Инструктор по физической культуре, опираясь на данные актуальных медицинских обследований, организует игры на развитие общей и мелкой моторики, формирование правильного дыхания, укрепление мышечного каркаса, формирование адекватной пространственной ориентации.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Сотрудничество с семьями воспитанников

Информирование родителей о ходе коррекционно-образовательного процесса (проведение Дней открытых дверей, выставок детского творчества, конкурсных программ, праздников, концертов, распространение информационных буклетов), организации «Школы родителей», для слушателей которой могут организоваться лекции с привлечением узкопрофильных специалистов, педагога-психолога, логопеда ДОУ, в ходе осуществления совместной деятельности (выполнение проектов, исследований, подготовка к праздникам). Огромное значение для достижения положительной динамики дошкольников с ОВЗ имеет мотивационная заинтересованность родителей, посещение ими консультаций, совместное выполнение коррекционно-развивающих упражнений.

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Источник:  https://www.resobr.ru/article/63365-qqn-18-m9-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-detey-s-ovz СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда