Презентация на тему: Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»

Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Опера «Пиковая дама»
Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.
Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года.
Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Образ Германа в опере.
Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
« Я имени ее не знаю »
«Прости, небесное созданье »
Сцена в спальне графини
«Что наша жизнь? Игра!»
Образ графини
«Ах, постыл мне этот свет»
Призрак Графини.
Образ Лизы.
Ариозо Л изы «Откуда эти слёзы…»
«Ах, истомилась я горем…»
Заключение.
Список литературы:
Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
1/21
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (18777 Кб)
1

Первый слайд презентации: Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Приморская детская школа искусств» п.Катунино Автор: преподаватель Бычкова Оксана Владимировна

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Опера «Пиковая дама»

«Пиковая дама» - грандиозная и глубокая, по своей реалистичности, музыкальная трагедия – занимает место в ряду высших достижений русской культуры. Это произведение классического музыкального искусства, которым может по праву можно гордится наша страна. «Пиковая дама» - является вершиной оперной драматургии Чайковского, которая свидетельствует о постоянной эволюции его творческого сознания. Это синтез музыкальных произведений влиявших на Чайковского: немецкий романтизм, французская музыка с ссылкой на «Кармен» в сцене с детьми играющими в солдатиков, ария графини «Я боюсь…» заимствованная из А.Гретри «Ричард Львиное Сердце »; православно -религиозная музыка, русские народные мелодии и, конечно, В.А. Моцарт.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года

М.И. Чайковский «…Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для этой оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некого Кленовского и в течение трех лет сделал очень удачное либретто …

Изображение слайда
5

Слайд 5: Из письма к Н.Ф. Фон-Мекк от 17 декабря 1889 года

Но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со совей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился… Мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь а уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом будут инструментовать его.»

Изображение слайда
6

Слайд 6

Сила произведения заключена прежде всего в его потрясающем интонационном реализме, в точности передачи проявления человеческих чувств, которая позволяет слушателю до самых мельчайших подробностей понять душевное состояние главных действующих лиц драмы – Германа и Лизы, старой графини. Затем – в конкретности и в глубине их музыкальных характеристик. Наконец, – в динамике развития действия, создаваемой модификацией образов в вокальных партиях и в оркестровых характеристиках, соответственно развертыванию событий драмы, при «неподвижности» локального и эпохального фона – бытовых и жанровых сцен.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Образ Германа в опере

Образ Германа – меньше всего образ традиционного оперного любовника. Это образ смелого и волевого человека, остро переживающего трагедию своего социального и имущественного неравенства в обществе гвардейской «золотой молодежи» и «большого света» и решившего во что бы то ни стало завоевать себе место равного, а может быть и высшего в окружающей его среде. «Пиковая дама». Германн. Художник А. Поляков. 1963–1964

Изображение слайда
8

Слайд 8

С первого появление на сцене, Герман охвачен всепоглащающей любовью к незнакомой девушке. Эта любовная страсть управляет всеми его поступками. О расчётливости и рассудительности здесь не может быть и речи. Чайковский полностью отождествляет себя с этими страдающим героем. Герман Чайковского значительно отличается от пушкинского. Он сердечнее и глубже. Герман хочет разбогатеть для того, чтобы стать знатным и равным Лизе.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Я имени ее не знаю »

У рассудительного и осторожного Германа пылкая и страстная душа. Ему доступно чувство сильной возвышенной любви. Эта любовь тем сильнее, что она облечена в препятствия: скромное положение в обществе, отсутствия средств не позволяют Герману и думать о браке – законного обладания любимой девушкой. Но это не только не охлаждает его чувства, а еще с большей силой его распаляет. Ариозо развивает мелодию, звучавшую в оркестре при первом появлении Германа. Страстная, мятущаяся душа Германа отражена в музыке, полной глубокой тоски и волнения. Ариозо заканчивается ярким патетическим возгласов.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Прости, небесное созданье »

Ариозо несет новый поворот чувства: не страсть слышится в нём, а мольба о сожалении. Опьянённый страстью, отчаянием, решимостью, Герман словно внезапно остановился «перед святыней красоты» и внутренне преклонился перед тем бесконечным высоким началом, которое заключено в женской любви. Нежная грустная мелодия, полная большого и сильного чувства, смягчённого глубокой печалью, разрастается от первых тихих фраз к патетическому возгласу. Это – момент душевного перелома, когда, казалось бы, должно торжествовать всё прекрасное и доброе, что до сих пор было заглушено ненавистью…

Изображение слайда
11

Слайд 11: Сцена в спальне графини

Самый решающий драматический момент. Из самой глубины нижнего регистра оркестра, как зловещий призрак, поднимается тема трёх карт. Герман выходит из-за занавеса, графиня просыпается и в ужасе шевели губами. Между двумя участниками происходит диалог, но при этом графиня не произносит ни слова. Она молчит скованная страхом. Однако в музыке переданы все её переживания, ужас предчувствия смерти. Повелительный жест руки передан в музыке звучанием труб. Речитативы Германа – отрывочные, разорванные – проводятся на фоне страшной музыки, рождающей ощущение захватывающего ужаса перед предсмертной агонией перепуганного человека. Партия Германа исключительна выразительная, в ней есть мольба, отчаяние, заклинания угрозы. Он, охваченный безумной идеей, не замечает веянья приближающейся смерти. Когда графиня умирает, Герман не видит её смерти и фраза «Полноте ребячится! Хотите ли назначить мне три карты? Да или нет?» – идет на фоне торжественно звучащих аккордов, передающих величие смерти.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Что наша жизнь? Игра!»

В опере все сосредоточено на душевном состоянии героя, и центральным моментом заключен в арии «Что наша жизнь? Игра!». Это - отрицание чести и морали.Трудно передать сильнее и лаконичнее, чем это сделал Чайковский, состояние вызова, душевного опьянения, предчувствия победы. Герман царит над толпой., возбуждая страх, любопытство и восхищение. И в то же время ария – это не демоническая песня – простота интонации, злобная энергетика и крайняя реалистичность, отсутствие преувеличения в патетике, делают ее действительно дерзким вызовом обществу.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Образ графини

В опере графине бездейственна; меткими музыкальными штрихами Чайковский показывает её полную отрешённость от реальной жизни. Графиня в опере Чайковского, как и в повести Пушкина, - случайно уцелевший обломок далёкого прошлого. Но графиня – хранительница тайны трёх «чудодейственных» (по мнению Чайковского) карт; той тайны, вокруг которой завязываются развиваются и приводят к трагической развязке все драматические события оперы. И Ч айковский на протяжении всей оперы неизменно подчёркивает эту связь роковой тайны трёх карт со ст а рой графиней.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Ах, постыл мне этот свет»

Ария –воспоминания старого человека о прошлом - идет на фоне изнывающей «менуэтной» фразировки. После слов «А бывало кто танцевал?» читаются царские особы ныне уже покойные, причем в оркестре подбираются подходящие тембры. Мемуары доходят до описания успеха самой графини: холодный ветерок скрипки с сурдинами проносится по комнате.. Всё застыло, – и сентиментальная песенка Гретри звучит как жуткий голос с того света. Придя в себя от грёз графиня гонит приживалок и засыпает («менуэтная» фраза теперь звучит у кларнетов; трепетные вздрагивания у струнных ). Снова песенка сквозь сон. Менуэтная фраза слышится в последний раз у струнных. Наступает могильная тишина.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Призрак Графини

Появление призрака графини сопровождается в оркестре драматической, даже грозной музыкой, полной внутренней напряженности. Слова о картах, который произносит призрак, звучат тихо, чуть слышно. Здесь Чайковский широко использует музыку, из сцены с приживалками и засыпанием графини, но в значительно измененном виде, так ч то образ графини принимает новые фантастические черты.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Образ Лизы

Лиза о опере Чайковского – глубоко трагический образ. Лиза тоже чужая в окружающем ее обществе. Бедная родственница в доме богатой сумасбродной старухи, она чувствует свое зависимое положение. И это обостряет ее критическое отношение к окружающему, повышает и углубляет ее запросы. Ее ответное чувство к Герману понятно : она ищет и находит свое героя вне своего круга. Цельная и глубокая натура, Л иза принесла в жертву любви свою жизнь. Отринутая Германом, потерявшая со своей любовью всё, Лиза покончила с собой.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Ариозо Л изы «Откуда эти слёзы…»

Перед нам раскрывается душа молодой девушки, с ее мечтами о счастье, с ее представлениями любви. Облик Лизы обрисован Чайковским с исключительной любовью. Впервые он раскрыт композитором, переломленным через чувство Германа к ней. Ариозо Лизы – один из самых сильных, ярких по музыке эпизодов в опере. Этот монологе обращения к ночи, этом замечательном образце симфонического ноктюрна, раскрывает поэтический облик любящей русской девушки. Прекрасная, полная трепета юной души мелодия, как бы всплывающая на фоне волнообразных пассажей оркестра, растущая и ширящаяся по мере роста любовных чувств, выражается с огромной жизненной силой страсть, охватившую Лизу.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ах, истомилась я горем…»

Ариозо льется протяжно и широко. Скорбная мелодия, на развитии которой построена ариозо Лизы, напоминает грустные народные плачи и причитания по умершим. Глубокая скорбь выражена с то благородной сдержанностью, с какой всегда говорит о горе и несчастье русское народное искусство. Суровая мерная тема в оркестровом вступлении к арии воплощает образ роковой судьбы Лизы. Страдание, горечь души и не изжита любовь наполняют музыку арии.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Заключение

Великое творение Чайковского стало новым словом не только в творчестве самого композитора, но и в развитии всей русской оперы прошлого столетия. Никому из русских композиторов, кроме Мусоргского, не удавалось достигнуть такой неотразимой силы драматического воздействия и глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, раскрыть сложный мир подсознательного, безотчетно движущего нашими действиями и поступками. Не случайно эта опера вызвала такой обостренный интерес у ряда представителей новых молодых художественных течений, возникающих на рубеже XIX и XX веков. И до сих пор «Пиковая дама» остается одной из непревзойденных вершин классического оперного наследия.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Список литературы:

1. Асафье Б.В.О музыке Чайковского. Ленинград: Изд-во «Музыка»,1972, с.327-362 2. Берлянд -Чёрная Е. Пушкин и Чайковский Музгиз,1950, с.100-141 3.Богданов-Березовский В. Оперное и балетное творчество Чайковского. М.: гос. изд-во «Искусство», 1940, с.77-89 4.Соловцов А. Пиковая дама П.И. Чайковского. М.: Гос. муз.изд-ние : изд третье, 1959. 5.Сто лучших опер.  М.:Изд-во «Музыка»,1979 г. 6.Русская музыкальная литература (выпуск 3). Издательство “Музыка”. Ленинградское отделение 1972 г. 7.Туманина Н. П.И. Чайковский Великий мастер М.: Изд-во «Наука», 1968., с.297-345. 8.Туманина Н. Чайковский и музыкальный театр. М.: Государственное мзыкально изд-во., 1961, с.192-228 Электронные источники сети интернет: 9.ФЭБ:Фундаментальная электронная библионетка Русская литература и фольклер. 10. http ://feb-web.ru/feb/pushkin/music/composers/chaikovsky/libretto/lpd/lpd-001-.htm 11.   a4format.ru 12.   video.athenaeum.ru http :// cyberleninka. ru / article / n / dramaturgicheskie - paradoksy - v - opere - p - chaykovskogo - pikovaya - dama 13 https://yandex.ru/images/search gh 14. https://yandex.ru/images/search7evdj&j 15. https://yandex.ru/images/search?p=3&text 16. https ://yandex.ru/images/search?p=5&text

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»: Образы главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Приморская детская школа искусств» п.Катунино Автор: преподаватель Бычкова Оксана Владимировна

Изображение слайда