Презентация на тему: Обособление приложений

Обособление приложений
Обособленные члены предложения
Приложение
Знаки препинания при нераспространённых приложениях
Дефис не ставится
Дефис не ставится
Дефис не ставится
Будь внимателен
Проверь себя. Расставьте знаки препинания (дефис или запятую) или оставьте поля пустыми
Обособление приложений
Обособление распространённых приложений
Обособление распространённых приложений
Обособление распространённых приложений
Обособление распространённых приложений
Нельзя путать составное именное сказуемое и приложение
Расставьте знаки препинания
Обособление приложений
Перед приложением ставится тире в
Обратите особое внимание! У определений и приложений сходные условия обособления.
Обратите особое внимание! У определений и приложений сходные условия обособления.
Обратите особое внимание! У определений и приложений сходные условия обособления.
Расставьте знаки препинания
Обособление приложений
Обособление приложений Расставьте недостающие знаки препинания.
Обособление приложений
Расставить знаки препинания
Проверь себя!
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в простом предложении
Итоги урока
Итоги урока
Итоги урока
Тренинг
Обособление приложений
Тренинг
Обособление приложений
Тренинг
Обособление приложений
Тренинг
Обособление приложений
Тренинг
Обособление приложений
Тренинг
Обособление приложений
1/43
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (115 Кб)
1

Первый слайд презентации: Обособление приложений

Изображение слайда
2

Слайд 2: Обособленные члены предложения

— члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добавочного сообщения и таким образом логически подчёркиваются, приобретая некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены выделяются запятыми или тире.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Приложение

Это определение, выраженное существительным. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Знаки препинания при нераспространённых приложениях

Между одиночным приложением и определяемым словом — именем нарицательным — ставится дефис: француз-учитель, инженер-разработчик, студент-медик.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Дефис не ставится

1. Если стоящее перед определяемым существительным приложение можно заменить однокоренным прилагательным. Пример: старик сторож (старый сторож), умница собака (умная собака), гигант завод (гигантский завод)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Дефис не ставится

2. Если на втором месте стоит имя собственное. Пример : река Волга, город Новгород 3. Если при определяемом существительном имеются два нераспространенных приложения, соединенные союзом И. Пример: студенты биологи и географы, музыканты гитаристы и барабанщики

Изображение слайда
7

Слайд 7: Дефис не ставится

4. Если в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе — видовое. Пример: суп солянка, дерево берёза, газ водород 5. Если на первом месте стоят слова господин, гражданин, товарищ и т.п. Пример: господин мэр, товарищ сержант

Изображение слайда
8

Слайд 8: Будь внимателен

Нельзя путать сочетания приложений с определяемыми словами и сложные слова типа диван-кровать. При изменении этих слов окончание меняется только у второй части сложного слова — в отличие от приложения и определяемого слова, где окончания изменяются у обоих слов: о диван-кровати, с французом-учителем.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Проверь себя. Расставьте знаки препинания (дефис или запятую) или оставьте поля пустыми

1. Мы реалисты построенные в ряды, стояли в правом приделе собора, гимназистки в своих белых передничках — в левом. (Н. Заболоцкий.) 2. Деревня расположена на высоком берегу реки Вятки. (Н. Заболоцкий.) 3. Прадедом моим был Яков крестьянин... (Н. Заболоцкий.) 4. Хармс хозяин, Заболоцкий гость поднимаются по сумрачной лестнице. (И. Бахтерев.)

Изображение слайда
10

Слайд 10

1. Мы, реалисты, построенные в ряды, стояли в правом приделе собора, гимназистки в своих белых передничках — в левом. (Н. Заболоцкий.) 2. Деревня расположена на высоком берегу реки Вятки. (Н. Заболоцкий.) 3. Прадедом моим был Яков - крестьянин... (Н. Заболоцкий.) 4. Хармс - хозяин, Заболоцкий - гость поднимаются по сумрачной лестнице. (И. Бахтерев.)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Обособление распространённых приложений

Распространённое приложение обособляется в любой позиции, если относится к личному местоимению. Пример: Он, интересный художник, оформил много книг. Интересный художник, он оформил много книг.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Обособление распространённых приложений

2. Распространённое приложение обособляется, если относится к существительному нарицательному или собственному и стоит после него. Пример Интересный художник, оформитель многих книг, работает над новой серией иллюстраций. Иванов, оформитель многих книг, работает над новой серией иллюстраций.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Обособление распространённых приложений

3. Обособленные приложения могут присоединяться словами то есть, или, например, по имени, по фамилии, родом, по происхождению и др. Запятая после этих слов не ставится. Пример Профессор, по фамилии Сидоров, принимал вступительные экзамены. Иванов, то есть наш друг, сделал это случайно.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Обособление распространённых приложений

4. Приложение, присоединённое союзом как, обособляется, если союз имеет значение "по причине". Если приложение, присоединённое союзом "как", имеет значение "в качестве", оно не обособляется. Пример Как опытный повар, Иванов был назначен ответственным за банкет. Муха, как насекомое назойливое, особенно часто подвергается преследованию. Его взяли на работу как корректора.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Нельзя путать составное именное сказуемое и приложение

Он интересный художник и оформил много книг. В этом предложении слово "художник" является сказуемым, следовательно, не обособляется.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Расставьте знаки препинания

1. В 1913 году я десятилетний мальчик сдавал туда вступительные экзамены. (Н. Заболоцкий.) 2. Образец педантизма немецкий инспектор Силяндер был неумолимо строг. (Н. Заболоцкий.) 3. Общей нашей любовью стал Владислав Павлович Спасский учитель истории ещё молодой тогда человек. (Н. Заболоцкий.) 4. Часто на переменах мы слышали, как она беседует по-немецки с инспектором, и этот свободный иноязычный разговор на нас провинциальных мальчуганов производил большое впечатление (Н. Заболоцкий.)

Изображение слайда
17

Слайд 17

1. В 1913 году я, десятилетний мальчик, сдавал туда вступительные экзамены. (Н. Заболоцкий.) 2. Образец педантизма немецкий инспектор Силяндер был неумолимо строг. (Н. Заболоцкий.) 3. Общей нашей любовью стал Владислав Павлович Спасский, учитель истории, ещё молодой тогда человек. (Н. Заболоцкий.) 4. Часто на переменах мы слышали, как она беседует по-немецки с инспектором, и этот свободный иноязычный разговор на нас, провинциальных мальчуганов, производил большое впечатление (Н. Заболоцкий.) Проверь себя.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Перед приложением ставится тире в

1. Можно без изменения смысла вставить слова "а именно", "то есть". Она увлекается этим видом спорта — гимнастикой. 2. Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному. Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 3. Приложение относится к одному из однородных членов предложения — для внесения ясности. В поход пошли наши соседи, их дети — мои друзья, два-три человека с нашей улицы. 4. Внутри приложения есть запятые Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой

Изображение слайда
19

Слайд 19: Обратите особое внимание! У определений и приложений сходные условия обособления

1. Любое определение и приложение обособляется во всех позициях, если определяемым словом является личное местоимение. Он, родившийся в Москве, снова приехал в родной город. Родившийся в Москве, он … Он, уроженец Москвы, снова приехал в родной город. Уроженец Москвы, он …

Изображение слайда
20

Слайд 20: Обратите особое внимание! У определений и приложений сходные условия обособления

2. Если определяемым словом является имя собственное, распространённое определение и любое приложение обособляется только после определяемого слова. Иван, родившийся в Москве, снова приехал в родной город. Иван, уроженец Москвы, ….. Иван, москвич, снова приехал…

Изображение слайда
21

Слайд 21: Обратите особое внимание! У определений и приложений сходные условия обособления

3. Если определяемым словом является нарицательное существительное, то распространённое определение и приложение обособляется только после определяемого слова. Брат, родившийся в Москве, … Брат, уроженец Москвы, …

Изображение слайда
22

Слайд 22: Расставьте знаки препинания

1. Парад принимал настоящий генерал, правда, в отставке по фамилии Смирнов. 2. Вокруг стояли статуи копии античных скульптур. 3. Медная бляха, направленная ребром на противника, действует как булава и может натворить немало бед. 4. В городе существует заброшенное Митрофаниевское кладбище место свиданий и любовных встреч.

Изображение слайда
23

Слайд 23

1. Парад принимал настоящий генерал, правда, в отставке, по фамилии Смирнов. (Н. Заболоцкий.) 2. Вокруг стояли статуи, копии античных скульптур. (Н. Заболоцкий.) 3. Медная бляха, направленная ребром на противника, действует как булава и может натворить немало бед. (Н. Заболоцкий.) 4. В городе существует заброшенное Митрофаниевское кладбище - место свиданий и любовных встреч. (Н. Заболоцкий.) Проверь себя.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Обособление приложений Расставьте недостающие знаки препинания

Давно уже я грешница лапши не ела. (А. Чехов.) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. Пушкин.) Мы артиллеристы хлопотали около орудий. (Л. Толстой.) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его. (Л. Толстой.) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по прозвищу Межвежонок. (М. Горький.) Мой брат Петя учитель чудесно поёт. (А. Чехов.) Учитель географии Галкин на меня злобу имеет... (А. Чехов.) Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. (И. Тургенев.) Радищев рабства враг цензуры избежал. (А. Пушкин.) Разносчик болотной влаги меня прознобил туман. (С. Есенин.) Девочки в особенности Катенька с радостными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Толстой.) Как живописец Маяковский уважал и любил Серова. (И. Шкловский.) Бунина большинство знает главным образом как прозаика. (К. Паустовский.) Я уже не говорю о его качествах как генерала... (Л. Толстой.) Пьер как законный сын получит всё. (Л. Толстой.)

Изображение слайда
25

Слайд 25

Давно уже я, грешница, лапши не ела. (А. Чехов.) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А. Пушкин.) Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Толстой.) Добродушный старичок, больничный сторож тотчас же впустил его. (Л. Толстой.) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович, по прозвищу Межвежонок. (М. Горький.) Мой брат Петя, учитель, чудесно поёт. (А. Чехов.) Учитель географии Галкин на меня злобу имеет... (А. Чехов.) Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор, на охоту. (И. Тургенев.) Радищев, рабства враг, цензуры избежал. (А. Пушкин.) Разносчик болотной влаги, меня прознобил туман. (С. Есенин.) Девочки, в особенности Катенька, с радостными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Толстой.) Как живописец, Маяковский уважал и любил Серова. (И. Шкловский.) Бунина большинство знает главным образом как прозаика. (К. Паустовский.) Я уже не говорю о его качествах как генерала... (Л. Толстой.) Пьер, как законный сын, получит всё. (Л. Толстой.) Проверь себя!

Изображение слайда
26

Слайд 26: Расставить знаки препинания

В комнату вбежала оживленная малышка любимица отца  в розовом платье, с огромным бантом на макушке. Юбиляру подарили его любимые цветы  розы. Давно замечено, что одиноко растет, не подпуская никого селиться возле себя, одно только дерево береза. Мы пошли взглянуть на лесистый холм возвышение, насыпанное несколько веков назад для постройки замка. Около своего дома я увидела необычный предмет   большую дорожную сумку, на которую навешены пять огромных замков. С детства моя маленькая сестрёнка любила фотографировать различные растения, особенно ей нравился цветок   фиалка. Наши давние враги   жители холодных и страшных северных мест   решили атаковать нас без предупреждения. Ты помнишь того странного человека   профессора, который хотел научить нас правильному завариванию корня ромашки   я слышала, что он будет проводить у нас лекции в следующем семестре.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Проверь себя!

В комнату вбежала оживленная малышка — любимица отца — в розовом платье, с огромным бантом на макушке. Юбиляру подарили его любимые цветы — розы. Давно замечено, что одиноко растет, не подпуская никого селиться возле себя, одно только дерево — береза. Мы пошли взглянуть на лесистый холм — возвышение, насыпанное несколько веков назад для постройки замка. Около своего дома я увидела необычный предмет —  большую дорожную сумку, на которую навешены пять огромных замков. С детства моя маленькая сестрёнка любила фотографировать различные растения, особенно ей нравился цветок —  фиалка. Наши давние враги —  жители холодных и страшных северных мест —  решили атаковать нас без предупреждения. Ты помнишь того странного человека —  профессора, который хотел научить нас правильному завариванию корня ромашки —  я слышала, что он будет проводить у нас лекции в следующем семестре.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в простом предложении

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Семья его состояла из жены (1) Феофании Саввичны (2) гостеприимной хозяйки (3) говорившей всегда (4) нараспев (5) и сына (6) Петеньки (7) резвого мальчонки (8) лет десяти-одиннадцати (9) всегда на лету бросавшегося ко мне и тут же убегавшего. 1, 3, 6, 9 2, 3, 5, 7, 9 2, 4, 5, 7, 8 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 2

Изображение слайда
29

Слайд 29: Итоги урока

Итак, распространенные приложения обособляются, если относятся к личному местоимению. Распространенное приложение обособляется, если относится к существительному нарицательному или собственному и стоит после него. Нельзя путать составное именное сказуемое и приложение. Между одиночным приложением и определяемым словом – именем нарицательным – ставится дефис. Дефис не ставится: если стоящее перед определяемым существительным приложение можно заменить однокоренным прилагательным; если на втором месте стоит имя собственное; если в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое; если на первом месте стоят слова господин, гражданин, товарищ и т.п.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Итоги урока

Если одиночное приложение стоит после нарицательного существительного, имеющего при себе пояснительные слова, то оно выделяется запятыми. Нельзя путать сочетания приложений с определяемыми словами и сложные слова типа диван-кровать. При изменении этих слов окончание меняется только у второй части сложного слова - в отличие от приложения и определяемого слова, где окончания изменяются у обоих слов: о диван-кровати, с французом-учителем. Обособленные приложения могут присоединяться словами то есть, или, например, по имени, по фамилии, родом, по происхождению и др. Запятая после этих слов не ставится. Приложение, присоединенное союзом КАК, обособляется, если союз имеет значение «по причине».

Изображение слайда
31

Слайд 31: Итоги урока

Перед приложением ставится тире: если можно без изменения смысла вставить слова «а именно», «то есть»; если подчеркивается самостоятельность распространенного приложения, стоящего в конце предложения; если приложение относится к одному из однородных членов предложения – для внесения ясности.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Тренинг

Вставьте недостающие знаки препинания. Костя мальчик лет десяти возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Мы артиллеристы хлопотали около орудий. Мне предстоял переход через невысокие горы естественную границу Карского пашалыка. С дедушкой этим Минаем я уж лет тридцать хожу. От утеса к утесу через разрез вел мост чудо инженерного искусства.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. Мне предстоял переход через невысокие горы, естественную границу Карского пашалыка. С дедушкой этим Минаем я уж лет тридцать хожу. От утеса к утесу через разрез вел мост - чудо инженерного искусства.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Тренинг

Перепишите, вставляя, где следует, запятые. К озеру можно проехать лесом или по дороге. Нам пришлось обходить балку или степной овраг. Весь день туристы шли или по речке или по полю. Ученый пользовался при чтении рукописей лупой или увеличительным стеклом. К вам завтра зайдет слесарь или прораб. По сторонам ледника тянулись морены или ряды валунов.

Изображение слайда
35

Слайд 35

К озеру можно проехать лесом или по дороге. Нам пришлось обходить балку, или степной овраг. Весь день туристы шли или по речке или по полю. Ученый пользовался при чтении рукописей лупой, или увеличительным стеклом. К вам завтра зайдет слесарь или прораб. По сторонам ледника тянулись морены, или ряды валунов.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Тренинг

Вставьте недостающие пунктуационные знаки. Порой раздавался звонок повестка к поезду. Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки хитрого озорника и сластену. Как они хороши Тянь-Шанские горы в закатных вечерних лучах. Праздник жизни, молодые годы я убил под тяжестью труда и поэтом баловнем свободы, другом лени не был никогда.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Порой раздавался звонок, повестка к поезду. Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, хитрого озорника и сластену. Как они хороши Тянь-Шанские горы в закатных вечерних лучах. Праздник жизни, молодые годы, я убил под тяжестью труда и поэтом баловнем свободы, другом лени не был никогда.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Тренинг

Вставьте недостающие пунктуационные знаки. Сначала какой-нибудь младенец новичок читал «Царю небесный», потом пели, потом отец Михаил наш законоучитель, вечно страдающий флюсом, жиденьким тенорком читал главу из Евангелия…. Здесь, в великолепном городе, действует кинематограф «Фурор». Потом появилась у меня другая любовь бледная, как лилия, дочка немца провизора Рита Витман. Это был хороший, дружелюбно настроенный к нам и прогрессивный человек…

Изображение слайда
39

Слайд 39

Сначала какой-нибудь младенец - новичок читал «Царю небесный», потом пели, потом отец Михаил, наш законоучитель, вечно страдающий флюсом, жиденьким тенорком читал главу из Евангелия… Здесь, в великолепном городе, действует кинематограф « Фурор». Потом появилась у меня другая любовь, бледная, как лилия, дочка немца провизора Рита Витман. Это был хороший, дружелюбно настроенный к нам и прогрессивный человек…

Изображение слайда
40

Слайд 40: Тренинг

Вставьте недостающие пунктуационные знаки. На корабле плыл еще чех человек старый и невеселый. Орлы спутники войск, поднялись над горою. В мачтовом сосняке водились ценимые любителями синицы аполлоновки длиннохвостые белые птички редкой красоты. Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам. Ему, здоровому человеку хотелось кинуться и лететь как эти чайки.

Изображение слайда
41

Слайд 41

На корабле плыл еще чех, человек старый и невеселый. Орлы, спутники войск, поднялись над горою. В мачтовом сосняке водились ценимые любителями синицы аполлоновки, длиннохвостые белые птички редкой красоты. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. Ему, здоровому человеку, хотелось кинуться и лететь как эти чайки.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Тренинг

Вставьте недостающие пунктуационные знаки. За баррикадами из мешков песка, возле тяжелых противотанковых пулеметов, стояли запасными номерами наводчики комсомольцы. И реки, эти замерзшие царственные красавицы вздрагивали, покрывались туманом и уже грозили нам неисчислимыми бедами. Эти великовозрастные парни аккуратные второгодники, сидели рядом на «камчатке» и били воплощением всех пороков, доступных нашему воображению. Наш надзиратель «Бобка», а то и сам инспектор могут нагрянуть к нам в любое время. Я мечтала быть художницей. И даже по совету одной очень дальней приготовишки одноклассницы написала это желание на листочке бумаги, листочек сначала пожевала, а потом выбросила из окна вагона.

Изображение слайда
43

Последний слайд презентации: Обособление приложений

Проверим За баррикадами из мешков песка, возле тяжелых противотанковых пулеметов, стояли запасными номерами наводчики - комсомольцы. И реки, эти замерзшие царственные красавицы, вздрагивали, покрывались туманом и уже грозили нам неисчислимыми бедами. Эти великовозрастные парни, аккуратные второгодники, сидели рядом на «камчатке» и били воплощением всех пороков, доступных нашему воображению. Наш надзиратель «Бобка», а то и сам инспектор могут нагрянуть к нам в любое время. Я мечтала быть художницей. И даже по совету одной очень дальней приготовишки - одноклассницы написала это желание на листочке бумаги, листочек сначала пожевала, а потом выбросила из окна вагона.

Изображение слайда