Презентация на тему: О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6

Реклама. Продолжение ниже
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6
1/50
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 54)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1568 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Онтогенез – это полный цикл индивидуального развития каждой особи, начиная с момента образования гамет, давших ей начало, и заканчивая ее смертью. Онтогенез подразделяют на три периода: 1. Предэмбриональный (прогенез) период соответствует гаметогенезу - процессу образования половых клеток.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

2. Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом развивающегося организма из яйцевых или зародышевых оболочек или рождением. 3. Постэмбриональный период начинается с момента рождения (у млекопитающих) или с выхода из яйцевых или зародышевых оболочек и заканчивается смертью.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Эмбриональный период Развивающийся организм в эмбриональный период питается за счет питательных веществ, накопленных яйцеклеткой, или за счет материнского организма. Эмбриональный период принято делить на следующие стадии: 1. Зигота. 2. Дробление. 3. Гаструляция. 4. Гисто- и органогенез.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

1. З игота – одноклеточная стадия развития зародыша. Образуется в результате слияния отцовской и материнской гамет. Имеет диплоидный набор хромосом.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

2. Дробление – ряд последовательных митотических делений зиготы, заканчивающихся образованием многоклеточного однослойного зародыша - бластулы. Клетки, образующиеся в ходе делений, называются бластомерами. В основе деления бластомеров лежит митоз, но в период интерфазы они не растут, поэтому размеры зародыша на стадии дробления соответствуют размерам зиготы. Характер дробления зависит от количества желтка и его распределения в цитоплазме яйцеклетки.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Классификация яйцеклеток А. По количеству желтка яйцеклетки подразделяются на: Алецитальные (млекопитающие, в том числе и человек) – практически лишены желтка. Олиголецитальные (ланцетник) – содержат небольшое количество желтка. Мезолецитальные (амфибии и некоторые рыбы) – содержат среднее количество желтка. Полилецитальные (пресмыкающиеся и птицы) – содержат много желтка.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Б. По распределению желтка различают яйцеклетки: Изолецитальные ( ланцетник, черви) – содержат небольшое количество равномерно распределенного желтка. Умеренно телолецитальные (амфибии) – содержат среднее количество желтка, который сосредоточен на одном полюсе клетки; на другом полюсе располагается ядро.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Б. По распределению желтка 3. Резко телолецитальные (птицы) – содержат много желтка, занимающего почти весь объем цитоплазмы. 4. Центролецитальные (насекомые) – содержат много желтка, который окружает ядро толстым слоем.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

2. Дробление Способ дробления у разных организмов не одинаков и зависит от типа яйцеклетки. Дробление может быть: 1. Полное. 2. Неполное.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

При полном дроблении зигота дробится вся целиком, при неполном – ее часть. 1. Полное дробление может быть: а) равномерным (если образуются одинаковые бластомеры - например, у ланцетника), б ) неравномерным (если бластомеры имеют неодинаковые размеры - например, у млекопитающих).

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

У ланцетника бластула содержит 128 бластомеров 2. Неполное дробление может быть: а) поверхностным (например, у насекомых), б) дискоидальным (например, у птиц). Многоклеточный зародыш на стадии 64 бластомеров у ланцетника имеет вид тутовой ягоды и называется морулой Дробление заканчивается формированием бластулы. Стенка бластулы – бластодерма – состоит из одного слоя бластомеров. Внутри бластулы есть полость – бластоцель. После образования бластулы начинается гаструляция. морула Бластодерма. Бластоцель. бластула

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
13

Слайд 13

Типы дробления и типы бластул Полное Неполное (голобластическое) (меробластическое) равномерн. неравномерн. неравномерн. дискоидальное поверхностное синхронное асинхронное асинхронное асинхронное синхронное цело- амфи- бласто- диско- пери- бластула бластула циста бластула бластула (ланцетник) (лягушка) (человек) (птицы) (насекомые) Бластодерма. Бластоцель. Многоклеточный зародыш на стадии 64 бластомеров у ланцетника имеет вид тутовой ягоды и называется морулой Слой клеток, образующих стенку бластулы, называется бластодерма. Внутри бластулы имеется полость – бластоцель. У ланцетника бластула содержит 128 бластомеров. 1 морула бластула

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14

3. Гаструляция – процесс преобразования однослойного зародыша (бластулы) в многослойный (двух- или трехслойный) – гаструлу. Гаструляция подразделяется на два этапа: Образование двухслойного зародыша. Образование трехслойного зародыша. 1 этап. Преобразование однослойного зародыша в двухслойный в природе может осуществляться четырьмя способами:

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

1) инвагинация – впячивание клеток вегетативного полюса в бластоцель (ланцетник); 1- бластодерма, 2 - бластоцель, 3 - эктодерма, 4 - энтодерма, 5 - гастроцель, 6 – бластопор.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
16

Слайд 16

3 - эктодерма, 4 - энтодерма 2) эпиболия – обрастание: клетки одного из полюсов делятся быстрее, поэтому они обрастают бластулу с поверхности (птицы);

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
17

Слайд 17

1- бластодерма, 2 - бластоцель, 3 - эктодерма, 4 - энтодерма, 5 - гастроцель. 3) иммиграция – выселение клеток бластодермы в бластоцель и их размножение (кишечнополостные);

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18

1- бластодерма, 3 - эктодерма, 4 - энтодерма. 4) деламинация – расслоение: клетки бластодермы синхронно делятся, образуя два слоя (насекомые). б в

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19

2 этап – образование трехслойного зародыша. Формирующиеся при гаструляции слои клеток называются зародышевыми листками. Наружный слой клеток – эктодерма, внутренний – энтодерма. Между ними располагается мезодерма. Полость гаструлы называется гастроцель. Вход в полость – первичный рот (бластопор). Существует два способа образования мезодермы: телобластический и энтероцельный.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

1- эктодерма, 2 - энтодерма, 3 – телобласты. Телобластический – в области губ бластопора образуются крупные клетки – телобласты. Они делятся, и между эктодермой и энтодермой образуется третий зародышевый листок – мезодерма. Такой способ характерен для беспозвоночных.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

1 - эктодерма, 2 - энтодерма, 3 - карманы первичной кишки. Энтероцельный – по бокам от первичной кишки образуются выпячивания – карманы. Затем эти выпячивания отделяются от первичной кишки и разрастаются между эктодер-мой и энтодермой, образуя мезодерму. Такой способ характерен для хордовых.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22

а г 4. Гисто - и органогенез – формирование из зародышевых листков тканей и органов: из эктодермы образуются: эпидермис кожи и его производные, нервная система, рецепторы органов чувств; из энтодермы – хорда, эпителий средней кишки, органов дыхания, пищеварительные железы; из мезодермы – скелет, мышцы, дерма кожи, кровеносная система, выделительная система и др.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Провизорные органы Жизнедеятельность зародыша в эмбриональный период обеспечивается провизорными органами. У водных животных провизорным органом является желточный мешок, выполняющий кроветворную и питательную функции. У наземных животных: желточный мешок (кроветворная и питательная функции); амнион с амниотической жидкостью (функция защиты и газообмена);

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

аллантоис (первичный мочевой пузырь); серозная оболочка (функция защиты и газообмена). У млекопитающих провизорными органами являются : пупочный канатик, ворсинчатый хорион, плацента.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25

Гетерохронность закладки органов и тканей В эмбриогенезе зачатки различных органов и тканей закладываются неодновременно. Существует следующая закономерность: раньше закладываются зачатки тех органов, которые раньше начинают функционировать. Примеры. У хордовых головной конец тела раньше закладывается, чем хвостовой; спинной мозг раньше головного. У человека: верхние конечности закладываются раньше нижних.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Механизмы регуляции эмбриогенеза Регуляция эмбриогенеза осуществляется на всех уровнях биологической организации организма: надклеточном, клеточном, молекулярно-генетическом.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

Надклеточный уровень. Большое значение в управлении ходом эмбриогенеза придается организационным центрам (организаторам). Впервые их роль была установлена в 1924 году немецким ученым Гансом Шпеманом.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

Г. Шпеман проводил свои опыты на зародышах тритона. В норме у зародыша тритона из эктодермы на спинной стороне формируется нервная трубка. Если на стадии ранней гаструлы удалить верхнюю губу бластопора, то нервная трубка не сформируется. Если верхнюю губу бластопора пересадить под эктодерму брюшной стороны, то нервная трубка сформируется на брюшной стороне. Если добавить зародышу еще одну губу, то сформируется две нервные трубки.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29

Опыты показали, что верхняя губа бластопора направляет развитие эктодермы по пути формирования нервной трубки. Участок верхней губы бластопора Г. Шпеман назвал организационным центром, или индуктором, а само явление получило название – эмбриональная индукция. Ткань, отвечающая на действие индуктора, – компетентная ткань.

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30

В последующем были установлены многочисленные примеры взаимовлияния зачатков в ходе эмбриогенеза. Деление зачатков на индукторы и компетентную ткань является относительным. Например, при закладке глаза вырост мозгового пузыря вызывает развитие из эктодермы зачатка хрусталика, а зачаток хрусталика - развитие зачатка роговицы. Исходя из учения Г. Шпемана, ход эмбриогенеза можно представить как цепочку, состоящую из пар: индуктор компетентная ткань (индуктор) компетентная ткань и т.д.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31

2. Клеточный уровень В эмбриогенезе наблюдается пять типов клеточных реакций. Пролиферация. Клеточные перемещения. Гибель клеток. Избирательная сортировка. Дифференцировка клеток.

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

1. Пролиферация – размножение клеток митозом. Имеет место при формировании любого органа. Максимальна на начальных этапах эмбриогенеза. 2. Клеточные перемещения – миграция отдельных клеток развивающегося организма. Например, перемещение нервных клеток ганглиозной пластинки к местам закладки рецепторного аппарата органов чувств.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

3. Гибель клеток – запрограммированный процесс на завершающем этапе формообразования органа. Например, гибель клеток в межпальцевых промежутках кисти человека. Если она не произойдет, то ребенок родится со сросшимися пальцами (синдактилия). 4. Избирательная сортировка – выделение из смеси однотипных клеток и образование между ними прочных контактов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34

5. Дифференцировка клеток – процесс образования специализированных типов клеток. Можно выделить три этапа на пути дифференцировки клеток: тотипотентность (равнонаследственность) – путь развития клетки еще не определен. Это стадия зиготы и начало ее дробления (2-8 бластомеров). У гидромедузы клетки тотипотентны до стадии 32 бластомеров;

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35

трансдетерминация – переопределение намеченного пути дифференцировки. Клетка теряет тотипотентность, но способна изменить направление намеченного пути развития (опыты Шпемана); детерминация – клетка имеет строго определенный путь своего развития. Таким образом, в ходе эмбриогенеза число возможных путей развития каждой клетки уменьшается в конечном счете до одного.

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

Доказательством этого служат опыты английского ученого Джона Гердона, проведенные им в 1962-1972 гг. Он брал яйцеклетку лягушки, удалял из нее ядро и помещал туда ядро специализированной клетки эпителия кишечника. В последующем из такой клетки развивалась нормальная лягушка. 3. Молекулярно-генетический уровень Ранние этапы эмбриогенеза (дробление) управляются веществами (РНК, белками), накопленными яйцеклеткой в ходе оогенеза, находящимися в цитоплазме.

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37

Этим опытом было доказано: все специализированные клетки имеют полный набор генов ; ранние стадии эмбриогенеза управляются не ядром, а цитоплазмой.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

Лауреатами Нобелевской премии в области медицины и физиологии в 2012 году стали ученые Синъя Яманака и Джон Гердон. Премия досталась им за исследования в области стволовых клеток. В 1962 г. Д. Гердон открыл, что возможно изменить специализацию клеток. Открытие Д. Гердона сначала встретили с долей скептицизма, однако затем его выводы были подтверждены многочисленными исследования других ученых. На основе его первых опытов были разработаны техники, которые впоследствии легли в основу принципов клонирования млекопитающих. ДЖОН ГЕРДОН Британский биолог, является признанным ученым в сфере трансплантологии. Работал в британских Университетах Кембриджа, Оксфорда и в Калифорнийском технологическом институте (США).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
39

Слайд 39

Для объяснения механизмов регуляции эмбриогенеза на молекулярно-генетическом уровне была предложена гипотеза дифференциальной активности генов: в ходе эмбриогенеза наблюдается последовательная смена активности генов, т.е. гены функционируют поочередно. Включение и выключение генов происходит за счет продуктов деятельности самих генов, т.е. путем саморегуляции.

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40

А D C B Продукт D Продукт А Продукт B Продукт C блокирует блокирует блокирует активирует активирует активирует Дифференциальная активность генов

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41

Экспрессия отдельных генов регулируется на уровне транскрипции негистоновыми белками и гормонами. Различают пептидные (инсулин) и стероидные гормоны (эстрогены и андрогены). Молекулы пептидных гормонов из-за крупных размеров не могут проникнуть в клетку, и поэтому их эффект осуществляется через белки-рецепторы, локализованные в мембранах клеток-мишеней.

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42

Стероидные гормоны проникают через мембрану и связываются там с рецепторными белками, образуя комплекс: гормон+белок-рецептор. Затем этот комплекс связывается с негистоновыми белками, которые соединены с промоторными районами специфических генов. При этом промотор освобождается для действия РНК-полимеразы и начинается процесс транскрипции.

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

Доказательства справедливости гипотезы дифференциальной активности генов: 1) в ходе эмбриогенеза (онтогенеза) наблюдается смена локализации пуффов политенных хромосом у двукрылых насекомых. Пуфф - область интенсивного синтеза иРНК;

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
44

Слайд 44

2) в онтогенезе человека имеет место смена нескольких видов гемоглобинов: 3) процесс дифференцировки сопровождается уменьше-нием числа активных генов. Например, у морского ежа из 40 тысяч генов функционируют: - на стадии бластулы – 30 тысяч; - на стадии гаструлы – 15-20 тысяч; - у взрослой особи – 3-5 тысяч генов. Стадия Гемоглобин Эмбрион Gover I Gover II Portland I Плод Гемоглобин F Взрослый Гемоглобин А Гемоглобин А 2

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

Критические периоды эмбриогенеза Развитие зародыша происходит под влиянием факторов внешней среды. Один и тот же фактор в различные периоды действует по-разному. Периоды повышенной чувствительности зародыша к повреждающим факторам внешней среды называются критическими периодами.

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46

В основе критического периода может быть: активная дифференцировка клеток ; переход от одной стадии к другой; изменение условий существования. В развитии любого органа существует свой критический период. В эмбриогенезе человека русский ученый П.Г. Светлов выделил три критических периода: 1) имплантации ( 6 – 7 сутки после оплодотворения); 2) плацентации (конец второй недели); 3) перинатальный (период родов).

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47

Нарушение нормального хода эмбриогенеза ведет к развитию аномалий и уродств. Они встречаются у 1-2% людей. Причины уродств: генетические; экзогенные; смешанные.

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

Экзогенные факторы называются тератогенными (от слова teratos - уродство). Тератогенные факторы по своей природе делятся на : химические – различные химические вещества, хинин, алкоголь, антибиотик актиномицин Д, хлоридин, талидомид; физические – рентгеновские лучи и другие виды ионизирующих излучений; биологические – вирусы, простейшие (токсоплазма), токсины гельминтов.

Изображение слайда
1/1
49

Слайд 49

Виды пороков: аплазия (отсутствие органа), гипоплазия (недоразвитие органа), гипертрофия (увеличение размеров органа), гипотрофия (уменьшение размеров органа), атрезия (отсутствие отверстия), стеноз (сужение протока). Одним из пороков являются сиамские близнецы (сросшиеся в различной степени).

Изображение слайда
1/1
50

Последний слайд презентации: О н т о г е н е з. Эмбриональный период развития. Лекция 6

Спасибо за внимание

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже