Презентация на тему: Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи : - Развивающие:
План урока : - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и
Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку.
«Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю,
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
«Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор»
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
«Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха»
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами
Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности.
Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
В чём главный урок Гоголя для вашего возраста? Что обозначает слово «пошлость»? Какое слово является его антонимом?
Есть в поэме обнадёживающее напутствие, и вы его знаете. “ Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество,
Зачитаем те «замашистые» слова, которые мы собрали в ходе чтения. Взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как
Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)
1/36
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1032 Кб)
1

Первый слайд презентации: Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием. И.А.Гончаров . Репецкая З.И. учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г.Обнинска

Изображение слайда
2

Слайд 2

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

Изображение слайда
3

Слайд 3: Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи : - Развивающие: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. - Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни

Изображение слайда
4

Слайд 4: План урока : - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и литературные аналогии

Изображение слайда
5

Слайд 5: Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку

Так над чем же смеётся, что критикует Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души»?

Изображение слайда
6

Слайд 6: Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья»

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Манилов

Изображение слайда
7

Слайд 7

Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

Изображение слайда
8

Слайд 8

Манилов Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ? Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?

Изображение слайда
9

Слайд 9: Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти»

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка

Изображение слайда
10

Слайд 10

Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Изображение слайда
11

Слайд 11

Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

Изображение слайда
12

Слайд 12: Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор»

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Ноздрёв

Изображение слайда
13

Слайд 13

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Ноздрёв и Чичиков Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Изображение слайда
15

Слайд 15: Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Собакевич

Изображение слайда
16

Слайд 16

Собакевич Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины? Собакевич за едой

Изображение слайда
18

Слайд 18: Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха»

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Плюшкин

Изображение слайда
19

Слайд 19

Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

Изображение слайда
20

Слайд 20

Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Изображение слайда
22

Слайд 22: Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем

Чичиков

Изображение слайда
23

Слайд 23

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности

Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;

Изображение слайда
25

Слайд 25: Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

Изображение слайда
26

Слайд 26

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

Изображение слайда
27

Слайд 27

Губернатор Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Губернское общество Как соотносятся в поэме Гоголя злободневное и вечное, история и современность?

Изображение слайда
30

Слайд 30

Дамы города NN В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

Изображение слайда
31

Слайд 31

Народ в поэме Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Мужик задавлен, но не утратил способности различать праведников и «небокоптителей».

Изображение слайда
32

Слайд 32: В чём главный урок Гоголя для вашего возраста? Что обозначает слово «пошлость»? Какое слово является его антонимом?

Вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя: Чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть своё «оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Есть в поэме обнадёживающее напутствие, и вы его знаете. “ Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”

Какое значение имеет слово «мужество»? Не случайно Иван Сергеевич Тургенев писал: “Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело”.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Зачитаем те «замашистые» слова, которые мы собрали в ходе чтения. Взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая потьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребр, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, всё из обезьянства и … В устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов, язык “неслыханный по своей естественности”: сочный, красочный и убедительный

Изображение слайда
35

Слайд 35: Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. …Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят. Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Её страстей и заблуждений. Н.А.Некрасов

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

«…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь

Изображение слайда