Презентация на тему: Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку

Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку
Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку
Композиция сочинения
Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку
Как определить проблему публицистического текста?
Ключевые слова
КАК РАБОТАТЬ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ?
РАБОТА С ТЕКСТОМ №1 – СРАВНИТЕ 2 ВАРИАНТА
Текст № 1 ( Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина, «Обществознание», 11 класс)
Как определить проблему художественного текста?
Способы формулировки проблемы
Комментирование – встраивание в текст, толкование, «моё» понимание
Пример-иллюстрация
Формулировки обращения к примерам
Формулировки пояснения к примерам
Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку
Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку
Связь между примерами
Смысловая связанность
Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку
Анализ связи
Критерии оценивания Ф.И. _____________________________________________ класс_____________
1/22
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 97)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (300 Кб)
1

Первый слайд презентации: Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку

Изображение слайда
2

Слайд 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ( избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите и проанализируйте смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Проблема Комментарий к проблеме ( пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами и анализ этой связи ) Позиция автора Отношение к позиции автора и обоснование своей позиции

Изображение слайда
3

Слайд 3: Композиция сочинения

(Вступление) К5 Проблема К1 Связка К5 Комментарий (1-й пример из текста) К2 Пояснения к комментарию Связка и анализ связи К2 Комментарий (2-й пример из текста) К2 Пояснение к комментарию Связка К5 Позиция автора К3 Собственная позиция К4 Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) (Заключение) К5

Изображение слайда
4

Слайд 4

Критерии оценивания ответа на задание 27 К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый ( в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

Изображение слайда
5

Слайд 5: Как определить проблему публицистического текста?

Прочитайте, выделите ключевые слова (повторяющиеся, содержащие важную информацию, если удалить эти слова, потеряется смысл или логика рассуждения) Выпишите суждения автора Определите позицию автора = основная мысль текста ПРОБЛЕМА : ответом на какой вопрос стали суждения (позиция) автора) Проблемы текстов ЕГЭ: Человек и общество Человек и природа Человек и культура Человек и человек

Изображение слайда
6

Слайд 6: Ключевые слова

ЧТО ТАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО? Ключевое слово – слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. В вебе используется главным образом для поиска. Набор ключевых слов документа называют поисковым образом документа. Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией. ТЕКСТ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В каждом тексте можно вычленить ключевые слова. Термин «ключевое» введен для объяснения особой роли этих слов в тексте. Какой именно роли?

Изображение слайда
7

Слайд 7: КАК РАБОТАТЬ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ?

Читаем исходный текст. Выделяем в нем ключевые слова (подчеркиваем карандашом, используем маркер). Устанавливаем связи между ключевыми словами: иерархия, цикл, связь, процесс... Составляем кластер.

Изображение слайда
8

Слайд 8: РАБОТА С ТЕКСТОМ №1 – СРАВНИТЕ 2 ВАРИАНТА

1 УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА (от текста к ключевым словам) Прочитать текст. Выделить ключевые слова/словосочетания в каждом абзаце (не более одного ). Определить, как они связаны между собой (выбрать тип кластера ). 2 УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА (от ключевых слов к тексту) Прочитать список ключевых слов. Определить, как они связаны между собой (выбрать тип кластера ). Спрогнозировать содержание текста.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Текст № 1 ( Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина, «Обществознание», 11 класс)

Важная характеристика человека в обществе – социальная роль, то есть ожидаемое поведение, обусловленное его социальным статусом. Роли людей определяются тем, что от них хотят члены группы. Предполагается, что родители должны заботиться о детях, учителя – давать знания, друзья – проявлять внимание, понимание, солидарность. Если они не будут выполнять свои роли, их подвергнут осуждению, потребуют от них ожидаемого поведения, окружающие, возможно, изменят к ним свое отношение. В процессе исполнения соответствующей роли может возникнуть ролевое напряжение – трудности, вызванные несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. Не каждый, например, может быть руководителем, способным ставить перед подчиненными четкие задачи и добиваться их исполнения. Человек, более всего ценящий индивидуальное творчество, при назначении на руководящую должность наверняка испытает ролевое напряжение, что может заставить его даже покинуть новый пост. Роль включает в себя набор прав и обязанностей. Например, художник должен рисовать картины и выставлять их для широкого просмотра на выставках. Для каждого статуса характерно несколько ролей. Например, человек, имеющий статус спортсмена, по-разному ведет себя с членами команды, тренером и руководством клуба. Совокупность ролей, соответствующих определенному статусу, называется ролевым набором.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Как определить проблему художественного текста?

Проанализируйте поступки, взаимоотношения героев или их отношение к чему-либо; Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях; Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм ); Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Изображение слайда
11

Слайд 11: Способы формулировки проблемы

Вопросительное предложение Проблема чего? Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора ). • Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор. • В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор. • Автор поднимает проблему отцов и детей. • В центре внимания автора проблема дружбы. • (ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты

Изображение слайда
12

Слайд 12: Комментирование – встраивание в текст, толкование, «моё» понимание

Оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. Пояснение, объяснение, критическое осмысление (= переформулировка ) выявленной проблемы Как я (мы) «вышли» на эту проблему? Анализ построения текста (сопоставление, противопоставление, кольцо), жанра (сказка, притча, публицистика), анализ поступков и чувств героев, анализ фактов, анализ тропики (метафора, внимание к эпитету и т.д )

Изображение слайда
13

Слайд 13: Пример-иллюстрация

– это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося. Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. • Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. • Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается. Пример + пояснение: «Равнодушие – это паралич души,преждевременная смерть», – пишет А.П. Чехов,чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека Пример-иллюстрация

Изображение слайда
14

Слайд 14: Формулировки обращения к примерам

Публицистический текст Художественный текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает … ▪ Автор не случайно приводит слова ( кого): « Цитата ». ▪ Автор разделяет мнение (кого )…. ▪ Автор спорит (с кем )… ▪ Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что … ▪ Особого внимания заслуживает мнение автора о… Писатель изображает (кого, что )… ▪ Герой говорит: « Цитата ». ▪ Стоит обратить внимание на мысли ( слова, поступки) героя … ▪ Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как … ▪ Симпатии автора на стороне героя,который …

Изображение слайда
15

Слайд 15: Формулировки пояснения к примерам

Публицистический текст Художественный текст ▪ Этот пример показывает, что … ▪ Смысл этого высказывания в том, что … ▪ Эти слова убедительно доказывают, что … ▪ Я думаю, этим примером автор хотел показать… ▪ Приведённые слова содержат глубокий смысл… Автор не случайно обращает наше внимание на … ▪ Поступок героя показывает, что … ▪ Слова (мысли) героя позволяют понять …. ▪ Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что … ▪ Эти события автор описывает, чтобы…

Изображение слайда
16

Слайд 16

К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.

Изображение слайда
17

Слайд 17

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

Изображение слайда
18

Слайд 18: Связь между примерами

✓ Указание на связь примеров как зачин в комментарии : Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…> ✓ Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: <…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…> ✓ Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть … Связь между примерами

Изображение слайда
19

Слайд 19: Смысловая связанность

А). причинно-следственная связь ( потому что, поэтому ), Б) пояснение, дополнение, сравнение (: ), приём сравнения, градации В). противопоставление ( но, однако, «противопоставляя эти…, автор…. «несмотря на то, что….., автор ……) прием антитезы, контраста Г ). уступка ( несмотря на то, что…) Смысловая связанность

Изображение слайда
20

Слайд 20

О с

Изображение слайда
21

Слайд 21: Анализ связи

указать смысловую связь  - это значит просто назвать её (например: дополнение, противопоставление, причина, следствие), проанализировать её  - "означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д " (цитирую А. Нарушевича ) т.е. показать значение этой связи. Анализ связи

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Новое в сочинении ЕГЭ - 2021 по русскому языку: Критерии оценивания Ф.И. класс

№ Критерии оценивания балл набрано I Содер-жание К1 Формулировка проблем исходного текста 1 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 6 К3 Отражение позиции автора исходного текста 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста 1 II Речевое оформление сочинения К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 К6 Точность и выразительность речи 2 III Грамот-ность К7 Соблюдение орфографических норм 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм 3 К9 Соблюдение языковых норм 2 К10 Соблюдение речевых норм 2 К11 Соблюдение этических норм 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1 Итого 25 Оценка

Изображение слайда