Презентация на тему: НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС Стандарты в области АС Лекция www.masu -

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС Стандарты в области АС Лекция www.masu -
Вопросы для рассмотрения
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС
Свойства нормативной базы создания АС
Иерархическая структура нормативной базы создания АС
Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ
Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ
Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ
Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ
2. Государственные стандарты, регламентирующие практику создания и сопровождения АС.
Государственные стандарты, регламентирующие практику создания и сопровождения АС.
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС
Резюме по ГОСТ
3. Руководящие документы по стандартизации
Перечень действующих руководящих документов РД 50 и рекомендаций Р 50, применяемых при создании АС
Санитарные правила и нормативы (СанПиН)
4. Ведомственные нормативные документы
Ведомственные нормативные документы
Ведомственные нормативные документы
Выводы
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС Стандарты в области АС Лекция www.masu -
1/28
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (188 Кб)
1

Первый слайд презентации

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС Стандарты в области АС Лекция www.masu - inform.ru

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы для рассмотрения

Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ. Государственные стандарты, регламентирующие практику создания и сопровождения АС. Руководящие документы по стандартизации. Ведомственные нормативные документы.

Изображение слайда
3

Слайд 3: НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС

Нормативной базой будем называть совокупность законов и подзаконных актов, регламентирующих отношения между участниками процесса создания АС, а также отношения между этими участниками и третьими лицами, возникшие как следствие участия в процессе создания АС. В качестве примеров отношений между участниками процесса создания АС и третьими лицами можно привести отношения с налоговыми органами, а также отношения с владельцами интеллектуальной и иной собственности, используемой при создании АС

Изображение слайда
4

Слайд 4: Свойства нормативной базы создания АС

Нормативная база создания АС должна обладать следующими свойствами. документальность - все обязательные для исполнения положения нормативной базы оформляются в виде документов и вводятся в действие органами (учреждениями), наделенными соответствующими полномочиями; юридическая значимость - срок действия документов, входящих в нормативную базу, охватывает период действия договоров между участниками создания АС; непротиворечивость - положения нормативной базы не содержат взаимоисключающих положений и указаний; иерархичность - положения нормативной базы, содержащиеся в документах, введенных в действие нижестоящим органом (учреждением), не могут отменять или подменять положения документов, введенных в действие вышестоящим органом (учреждением); однозначность - положения нормативной базы не допускают различных толкований и одинаково интерпретируются всеми участниками процесса создания АС; полнота и целостность - положения нормативной базы взаимно дополняют друг друга и охватывают все аспекты отношений между участниками процесса создания АС.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Иерархическая структура нормативной базы создания АС

№п/п Уровень принятия документа Вид документа Характер документа 1. Государственная Дума РФ Закон РФ Основополагающий документ, закладывающий принципы и направления государственной политики в области ИКТ и смежных аспектах деятельности 2. Правительство РФ Постановление, распоряжение, положение и т. д Подзаконные акты, формирующие основы реализации гос. политики в области ИКТ и смежных аспектах деятельности, а также регламентирующие создание межгосударственных и государственных АС 3. Министерство, государственный комитет, федеральное агентство Стандарт, руководящий документ, инструктивное письмо и т. д. Документы прямого действия, устанавливающие или конкретизирующие практику применения законодательства и подзаконных актов по наиболее важным аспектам создания АС, а также регламентирующие создание отраслевых АС 4. Отраслевое ведомство, холдинг, корпорация Отраслевой стандарт, РД, приказ, инструктивное письмо и т. д. Документы прямого действия, дополняющие или детализирующие практику применения документов гос. уровня в масштабе предприятий и организаций ведомственной подчиненности, а также регламентирующие создание ведомственных (корпоративных) АС 5. Участники создания АС Договорная документация Документы, закрепляющие отношения между участниками создания АС и устанавливающие их права, обязанности и ответственность по отношению к предмету договора 6. Руководство предприятия-участника создания АС Приказ, распоряжение, инструкция Документы, распределяющие полномочия, обязанности, ответственность и ресурсы между работниками, привлеченными к созданию АС

Изображение слайда
6

Слайд 6: Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ

Основу нормативной базы создания АС составляет законодательство РФ, т.е. законы, которые предопределяют стратегические направления государственной политики в области разработки и использования ИКТ, регламентируют отношения между участниками создания АС, а также отношения между ними и государством. Важнейшими среди таких законов можно считать: (2009 г.) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., который «регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении ИТ; обеспечении защиты информации». Гражданский кодекс РФ (ч. 1-4), который, среди прочего, регулирует отношения между участниками создания АС (в первую очередь - договорные и финансовые), а также права на результаты интеллектуальной деятельности (авторские права), в частности на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау). Федеральный закон « Об электронной цифровой подписи» № 258- ФЗ от 08.11.2007 г., который определяет «обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе».

Изображение слайда
7

Слайд 7: Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 334-ФЗ от 06.12.2007 г., который «регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности», в том числе: деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2), который, среди прочего, устанавливает порядок введения и уплаты налогов и сборов участниками создания АС. Трудовой кодекс РФ, который создает «необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства», а также обеспечивает «правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», в том числе в сфере создания и эксплуатации АС. Отдельные аспекты создания и эксплуатации АС регламентируются другими законами РФ, в том числе Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, «О коммерческой тайне», «О государственной тайне» и т. д.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ

Законы РФ имеют рамочный характер. Для создания условий и определения механизмов их реализации, а также для регламентации создания межгосударственных и государственных АС выпускаются подзаконные акты Правительства РФ. В качестве общезначимых документов Правительства РФ, посвященных созданию АС, можно назвать постановления: «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» в редакции от 02.03.2005 № 101; «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 15.08.2006 № 504; О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» от 06.11.2007 № 758.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Законы и правительственные подзаконные акты в области разработки и использования ИКТ

Примерами постановлений о создании общегосударственных АС могут служить постановления: «Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 гг.)" федеральной целевой программы "Создание АС ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)"» от 13.09.2005 № 560, «О функционировании единой государственной АИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 25.08.2006 № 522 «О мерах по созданию АИС обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 21.06.2007 № 391.

Изображение слайда
10

Слайд 10: 2. Государственные стандарты, регламентирующие практику создания и сопровождения АС

Следующий уровень нормативной базы - обязательные для применения документы, введенные в действие министерствами, государственными комитетами и федеральными агентствами РФ. Эти документы детализируют и развивают конкретные аспекты создания и эксплуатации АС. Особое значение имеют: государственные стандарты (ГОСТ), руководящие документы (РД), рекомендации (Р), санитарные правила и нормативы (СанПиН) правила охраны труда (ПОТ).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Государственные стандарты, регламентирующие практику создания и сопровождения АС

Согласно ГОСТ 1.1—2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения», Стандартом называется «нормативный документ, который устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области». Государственные стандарты принимаются и вводятся в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (до 2004 г. - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии) и являются обязательными для применения на всей территории РФ.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

• ГОСТ 24 «Система технической документации на АСУ» и «Единая система стандартов АСУ» Формальная ориентация стандарта на одну из групп объектов проектирования - автоматизированные системы управления (АСУ). В первой группе стандартов этой категории, введенных в действие в 80-х гг. XX в., формулируются основные положения и общие требования как к самим АС (ГОСТ 24.104-85), так и к отдельным аспектам их создания - в частности к надежности (ГОСТ 24.701-86), эффективности (ГОСТ 24.702-85) и типовым проектным решениям (ГОСТ 24.703-85). Вторую группу составляют стандарты, регламентирующие создание технической документации на АС ; это наиболее сильно устаревшие документы, не учитывающие возможности современных технологий разработки и ведения документации. С точки зрения практикующего разработчика АС, наибольший интерес представляют ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы управления. Общие требования» (определяющий наиболее универсальные и общезначимые требования к АС независимо от их масштаба, ведомственной принадлежности и т. п.), ГОСТ 24.301-80 «Система технической документации на АСУ. Общие требования к выполнению текстовых документов» (определяющий порядок структуризации и оформления технических документов, содержащих, в основном, сплошной текст) и ГОСТ 24.303-80 «Система технической документации на АСУ. Условные графические обозначения технических средств».

Изображение слайда
13

Слайд 13: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

ГОСТ 34, ГОСТ Р 34 «Информационная технология» Стандарты категории ГОСТ 34 вводились в действие как замена ГОСТ 24 Ряд документов играет важнейшую роль в процессе проектирования и внедрения АС: ГОСТ 34.003-90- ИТ. Комплекс стандартов на АС. Термины и определения. ГОСТ 34.201-89-ИТ.Комплекс стандартов на АС. Виды, комплектность и обозначение документов при создании АС. ГОСТ 34.320-96 - ИТ. Системы стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы. ГОСТ 34.321-96 - ИТ. Системы стандартов по базам данных. Эталонная модель управления данными. ГОСТ 34.601-90 - ИТ.Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания. ГОСТ 34.602-89 - ИТ.Комплекс стандартов на АС. Техническое задание на создание АС. ГОСТ 34.603-92- ИТ. Виды испытаний АС. Некоторые стандарты (например, ГОСТ Р 34.1702.3-92 «Информационная технология. Машинная графика. Связь ядра графической системы с языком программирования Ада регламентируют устаревшие и фактически не применяемые решения.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

ГОСТ 19 «Единая система программной документации» Наиболее важным и широко применяющимся стандартом этой категории является ГОСТ 19.701-90 «Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения». К сожалению, большинство стандартов этой категории основаны на практически полностью устаревших подходах к документированию программного обеспечения и требуют их радикального пересмотра или замены.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р ИСО/МЭК Государственные стандарты Российской Федерации, в основу которых положены стандарты Международной организации по стандартизации (англ. International Standard Organization - ISO ) или Международной электротехнической комиссии (МЭК). Эти стандарты представляют собой практически дословный перевод англоязычных оригиналов. Ориентация на международные нормативные документы соответствует все более очевидным тенденциям к глобализации хозяйственной жизни. Такой подход позволяет унифицировать требования к объектам стандартизации и в некоторой степени упрощает интеграцию отечественных предприятий в мировую экономическую систему.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

На наш взгляд, наиболее важное методическое значение для разработчиков любых АС имеют стандарты: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «ИТ. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «ИТ. Процессы жизненного цикла программных средств»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «ИТ. Сопровождение программных средств»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002 «ИТ. Уровни целостности систем и программных средств»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 «ИТ. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002 «ИТ. Процесс создания документации пользователя программного средства»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 «ИТ. Практические правила управления информационной безопасностью»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94 «ИТ. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «ИТ. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению»; ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 «ИТ. Классификация программных средств»; ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002 «ИТ. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств)»; ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93 «ИТ. Руководство по управлению документированием ПО». В то же время подавляющее большинство стандартов этой категории посвящено достаточно узким вопросам создания АС и редко используется практикующими разработчиками.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

ГОСТ 2 «Единая система конструкторской документации» Стандарты этой категории определяют в первую очередь порядок разработки и оформления документации на АС. К сожалению, большинство стандартов введено в действие в 60-70-х гг. XX в. и не учитывают возможности современных информационных технологий. Очень важный (с точки зрения разработчика АС) документ ГОСТ 2.004-88 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ» также морально устарел ввиду ориентации на применение алфавитно-цифровых печатающих устройств (АЦПУ), не позволявших управлять форматированием текста. В последние годы стандарты рассматриваемой категории также начали обновляться: особое внимание необходимо обратить на документы: ГОСТ 2.051—2006 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения» ГОСТ 2.104-2006 «Единая система конструкторской документации. Основные надписи».

Изображение слайда
18

Слайд 18: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

ГОСТ 21 «Система проектной документации в строительстве» Два стандарта этой категории - ГОСТ 21.109-80 «Система проектной документации в строительстве. Ведомость потребности в материалах» - ГОСТ 21.110-82 «Система проектной документации в строительстве. Спецификация оборудования») применяются для документирования решений по техническому обеспечению АС. ГОСТ 6 «Унифицированные системы документации» Наиболее важными для разработчика АС стандартами этой категории можно считать: - ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения» - ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система, организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Категории государственных стандартов, регламентирующих практику создания и сопровождения АС

ГОСТ 7 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» Стандарты регламентируют правила библиографического оформления источников информации, используемой в проектной и иной документации (ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ 7.82-2001), структуру и правила оформления отчета по предпроектному обследованию объекта автоматизации (ГОСТ 7.32-2001), а также правила составления рефератов и аннотаций выпускаемых документов (ГОСТ 7.9-95). ГОСТ 15 «Система разработки и постановки продукции на производство» Эти стандарты регламентируют порядок разработки типовых проектных решений (ГОСТ 15.005-86, ГОСТ 15.309-98, ГОСТ Р 15.000-94, ГОСТ Р 15.201-2000), а также устанавливают правила проведения научно-исследовательских работ (в том числе патентных исследований) при обследовании объекта автоматизации и эскизном проектировании АС.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Резюме по ГОСТ

Государственные стандарты играют важнейшую роль в процессе создания АС. В ситуации, когда фирменные методики создания и внедрения АС или их компонент практически недоступны широкому кругу самостоятельных разработчиков ( в силу их высокой стоимости или по соображениям конкуренции), именно стандарты чаще всего оказываются источником знаний, необходимых для грамотного и эффективного выполнения проектных и внедренческих функций. Процесс обновления стандартов набирает силу, поэтому мониторинг каталога государственных стандартов, расположенного на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ www. gost. ru, позволит своевременно получать информацию о введенных в действие документах и оперативно актуализировать свои профессиональные знания.

Изображение слайда
21

Слайд 21: 3. Руководящие документы по стандартизации

Эта группа нормативных документов дополняет и детализирует положения государственных стандартов применительно к конкретным компонентам объектов стандартизации. Также как и стандарты, РД обязательны к исполнению для любого вида АС. Изложение содержания РД в форме методических указаний делает их незаменимым пособием не только для начинающего, но и для опытного разработчика АС. Наряду с руководящими документами, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ и предшествовавшими ему учреждениями выпущены так называемые руководства группы Р 50, которые формально не считаются обязательными к применению, но фактически играют роль руководящих документов

Изображение слайда
22

Слайд 22: Перечень действующих руководящих документов РД 50 и рекомендаций Р 50, применяемых при создании АС

Наиболее важными и чаще всего используемыми среди них можно признать: РД 50-34.698-90 Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов. РД 50-680-88 Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения. РД 50-682-89 Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения. РД 50-613-86 Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6.10.4-84 «УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения». Р 50-34.126-92 Информационная технология. Правила проведения работ при создании АС.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Санитарные правила и нормативы (СанПиН)

Группа документов, регламентирующих обеспечение безопасности жизнедеятельности участников создания и эксплуатации АС. Санитарные правила и нормативы (СанПиН) 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работ» и изменения к ним 2.2.2/2.4.2198-07 определяют медико-биологические основы организации человеко-машинного взаимодействия, играющие важнейшую роль при создании технического и эргономического обеспечения АС, а также при формировании временных регламентов решения функциональных и вспомогательных (обеспечивающих) задач АС. Ввод в действие правил охраны труда (ПОТ) нацелен на предупреждение и предотвращение производственного травматизма в процессе создания и эксплуатации АС. Необходимо отметить, что до настоящего времени не выработаны специфические охранительные нормы для таких видов деятельности, как написание и отладка программных продуктов, работа оператора ЭВМ и т. п. По этой причине вынужденно применяется документ ПОТ РМ-016-2001 (с изменениями от 2003 г.) «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (РД 153-34.0-03.150-00)».

Изображение слайда
24

Слайд 24: 4. Ведомственные нормативные документы

В дополнение к нормативным документам общегосударственного масштаба, многие отраслевые или структурные министерства и ведомства (например, министерства обороны или внутренних дел), а также отдельные корпорации и предприятия (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и многие другие) вводят в действие собственные нормативные акты, регламентирующие практику создания и эксплуатации АС на подведомственных объектах. Отличительными особенностями таких документов можно считать: ограниченность сферы применения - любой ведомственный документ обязателен для исполнения только на предприятиях (в учреждениях), структурно подчиненных выпустившему их органу; корпоративный характер - как правило, ведомственный документ обобщает и делает обязательной для применения исторически сложившуюся практику или опыт решения конкретных вопросов (использование определенных типовых проектных решений или средств программирования, применение утвержденных форм выходных документов и т. п.); ограниченный доступ к информации - ведомственные документы часто содержат информацию (служебную, коммерческую, know how и т.д.), разглашение которой способно нанести вред непосредственно объекту автоматизации или ведомству в целом; по этой причине многие такие документы имеют гриф «Для служебного пользования» или другой атрибут секретности и недоступны для свободного ознакомления.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Ведомственные нормативные документы

Наиболее распространенная форма ведомственного нормативного документа - отраслевой стандарт (ОСТ), разрабатываемый в случае отсутствия на объект стандартизации ГОСТ Р или при необходимости установления требований, превышающих установленные ГОСТ Р. Порядок разработки ОСТ устанавливается отраслевым органом государственного или ведомственного управления. В качестве примера можно привести отраслевой руководящий документ Государственного таможенного комитета РФ РД 77.02-99(2) «Порядок сбора, контроля, передачи и обработки первичной таможенной информации для формирования баз данных на всех уровнях таможенной службы». В свою очередь, отраслевой руководящий документ чаще всего конкретизирует практику применения государственного или отраслевого стандарта, или иного нормативного акта в специфических условиях конкретного ведомства. Отраслевые документы могут иметь форму методических указаний, типового положения, типовой инструкции и т. п.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Ведомственные нормативные документы

Последний, наиболее низкий уровень нормативной базы создания АС - внутренние документы предприятия-участника этого процесса. Наряду с традиционными документами (приказами и распоряжениями), устанавливающими регламенты выполнения конкретных работ, должностные обязанности исполнителей, распределение заданий между ними и т. п., особое значение имеет разработка и ввод в действие так называемых стандартов предприятия (СТП). В частности, такие стандарты могут устанавливать единый и обязательный для всех сотрудников организации-разработчика порядок применения инструментальных средств разработки ПО (в том числе правила наименования и форматирования объектов, соглашения о структуре межмодульного интерфейса, структурные и цветовые решения при проектировании документов и видеокадров и т. п.), унифицировать процессы документирования проектных решений, нормировать отладку программных продуктов и регламентировать иные вопросы практической деятельности разработчика АС. Применение стандартов предприятия упорядочивает проектный процесс, облегчает совместную деятельность исполнителей и упрощает их взаимозаменяемость, а также существенно снижает трудоемкость выполняемых действий и операций.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Выводы

Положения нормативной базы создания АС обязательны для исполнения каждым участником этого процесса. Незнание отдельных законов, стандартов или нормативов не освобождает от ответственности за их неисполнение или за неполное (неправильное) применение. Любая норма, регламентирующая процесс создания АС, должна исполняться в полном объеме независимо от ее явного упоминания в двух- или многостороннем договоре между участниками этого процесса. Наблюдающееся в последние годы все более активное обновление нормативной базы создания АС заставляет разработчиков оперативно отслеживать ввод в действие новых законодательных и подзаконных актов и принимать меры для их грамотного применения в своей практической деятельности.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АС Стандарты в области АС Лекция www.masu -

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда