Презентация на тему: Номиналистская » трактовка проблем национализма

« Номиналистская » трактовка проблем национализма
Книга «Нации и национализм» профессора Кембриджского университета, ведущего специалиста в области социальной антропологии Э. Геллнера посвященная общей теории
Основная идея нации воплощается в 2х положениях, выдвинутых Э.  Геллнером
П ериодизация национализма в Восточной и центральной Европе, включающая пять стадий.
Номиналистская » трактовка проблем национализма
Номиналистская » трактовка проблем национализма
Номиналистская » трактовка проблем национализма
Номиналистская » трактовка проблем национализма
вывод
1/9
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 6)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (337 Кб)
1

Первый слайд презентации: Номиналистская » трактовка проблем национализма

Рассолова Дарья, 20834

Изображение слайда
2

Слайд 2: Книга «Нации и национализм» профессора Кембриджского университета, ведущего специалиста в области социальной антропологии Э. Геллнера посвященная общей теории национализма

Национализм, продукт сугубо  индустриального общества, так как необходимыми для его возникновения факторами выступают высокая степень развития культуры, ее доступность широким массам населения, активное экономическое развитие (как условие социальной мобильности) и порождаемую им необходимость культурной стандартизации. Традиционное же общество отличается наличием множества культур, каждая из которых формируется в своем локальном контексте.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Основная идея нации воплощается в 2х положениях, выдвинутых Э.  Геллнером

: 1. «Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.» 2. «Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей становится нацией, если и когда члены этой группы признают общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие общие качества какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне её».

Изображение слайда
4

Слайд 4: П ериодизация национализма в Восточной и центральной Европе, включающая пять стадий

Династически-религиозная стадия Греческое восстание 1821 г. – 1914 г. Триумф и поражение националистического ирредентизма 1918 – 1939 гг. Nacht und Nebel 1940-1948 гг. Снижение накала, хотя и не исчезновение национализма

Изображение слайда
5

Слайд 5

Одним из важных тезисов в теории Геллнера является уточнение в каких ситуациях потенциальный национализм срабатывает. Как справедливо отмечает автор, происходит это не всегда и даже не в большинстве случаев, он пишет: «Этнические группы не были националистическими, когда государства складывались в сравнительно стабильных аграрных системах. Угнетенные и эксплуатируемые классы не изменяли политическую систему, если они не могли определить себя "этнически". Только когда нация стала классом, заметной и неравномерно распределяющейся категорией в других отношениях мобильной системы, она стала политически сознательной и активной, только когда классу удается в той или иной степени стать нацией, он превращается из "класса в себе" в "класс для себя" или "нацию для себя". Ни нации, ни классы не являются политическими катализаторами, ими являются лишь "нации классы" или "классы-нации"».

Изображение слайда
6

Слайд 6

Андерсон определяет нацию как «воображенное политическое сообщество, которое обладает такими неотъемлемыми качествами, как обособленность и суверенность». Обособленность потому, что у нации всегда есть границы, за которыми, лежат другие нации, и это положение воспринимается как постоянное. Суверенность потому, что эта концепция рождается в эпоху Просвещения, когда прежние источники легитимности рушатся, а на смену им приходит именно, нация как суверен.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Крупные сообщества следует, по Андерсону, классифицировать не по их подлинности или ложности, а по способу, стилю, в котором они были воображены. Свой тезис о том, что способы воображения сообщества могут меняться, Андерсон иллюстрирует примером аристократии, которая стала восприниматься как класс и часть общества лишь в XIX в., а прежде осознавалась через категории родства и вассалитета. В этом отношении подход Андерсона принципиально отличен от подхода Геллнера, для которого тезис о том, что национализм изобретает нации, а не наоборот, так важен во многом именно потому, что подкрепляет идею об «искусственности», а значит второсортности и ложности нации как сообщества.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Если сравнить подход Андерсона с концепцией Геллнера, то можно выделить существенные отличия. Во-первых, он прослеживает процесс формирования националистического дискурса с заметно более раннего времени и в прямой связи с индустриальной революцией. Во-вторых, он делает акцент не на развитии массового образования, а начавшемся ранее развитии социальных коммуникации (рынок печатной продукции, административная централизация), и в этом предстает как более последовательный сторонник концепции К. Дойча. В отличие от Геллмера, писавшего о «часовых поясах», в которых по-разному срабатывает единый механизм национализма, Андерсон предпочитает говорить о "волнах" национализма, Андерсон предпочитает говорить о "волнах" национализма, сосредотачивая внимание на их отличиях.

Изображение слайда
9

Последний слайд презентации: Номиналистская » трактовка проблем национализма: вывод

Геллнер рассматривал нацию как изобретение, своего рода фабрикацию: «Национализм не есть пробуждение нации к самосознанию: он изобретает нации там, где их нет». Андерсон же говорит о нации, как о воображенном сообществе, неком творении, т.е. он говорит о людях, которые не объедены реально, а объединены своим воображением, своим представлением о принадлежности к единой нации. Исходя далее из собственных понятий нации, они идут разными путями объяснения возникновения нации и национализма, рассмотрения отличительных особенностей и характерных черт разработанных ими теорий. Однако несомненным сходством этих двух подходов является то, что и Андерсон и Геллнер в своих трудах говорили об этносе как о неком конструкте, создаваемом при интеллектуальном воздействии представителей элит.

Изображение слайда