Презентация на тему: Николай I как государственный деятель

Николай I как государственный деятель
Цель : Познакомиться с деятельность Николая I,его политикой, реформами … Актуальность : Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет
Предварительные замечания
Секретный Комитет В.П.Кочубея и его проекты реформ
Кодификация законов М.М.Сперанского
Сословная реформа
Крестьянский вопрос и реформа П.Д.Киселева
Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина
Образовательная реформа
Цензурная реформа
Заключение
1/11
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1512 Кб)
1

Первый слайд презентации: Николай I как государственный деятель

Выполнила : Русова Юлия 1 курс, группа УУБО-01-20 ИЭП,Москва 2020

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель : Познакомиться с деятельность Николая I,его политикой, реформами … Актуальность : Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ и самого Николая и его почти 30 правления. Так ли это ? План : Предварительные замечания Реформы : 1 Секретный Комитет В.П.Кочубея и его проекты реформ 2 Кодификация законов М.М.Сперанского 3 Сословная реформа 4 Крестьянский вопрос и реформа П.Д.Киселева 5 Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина 6 Образовательная 7 Цензурная Заключение

План,цели,актуальность

Изображение слайда
3

Слайд 3: Предварительные замечания

Николай I не был врожденным реакционером и понимал необходимость изменения в политическом и экономическом строе страны. Пытался решить все острейшие проблемы страны за счет милитаризации ее гос.строя, жесткой политич.цетрализации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования гос-ва ; главной заботой монарха является беззаветное служение интересам гос-ва и всего общества Отличительной особенностью стал рост бюрократического аппарата ( только за 1 половину 19в увеличилась в 6 раз ). После восстания декабристов Николай полностью утратил доверие к высшим слоям русского дворянства, теперь главной опорой русского самодержавия император видел в чиновничьей бюрократии. Начинает формироваться класс потомственных чиновников. Николай I постепенно сосредотачивал в своих руках решение всех вопросов. Наиболее ярко режим личной власти выразился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в 1826 г значительно расширив ей полномочия, было создано 3 отделения : 1 ведало подборкой и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти( и др ). 2 сосредоточилось на создании нового Свода законов Российской Империи. 3 сосредоточилось на политическом сыске

Изображение слайда
4

Слайд 4: Секретный Комитет В.П.Кочубея и его проекты реформ

6 декабря 1826 года Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был определить какие проекты гос.преобьразований (из бумаг Александра I ) могут быть взяты за основу политич.реформ. Первый проект : полагалось отменить «Табель о рангах». Комитет предложил установить порядок, при котором дворянство приобреталось бы по праву рождения или по « высочайшему пожалованию». Чтобы как-то поощрить гос.чиновников и класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия – чиновных и именитых граждан,которые освобождались от некоторых обязанностей. Второй проект : проведение новой административной реформы. Согласно проекту Гос. Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательную функцию. Ныне существующий Сенат делился : Сенат Правительствующий и Сенат Судебный. Но под влиянием европейских революций и польских событий 1830-1831г проекты были отложены.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Кодификация законов М.М.Сперанского

Летом 1826г М.М.Сперанский направил императору 4 служебные записки с предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в 3 этапа : 1) создать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты,начиная с «Соборного Уложения » до конца царствования Александра I ; 2) планировалось создать Свод действующих законов,расположенных в предметно-систематическом порядке ; 3) составление и издание нового,систематизированного по правовым отраслям Свода Законов Российской Империи. 1833 – Свод законов Российской империи был официально одобрен на большом заседании Гос.Совета.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Сословная реформа

После завершения работы над кодификацией законов вернулись к сословным проектам Секретного Комитета. 1832- указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие почетных граждан 2-х степеней – потомственных почетных граждан (потомки личных дворян,все гильдейское купечество ) и личных почетных граждан (чиновники и выпускники ВУЗов ) 1845 – Указ связанный с проектом сословной реформы. Были существенно повышены чины,которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. 1856 – старший сын Николая I Александр II повысил планку получения потомственного дворянства

Изображение слайда
7

Слайд 7: Крестьянский вопрос и реформа П.Д.Киселева

Для обсуждения крестьянского вопроса( 1828-1849) было создано 9 Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Однако реальное значение всех этих указов и конкретные результаты их применения были ничтожны. 1836 – было создано 5 отделение, которое возглавил П.Д.Киселев. В 1837- казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Минестерству гос.имуществ. В 1838-1839 для управления гос.деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. 1840-1841 – реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов местного и гос. управления : волостные и сельские сходы,правления и расправы. Управление находилось в руках Минестерства гос.имуществ ( хотя внешне они походили на самостоятельные органы ) и его подразделений. Отрицательные черты : 1)Казенная деревня оказалась еще больше под опекой разветвленного полицейско-бюрократического аппарата 2) тяжким бременем легло на гос.деревню содержание этого аппарата 3) колоссально возрос чиновничий произвол от которого страдали все категории крестьян НО ! Министерство гос.имуществ и его органы на местах всячески оберегали земли казенных крестьян от их расхищения со стороны помещиков ; регулировали оброчные гос.сборы ; стимулировали предпринимательство зажиточных крестьян ; создавали соц.структуру в гос.деревне … Итог : это была попытка найти выход из кризиса феодальной системы,оставаясь внутри самой этой системы. 1842- Указ об обязанных крестьянах. Суть : Каждый помещик мог даровать вольную своим крестьянам,но без права продажи им в собственность земли. Крестьяне получали только право пользования на условии аренды ( оставались барщина и оброк ) По соглашению помещика и крестьянина : 1) помещик не имел права увеличить барщину или оброк 2) не имел права отбирать или сокращать земельный надел. 1844- создание Комитетов инвентарей

Изображение слайда
8

Слайд 8: Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина

Финансовый кризис в стране : расходная часть гос.бюджета почти в 1,5 раза превышала его доходную часть. 1839 – введение государственнных кредитных билетов,которые были приравнены к серебряному рублю. 1843 – начался обмен находящихся в обращении ассигнаций на гос.кроедитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3,5 ассигнационных рубля. Денежная реформа укрепила финансовую систему страны,однако полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, так как правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Образовательная реформа

В ходе помещичьего преобразования было создано очень большое количество крестьянских школ. Была разработана программа массового крестьянского образования, в 1838 году насчитывалось около 2552 школы, в которых учились 112000 учеников. До образовательного преобразования насчитывалось 60 школ, в которых учились 1500 учеников. В 1856 открылось большое количество училищ и вузов, была сформирована система профессионального и среднего образования в стране. Но эта идея Николая все же была менее удачной чем предыдущие, это связано с тем что Николай I продолжил формирование сословного образования, основными предметами были латинский и греческий язык, остальные предметы выходили на второй план. Эти изменения очень плохо послужила университетам: образование стало платным, преподавателей и ректоров выбирало министерство народного просвещения, обязательными предметами были — церковная история, церковное право, богословие. Университеты были поставлены в зависимость от попечителей образовательных округов, их самоуправление было ликвидировано. Студентов сажали в карцер за правонарушения, также была введена форма для студентов, чтобы комендантам общежитий было удобно за ними следить.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Цензурная реформа

Это преобразование очень сильно повлияла на культуру и внутреннюю политику государства. Николай подавлял малейшее проявление вольнодумства. Цензурная реформа или как её ещё называют чугунная была очень жестокой по сути под запрет попадали все статьи, произведения и т.д которые хоть как-то затрагивали политику. Ужесточение цензуры было связано с европейскими революциями которые бушевали по всей Европе, дабы не усугубить своё положение Николай создал чугунную реформу. Все популярные журналы на тот момент попали под запрет, под запрет попадали также пьесы. Эти реформы известны также большим количеством ссылок поэтов на каторги.

Изображение слайда
11

Последний слайд презентации: Николай I как государственный деятель: Заключение

Николай I стремился сохранить и упрочнить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны и через механизм реформ. Николай I укреплял старое,чтобы успешнее противостоять новому. Итог и характер преобразований Николая 1 очень спорный. Несмотря на жесточайшую цензуру он умудрился удержать власть и улучшить экономическое положение. Но несмотря на все это стремления Николая 1 к централизации власти убило его реформаторские задумки.

Изображение слайда