Презентация на тему: Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века

Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Филипп Отто Рунге (1777-1810)
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Ф.О. Рунге «Маленький Perthes »
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
The Great Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
The Small Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Цветовая теория Ф.О. Рунге
Цветовой шар Рунге
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Рунге Филипп Отто,Автопортрет, 1801, Гамбург, Картинная галерея
Автопортрет, 1805
Автопортрет 1809-10 г.г. Картинная галерея, Гамбург, Германия
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
The Artist's Wife and Son, 1807, Nationalgalerie, Berlin
The Artist's Parents, 1806, Kunsthalle, Hamburg
Amaryllis Formosissima, 1808
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Крест в горах, 1808
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Заброшенное аббатство зимой,1834
Руины монастыря Эльдена возле Грейфсвальда, 1825
Зимний пейзаж, 1811
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Прогулка на заходе солнца, 1837-1840
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Меловые скалы на острове Рюген, 1818
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Двое, созерцающие Луну, 1819-1820
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Мужчина и женщина, созерцающие Луну, ок. 1824
Закат солнца (Братья), между 1830 и 1835
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Восход Луны над морем, 1821
Северное море в лунном свете, между 1823 и 1824
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Одинокое дерево, 1822
День цикла: полдень, 1821-1822
Вечер, 1820-1821
Лебеди в камышах на рассвете, 1832
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Вершина горы с плывущими облаками, ок. 1835
Адольф Менцель 1815-1905
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Портрет Фредерики Арнольд,1845
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф. 1848
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Парк дворца принца Альберта. Ок. 1846
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Прощание с жертвами мартовских событий. 1848
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Концерт Фридриха II в Сан-Суси. 1852
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Театр « Жимназ » в Париже. 1856
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки. 1867
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Железопрокатный завод. 1875
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
Процессия в Гастейне, 1880
Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века
1/88
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 71)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6920 Кб)
1

Первый слайд презентации: Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века

Изображение слайда
2

Слайд 2

В европейской культуре романтизм утвердился в конце XVIII-первой половине XIX вв.  В чём особенность романтизма? В утверждении культа природы и человеческих чувств. Это если говорить очень кратко. Но проявления романтизма в искусстве – явление чрезвычайно разнообразное и в чём-то даже противоречивое. Считается, что романтизм зародился в Германии.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Филипп Отто Рунге (1777-1810)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Крупнейший представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве. Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании. Живописи обучался у Йенса Юэля в академии Копенгагена. Дружил с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета. В 1810 г. опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации «Цветовая сфера».

Изображение слайда
5

Слайд 5

Немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.  Родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье купца-судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но вскоре (в 1897) почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования.  В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803), где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции. В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана », популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.  В 1802-03 Р. работал над аллегорической композицией "Времена дня".  Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля. С 1804 жил в основном в Гамбурге.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В полотне «Мы втроем» (1805, в 1931 г. погибла при пожаре) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек », 1805-1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Ф.О. Рунге «Маленький Perthes »

Изображение слайда
11

Слайд 11

В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой — связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня, символизирующий слияние человека с природой, — его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.  Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро».

Изображение слайда
14

Слайд 14

Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника. « Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».

Изображение слайда
15

Слайд 15: The Great Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: The Small Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg

Изображение слайда
19

Слайд 19

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства» ( Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt, 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Цветовая теория Ф.О. Рунге

Занимался портретной и визионерской живописью, создавал книжные иллюстрации к произведениям Л. Тика (немецкого поэта, писателя, переводчика и драматурга эпохи романтизма), с которым сблизился в Дрездене в 1801 г. Известен Рунге и как поэт и прозаик: он обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в «Сказки» братьев Гримм. Филипп Отто Рунге внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Цветовой шар Рунге

Изображение слайда
22

Слайд 22

На линии экватора – чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном – чёрный. На меридианах представлены все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара располагались все замутненные цвета. Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием. Размещение цветов в пространстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершенствований, но основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810.  Рунге умер молодым, оставшись верен протестантскому принципу, что у изобразительного искусства должно быть духовное предназначение.  В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов — две сказки, сочиненные Рунге на « платтдойч », нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием). Рунге были сделаны несколько автопортретов

Изображение слайда
24

Слайд 24: Рунге Филипп Отто,Автопортрет, 1801, Гамбург, Картинная галерея

Изображение слайда
25

Слайд 25: Автопортрет, 1805

Изображение слайда
26

Слайд 26: Автопортрет 1809-10 г.г. Картинная галерея, Гамбург, Германия

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: The Artist's Wife and Son, 1807, Nationalgalerie, Berlin

Изображение слайда
30

Слайд 30: The Artist's Parents, 1806, Kunsthalle, Hamburg

Изображение слайда
31

Слайд 31: Amaryllis Formosissima, 1808

Изображение слайда
32

Слайд 32: Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Родился в семье мыловара. Изобразительному искусству учился в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Возвратившись из Дании, путешествовал, а затем поселился в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков (Л. Тик, Новалис, Г.фон Клейст, Ф. О. Рунге). Был знаком с И. В. Гёте и В. А. Жуковским.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде (Передняя Померания). В молодости лишился большинства родствеников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене, известность пришла к нему лишь в XX веке.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Каспар Давид Фридрих — один из самых крупных мастеров европейского романтизма, создатель романтического пейзажа. Его обширное наследие включает не только живопись маслом, но и рисунки сепией, которые он делал во время своих частых путешествий. Именно пейзажи, исполненные в технике сепии, принесли ему первое признание. Фридрих изучал искусство рисунка в университете Грейфсвальда, затем занимался в Академии художеств Копенгагена, где сформировался как живописец-пейзажист. С 1798 года он работал в Дрездене, где сблизился с кружком писателей-романтиков — Л. Тиком, Новалисом, Г.Ф. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника. В поисках натуры он много путешествовал по побережью Балтийского моря, в горах Ризенгебирге. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Крест в горах, 1808

Изображение слайда
37

Слайд 37

Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (" Тетченский алтарь"; 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Эта картина принесла Фридриху первых почитателей и первых критиков. Заказал ее художнику владелец замка Тетчен в Чехии, поэтому она получила впоследствии название " Тетченский алтарь". Идея использовать пейзажную композицию в качестве алтарного образа была по тем временам революционной - тем более что пейзаж в начале XIX века считали "низким" жанром живописи. Но, в сущности, Фридрих ни на йоту не отступил от требований иконографии. Крест стоит на вершине горы, символизирующей Голгофу. Он окружен вечнозелеными елями, символизирующими надежды на воскресение и вечную загробную жизнь. Раму для картины сделал Карл Кун по эскизу самого Фридриха. Пшеница и виноград в нижней части рамы напоминают о таинстве евхаристии (причастия), а пальмовые листья, вырезанные в верхней части, означают победу Христа над смертью (пальмовыми ветвями встречал Христа народ Иерусалима). К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время. Крест придает символическую силу его пейзажам, вызывая ассоциации с национальной историей, идеей искупления и торжества христианской религии, которые волновали Фридриха как романтика.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров ("Аббатство в дубовом лесу", 1808—1810, Берлин, Государственные музеи; "Заброшенное аббатство зимой", 1834; "Собор", ок. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей).

Изображение слайда
39

Слайд 39: Заброшенное аббатство зимой,1834

Изображение слайда
40

Слайд 40: Руины монастыря Эльдена возле Грейфсвальда, 1825

Изображение слайда
41

Слайд 41: Зимний пейзаж, 1811

Изображение слайда
42

Слайд 42

Эту картину Фридрих послал в числе прочих на выставку в Веймаре в конце 1811 года. Она имеет парную работу под тем же названием, на которой изображен хромой юноша, идущий по темному, занесенному снегом лесу. Из нашего "Зимнего пейзажа" можно понять, что целью столь трудного пути было распятие. Юноша добрался до него. И не только добрался - но и получил чудесное исцеление (об этом недвусмысленно говорят отброшенные в сторону костыли). На заднем плане сквозь снежную дымку проступают очертания готического собора, и на сей раз мы видим перед собой не руины, как на многих других картинах Фридриха, но величественное здание, неподвластный времени дом Господень. Церковные шпили мягко освещены розоватым светом зари, который символизирует бесконечную любовь Христа ко всем, прибегающим к Нему, и Божественную любовь, способную развеять любую тьму и согреть в самую сильную стужу.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Прогулка на заходе солнца, 1837-1840

Изображение слайда
44

Слайд 44

Выписанность деталей пейзажа, восходящая к живописной традиции старых мастеров, всегда сочетается у Фридриха с воспроизведением эффектного, но приближенного к реальному освещения. Несмотря на определенную искусственность тональных разработок цвета, приносимого им, как то было свойственно романтикам, в жертву общей картинности пейзажей, художник всегда стремился к передаче определенного момента в жизни природы, правдивости светоцветовых отношений. Он изображал человеческие фигуры в световоздушной среде, добивался

Изображение слайда
45

Слайд 45: Меловые скалы на острове Рюген, 1818

Изображение слайда
46

Слайд 46

Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками, изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона ("Меловые скалы на острове Рюген," 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта ). Необычен и таинственен пейзаж, расстилающийся перед смотрящими на нее путниками ("Двое, созерцающие луну", 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).

Изображение слайда
47

Слайд 47: Двое, созерцающие Луну, 1819-1820

Изображение слайда
48

Слайд 48

Эту картину с полным основанием можно назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и всматриваются вдаль. Подле них - большой валун (камень веры) и ель (символ вечной жизни). Луна (символ воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет "живую" половину картины с валуном и зеленой елью от "мертвой" с засохшим деревом.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Мужчина и женщина, созерцающие Луну, ок. 1824

Изображение слайда
50

Слайд 50: Закат солнца (Братья), между 1830 и 1835

Изображение слайда
51

Слайд 51

Существуют разные мнения относительно трактовки фигур Фридриха. Многие считают, что художник не был силен в изображении человеческой фигуры, и именно потому предпочитал писать ее либо при ночном освещении, либо со спины. Этот прием позволяет художнику обозначить только силуэт, сводя к минимуму количество мелких деталей. Однако вряд ли такое объяснение можно признать достаточно убедительным, если вспомнить о немногих автопортретах художника, доказывающих его умение передавать сходство. Скорее всего, Фридрих изображал своих героев со спины для того, чтобы придать фигурам универсальное звучание и создать обобщающий образ.

Изображение слайда
52

Слайд 52

В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне "На парусном корабле" (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Прием сопоставления обозримого и безграничного, малого и большого служит вовлечению зрителя в пространство пейзажа. Полотна художника зачаровывают чувством всевластия природы над человеком, грандиозностью вечного движения, происходящего в ней.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Изображение слайда
54

Слайд 54: Восход Луны над морем, 1821

Изображение слайда
55

Слайд 55: Северное море в лунном свете, между 1823 и 1824

Изображение слайда
56

Слайд 56

Уже в ранних его картинах определилась мистическая атмосфера его искусства: отрешенно созерцающие пейзажные дали фигуры, загадочно-молчаливая природа, символы сверхреального бытия (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Часто художник изображает туман, закат, рассвет как неустойчивость и зыбкость реального мира. Он сам указывал, что его пейзажи «не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев.... но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов». Он использовал пейзаж как средство изображения своих глубоких эмоциональных переживаний. Для его картин характерным является изображение персонажа обращённым не к зрителю, а к ландшафту, таким образом и зритель как бы входит в тот мир, который изображается художником.

Изображение слайда
57

Слайд 57

В 1816 году Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий художеств; с 1814 — профессором Академии в Дрездене, где имеет много учеников. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества ("Руины в Ризенгебирге ", 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей).

Изображение слайда
58

Слайд 58: Одинокое дерево, 1822

Изображение слайда
59

Слайд 59: День цикла: полдень, 1821-1822

Изображение слайда
60

Слайд 60: Вечер, 1820-1821

Изображение слайда
61

Слайд 61: Лебеди в камышах на рассвете, 1832

Изображение слайда
62

Слайд 62

Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании ("Одинокое дерево", 1822, Берлин, Национальная галерея; "Вид Грейфсвальда ", 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле ). Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Значительное время художник уделяет работе в сепии, демонстрируя в рисунках большую свободу в передаче единства света, цвета и воздуха. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).

Изображение слайда
63

Слайд 63

Изображение слайда
64

Слайд 64

Спиной к зрителю стоит пожилой мужчина. Пяти людям на берегу соответствуют пять кораблей в море: корабль по центру олицетворяет мать, маленькие лодки у берега – детей. Корабли на горизонте символизируют более поздние этапы жизни двух мужчин, изображенных на картине. Самый дальний корабль как бы исчезает за горизонтом, олицетворяя старца, жизнь которого постепенно тоже сходит на нет. Существуют и другие интерпретации картины. В сущности, каждый зритель может дать своё понимание картины, если автор не озвучил её символический смысл. Хотя Каспар Давид Фридрих хотел, чтобы его картины взаимодействовали со зрителем лишь визуально, и не давал картине «говорящее» название. Поэтому предполагают, что название «Этапы жизни» картине дали позже, а изначальное название было другим.

Изображение слайда
65

Слайд 65

Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Панорама морской дали с парусными лодками открывается от фигур, олицетворяющих три поколения, три этапа человеческой жизни — юность, зрелость и старость. Созерцательный пейзажный мотив приобретает глубокое символическое звучание, поэтически повествуя о жизненном пути человека. Художник-романтик, Фридрих трактует жизнь человека и природы как нечто целое, подвластное проявлениям некой вечной, божественной силы. Романтические ноты вновь прозвучали в этом полотне; Фридрих вновь обратился в нем к теме, всегда остававшейся для него главной.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Он оказал большое влияние на немецкую живопись XIX века, под обаянием его таланта находились такие крупные мастера, как К. Блехен и А. Менцель, многие живописцы других стран. В 1810 году мастерскую художника в Дрездене посетил Гёте и восторженно отозвался о его творчестве. Поклонником таланта художника был и В.А. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Пейзажу суждено было играть важную роль в европейской живописи XIX столетия, и творчество Фридриха, одного из самых ярких мастеров романтизма, определило целый этап в развитии жанра, предопределив его последующие достижения в «век реализма».

Изображение слайда
67

Слайд 67

Изображение слайда
68

Слайд 68: Вершина горы с плывущими облаками, ок. 1835

Изображение слайда
69

Слайд 69: Адольф Менцель 1815-1905

Изображение слайда
70

Слайд 70

В истории не только немецкой, но и европейской живописи второй половины XIX века творчество Адольфа Менцеля занимает одно из главных мест. Присущие этому художнику жажда неутомимого наблюдения, его живописный талант, фантазия помогли ему — художнику-самоучке — стать крупным мастером, обрести высокие официальные почести и занять место прусского придворного живописца. Он стал рыцарем ордена Черного орла — самой высокой прусской награды, получив благодаря ему дворянское звание. Но всецело поглощенный творчеством, художник всегда держался в отдалении от двора. На протяжении всей жизни он работал не только в живописи, но и в графике, много сделав для развития искусства книги.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Портрет Фредерики Арнольд,1845

Изображение слайда
72

Слайд 72

Адольф Менцель начинал как литограф в мастерской отца. В 1833 году некоторое время посещал классы Академии художеств в Берлине. Он всегда много рисовал, с юности выработав особую дисциплину рисунка и приобретя высокую профессиональную культуру рисовальщика, что помогло ему в самостоятельных занятиях живописью. Материалом для зарисовок служили впечатления от многочисленных поездок по Рейну, Дунаю, побережью Балтийского моря, от путешествий в Голландию, Австрию, в Париж и в Италию. Большую роль в развитии его творческих интересов сыграли исполненные в 1839—1842 годах иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера, а впоследствии и к Сочинениям Фридриха II (1843—1849). История правления просвещенного прусского монарха увлекла молодого художника, позволила погрузиться в мир искусства эпохи рококо. Иллюстрации стали крупным событием в европейской графике; в них проявился подлинный историзм мышления Менцеля, сумевшего исторически конкретно и с психологической глубиной передать атмосферу эпохи, значительной для истории его страны.

Изображение слайда
73

Слайд 73: Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф. 1848

Изображение слайда
74

Слайд 74

К 1840-м годам относятся первые живописные работы Менцеля. В небольших полотнах он запечатлевал облик и быт близких людей ("Племянница художника", 1847, Мюнхен, Государственное баварское собрание картин; "Спящая сестра Эмилия ", ок. 1848, Гамбург, Кунстхалле ). Эти картины напоминают, скорее, быстрые зарисовки: смелая асимметрия композиции и небольшой формат приближают их к этюдам. Отзвуки раннего немецкого реализма — бидермейера — присущи и первому живописному полотну «Комната с балконом» (1845, Берлин, Национальная галерея), поэтически воспроизводящему обычный жанровый мотив.

Изображение слайда
75

Слайд 75: Парк дворца принца Альберта. Ок. 1846

Изображение слайда
76

Слайд 76

Ранние пейзажи по манере исполнения быстрым экспрессивным мазком тоже напоминают этюды. Художник стремится передать изменчивые моменты жизни природы, ощущение временного ритма ее жизни ("Парк дворца принца Альберта", ок. 1846; "Железная дорога Берлин — Потсдам", 1847, обе — Берлин, Национальная галерея; " Крейцберг близ Берлина", 1847, Берлин, Меркишен музеум ).

Изображение слайда
77

Слайд 77: Прощание с жертвами мартовских событий. 1848

Изображение слайда
78

Слайд 78

В 1848 году было создано полотно «Прощание с жертвами мартовских событий» (Гамбург, Кунстхалле ). Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 года в Берлине стало сюжетом одного из первых исторических полотен на современную тему в европейском искусстве.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Концерт Фридриха II в Сан-Суси. 1852

Изображение слайда
80

Слайд 80

Темы из истории национального прошлого получили развитие в живописном цикле из одиннадцати картин на сюжеты, связанные с жизнью Фридриха II ("Круглый стол короля Фридриха Великого", погибла во время Второй мировой войны; "Концерт Фридриха II в Сан-Суси ", 1852, Берлин, Национальная галерея). В сценах в интерьере, в пейзаже, в эпизодах военных сражений Менцель стремится к точному воспроизведению исторических деталей, живо трактует образ прусского короля и других персонажей

Изображение слайда
81

Слайд 81: Театр « Жимназ » в Париже. 1856

Изображение слайда
82

Слайд 82

После первой поездки в Париж в 1855 году было написано полотно "Театр « Жимназ » в Париже" (1856, Берлин, Национальная галерея). Не раз привлекавшая художника тема театра (после путешествия в Тироль им была написана картина Театр в Гастейне, 1859, Гамбург, Кунстхалле ) позволяла передать характерное в облике персонажей, переживания актеров и живой эмоциональный отклик зрителей на происходящее на сцене. Столь же привлекательной для художника, ценившего изменчивый мир чувств природы и человека, оказалась и тема города. В период 1860—1890 годов были созданы картины «После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки» (1867, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Парижские будни» (1869, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия), « Пьяцца д’Эрба в Вероне» (1884, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Кондитерский рынок в Киссингене » (1893, Берлин, частное собрание ). Его внимание привлекает полный яркой красочности и людского многообразия облик городских площадей, с расположенными на них рынками; нарядная толпа, заполняющая парки и бульвары Парижа; интерьеры ресторанов и уличных кафе; будничные, но наделенные особым колоритом виды уголков города. Менцель достигает в этих работах большой живописной тонкости в передаче светоцветовых изменений и рожденных этими видами нюансов ощущений.

Изображение слайда
83

Слайд 83: После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки. 1867

Изображение слайда
84

Слайд 84

Более парадны, хотя и отмечены теми же живописными стремлениями, изображения придворных балов и ужинов прусской аристократии. Яркими цветовыми пятнами смотрятся роскошные платья дам и фраки кавалеров в залитых светом торжественных бело-красных интерьерах, отделанных золотом. Многое значит для него как для художника, ценившего эпоху XVIII столетия, то, что праздничные события происходят в интерьерах зданий, сооруженных при Фридрихе II — в Оперном театре на Унтер-ден-Линден или в подстамском дворце Сан-Суси, который он любил рисовать.

Изображение слайда
85

Слайд 85: Железопрокатный завод. 1875

Изображение слайда
86

Слайд 86

Не только история, но и факты новой действительности имели огромную ценность для Менцеля. С живым интересом к ним исполнено полотно «Каменщики на новостройке» (1875, Эссен, Собрание картин фирмы Круппа ), передающее чувство живого ритма строительной деятельности в одном из кварталов Берлина. Изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии, в Кенигсхютте, стало сюжетом полотна «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея). Эта картина явилась значительным событием в европейской реалистической живописи XIX столетия. Работая над ней, Менцель досконально изучил технологию металлургического процесса, сделал много графических и живописных этюдов с натуры. Стремление к исторической достоверности сочетается в этих его двух полотнах с поэтизацией явлений современности, умением заставить ощутить их внутренний эмоциональный ритм.

Изображение слайда
87

Слайд 87: Процессия в Гастейне, 1880

Изображение слайда
88

Последний слайд презентации: Немецкая романтическая живопись первой половины XIX века

Одним из последних крупных произведений художника явилась картина "Процессия в Гастейне " (1880, частное собрание). С великолепным мастерством передано в нем разнообразие социальных типов, развернута панорама жизни маленького провинциального немецкого городка. В кругу подобных многофигурных («хоровых») картин в европейской реалистической живописи второй половины XIX века эта работа занимает одно из ведущих мест; в ней ярко раскрылись многие черты выдающегося таланта Адольфа Менцеля. Будучи художником, отвергавшим ложный героический пафос академической исторической живописи, он создал новый ее тип. История национального прошлого и современность, в равной степени увлекавшие художника, стали темами его произведений, коренным образом изменив понимание исторического жанра, привнеся в него дыхание нового времени.

Изображение слайда