Презентация на тему: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
КАНТ о Просвещении
ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАНТА
ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ КАНТА
Новоевропейская метафизика и эпистемология
АНТИДОГМАТИЗМ КАНТА
Кант : от метафизики к теории субъекта
ЦЕЛЬ КАНТОВСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ
ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ?
«Каперниканский переворот» Канта
СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОСТИ И РАССУДКА
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
«Трансцендентальная эстетика»
«Трансцендентальная аналитика»
Как возможны априорные синтетические суждения ?
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ВМЕСТО МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ
12 категорий рассудка
СТРУКТУРА КАНТОВСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
ФЕНОМЕН И НОУМЕН
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
КАК МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗНАНА ПРИРОДА ?
Источник единства, по Канту
ТРИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Рассудок и разум. «Трансцендентальная диалектика»
Регулятивная функция разума и идей
ПАРАДОКС СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И РАССУДКА
4 АНТИНОМИИ КАНТА
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
1/32
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 1)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2053 Кб)
1

Первый слайд презентации: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ

ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ ИММАНУИЛ КАНТ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ФОН ШЕЛЛИНГ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: КАНТ о Просвещении

В работе «Ответ на вопрос : Что такое Просвещение» (1784) Кант пишет : « Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения»

Изображение слайда
5

Слайд 5: ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАНТА

«Докритический» период (с 1747 г. по 1770 г.). 1. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.) 2. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; 3. Выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; 4. Изучал роль приливов и отливов на нашей планете. «Критический период» (с 1770 г. по 1804 г.) Три главные работы Канта : «Критика чистого разума» (1781) – проблемы познания «Критика практического разума» (1788) – проблемы этики «Критика способности суждения» (1790) – попытка преодоления разрыва между миром сущего и миром должного. Телеология.

Изображение слайда
6

Слайд 6: ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ КАНТА

1) что я могу знать? ( метафизика ); 2) что я должен делать? ( мораль ); 3) на что я могу надеяться? ( религия ); Главный вопрос философии – ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК ? Антропология и Этика (основные философские дисциплины)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Новоевропейская метафизика и эпистемология

Рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц мыслят познание онтологически : мышление есть то, о чем оно мыслит : Мышление=Бытие Эмпирики Бэкон, Локк, Гоббс, Беркли : познание возможно только через опыт S O

Изображение слайда
8

Слайд 8: АНТИДОГМАТИЗМ КАНТА

Кант критикует догматическое убеждение новоевропейской философии в безграничности человеческого разума!!! «Юм пробудил меня от догматического сна»!!! Юм : «Идеи есть копии впечатлений!»

Изображение слайда
9

Слайд 9: Кант : от метафизики к теории субъекта

Познание - это деятельность, протекающая по своим собственным законам. От субстанции - к субъекту, от бытия – к деятельности. S O

Изображение слайда
10

Слайд 10: ЦЕЛЬ КАНТОВСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ

Анализ структуры субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений («идолы разума» Бэкона), а чтобы решить вопрос : что такое истинное знание как таковое ? Н еобходимо установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта. Два «уровня» субъекта эмпирический трансцендентальный (индивидуально-психологические (всеобщие определения особенности человека) как homo sapiens ) Гипотеза Канта : объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта

Изображение слайда
11

Слайд 11: ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ?

Главная проблема : обоснование объективности научного знания (прежде всего - механики). ВОПРОС : В какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с природным объектом и процессом? Для того, чтобы обосновать законность применения математических конструктов к природным процессам, нужно доказать, что деятельность конструирования имеет некоторый аналог в самой природе.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Каперниканский переворот» Канта

Кант : каким должен быть характер и способности познающего субъекта, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем? Цит. : "До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразовываться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов... Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием. Здесь повторяется то же, что с первоначальной мыслью Коперника : когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движение небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя".

Изображение слайда
13

Слайд 13: СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОСТИ И РАССУДКА

Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие – это смутное знание, в отличие от знания, полученного рациональным путём. У Канта, напротив, научное знание можно мыслить лишь как синтез чувственности и рассудка. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты»

Изображение слайда
14

Слайд 14: КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

Разделы : Трансцендентальная эстетика (пространство и время) Трансцендентальная аналитика (категории и основоположения рассудка) Трансцендентальная диалектика (идеи разума)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Трансцендентальная эстетика»

Критика Кантом «классического» представления о человеческой чувственности : Ч увственность лишь доставляет нам многообразие ощущений ; ощущение - это содержание, материя чувственности. Чувственное представление всегда несет в себе начало случайности («истины факта» Лейбница)! Вопрос : Но как возможно необходимое, объективное знание, основанное на чувственном опыте ? Ответ : Для этого необходим синтез чувственности и рассудка!

Изображение слайда
16

Слайд 16: Трансцендентальная аналитика»

Вопрос №1 : Каким образом осуществляется синтез чувствен- ного и рационального ? Вопрос №2 : Как обосновать необходимость и всеобщность знания как продукта этого синтеза ? Как возможны синтетические априорные суждения? СУЖДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ (A=A. Пример : «все тела протяжённые», (Пример : «Сейчас идет снег» «Все что происходит, имеет причину») «Лебедь – белый», «Все тела имеют вес», «Все книги имеют страницы»

Изображение слайда
17

Слайд 17: Как возможны априорные синтетические суждения ?

Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются на форму чувственности, а не на чувственный материал. Таковы лишь суждения математики, которая конструирует свой предмет, опираясь либо на чистое созерцание пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика). ПРИМЕР : «Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками» - это исходное положение геометрии не может быть получено аналитически, ибо из самого понятия прямой нельзя логически вывести признак величины расстояния.

Изображение слайда
18

Слайд 18: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ВМЕСТО МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ

Рассудок сам конструирует предмет, сообразно априорным формам мышления - категориям Это снимает вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим знанием о них. ВЫВОД : Мы можем познать только то, что сами создали!

Изображение слайда
19

Слайд 19: 12 категорий рассудка

Кант выделяет следующие категории рассудка ( T-AT-S) : * Категории количества 1 Единство 2 Множество 3 Цельность * Категории качества 1 Реальность 2 Отрицание 3 Ограничение * Категории отношения 1 Субстанция и принадлежность 2 Причина и следствие 3 Взаимодействия * Категории модальности 1 Возможность и невозможность 2 Существование и несуществование 3 Предопределённость (необходимость) и случайность Для сравнения : Аристотель выделял 10 категорий как наиболее общие «роды» (или «классы») бытия: 1. Субстанция 2. Количество 3. Качество 4. Отношение 5. Пространство 6. Время 7. Состояние - — положение частей предмета друг относительно друга. 8. Обладание 9. Действие - 10. Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.

Изображение слайда
20

Слайд 20: СТРУКТУРА КАНТОВСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Изображение слайда
21

Слайд 21: ФЕНОМЕН И НОУМЕН

МИР ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ НОУМЕНАЛЬНЫЙ ( Мир, данный нам в опыте. (Мир «вещей в себе», Феномены – протяженные независящих от человека, тела ; в мире опыта все они едины, неделимы, бесконечно делимо, то есть непознаваемы) состоит из частей, что делает возможным познание феноменов с помощью механики) ФЕНОМЕН И НОУМЕН

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: КАК МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗНАНА ПРИРОДА ?

Если природа – вещь в себе, то о ней невозможно получить всеобщего и необходимого знания; Но природа - лишь совокупность и связь явлений, а явления - продукт деятельности нашего собственного рассудка. Следовательно, мы постигаем законы природы, которые есть не что иное, как принципы организации трансцендентального субъекта ВЫВОД : Априорные формы чувственности (пространство и время) и априорные формы рассудка (категории) вносят начало организации и единства в многообразие чувственного материала.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Источник единства, по Канту

Источником высшего единства может быть только сам человек – субъект, а именно его акт самосознания («я мыслю»). Этот акт - трансцендентальное единство апперцепции (самосознания). Этот надындивидуальный акт составляет истинное ядро трансцендентального субъекта.

Изображение слайда
26

Слайд 26: ТРИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ЧУВСТВЕННОСТЬ – пассивная способность к восприятию РАССУДОК - спонтанная деятельность, способность осуществлять интеллектуальный синтез с помощью определенных правил синтезирования – категорий. Но этом деятельность рассудка формальна. Категории рассудка применимы только в опыте. У рассудка как такового нет цели. Существует ли такая способность у человека, которая могла бы ставить перед рассудком цель ? РАЗУМ – способность мыслить общезначимые идеи и оперировать такими понятиями как «мир», «душа», «бог» и т.п.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Рассудок и разум. «Трансцендентальная диалектика»

Общее положение : у всего есть своя причина. Деятельность рассудка нацелена на выявление этого причинного ряда в опыте ( всякое явление А обусловлено некоторым другим явлением В, а В обусловлено третьим явлением С, С имеет в качестве своего условия явление D и т.д. до бесконечности). Однако рассудок не имеет возможности закончить этот ряд некоторым последним - безусловным.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Регулятивная функция разума и идей

Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы получаем идею души (в традиционной метафизике это субстанция, наделенную бессмертием и свободной волей). Стремясь подняться к последнему безусловному оснований всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. Желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - как психических, так и физических, - наш разум восходит к идее Бога.

Изображение слайда
29

Слайд 29: ПАРАДОКС СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И РАССУДКА

Если разум задает цель рассудку, то рассудок должен стремиться к бесконечности. Но категории рассудка применимы только в опыте, а значит, выйти в бесконечное рассудок не может Разрешение парадокса у Канта : признание антиномичности мира

Изображение слайда
30

Слайд 30: 4 АНТИНОМИИ КАНТА

1. Мир конечен мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода   в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4.Существует первопричина мира ( Бог )  не существует первопричины мира.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ

Изображение слайда