Презентация на тему: Неклассическая философия: иррационализм и материализм Доцент А.Ю

Неклассическая философия: иррационализм и материализм Доцент А.Ю.
Иррационализм и его определение
Иррационализм и его определение
Иррационализм: Артур Шопенгауэр
Иррационализм: Артур Шопенгауэр
Иррационализм: Артур Шопенгауэр
Иррационализм: Сёрен Кьеркегор
Иррационализм: Сёрен Кьергкгор
Иррационализм: Фридрих Ницше
Фридрих Ницше, Луиза фон Саломе и Пауль Рэе
Иррационализм: Фридрих Ницше
Иррационализм: Фридрих Ницше
Иррационализм: Фридрих Ницше
Материализм и его определение
Происхождение материализма
Антропологический материализм: Людвиг Фейербах
Метафизический материализм: Ойген Дюринг
Диалектический материализм: Карл Маркс и Фридрих Энгельс
1/18
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3489 Кб)
1

Первый слайд презентации

Неклассическая философия: иррационализм и материализм Доцент А.Ю. Вязьмин Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Изображение слайда
2

Слайд 2: Иррационализм и его определение

Главная черта иррационализма (от лат. in — отрицающая приставка + ratio — «разум») — невозможность познания действительности (сущего как такового) философией как наукой, собственно наукой и научными методами. Таким образом, согласно иррационализму познание a priori должно иметь нерациональные формы. Иррационализм как таковой — это вариант несистематической философии, которая нарочито отказывается от права быть наукой. Внерациональные формы способности познавать присущи гениям или людям с интуитивным постижением элементов истины. Второй внерациональной способностью сознания является воля, по большей части понимаемая как воля героическая. Иррационализм апеллирует к высшим познавательным и волевым функциям (способностям, хабитуальностям [от лат. слова habitus — «привычка»]) сознания. 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Иррационализм и его определение

Иррационализм XIX века — явление упадка рациональной научной философии и результат развития общего мировоззренческого кризиса, известного под именем нигилизма. Нигилизм (от лат. nihil — «ничто») — мировоззрение, начавшееся с середины XIX века, отрицающее рациональную этику и стремление к нравственным идеалам на основании непринадлежности ( необусловленности, неподвластности ) воли человека его личному «я». Нигилизм середины XIX века критиковал науку, а нигилизм второй половины XIX века часто наоборот совмещался с естественнонаучным мировоззрением и носил более позитивистский характер. Философы и общественные деятели второй половины XIX века всерьёз были настроены против нигилизма как пути, ведущего к катастрофе общечеловеческого характера.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Иррационализм: Артур Шопенгауэр

« Мир как воля и представление » ( Die Welt als Wille und Vorstellung, 1818) – главная работа позднего Шопенгауэра. В этой работе Шопенгауэр отталкивается от того, что Кант в исследовании внутреннего опыта, игнорировал его постижение через волю, наиболее важную форму опыта. Шопенгауэр видит человеческую волю как единственное окно в мир за пределами синтезов рассудка и представления, как интуитивную способность постичь кантианскую вещь в себе ( Ding an Sich ). Мир — это представление единой Воли бытия, в которой индивидуальная человеческая воля является феноменом. Промежуточное положение между индивидуальной способностью представлять мир и способностью волить ( die Willk ü rskraft ) занимает способность познавать мир эйдетически — с помощью понятий и идей. 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Иррационализм: Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (22 февраля 1788 — 21 сентября 1860) — немецкий философ, ученик Ф. Шлейермахера и И. Г. Фихте, профессор Берлинского универ - ситета (в период ректроства Г. В. Ф. Гегеля), мистик и мизантроп. Определение философии по Шопенгауэру: «Философия — это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать её на дороге искусства».

Изображение слайда
6

Слайд 6: Иррационализм: Артур Шопенгауэр

Способность волить, согласно Шопенгауэру, не есть свобода воли. Человеческая воля свободна только в том смысле, что она может быть принята как необходимость Воли или отвергнута, но она не может быть изменена. Такая ситуация возникает из-за того, что способность воления есть часть Воли как вещи-в-себе, а последняя является основанием всей цепи причинности природного детерминизма. Воля как вещь в себе находится в конфликте с ego каждого отдельного человека как с феноменом, обусловленном природной причинностью. Однако в силу способности воления   ego трансцендирует (обладает направленностью на трансцендентное в существовании и познании), благодаря чему может понять другого через сострадание. В свою очередь несправедливость по отношению к другому лишает ego возможности быть частью Воли как с вещи-в-себе.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Иррационализм: Сёрен Кьеркегор

Сёрен Обю Кьеркегор (5 мая 1813 — 11 ноября 1855) — датский религиоз - ный философ и писатель. Кьекегор был обеспокоен ситуацией евро- пейского нигилизма. Источником нигилизма он считал кризис христианства и распростра - нение «эстетствующего» мироощущения. В работе « Или-или » (1843) он выделил три стадии одухотворённого существования человека: эстетическую, этическую и религиозную. Все эти стадии являются преодолением обывательского состояния человеческой личности. Переход к каждой последующей стадии преодоления «обывателя» осуществляется через переживание отчаяния. 7

Изображение слайда
8

Слайд 8: Иррационализм: Сёрен Кьергкгор

В работе « Страх и трепет » (1843) Кьеркегор рассматривает отчаяние как некоторое переживание, способное открыть человеку абсурдность обывательского образа жизни. Из переживания отчаяния рождается вера, которая как раз и представляет собой волю сопротивления абсурду. В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветному рассказу об Аврааме и о его любимом сыне Исааке в книге Бытия 22:1—19 ( Элоист : предположительно пророк Осия, около 730 г. до н. э.). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор открывает посредством отвлечённых рассуждений по поводу преодоления Авраамом чувства абсурдности воли (повеления) Бога принести любимого сына в жертву, отчаяния, которое перерастает в веру и самоотверженность, и укрепляется в понимании абсурдности обывательского образа жизни, когда Бог являет чудо спасения Исаака: Авраам понимает, что повеление Бога провиденциально было направлено лишь на усиление его веры в Него. 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Иррационализм: Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (15 октября 1844 — 25 августа 1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, публицист и философ. В возрасте 24 лет, будучи ещё студен- том, он был приглашён на должность профессора классической филологии (древнегреческий и латинский языки) в  Базельский университет. Философские взгляды Ницше складывались под влиянием работ А. Шопенгауэра. В период дружбы с Р. Вагнером Ницше написал работу « Рождение трагедии из духа музыки, или эллинство и пессимизм » (1872) в которой рассматриваются противоположности аполлонического и дионисийского в качестве этических и эстетических начал воли. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Фридрих Ницше, Луиза фон Саломе и Пауль Рэе

10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Иррационализм: Фридрих Ницше

« Так говорил Заратустра » ( Also sprach Zaratustra, 1883—1885) — философский роман Ф. Ницше, написанный им после разлуки с Л. Фон Саломе. В центре внимания романа Ницше — концепция сверхчеловека ( Ü bermensch ). Сверхчеловек — это существо, которому удалось преодолеть отчуждённость своего существования, который «вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом». Сверхчеловек, по словам Ницше, « смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание». Человек — это промежуточное звено эволюции в её движении от обезьяны к сверхчеловеку. Главный герой романа — бродячий канатоходец и философ с персидским именем Заратустра — так восклицает о человеке: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Иррационализм: Фридрих Ницше

Ключевая концепция философии Ницше — воля к власти ( Wille zur Macht ). Воля к власти — это непрестанно самоосуществляющаяся сила, схваченная в аспекте её экспансивной природы. Воля к власти — это здоровое проявление воли, присущее человеку и животным в их эволюционном развитии. Отрицающая сила, противопоставленная воли к власти, называется у Ницше ресентиментом ( ressentiment ). Это негодование, злопамятность, озлобленность, чувство враждебности к тому, что человек считает причиной своих неудач, бессильная зависть, тягостное сознание тщетности попыток самоутверждения. Ресентимент — это болезнь воли. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в систему морали. Результатом такой нездоровой «морали» является европейский нигилизм XIX века. 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Иррационализм: Фридрих Ницше

На пути к сверхчеловеку воля к власти и ресентимент преобразуются в особую волю к ничто ( Wille zum Nichts ), которая должна преодолеть ситуацию (стадию) европейского нигилизма и «переоценки ценностей» с тем, чтобы создать новую мораль и новую систему ценностей. Воля к ничто в отличие от воли к власти не подвержена ресентименту. Её предназначение — подготовить появление сверхчеловека взамен существующего человечества. В целом Фридриха Ницше можно охарактеризовать как самого скандального философа в истории философии. Язвительной критики и иронии Ницше не обошла ни одна философская мысль в истории человечества, в том числе и его собственная. 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Материализм и его определение

Материализм — это философское направление, возникшее в XVIII-XIX веках, согласно которому онтологически первым началом является материя, понятая как объективная ( интерсубъективная ) реальность, непосредственно данная любому субъекту в ощущениях. Материя в определении материалистов отличается как от классического (т. е. аристотелевского) определения материи в философии, так и от определения, принятого физиками. 14 Материя в классической (аристотелевской) философии Материя в физике Материя в философии материалистов Одно из начал (причин), представляющее собой содержание (внутреннюю форму) всякой налично данной вещи. Множество всего содержимого в пространстве и времени, способное влиять на их свойства. Объективная ( интерсубъективная ) реальность, непосредственно данная любому субъекту в ощущениях.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Происхождение материализма

Термин « материализм », появляется благодаря Г. В. Лейбницу: Лейбниц некогда попытался дать оценку эпикуреизму, которым в его время увлекались некоторые французские рационалисты. Идея « механистического материализма » в рамках рационализма появляется у ряда французских философов эпохи Просвещения, таких как Жюльен де Ламетри, Поль Гольбах, Дени Дидро. В начале XIX века возникает новое течение — вульгарный материализм. У него были следующие черты: 1) атеизм и критика религии; 2) критика метафизики и предшествующей философии; 3) витализм (учение о жизненной силе); 4) утверждение, что мышление — продукт жизнедеятельности мозга. К вульгарному материализму принадлежали Карл Фохт, Людвиг Бюхнер, Якоб Молешотт. 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Антропологический материализм: Людвиг Фейербах

Людвиг Андреас фон Фейербах  (1804—1872) — немец- кий философ, теоретик атеизма. Критика Фейербаха направлена против ключевого для Гегеля понятия «Дух», которым он обозначает нечто все- общее, стоящее за явлениями, определяющее их движение от абстрактного (разобщенного) к конкретному ( сра - щенному), а также диалектику и историческое развитие. Фейербах пишет, что философию следует начинать с конкретного бытия, а потому на место понятия «Духа» следует поставить природу и самого человека. Материя, из которой состоит человек, его тело, чувственность, потребности человека становятся у Фейербаха центральным предметом исследования. Критика Фейербаха обращена также на религию и, в особенности, на христианство. В работе « Сущность христианства » (1841) он пишет: «То, что человек думает о Боге, — это осознание человеком самого себя». Фейербах предлагает исторический поворот от старых религий к новой антропологической религии предлагает совершить под девизом homo homini Deus est (человек человеку — Бог). 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Метафизический материализм: Ойген Дюринг

Карл Ойген Дюринг  (1833 — 1921) — немецкий философ, физик, экономист и юрист. Система «философии действительности» Дюринга представляет собой несобственную философию, соче - тающую в себе элементы материализма, позитивизма и кантианства. При этом Дюринг использует метафизиче - ские построения для систематизации разнородных взглядов. Дюринг считает философию априорным учением о конечных истинах. Мир, согласно Дюрингу, бесконечен в пространстве, но ограничен во времени. Существованию Вселенной предшествует состояние абсолютного покоя, заключенное в неподвижном эфире. Однако вечной материи мира присуща внутренняя «механическая сила», которая и выводит его из состояния покоя. Особенностью такой «метафизической физики» Дюринга является то, что материя, время и пространство оказываются разобщенными сущностями, а мир и движение определяются как результат взаимодействия вечной материи и вечного пространства. 17

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Неклассическая философия: иррационализм и материализм Доцент А.Ю: Диалектический материализм: Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Благодаря работам Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) материалистическое направление достигает своей завершающей стадии. Под влиянием антропологической критики Гегеля Фейербахом Карл Маркс обращается к Гегелю и его диалектическому методу: в 1843 году он пишет работу « Критика гегелевской философии права », а в 1846 — « Тезисы о Фейербахе ». Маркс знакомится с Энгельсом в 1844 году, а в 1848 выходит их первая совместная работа, содержащая политическую программу материализма – « Манифест коммунистической партии ». В этой работе Маркс и Энгельс доказывают, что в дальнейшем историческом развитии человечества из оппозиции классов общества « буржуазия ↔ пролетариат » с неизбежностью возникнет некое новое бесклассовое социальное устройство и, таким образом, социальная формация « капитализм » сменится социальной формацией « коммунизм ». Таким образом, марксизм предлагает в основном политическую программу в философии. Энгельс также применяет диалектику к исследованию природы и окружающего мира. Это позволяет материализму прийти к некоторой «систематичности» своего учения и к определенной гносеологической программе. Крупнейшими работами Энгельса в разработке концептуальных основ диалектического материализма становятся « Диалектика природы » (1870) и « Анти-Дюринг » (1878). 18

Изображение слайда